Что происходит с рынком доставки в России и чего ждать в будущем

Рассказывает Игорь Шиянов, генеральный директор сервиса гиперлокальной доставки Master Delivery, обслуживающего более 10 тысяч заказов ежедневно.

Что происходит с рынком доставки в России и чего ждать в будущем

Назовите три важнейших тренда на рынке доставки прямо сейчас.

Интернет превращается в один огромный супермаркет, в котором можно купить всё. Потребитель хочет иметь широкий ассортимент и получать заказы быстрее, дешевле и качественнее. Соответственно, доставки будут ускоряться, а их виды расширяться: домой, в пункты выдачи заказа (ПВЗ), в багажник автомобиля, в постаматы, на стадион и куда угодно.

Количество онлайн-заказов на человека увеличивается, сознание массового потребителя мигрирует в сегмент быстрой доставки до двери. По нашим данным, на доставку в руки в среднем приходится 40% российского рынка онлайн-заказов и эта доля будет расти.

Время доставки готовой еды, продуктов питания и товаров повседневного спроса сократится до 10-15 минут, а доставка покупок будет происходить день в день.

Между игроками рынка доставки есть принципиальная разница?

На рынке два типа игроков: у одних есть витрины, они развернуты лицом к клиенту, а под их капотом вторые - В2В-сервисы, которые предоставляют первым услуги доставки и курьеров.

Онлайн-бизнес чаще выбирает комплексные решения «под ключ», которые включают в себе одновременно и услуги курьеров, и логистическую платформу. Такой формат обеспечивает необходимую загрузку и позволяет работать с заказами любых типов. Службы, которые работают на доставку одной категории заказов, например, только готовой еды, теряют свою актуальность.

Правда, что на рынке скоро настанет «курьерский голод»?

Да, и это неизбежно. Летом 2021 года спрос на курьеров вырос в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

Дальше будет только сложнее: торговые площадки все ближе «подбираются» к потребителям. Ритейл развивает собственную городскую логистику: микро-склады (дарксторы), пункты выдачи заказов (ПВЗ), сети постаматов и т.п. Курьеры начинают крутиться вокруг них, как пчелы вокруг улья. Доставка сужается до районной, в радиусе 2 км.

Раньше на рынке доминировали курьеры на транспорте среднего размера (например, автомобилях «Газель» или Ford Transit): они приезжали на склад, загружались посылками под завязку, и целый день их развозили. Сегодня преобладают курьеры на скутерах.

Для развития электронной коммерции необходима городская инфраструктура, способная пропускать большой трафик онлайн-заказов. Например, выделенные полосы для курьеров, парковки, зарядки для скутеров.

Важно развивать технические и организационные инструменты, которые облегчают труд курьера и помогают ему доставлять больше заказов в час. Алгоритмы помогают минимизировать простои. Это стек технических решений, который включает в себя прогнозирование спроса, картографию, группировку товаров разных категорий и многое другое. Только технологии могут ускорить и удешевить доставку.

Что происходит с рынком доставки в России и чего ждать в будущем

Может ли стать шире перечень товаров, которые можно доставлять? Смягчат ли требования регуляторы?

Все, что физически может быть доставлено, будет доставлено.

Политика регуляторов в разных странах примерно одинаковая: инновации опережают законодательство. Но либерализация безусловно произойдет — это касается и России. Раньше считалось, что нельзя доставлять лекарства, но рынок моментально развернулся, поняв, что на самом деле можно соблюдать и условия хранения, и температурный режим, и сроки.

То же самое будет со всеми остальными товарами. И алкоголь станет «доставляемым» товаром когда-нибудь. На мировом рынке множество примеров: Uber купил стартап по доставке алкоголя Drizly за $1.1 млрд, в Германии продали Flaschenpost тоже за $1 млрд.

Почему говорят, что «последняя миля» — самый сложный этап доставки?

Потому что идеально рассчитать одновременно и маршрут, и загруженность курьера — очень сложно.

Построить логистическую магистраль из двух складов и обмениваться между ними товарами — простая алгоритмическая задача: предсказуемый спрос, известны и маршруты, и подбор транспорта, и расчет времени подачи. Все это минимизирует простои и нерациональные издержки.

Когда начинаешь развозить заказы по районам, по конкретным адресам, формируется огромное количество точек, где может произойти сбой в системе. Курьер — это точка отказа, пункты выдачи, ресторан, склад — всё это тоже точки отказа. В Москве в каждом микрорайоне нужны несколько отделений, несколько пунктов и источников заказа: склад, ресторан, постамат. В любом из них что-то может пойти не так — например, перекроют дорогу — и все эти факторы должны учитываться алгоритмами.

Дорогой последняя миля становится для тех компаний, которые пока не научились обеспечивать стопроцентную загруженность курьера. Технологии Master Delivery решают сложности гиперлокальной доставки. Чтобы хорошо доставлять в районах, нужно точно угадывать спрос — не просто в течение дня, а в каждый конкретный час. У разных типов товаров отличаются часы пиковой нагрузки, поэтому мы и вышли в мультикатегорийную доставку. За счёт комбинации категорий можно сильно сэкономить и легче прогнозировать, держать контроль цены, снижать время простоя.

Что происходит с рынком доставки в России и чего ждать в будущем

Мы часто читаем о курьерах, которым стало плохо из-за переработок. А какие условия нужны курьерам, чтобы всё работало хорошо?

Главная тенденция последнего времени — разворот общественного сознания, клиентов и рынка в сторону полезности и сложности профессии курьера. До пандемии отношение самих курьеров к их работе оставляло желать лучшего, а сейчас они часто говорят «я приношу пользу».

Объясню на нашем примере. Франшизная сеть Master Delivery объединяет более 10 000 курьеров. За день курьер может проехать 100-200 км, это сложная и утомительная работа. Чтобы её облегчить, мы разработали приложение, с помощью которого курьер сам выбирает индивидуальный график работы, район и категории товаров и управляет своей нагрузкой. Это же приложение отслеживает утомляемость — если система видит, что курьер давно не брал перерыв, ему придет уведомление с предложением сделать паузу на отдых.

Важен и человеческий фактор: на смену с курьерами выходит супервайзер, он координирует группы из 20 курьеров, решает проблемы.

Мы намерены идти дальше и сделать работу курьера долгосрочно устойчивой. Каждый курьер может стать предпринимателем: начать с развоза товаров, получить опыт, вырасти до супервайзера, а затем открыть свой бизнес по доставке.

Как понять, в каком районе и когда понадобится больше курьеров?

Технологии Master Delivery можно разделить на две группы. Первая группа – полевые, доставочные алгоритмы: группировка, картография и маршрутизация. Вторая группа – backoffice: операционное обслуживание, рекрутинг и метрики.

Чтобы больше доставлять, нужно лучше группировать заказы, учитывать товарное соседство, строить маршрут с учетом множества факторов, подхватывать по дороге, объединять заказы с одной или разных точек и делать это все на живом потоке данных. Для разных типов товаров приходится переключать алгоритмы на ходу, ведь у каждого из них разные регламенты. Это сложный процессинг, обработка массивов данных и искусственный интеллект.

Если в основе расчетов лежит картография с неполными данными, то алгоритм разобьётся о реалии. Мы агрегируем информацию из множества источников и все эти данные участвуют в алгоритмах прогнозирования заказов, построения маршрутов, куда нужно направить курьера.

Бэк-офисные решения обеспечивают логистическим компаниям прозрачность бизнеса, помогают работать с базой курьеров, наймом, собирать отчетность по клиентам, видеть эффективность сотрудников, супервайзерских и курьерских ячеек.

Все технологии Master Delivery мы упаковываем в форме технологической франшизы.

Чем рынок доставки в России отличается от зарубежных?

За год с момента основания Master Delivery мы запустились более чем в 190 городах России, а также в Италии и Германии. До конца 2021 года планируем присутствовать в Испании и США со своим франшизным продуктом и дальше масштабироваться по всему миру.

Оказалось, что те технологии и процессы, которые мы разработали для российского рынка фудтеха, являются одними из наиболее передовых в мире и очень применимы в других странах. Русские открывают дарксторы по всему миру.

Чем хороша гиперлокальная доставка — вне зависимости от страны нужны примерно идентичные подходы.

Когда мы размышляли о международной экспансии, сначала думали, что нужно искать местных партнеров – компании с большим опытом на рынке, а сейчас понимаем, что вход на рынок намного легче воспроизвести через предпринимателей.

Это повлияло и на наше самосознание: в начале года мы ощущали себя российской компанией, но по мере развития международной экспансии поняли, что наш бизнес глобален. Мы поддерживаем гибридную корпоративную структуру, нанимаем людей по всей России и по миру.

Вся разработка у нас собственная. Россия хороша тем, что здесь много математиков, разработчиков, алгоритмистов. Такие специалисты занимались созданием нашего приложения. Нам удалось собрать лучших специалистов по картографии, продакт-менеджеров, профессионалов по DevOps. В команде уже более 100 человек, в том числе два кандидата наук.

Наш главный вызов — удовлетворить бешено растущий спрос.

В январе мы обрабатывали тысячу заказов в месяц, а в августе было уже 320 тысяч. В декабре выйдем на миллион.

Мы стремимся стать картографически независимыми: объединяем все возможные источники на базе открытого кода, строим свою картографическую базу, копим информацию об адресах, зданиях, формируем базу того, сколько в каждом здании домохозяйств и жителей.

Также мы планируем развивать экосистему для курьеров: финансовые сервисы, быстрые платежи, оформление документов, миграцию и многое другое.

Наши технологические планы: протестировать как можно больше алгоритмов оптимизации и движок переключения между ними. Нужно, чтобы каждый тип заказов проходил через 5-6 алгоритмов группировки, маршрутизации и картографии так, чтобы все алгоритмы хорошо работали и отдельно, и в связке с остальными.

2121
28 комментариев

Ох уж эти Короли Франшиз😂

12
Ответить

Давно тебя не было в уличных франшизах, парень...

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я жду независимый сервис-аукцион, где курьеры будут понижать ставки на доставку, чтобы получить заказ. 

6
Ответить

В целом, в некоторых регионах была конкуренция за заказы.. но поскольку объемы рынка ecommerce быстро растет, то сейчас ситуация изменилась - наоборот, не хватает курьеров. Конечно, когда рынок станет зрелым, снова начнется борьбе за заказы, но уже не между отдельными курьерами, а между локальными группами доставки.

Ответить

Мне в это с трудом верится почему-то, но как правило часто идеи, которые мне кажется максимально абсурдными, становятся реальностью.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить