На Яндекс.Маркете начали продавать букеты. Зачем цветочному бизнесу идти на маркетплейс

Как работают каталог товаров, экспресс-доставка и управление спросом на примере онлайн-продаж цветочного магазина.

«Раньше торговать цветами на Яндекс.Маркете было невозможно, а сейчас это одно из лучших мест для продажи готовых букетов». Руководитель отдела онлайн-продаж цветочного супермаркета, о том, как продавать цветы на Яндекс Маркете.

Алексей Рычков
Руководитель отдела онлайн-продаж в магазине «ПРОСТОЦВЕТЫ»

«ПРОСТОЦВЕТЫ» — цветочный супермаркет. У нас нельзя собрать букет, но можно выбрать из готовых решений, которые собрали профессиональные флористы. Десять лет назад за цветами нужно было идти в магазин, а сегодня наши букеты можно заказать на Яндекс.Маркете и получить за пару часов благодаря экспресс-доставке.

Для продажи на маркетплейсах подходят только готовые букеты. Предложить покупателю собрать свой уникальный букет не получится, но покупателем на Яндекс.Маркете это и не нужно. Они ищут быстрое и готовое решение
Для продажи на маркетплейсах подходят только готовые букеты. Предложить покупателю собрать свой уникальный букет не получится, но покупателем на Яндекс.Маркете это и не нужно. Они ищут быстрое и готовое решение

Почему раньше на Яндекс.Маркете почти не продавались цветы

На первый взгляд кажется, что маркетплейс — не то место, где выгодно продавать цветы. Буквально полгода назад Яндекс.Маркет это подтверждал. На площадке не было категории «цветы», сервис не был адаптирован для продажи живых цветов (например, не было фильтров, которые упрощают поиск), а скорость доставки букетов не соответствовала запросу покупателей.

В мае 2021 года Яндекс.Маркет выделил цветы в отдельную категорию и добавил для этого раздела экспресс-доставку. Также наконец-то появились необходимые фильтры и критерии поиска. Теперь покупатель может не только выбрать сорт цветов, но и отобрать букеты по цветовой гамме, количеству растений, наличию зелени или просто выбрать категорию букетов, например «Букет невесты» или «День учителя».

Для удобства покупателей Маркет добавил десятки фильтров: сорт цветов, цвет композиции и даже наличие съедобных ингредиентов — на случай, если хочется шоколадный букет
Для удобства покупателей Маркет добавил десятки фильтров: сорт цветов, цвет композиции и даже наличие съедобных ингредиентов — на случай, если хочется шоколадный букет

Экспресс-доставка позволяет покупателям получать букет всего за 1–2 часа. Это отличное решение, когда срочно нужен подарок или дополнительный букет на мероприятие.

Как сейчас Яндекс.Маркет помогает цветочному бизнесу в высокий сезон

Цветочный бизнес имеет четыре высоких сезона: День знаний (1 сентября), День матери (28 ноября), День всех влюбленных (14 февраля) и Международный женский день (8 марта).

В отличие от других ниш, высокий сезон в цветах длится всего пару дней
В отличие от других ниш, высокий сезон в цветах длится всего пару дней

В высокий сезон нагрузка на курьеров возрастает в пять раз. Обычно наш магазин готов доставлять до 100 букетов в день, но в праздники нужно отвезти клиентам более 500 букетов. Чтобы справиться с наплывом заказов, приходится наращивать логистические мощности всего ради пары дней. Это отнимает и время, и деньги.

«ПРОСТОЦВЕТЫ» подключились к экспресс-доставке сразу, как только она появилась. При работе по этой модели Яндекс.Маркет берет на себя всю логистику. Нам не нужно искать и нанимать подрядчиков или заключать дополнительные контракты. Курьеры-партнеры Яндекс.Доставки в нужном количестве сами приезжают за заказами и отвозят их покупателям. Наша задача сводится к надежной упаковке букета, чтобы он сохранил свежесть и не потерял товарный вид во время доставки.

Мы тестируем упаковку букета в коробку. Она защищает цветы от жары, холода или механического воздействия. Это позволит доставлять букет именно таким, каким его собрал флорист. Кроме того, в коробку удобно вкладывать советы по уходу за цветами и специальный раствор
Мы тестируем упаковку букета в коробку. Она защищает цветы от жары, холода или механического воздействия. Это позволит доставлять букет именно таким, каким его собрал флорист. Кроме того, в коробку удобно вкладывать советы по уходу за цветами и специальный раствор

Помимо этого, менеджер Яндекс.Маркета напомнила, что мы можем увеличить время работы склада. Обычно наш склад работает с 9:00 до 21:00, но в праздники рабочие часы увеличиваются — с 07:00 до 00:00. Благодаря этому мы выигрываем пять часов, чтобы получить и обработать больше заказов.

Какие появились возможности, чтобы управлять спросом

У каждого букета есть неделя, потом он умирает даже в идеальных условиях хранения. Поэтому важно продать все готовые букеты.

Клиентам одни букеты нравятся больше других. На маркетплейсе это ведет к ситуации, когда успешный букет стоит высоко в выдаче, а неуспешный опускается ниже и продается хуже. Чтобы сбалансировать спрос, нужно сместить внимание с успешных букетов на менее успешные.

Конечно, это не единственный критерий, который влияет на позицию товара. Но это самый прозрачный способ управления спросом, на который может влиять продавец.

Букет Айскрим S покупают больше всего — 250 раз за два месяца. На его продвижение мы почти не тратили деньги, наоборот — старались сбалансировать спрос через повышение ставок для других букетов.
Букет Айскрим S покупают больше всего — 250 раз за два месяца. На его продвижение мы почти не тратили деньги, наоборот — старались сбалансировать спрос через повышение ставок для других букетов.

Сместить фокус с бестселлеров на товары, которые продаются хуже, помогут ставки для продвижения товаров на Яндекс.Маркете.

Ставка — это процент от цены, который продавец готов заплатить за продвижение карточки. Она может поднять товар в выдаче среди других предложений и тем самым увеличить число заказов. Ставка влияет на две вещи:

1. Ранжирование. Привлекательность предложения для покупателя в совокупности со ставкой определяют место товара в выдаче относительно конкурентов. Выше ставка — больше вероятность оказаться над конкурентами.

2. Попадание в специальный блок над результатами поиска (блок с популярными предложениями). В блоке отображаются товары одного или нескольких продавцов, на которые назначена ставка. Товары без ставки не попадают в специальный блок.

С помощью ставок мы поднимаем или опускаем букет в выдаче на витрине. При этом, подняв ставку для одного букета, мы снижаем ее для другого. Это позволяет не выходить за рамки бюджета на продвижение и продавать больше разных букетов.

Как Яндекс.Маркет может улучшить жизнь продавцам цветов

«ПРОСТОЦВЕТЫ» получают на Яндекс.Маркете примерно 20% от всех онлайн-продаж. Мы надеемся, что покупка цветов на маркетплейсе станет более привычной, из-за чего продажи вырастут сами. Однако у нас есть и пара идей, как Яндекс.Маркет может стать привлекательнее для продавцов и покупателей.

Ввести единые карточки букетов. Каждый iPhone в своей модели одинаковый, поэтому продавцы не создают карточку iPhone 12 Pro 128 GB. Вместо этого они используют готовую карточку, внутри которой конкурируют друг с другом. Точно так же можно сделать с букетами цветов. Яндекс.Маркет создает карточку букета, а продавцы собирают букеты для доставки по цветочным «рецептам». Это позволит поддерживать единый уровень качества во всех магазинах и регионах страны, что положительно скажется на доверии покупателей к маркетплейсам.

Ускорить доставку до 30 минут. Сегодня «ПРОСТОЦВЕТЫ» сталкиваются с ситуациями, когда клиенты отказываются от доставки из-за срока. Яндекс.Маркет предлагает самую быструю доставка на рынке — 1–2 часа, но для некоторых покупателей цветов это долго. Они видят наш магазин из окна и не понимают, как доставка буквально через улицу может занимать столько времени. При этом они готовы заплатить, чтобы не идти лишние 300 метров. Чтобы ускорить доставку, мы обсуждаем с Яндекс.Маркетом возможность забора букетов из розничных точек по всей Москве, а не только с одного склада.

Напишите в комментариях, что бы вы предложили улучшить Яндекс.Маркету, чтобы ваш цветочный бизнес стал более эффективным.

Яндекс.Маркет — одна из лучших площадок для торговли цветами. У покупателей есть необходимые фильтры, чтобы найти идеальный букет, и возможность получить его всего за пару часов. Сделать заказ можно в разделе Яндекс.Маркет Express на сайте, а также в приложениях Яндекс.Маркета или Яндекс Go.

1414
50 комментариев

"Раньше торговать цветами на Яндекс.Маркете было невозможно, а сейчас это лучшее место для продажи готовых букетов"

Разве можно упоминать в рекламе, а этот пост реклама и есть, что вы "лучшие"?

Где объективные доказательства? Где независимое сравнение с конкурентами? С тем же Flowwow, например?

26

 Разве можно упоминать в рекламе, а этот пост реклама и есть, что вы "лучшие"?Понабрали по объявлению 

2

Коллеги, привет! Поскольку вы предлагаете написать в комментариях, что можно было бы улучшить, решили поделиться опытом:) 
Мы в этом бизнесе уже 7 лет, и с нами 7,5k магазинов-партнеров.

Основное – добавить возможность отправлять цветы кому-то. Все-таки это товар, который часто заказывают в подарок, и здорово, когда эта особенность учтена при разработке интерфейса.

А вообще мы будем рады пообщаться и рассказать про особенности непростого цветочного рынка, давайте свяжемся

12

Вангую подвинет вас Яндекс или купит

1

Добрый день! Яндекс маркет берёт всего 2% комиссию, а Flowwow - от 20%. 

Хотелось бы работать с честным партнёром, а не с Floweow, которые не выплачивают деньги за доставку собственными курьерами Просто напросто присвоили еë себе.А в праздничные дни, это весьма немаленькая сумма...Мы нанимаем ребят, которые не подводят и вовремя доставляют заказы. Курьеры Flowwow часто опоздывают,а штраф списывается с магазина.

"Ваш заказ задерживается и будет доставлен в течение трех суток частично (2 из 7 цветков). Приносим извинения за неудобства."

11