5 заповедей для бизнеса, которым я не следую

Есть «истины» очевидные всем — «Пушкин, это лучший русский поэт». Хорошо если человек предлагает относительно безобидную альтернативу, «Больше люблю Лермонтова», а если «Ну не знаю, Немиров лучше» или «Мне вообще Пушкин не нравится». За такое и побить могут.

В бизнесе всё ровно то же самое — есть правила которые считаются незыблемыми и не подлежащими обсуждению. За высказывание иной точки зрения ты будешь растоптан широкими народными массами и предан анафеме. Но ведь предприниматель, и особенно стартапер, это живой ум, человек который может взглянуть на проблему непредвзято, не следуя слепо за мнением большинства. Именно поэтому открываются новые возможности.

5 заповедей для бизнеса, которым я не следую

Обсудим максимы которые кажутся очевидными, но которым, лично я, — не всегда следую:

Сначала составь бизнес-план

Обожаю планирование, даже когда что-то делаю для себя и один, то обязательно составляю дорожную карту, а потом по ней бюджеты. Насколько они выполняются? Обычно ни на сколько. Ну просто потому, что планы нужны не для того, чтобы их выполнять, а бюджеты не для того, чтобы всё до копеечки сошлось.

Планы это вектор, направление, если меняются обстоятельства, то надо менять планы. Именно такое поведение разумно. А следовать планам, когда всё вокруг изменилось — глупо. И с бюджетами так же. Да, когда ты прикидываешь бюджет и он $2000, то он может стать $1000 или $4000, но уже никак не $100 000. Оценка приблизительна, мир изменчив.

Сейчас очень страшную вещь скажу — планы это угадывание. Ага, тыканье пальцем в небо. Почему бы в некоторых случаях просто не действовать по обстоятельствам? Мне кажется это жизненной стратегией и вполне работает.

Помню золотые 90-е, когда меня в ООО-шке, бывшем кооперативе, заставляли писать планы на 5 лет! С финансовыми показателями на каждый год. Было забавно, особенно если учесть, что через 3 года фирму бандюки отжали.

Всегда нужен договор

Договора это моя страсть. Люблю чёткость, ясность и простоту. Уже много лет заключаю договора с подрядчиками, даже если делаю что-то от частного лица. Т.к. много работаю с иллюстраторами и дизайнерами, то у меня прям стопочка договоров на передачу исключительных прав.

А некоторое время назад увлёкся минимализмом и человеческим языком в документах — несколько раз переписывал и теперь «Договор о сотрудничестве» или «Договор отчуждения исключительных прав» радуют глаз когда их открываешь и читаешь.

И при всём при этом считаю, что договора нужны не всегда:

  • Если работа небольшая и накладные расходы на заключение договора избыточны;
  • Если договор не гарантирует то, что должен.

Первый пункт понятно, тут все согласятся. А вот второй трудно принять. Недавно видел статью на VC.RU про скликивание контекстной рекламы и уголовную ответственность за это. Автор юрист и очень аргументированно пишет. Но реальность такова, что найти и доказать вину практически невозможно. Это не будет работать. Мы можем сколько угодно спорить до посинения как должно быть по закону и как это регулировать, но оно не работает и всё.

Что же делать в таких случаях? Верить на слово. Да, прописывать максимально договорённости на «бумажке», фиксировать, но в жизни достаточно примеров, когда договорами ситуацию не регламентируешь и всё не учтёшь, а если даже и учёл — одна сторона взяла и не выполнила, а если даже санкции и есть, то ты их применить не можешь. Договор это для людей с добрыми намерениями.

Уверен на 100%, что в комментах расскажут какой я «наивный лопух» и как меня легко «развести». Но, если подумать, я провёл детство в одном из самых бандитских районов РФ, был в самых разных бизнесах в 90-х, вокруг меня было море бандитов, ментов, катал, кидал и т.д. И в итоге прихожу к тому, что: «Всем надо верить, если человек не дал повода думать иное.» Это просто всем выгодно и минимизирует издержки. Можно меня обмануть? Ну конечно! Но только один раз.

Стартапу нужны инвестиции

Сейчас стартап это что? Два кофаундера, маркетинг+CTO, пилят презентацию, пишут план, учатся круто питчить за 10 минут, регистрируются в Делавэре — раунд! Примерно через 2-3 итерации стартап больше им не принадлежит, им все (очень хорошие и опытные в бизнесе люди) рассказывают, что можно делать, а что нельзя, и как жить. Если они морально устойчивые и способны много терпеть, то выдержат и доживут до какого-нибудь IPO или продажи.

Инвестиции это долг, инвестиции это давление, инвестиции это обязанность. Слава Всевышнему , что я могу тестировать свои идеи на ранних стадиях не привлекая инвестиции и не теряя своей свободы. Это настоящее счастье и у меня просто слёзы благодарности и умиления наворачиваются на глаза.

Это совершенно не значит, что я против инвестиций, в какой-то момент может понадобиться рост, расширение, экспансия. Но на ранних стадиях ты так много отдаёшь и так мало получаешь. Мне кажется, что надо пробовать обходиться без этого.

Будь готов к провалам

А с чего бы это вдруг? Да, я знаю расхожую фразу «95% стартапов заканчиваются ничем», но что она значит? Каждый должен сделать 20 стартапов, 1 взлетит, а 19 нет? Но ведь это вообще не так. Есть люди у которых всё проваливается (и всегда проваливаться будет), есть те у которых получается, есть те у которых не получается, а потом приходит успех.

Да и сам стартап все по разному понимают, кто-то сделал MVP на коленке за неделю, вбросил, не зашло, следующая идея. А кто-то 3 месяца думал, планы писал, нашёл финансирование, собрал команду и год они пахали. Это же не равноценные объекты.

Я очень тщательно готовлюсь, например, долго и со всех сторон рассматриваю идею, собираю информацию, изучаю рынок, считаю. У меня прям в минус ничего не уходит. Может ещё уйдёт, но пока так не случалось. Да, были варианты, что просто окупилось или стало не интересно в процессе, но чтобы вот прям потери — неа.

Так почему мне надо готовиться к провалам и зачем? Какая мне от них польза?

Нужно встречаться и общаться

Ох уж эти экстраверты! Любят они в глазки поглядеть, собеседника пощупать, обнимашки всякие. Ну что мне на это сказать — я как-то год работал с человеком, мы подружились, а я понятия не имел как он выглядит. И это не редкость, с одной девушкой-дизайнером сотрудничаем уже лет 6, ну я отлично знаю какие у неё работы, а вот блондинка она или брюнетка — неизвестно.

Конечно коронавирус всё резко поменял и удалёнщиками стало большинство, но куда они отправились? В Zoom! Опять смотреть друг на друга! Встреча в видеочате будет эффективной если её стенографировать, обрабатывать, рассылать участникам, это как-то должно в CRM всё попасть. Наверное где-то это так и есть, но частенько это просто «потрындим-поглядим». Очень мило, объединяет, но не эффективно же.

Всё в виде текста, всё в виде документов, чтобы каждый мог круглосуточно почитать, когда ему удобно с этим работать. Чтобы через полгода не искать что мы решили, о чём договаривались и что интересненького нашли. С нормальным поиском и разложенное по папочкам.

Рад был поделиться с благородными донами и доньями своими скромными мыслями. Если кто-то, вдруг, неожиданно, разделяет мои взгляды и захочет вместе поработать — сейчас как раз есть возможность, ищу технического кофаундера в NFT стартап.

Всем любви и удач. 😊

8888
34 комментария

Позволю себе не согласиться с автором данного топика, указав на то, что стартапы в его видении - это 99% программно-дизайнерские продукты. Когда ты делаешь что то физическое, то приходится планировать всё, лично встречаться с подрядчиками (проводить аудит производства) и т.д. При этом работая как на стороне фаундеров (терпеть это слово не могу), так и на стороне инвесторов могу с уверенностью утверждать - деньги вкладываются в людей, продукт может измениться, рынок может разлюбить, но если ты выбираешь правильного человека, ты в выигрыше. Тут уже включается доверие: Я верю дизайнеру по его работам, верю сварщику по его шву, а каменщику по его углу. Так что безусловно, можно сляпать приложение на коленке, запустить его и замерить рынок, не понеся при этом избыточных издержек, но когда у тебя продукт (зарядная станция для электромобиля, к примеру), тебе придется опираться на десятки цифр, выстраивать модели, искать, мерить и формулировать всё совсем иначе. Инвестиции - это основа "умного фундамента" твоего проекта - людей, которые задействованы в изысканиях, разработке, производстве макета и прототипа. Вряд ли эти люди будут реально работать за идею.

7

О, тут полный профан, ничего физического стараюсь не делать и специфики не знаю.

1

Печенька… пощади…

5

😂😂😂

Печенька больше не будет варить, обещаю.

Для того что бы писать "5 заповедей для бизнеса" вначале нужно этот бизнес сделать самому. Хочу напомнить что по классическому определению "стартап" начинается после $2М ARR.


https://www.battery.com/helping-entrepreneurs-triple-triple-double-double-double-to-a-billion-dollar-company/

1

Я микронанобизнесмен нищеброд. 😢

8

3 месяца на реализацию одному кодеру мало. умрет от недосыпания и кофеина. и с оплатой ни слова, что, в вашем бизнес плане, нет ни цента на прокорм кодера?

2