Никита Евдокимов
11 906

Что помогает выживать магазину комиксов в Тюмени

Основатели Space Cow о публикации собственных книг, умении договариваться и развитии местного сообщества художников.

Поделиться

В избранное

В избранном

Знакомство

История проекта началась в популярном тюменском кафе Friends. Дизайнер Виталий Лазаренко выбрал это место в качестве штаб-квартиры для «рисовачей» — еженедельных встреч художников и иллюстраторов.

В 2013 году Лазаренко создал группу во «ВКонтакте» для двух своих друзей под названием «Вызов принят» — они хотели рисовать лучше, а чтобы мотивация не пропадала, давали друг другу задания. Постепенно к сообществу присоединялись другие местные художники, и за год его аудитория возросла до 500 человек.

Тогда Лазаренко начал устраивать конкурсы. Каждую неделю он предлагал новую тему и просил подписчиков прислать работы по мотивам популярных фильмов, сериалов, игр или музыки. К выходным он подводил итоги, приглашал участников во Friends, выбирал победителя и угощал его призовым кофе.

Виталий Лазаренко

Во время встречи (обычно на ней присутствовало не более 20 человек), художники рисовали на произвольные темы, комментировали работы друг друга и давали советы, как можно улучшить стиль.

Владелец кофейни Алексей Денисенко хотел превратить заведение в центр молодёжной культуры и не был против еженедельных «рисовачей» — они вписывались в атмосферу места.

В одну из суббот 2014 года Лазаренко пришел в кофейню и увидел на подоконнике массивную картонную коробку с комиксами. Художник обрадовался и удивился — он любил журналы, но в Тюмени их почти не было.

Комиксы продавались только в местном «Читай-городе», но выбор был невелик. К тому же издания располагались в детском разделе, что приводило к неловким ситуациям.

Однажды я покупал там «Скотта Пилигрима». Девушка за кассой решила пообщаться и спросила, для ребенка какого возраста я беру подарок. Я ответил, что для 12-летнего брата, она похвалила мой выбор и отпустила с богом, но мне было очень некомфортно.

Виталий Лазаренко

Лазаренко любил комиксы с детства. Его увлечение началось со вселенной ElfQuest — истории о племенах эльфов, которые борются за выживание на планете под названием «Мир двух лун».

По мере взросления он забросил хобби. Однако коробка с комиксами на подоконнике напомнила о нём снова. Лазаренко решил узнать у владельца кофейни, как она там появилась. Оказалось, что ее принес еще один завсегдатай Friends — Георгий Елаев. Он работал в PR-службе Тюменского государственного университета и планировал открыть небольшой бизнес по продаже комиксов.

Лазаренко понравилась идея, и он решил познакомиться с Елаевым. Никто из них не мог предположить, что в будущем они станут бизнес-партнерами, и Лазаренко поможет Елаеву спасти дело.

Первые шаги

Как и Лазаренко, Елаев с детства увлекался комиксами, но с возрастом перестал их читать. В 90-е годы в России только появились первые переводы «Черепашек ниндзя», «Голиафа», «Бамси», «Микки-Мауса», «Тома и Джерри». Любимым комиксом Елаева был «Фантом», посвященный супергерою без сверхспособностей, который поклялся бороться со злом.

Окончив факультет журналистики, в 2012 году Елаев устроился выпускающим редактором в местное издательство. Компания в основном выпускала поздравительные открытки, ежедневники и планинги.

Большую часть времени Елаев придумывал «дурацкие поздравления» для открыток, которые заказывали в неимоверных количествах. «Все это было очень утомительно, и по характеру мне совершенно не подходило», — вспоминает он.

Георгий Елаев

При этом Елаеву нравилось работать руками или рисовать. Во время авралов он часто брал задания коллег — верстал макеты ежедневников, скручивал или наклеивал обложки. Так он познакомился с внутренней кухней типографии, что помогло ему в будущем.

Кроме того, позиция выпускающего редактора оплачивалась не так высоко — Елаев зарабатывал 16-17 тысяч рублей в месяц. По данным Тюменьстата, средняя зарплата в регионе составляет 39,5 тысяч рублей в месяц.

По данным Тюменьстата за январь-май 2016 года

Елаев решил изменить свою жизнь и уволился. В 2013 году он устроился в департамент по связям Тюменского государственного университета. Елаев отвечал за продвижение аккаунтов университета в соцсетях.

Во время летнего отпуска Елаев отправился в Екатеринбург, где проходил фестиваль уличной культуры «Ярмарка Фест». Там он обратил внимание на стенд местного магазина комиксов Got Comics.

Помимо новинок на прилавке были американские комиксы о супергероях 1980-1990 годов. Елаев купил первый выпуск лимитированной серии про «Дедпула», а также комикс из вселенной «Человека паука» — «Последняя охота Крэйвена».

Тогда я ощутил, что во мне открылось то, что давно дремало. Комиксы — это форма, которую я хорошо знаю и очень люблю, но вместо того, чтобы развивать увлечение, я по глупости его забросил.

Елаев вернулся в Тюмень и стал искать специализированные магазины комиксов вроде московского «Чука и Гика» или петербургского «Двадцать восьмого». Однако довольно быстро обнаружил, что в городе их нет. Тогда он решил открыть свой.

Я задумался о перспективе и о том, что не всегда хочу работать в университете. Стал размышлять о деле, которым я был бы готов заниматься всю жизнь и не чувствовать, что попросту трачу свое время. И в этот момент вернулись комиксы. Я понял, что это то самое дело, которым можно заниматься бесконечно.

Георгий Елаев

Но возникла трудность — у Елаева не было денег на аренду и ремонт помещения, а также на закупку большой партии товара. Он поделился своей проблемой с владельцем Friends Алексеем Денисенко. Кофейня находилась неподалеку от университета, и Елаев часто проводил там обеденные перерывы. Постепенно он подружился с основателем.

Денисенко предложил выход — Елаев мог бы оставить комиксы на видном месте, а сотрудники заведения собирали бы выручку, а заодно — приглядывали за товаром.

Такой вариант более чем устраивал Елаева — он не мог уволиться с работы и посвящать магазину все время. Денег было мало — ему пришлось откладывать с зарплаты, чтобы купить первую партию.

Первая партия комиксов в той самой коробке

Елаев потратил 12 тысяч рублей на работы петербургского издательства «Комильфо» и в начале 2014 года получил товар. Он заказал на пробу популярные издания вроде «Черепашек ниндзя», «Времени приключений», а также более редкие — «Служба доставки Мезмо» и «Кайфоломы». Популярные должны были привлечь внимание широкой аудитории, а эксклюзивные новинки — искушенную публику.

По словам предпринимателя, набор получился компромиссный: многие комиксы, которые он хотел бы привезти, еще не издавались на русском. А отечественных было мало — единственным крупным издателем был Bubble, но серии «Бесобой», «Инок» и «Майор Гром» не пользовались популярностью в Тюмени, поэтому Елаев отказался включать их в ассортимент.

В 2014 году специализированных комикс-издательств было меньше, чем сейчас. Среди крупных — только «Комильфо» и «Бумкнига». Позже появились «Параллель комикс», и Zangavar.

Первое переводит и публикует новинки от Marvel и DC — например, «Людей Икс», «Доктора Стренджа» или «Человека паука». Второе — классические комиксы 20 века: «Муми Тролли», «Кельвин и Хоббс», «Мёбиус» и так далее.

Когда партия комиксов приехала в Тюмень, Елаев стал думать о каналах дистрибуции. Исследование рынка он не проводил — ему казалось, что если комиксы продаются в Москве и Санкт-Петербурге, то будут продаваться и в Тюмени.

Для продвижения он создал группу во «ВКонтакте» под названием Space Cow — в честь персонажа из вселенной «Черепашек ниндзя» по имени Кадли. Помимо офлайн-точки, пользователи могли заказывать комиксы и там.

Сперва подписчиков было мало, но Елаев воспользовался своей должностью и несколько раз прорекламировал сообщество в университетском аккаунте во «ВКонтакте».

Первую партию он распродал в течение нескольких недель. Продавал с наценкой в 30% — именно столько «накидывали» московские и петербургские магазины.

На первую прибыль Елаев заказал миниатюрный шкаф в IKEA на смену картонной коробке. Товар стал смотреться лучше. Покупая и перепродавая книги, он постепенно увеличивал оборот, но прибыли по-прежнему было недостаточно, чтобы уволиться из университета и сосредоточиться на магазине. Так прошел 2014 год.

Кадли, символ магазина Space Cow

Первая неудача

Со временем у Елаева появились постоянные покупатели. Все свободное время он проводил в кофейне, общаясь с любителями комиксов. Он собирал обратную связь и изучал рынок — что читают местные фанаты комиксов, каких серий им не хватает, чем они занимаются и чем интересуются помимо визуальных новелл.

Целевая аудитория Space Cow делится на две большие группы — либо это студенты, либо молодые специалисты в возрасте от 28 до 35 лет. Средний чек составляет 600 рублей: покупатели берут от одной до восьми книг. Стоимость книг составляет от 150 до 3500 рублей.

Я быстро понял, что зачастую покупатели приходят в магазин не столько за комиксами, сколько за общением. Бывало так, что клиенты сперва рассказывают тебе про все свои любимые комиксы, потом про нелюбимые комиксы, а потом про всю свою жизнь.

Георгий Елаев

Одним из собеседников Елаева стал организатор «рисовачей». Виталия Лазаренко вдохновляло дело торговца комиксами. Он решил сместить акцент своего художественного сообщества на комикс-культуру и стал сам практиковаться в создании визуальных историй.

Художники из «рисовача» превратились в клиентов Елаева. Количество покупателей Space Cow росло: клиенты приходили через группу во «ВКонтакте», посетители кофейни также периодически интересовались комиксами. Казалось, что дело налаживается. Однако в начале 2015 года владелец Friends Алексей Денисенко был вынужден закрыть заведение.

Денег на аренду у Елаева не было, и он стал искать новое помещение. Ему удалось договориться с владельцем местного антикафе, но из-за смены локации выручка Space Cow упала.

Во многом это было связано с форматом заведения — в антикафе люди платят за время и ожидают, что брать любые книги и видеоигры можно бесплатно. «Они не были готовы покупать комиксы», — рассуждает Елаев.

В конце концов, у него на руках осталось несколько десятков изданий для продажи и ни рубля для покупки новой партии «ходовых» комиксов. Ему срочно нужно было найти 30 тысяч рублей.

Положение исправляется

На выручку пришел Лазаренко — к этому времени они с Елаевым были хорошими друзьями. Основатель Space Cow рассказал ему о своих проблемах.

В это время Лазаренко сам искал помещение для «рисовачей». Кроме того, он готовил к публикации свой собственный комикс «11 фактов о моей бывшей» и хотел продавать его через магазин Елаева.

Лазаренко предложил Елаеву свои деньги, чтобы он мог выкупить комиксы, а также обещал помочь с помещением. Молодые люди решили развивать проект вместе.

Неподалеку от типографии, где Лазаренко печатал комикс, находилась кофейня «Сальвадор». Партнеры познакомились с владельцами и предложили им сделку: по выходным Лазаренко будет проводить «рисовач» и приведет новую аудиторию, а они согласятся бесплатно разместить шкаф с комиксами и приглядывать за ним.

Это позволило бы сохранить более привычный формат для аудитории Space Cow. «"Сальвадор" — это такая коллаборация веселых людей. Ребята — со своим кофе, мы — со своими комиксами. Наша аудитория пересекалась. Полка встроилась в эту атмосферу», — вспоминает Елаев.

Собрание «рисовача» в «Сальвадоре»

Партнеры обсудили развитие проекта и распределили роли. У Лазаренко лучше получалось заниматься административной работой — с его приходом у Елаева появилась система учета продаж и остатков. Раньше предприниматель вел дела «по наитию» — не знал, какие именно позиции находятся у него на остатке, а какие — продаются.

Сейчас в ассортименте магазина представлено 300 позиций, выручка по итогам 2017 года должна превысить 600 тысяч рублей. «Мы находимся на том переломном периоде, когда хобби перестало быть просто хобби, и рискует превратиться во что-то более серьезное», — рассуждает Лазаренко.

Елаев занялся творческими и стратегическими вопросами. Например, решил попробовать себя в роли издателя. С одной стороны это позволило бы поднять продажи и повысить статус магазина, с другой — помогло бы местному сообществу художников, костяк которого составляли члены «рисовача».

Тюменьиздат

В середине 2015 года Елаев решил издать «антологию тюменского комикса». Он предложил подписчикам сообщества Space Cow прислать свои работы на свободную тему: это могли быть одностраничные комиксы или скетчи.

Спустя несколько месяцев партнеры отобрали самые интересные работы и подготовили сборник под названием Black Milk. В издание попали работы 10-15 авторов. Елаев и Лазаренко отпечатали его в местной типографии тиражом в 30 экземпляров.

По словам Лазаренко, они уложились в 10 тысяч рублей, хоть и набили много шишек — было сложно организовать процесс, верстать макеты, контролировать качество. Елаеву помогал прежний опыт работы.

Стоимость книги — 200 рублей. Первый тираж разошелся довольно быстро, и к удивлению партнеров, вышел за пределы сообщества местных художников. «Во многих комиксах были очень локальные шутки — для своих. Удивительно, что они пошли в массы. Некоторые покупатели до сих пор спрашивают у нас первый выпуск Black Milk», — рассказывает Елаев.

Сейчас предприниматели готовят к публикации четвертый выпуск «антологии тюменского комикса». За два года они выпустили более 550 экземпляров и заработали 110 тысяч рублей.

Успех Black Milk вдохновил Елаева на публикацию своего собственного комикса. Все началось в 2016 году как первоапрельская шутка. Предприниматель опубликовал на странице магазина анонс — якобы он планирует издавать комикс про местного супергероя по имени Гражданин Тюмень.

«Я думал, что шутка так и останется шуткой, но подписчики начали ставить лайки и делиться записью. Я почувствовал, что происходит что-то важное, и сел рисовать», — вспоминает Елаев.

Позже он изменил имя главного героя и назвал его Тюмэн. По сюжету Тюмэн умеет управлять нефтью и борется с местным злодеем по имени Сити-Менеджер.

Елаев создал сообщество про Тюмэна, где публиковал новые выпуски комикса. Он показывал наброски партнеру, и тот давал советы, что можно улучшить. «Виталя всячески мотивировал меня, чтобы я не останавливался», — рассказывает Елаев.

Отпечатанные страницы комикса о Тюмэне.

В мае 2017 года Елаев и Лазаренко помогали организовать в Тюмени фестиваль комиксов и творчества AstroCon. К этому времени художник закончил первые пять выпусков истории о Тюмэне. Он решил опубликовать их все в одном сборнике.

Для пробы он напечатал десять книг по 120 страниц. Производство первого тиража оказалось дешевым, но книга получилась низкого качества. Елаев назвал издание «листы со скрепками». Однако за время выставки комикс полностью был распродан.

На магазин Елаева и Лазаренко обратили внимание организаторы петербургского фестиваля комиксов BigFest. Они пригласили основателей выступить на мероприятии и рассказать о своем деле и комикс-культуре в Тюмени.

Параллельно Елаев решил отпечатать новый тираж и попытаться его продать. В этот раз он подготовился тщательнее — сделал клееный переплет и выбрал более качественную бумагу. С версткой макета помогал Виталий Лазаренко. Всего предприниматель потратил 46 тысяч рублей и выпустил 300 экземпляров комикса.

Георгий Елаев на фестивале BigFest

Часть книг Елаев продал в Санкт-Петербурге, часть — дораспродал в Тюмени, часть — отправил по почте в другие города. Ему удалось «отбить» все потраченные деньги и заработать 90 тысяч рублей. Однако и здесь не обошлось без ошибок — например, предприниматель потратился на пленку и стикеры, хотя не воспользовался ими.

Елаев — не единственный художник комиксов из Тюмени, который стал известен за пределами региона. Алексей Абрамов — один из участников «рисовачей» Лазаренко. Он часто покупал у Елаева комиксы, изучал их, перерисовывал, пробовал рисовать свои истории, и в конце концов добился публикации — его книгу «Сага о хитром собакене» опубликовало издательство «Комфедерация».

В России комиксы пока воспринимают либо как товар для детей, либо как сопутствующие товары для супергеройских франшиз. Такой подход не помогает развивать российскую комикс-сцену.

А раз внутренняя индустрия формируется не так быстро, как хотелось бы, то львиную долю рынка занимают штампующиеся супергеройские истории.

Если мы хотим, чтобы у нас появилась своя культура и местные авторы зарабатывали деньги, то нужно воспринимать комиксы как полноценное искусство.

Тогда придут новые люди, появится больше художников, которые будут рисовать без страха, что это безнадежное дело, которое оставит их у разбитого корыта.

Георгий Елаев

По субботам Елаев проводит платные курсы по рисованию комиксов: одно занятие стоит 250 рублей, восьмимесячный курс — 8 тысяч рублей. Это дает магазину дополнительный приток финансов. Для этого он поддерживает связь с зарубежными художниками — например, из латвийского издательства Kuš, и перенимает опыт.

Творческие проекты отнимают много времени и финансов, поэтому предпринимателям никак не удается снять свое собственное помещение — они по-прежнему выставляют товар в кафе «Сальвадор».

Однако в будущем они хотят открыть пространство для творческой молодежи Тюмени — это стало бы продолжением «рисовачей». С одной стороны, посетители могли бы порисовать или показать свои работы более опытным коллегам, с другой — выпить кофе или купить комиксы. «Мы хотим, чтобы посетители испытывали яркие эмоции от посещения места, а не просто приходили в магазин или кофейню», — заключает Елаев.

#офлайн

{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0444\u043b\u0430\u0439\u043d"], "comments": 33, "likes": 44, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "30887", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]