Разработчики X5 о том, для чего они занимаются волонтёрством

Почему важно и интересно научить кодить детей, у которых меньше возможностей.

Разработчики X5 о том, для чего они занимаются волонтёрством

В Х5 действует программа корпоративного волонтерства, в рамках которой каждый желающий может потратить два часа рабочего времени в неделю в одном из благотворительных фондов, которым помогает компания. В ходе опросов мы выяснили, что помощь другим – почти такая же базовая потребность сотрудников, как и профессиональная самореализация.

Волонтеры X5 работают в нескольких больших проектах, и теперь среди них “Особенное дело”, проект по интеллектуальному волонтёрству, который мы делаем совместно со школой разработки для детей CODDY.

Уже три месяца наши коллеги #X5Tech помогают детям с ограниченными возможностями и тем, кто остался без родителей, освоить навыки HTML-верстки и основы программирования на Python. На занятиях они верстают простые сайты, учатся создавать 2D-игры и чат-боты для Вконтакте.

CODDY находит учеников и составляет программу, Х5 подбирает преподавателей-разработчиков. Занятия проходят онлайн в мини-группах, где от одного до трех учеников. Волонтеры Х5 уделяют преподаванию 2 часа в неделю, курсы длятся по 2-3 месяца.

Мы расспросили наших коллег, почему они решили вообще этим заняться, что больше всего вдохновляло и какие были сложности в процессе.

Делимся их историями и инсайтами от первого лица.

Менторинг и мотивация

Вячеслав Таранов
Старший разработчик Х5 Tech

Давно хотел поделиться знаниями с ребятами, помочь разобраться. Мне очень нравится преподавать детям, ведь когда объясняешь что-то с нуля, сам начинаешь лучше и глубже понимать свою область. Важно помочь адаптироваться ребятам из детских домов и с особенностями развития.

Меня соединили с мальчиком из детского дома, который оказался в сложной жизненной ситуации, учился до этого всем предметам нерегулярно, перебивками. Опекун в приемной семье была обеспокоена тем, что Саша сидит все время в компьютере, ничем не интересуется, вероятно играет в игры и ничего больше не хочет делать. А оказалось, что он сам нашел благотворительную программу школы Coddy, подал заявку, написал сочинение «как я хочу изменить мир с помощью программирования», прошел отборочный конкурс и его направили ко мне учиться!

Часть нашего обучения складывалась даже не из хардовых навыков, а из разговоров — я объяснял Саше, что надо много самому заниматься программированием, постоянно смотреть курсы, рассказывал о собственных трудностях и сомнениях. В начале пути высока вероятность, что человек просто бросит, иногда надо переубеждать, мотивировать и вдохновлять.

Моего ученика интересовала разработка чат-ботов на питоне. До занятия я ему скидывал онлайн-уроки по теме, а я потом на уроке ещё раз, более подробно и простым языком, пересказывал то, что было в этих курсах, отвечал на дополнительные вопросы, это не стоило мне особого труда, думаю, каждый человек может выделить два часа в неделю для этого.

В итоге он собрал своего простенького бота. Самый яркий момент: когда ученик мне сказал «представляешь, я понял, что это не сложно, есть информация по разработке в открытом доступе, и я действительно могу всему этому научиться». Реакция человека, когда у него что-то получилось, когда он преодолевает свой личный барьер — это по-настоящему вдохновляет.

Я планирую и дальше быть ментором этого мальчика, хотя программа закончилась. В процессе ребенок рассказывает что-то про свою жизнь, не относящееся к программированию, и я ему как старший товарищ могу дать советы, потому что говорю с ним на одном языке, в отличие от опекунов, и преподавателей более старшего возраста. Когда включаешься в жизнь человека, уже не стоит вопрос — продолжать или нет. Устанавливается связь с человеком, и хочется ему помочь разобраться, выбрать свой путь.

Посильная помощь другим

Алексей Перевозчиков
разработчик Х5 Теch

Давно хотел помогать другим, но не мог подобрать адекватного своим возможностям способа. Выполнять физическую работу, ездить куда-то мне трудно из-за загруженности работой и семейными делами, а вот рассказывать о профессии — для меня это идеальный вариант помощи.

Думаю, суть в том, чтобы донести до ребят, что они могут работать, приносить пользу и им за это будут платить хорошие деньги.

Перед тем, как мы начали заниматься, руководитель детского дома рассказала, что ей очень хочется, чтобы Наташа увидела что-то хорошее в жизни, какой-то лучик света. Кажется, она живет часть времени в детском доме, часть — дома, в непростой жизненной ситуации.

Когда ты не привык общаться с такими ребятами, сначала бывает сложно, стараешься не говорить про маму или папу, приходится сильно фильтровать в целом диалог.

А потом, когда подружишься с человеком, уже понимаешь лучше, как с ним общаться, и то, что это классные ребята со сложной судьбой.

Менять вместе мир к лучшему

Мария Морозова
разработчик Х5 Tech

Я волонтёр, потому что хочу менять мир к лучшему. Мне всегда была важна социальная значимость проектов, в которых я участвую. Сейчас у меня есть возможность делиться своим опытом и компетенциями, таким образом я развиваю других людей, которые будут тоже делать крутые проекты, и надеюсь, все вместе мы сможем сделать мир лучше.

Интеллектуальным волонтерством я занималась уже и до программы X5 с CODDY. Не могла не откликнуться на предложение, потому что немного знала об основателе школы CODDY Оксане Селендеевой. В частности о том, как долго она пыталась создать абсолютно бесплатную школу для детей. Я думаю, что эта волонтерская программа явилась отголоском её мечты, хотелось её в этом поддержать.

Думаю, даже если этот проект закончится, я продолжу быть волонтёром где-то еще.

Достойное будущее

Оксана Селендеева
основатель школы программирования для детей CODDY

Моя первоначальная идея заключалась в том, чтобы дети в принципе бесплатно обучались, а ИТ-компании спонсировали школу CODDY. С таким предложением в 2015 году я вышла к своим знакомым и директорам крупных компаний.

Мне хочется, чтобы у этих детей было достойное будущее и они смогли обеспечивать себя сами. Для многих даже выйти из дома — большая проблема. А ИТ-профессии не только высокооплачиваемые, но и позволяют работать удалённо в любой компании, даже международной или иностранной.

На мой взгляд, любой бизнес должен быть социальным. Как люди могут заниматься благотворительностью, так и образовательный или ИТ-бизнес может позволить себе делать хорошие дела.

1111
12 комментариев

Отличный и очень важный проект. Важно, что этих детей не заваливают подарками (читай - откупаются от них), как это было раньше, а помогают определиться в жизни и получить навыки. Но самое ценное даже не в навыке, а в том, что у ребенка появляется взрослый, который интересуется его судьбой, показывает личный пример, где-то подскажет, где-то посоветует. Фактически это смена окружения и возможность выхода в совершенно новую жизнь.
Вот честно, молодцы! От всей души желаю развития начинанию.

5
Ответить

подарки детям? ужос какой, этот анахронизм разве не остался в каменном веке?

Ответить

иллюстрация к статье

1
Ответить

разработчик Х5

7
Ответить

Все красиво, но! Многим детям не нужен этот IT, кто-то хочет в кино сниматься, кто-то - животных лечить, кто-то - кометы наблюдать через Хабл, кто-то - кулинарить в мишленовском ресторане, кто-то - инновационные дома проектировать, и т.п.

2
Ответить

мы рассказываем именно о тех ребятах, которые сами проявили интерес к занятию программированием, и подали заявку — опекуны некоторых даже не знали об этом. Конечно, нам бы хотелось, чтобы было как можно больше возможностей для развития у таких детей в самых разных профессиях, и рассказывая такие истории, надеемся, что коллеги из других бизнесов тоже начнут инвестировать время и ресурсы на похожие программы.

1
Ответить

Класс!

1
Ответить