Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

«Выйти» на маркетплейсы, создать личный кабинет и выгрузить карточки товаров – это лишь начало работы, тут начинающий предприниматель сможет справиться сам, либо силами технологических партнеров. Дальнейшее ведение бизнеса требует решения вопросов бухгалтерии.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Процесс ведения бухгалтерского учета ложится на плечи самого селлера. Но большинство из новичков бизнеса имеют смутное представление о бухгалтерии на маркетплейсах, а нанимать на старте бухгалтера в штат затруднительно.

Давайте разберемся в общих моментах, которые важно учитывать.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Как выглядит процесс продажи через маркетплейс в целом?

Схема процесса продажи товаров, а также нюансы бухучета определяются деталями, прописанными в договоре с электронной площадкой. Они могут измениться, исходя из схемы доставки, выбранной продавцом, и способа оплаты, который предпочел покупатель.

Однако, в целом она выглядит так:

  1. Предприниматель формирует транспортные накладные для поставки на склад электронной площадки товара посредством личного кабинета селлера. Доставка товара возможна силами маркетплейса, продавца, а также третьих лиц.
  2. Маркетплейс при получении товара убеждается в его соответствии накладной и направляет продавцу акт приемки. На основании акта приемки делается бухгалтерская запись Дебет 45 Кредит 41 (43) на сумму фактической себестоимости товара. Теперь товар можно реализовать, и покупатель может его найти на маркетплейсе для покупки.
  3. Покупатель делает заказ. Оплата перечисляется на счет маркетплейса во время заказа, а также возможна оплата при получении в пункте выдачи или у курьера. При этом покупатель получает чек (в личном кабинете или на электронную почту).
  4. Далее товар доставляется покупателю (силами маркетплейса, продавца, почтой или логистической компанией).
  5. Маркетплейс удерживает в свою пользу комиссионное вознаграждение из перечисленной покупателем на его счет суммы. Оставшуюся сумму за вычетом комиссии маркетплейс переводит на счет селлеру. Так сделка завершается.

Обратите внимание, что выплаты на счет продавца приходят не ежедневно. Маркетплейс формирует их по итогам отчетного периода. Например, для Ozon – 14 дней, у Wildberries выплаты еженедельно.

Также по завершению отчетного периода посредник должен передать селлеру отчет о реализованных товарах, доходов от продажи и размере комиссии. На основании этих отчетов и ведётся бухгалтерский учёт.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?
Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Особенности бухгалтерского учета при работе с маркетплейсами

Маркетплейсы, например, Ozon, Wildberries Lamoda, и Яндекс.Маркет ведут работу с поставщиками через агентский договор, что соответствует Главе 52 ГК РФ. Такой агентский договор означает, что электронная площадка выступает в роли посредника. За услуги организации продажи товаров продавца, рекламы, осуществления возвратов и доставку берет вознаграждение (комиссию).

На этапе принятия оферты определяется, от чьего имени будут действовать маркетплейсы, например, Wildberries работает от имени продавца, а Ozon совершает сделки от себя. Но в обоих вариантах маркетплейс - лишь посредник. И различаться учет операций по реализации через маркетплейсы от учета розничной продажи будет тем, что после доставки товара на складские помещения посредника и до момента вручения покупателем себестоимость товара указывается на бухгалтерском счете 45 «Товары отгруженные».

В бухгалтерском учёте при работе с маркетплейсами отражаются вознаграждение маркетплейса за посредничество и выручка, полученная от расчетов с покупателями.

Используются следующие стандартные проводки для комиссионной торговли:

  • Дт 45.01 Кт 41.01 — товар передан для реализации маркетплейсу;
  • Дт 90.02.1 Кт 45.01 — списана себестоимость проданных товаров;
  • Дт 60.01 Кт 76.09 — отражается удержанная комиссия маркетплейса;
  • Дт 44.01 Кт 60.01 — посреднические услуги без НДС;
  • Дт 51 Кт 76.09 — перечислена сумма за товары от маркетплейса за вычетом вознаграждения.

Обратите внимание, что доходом продавца принято считать всю сумму перечисленных покупателем маркетплейсу денег, без учета посреднической комиссии. Налогом облагается именно она в случае с УСН 6%, и из неё вычитается вознаграждение маркетплейса при УСН 15%. Часто начинающие предприниматели путают и в качестве налоговой базы указывают сумму после вычета комиссии маркетплейса, полученную на свой счёт. Однако, это - грубая ошибка.

Рассмотрим пример, как начать учёт продажи товаров на маркетплейсах.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Как начать работу с маркетплейсами в программе 1С: Бухгалтерия

Настроим работу 1С: Бухгалтерия предприятия 8, редакция 3.0 на начальном этапе развития продаж через маркетплейсы. Начнем с определения вида торговли и введения данных контрагента.

Строку «Продажа товаров или услуг через комиссионеров (агентов)» выделим «галочкой». Строку найдёте во вкладке «Функциональность», раздел «Настройки». После такой отметки в «1С:Бухгалтерия 8» откроется возможность осуществления операции и вести документооборот, учитывающая продажу через комиссионера - маркетплейс.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

В разделе «Справочники» найдём вкладку «Контрагенты», по ссылке «Счета расчетов с контрагентами» оформим нового контрагента – торговую площадку и настроим счета расчетов.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Чтобы создать договор типа «С комиссионером (агентом) на продажу», в карточке контрагента откроем «Договоры». Заполним вид, дату, наименование, склад, откуда будут реализовываться товары. В случае прописанной в договоре комиссии добавим в соответствующее окно эти данные для автоматического расчета.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Подготовительная работа окончена. Перейдем к отгрузке товаров поставщика на склады маркетплейса- комиссионера.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Передаем товары продавца на склад маркетплейса

Создадим документ «Реализация: услуги, товары, комиссия» во вкладке «Продажи», чтобы отгрузить товары на склад посредника.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Впишем контрагента, договор, склад поставки и дату отгрузки в верхнюю часть документа. Ячейки таблицы будут содержать отгружаемые в этой поставке товары. Обратите внимание, п. 1 ст. 996 ГК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ не требует составления счета-фактуры. Это связано с тем, что продавец не лишается права собственности на товар, а комиссионер собственником не становится. Значит, НДС передача товара не должна облагаться. В этой связи остаётся пустой строка «Счет-фактура».

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Учет продажи товара через маркетплейсы

В разделе «Продажи» формируем документ «Отчет комиссионера (агента) о продажах» на основании полученного от маркетплейса отчёта о проданных товарах.

Во вкладке «Главное» выставляем договор и контрагента, проверяем, вписан ли способ расчёта, размер вознаграждения, выбран ли порядок учета расходов на вознаграждение, зарегистрирован ли счёт-фактура от посредника-маркетплейса на комиссионное вознаграждение.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

В нижнюю таблицу вкладки «Реализация» переносим данные из отчета маркетплейса о количестве проданных товаров. Маркетплейс указывается в столбце «Покупатель». Оставшиеся поля программа заполнит из внесенных реализованных товаров сама автоматически, хотя можно заполнить и вручную.

Физическим лицам маркетплейс не выставляет счета-фактуры, продавцу товаров этого тоже делать не нужно. Соответственно, пункт «Счет-фактура» - полученные и выставленные оставляем пустыми.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Если покупатель вернул товар и возврат отразился в отчете маркетплейса, то воспользуемся вкладкой «Возвраты». При работе с маркетплейсами вкладки «Дополнительно» и «Денежные средства» не трогаем.

Как видите, бухгалтерский учёт для селлера не так уж и сложен, главное помнить, что маркетплейс выступает исключительно как комиссионер (агент).

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Кто выдает чеки покупателям?

Согласно письму № 03-01-15/44636 от 27.05.2020 Министерства финансов, если посредник выдает чек, то поставщику товаров нет необходимости использовать кассу. Имя, от которого действует агент не является определяющим. Если товар реализуется по агентскому договору, то чеки покупателям агент и выдает, в данном случае маркетплейс. Маркетплейс использует собственную онлайн кассу. Чек содержит реквизиты двух сторон: и свои, и продавца.

Итак, селлер не должен использовать онлайн-кассу и пробивать второй чек.

Как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Как упростить учет продажи товаров через маркетплейсы?

При небольшом количестве продаваемых позиций, предприниматель сможет справиться сам с ведением бухгалтерского учёта на маркетплейсе. Однако, при росте ассортимента все труднее отвлекаться от текущих дел на маркетплейсе на тонкости бухгалтерии.

В этом случае выходом будет нанять в штат бухгалтера (что может быть финансово невыгодно для новичка) или передать бухучет на аутсорс.

Партнер компании «СеллерМАРКЕТ» и признанный эксперт по бухгалтерскому учету «Моё дело» поможет вести бухгалтерию небольшого магазина на максимально выгодных для селлера условиях. Если у вас нет собственной бухгалтерии или вы не успеваете за всем следить, то воспользуйтесь возможностью делегировать бухгалтерский учет. Вы сможете полноценно развивать свой бренд и улучшать качество товара, а надежный партнер возьмет бухучет на себя.

2828
6 комментариев

Добрый день!ИП на УСН «Доходы» 6%. Продпали платье на маркетплейсе. Нам перевели деньги, а через неделю покупатель просто его вернул. Возможно не подошел размер. В отчете Валдберис они отразили возврат. Можно ли на УСН доходы отсторнировать этот доход на сумму возврата?Ранее читала, что вроде можно только если товар не надлежащего качества. В других случаях вроде как пишут, что нельзя, что это мы обратно выкупаем платье у покупателя и при усн «доходы» обратный выкуп нельзя уменьшить на сумму ранее полученного дохода.Кто то пишет, что если покупатели физ лица, они имеют по ГК возвращать товар в течении 14 дней и это можно отсторнировать ранее полученный доход не смотря на то, качественный он или нет.Подскажите пожалуйста, как будет правильнее, сторнировать или нет?Спасибо!

Здравствуйте!

Письмо Минифина РФ от 02.04. 2021 N 03-11-11/24213: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса в случае возврата налогоплательщиком полученных от покупателей (заказчиков) авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

Порядок учета возвращаемой налогоплательщиком полученной от покупателя выручки от реализации товаров (работ, услуг) в случае расторжения договора главой 26.2 Кодекса не предусмотрен. Полагаем, что в данном случае следует применять порядок, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса для учета сумм авансов, возвращаемых покупателям товаров (работ, услуг). Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит никаких особых правил, касающихся возвратов именно в маркетплейсах или в целом по агентским договорам. Кто не верит, может погуглить и внимательно прочитать тот самый пункт 1 статьи 346.17 НК РФ. Если налоговый орган будет иметь претензии по поводу неправильного оформления возврата, то можно сослаться именно на это положение НК РФ. Следует отметить, что налоговое законодательство наше не всегда носит однозначный характер, тем не менее оно содержит положение о том, что все неясности должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Мы бы рекомендовали написать письмо с просьбой дать ответ, как правильно отражать возврат, в налоговый орган по месту регистрации. У нас в России право не прецедентное, как в Англии, и суды в разных регионах могут выносить по аналогичным налоговым делам абсолютно разные решения. Поэтому лучше задать вопрос именно той налоговой инспекции, в которую вы сдаете налоговую декларацию по УСН.

Вопрос сформулируйте в таком ключе: в НК РФ написано вот так. Правильно ли мы понимаем, что в такой-то ситуации надо делать вот так? Даже если вы не получите ответа в течение 30 дней на свой запрос, сам факт его подачи должен будет освободить вас от ответственности за принятое вами решение, ведь, напоминаем еще раз, неоднозначность законодательства должна трактоваться в пользу налогоплательщика.

Желаем вам удачи!

2

Как-то вы запутали. Так с какой суммы нужно платить налог? Со всей суммы, которую заплатил покупатель или сначала вычитаем комиссию маркетплейса и затем платим налог с оставшейся суммы?

Сначала написали ".... без учета посреднической комиссии", а потом сами же пишете, что это грубая ошибка)

а вот и нашёлся ответ "...доход ИП — это вся сумма с продажи товара. Неважно, сколько денег ИП получил на счет."

Ниже пример по моей УСН 6%

Ставка — 6%.
За первый квартал 2021 ИП продал товаров на 500 000 ₽.
Агентское вознаграждение площадки — 100 000 ₽.
Маркетплейс перевел продавцу 400 000 ₽.
Налог — 500 000 ₽ × 6% = 30 000 ₽.

Да. Действительно, доход ИП это вся сумма от продажи. А не только деньги на расчетном счету. Но налог можно уменьшить на сумму страховых взносов ИП за себя.