Как продуктовому дизайнеру не облажаться на собеседовании

Методичка от арт-директора, который собеседовал 100 дизайнеров.

Привет, меня зовут Даша Егорова. Я арт-директор в МТС и отвечаю за b2b-продукты. За 4 года работы я провела больше сотни собеседований с дизайнерами и сейчас дам вам несколько советов.

Да, это я
Да, это я

Вы узнаете, как проходят собеседования в МТС, какие мы задаем вопросы и на что обращаем внимание.

Важно. Все описанное в этой статье — мой опыт и мои правила. Это не значит, что во всех диджитальных компаниях общение с кандидатами проходит именно так. Где-то дают километровые тестовые (я почти никогда не даю), где-то на вас проливают чашку с кофе (трудно сделать по скайпу, но у кого-то получается), где-то не обсуждают прямо зп и так далее.

Я покажу, как процесс построен у меня. И если вы попадёте на собеседование к нам, будете чувствовать себя уверенней.

Что влияет на выбор кандидата

70% успеха — сильное портфолио с хорошим оформлением, примерами реальных проектов и грамотное сопроводительное письмо. Объединила это в один пункт, потому что редко бывает одно без другого. Если человек рисует хороший дизайн, вряд ли он напишет письмо неуважительно или с ошибками.

Не жалейте времени на подготовку портфолио
Не жалейте времени на подготовку портфолио

30% успеха — то, как человек структурирует мысли, как ведет себя на собеседовании и отвечает на вопросы. Однажды к нам приходил парень, который очень нервничал и каждую минуту смотрел на часы. Из-за чего не мог сфокусироваться на собеседовании и отвечал сумбурно. Можно предположить, что у него был какой-то форс-мажор или он сам по себе часто волнуется, но впечатление было подпорчено.

Отсюда кэп-совет: cтарайтесь вести себя на собеседовании собранно и в то же время расслабленно, не мешайте нам увидеть, насколько вы круты. Организуйте место для созвона — чтобы было светло и тихо. А ещё проверьте ссылку на созвон, чтобы в момент звонка всё прошло хорошо.

Вас должно быть хорошо видно при скайп-звонке. Мы не снимаем передачу «Криминальная Россия»
Вас должно быть хорошо видно при скайп-звонке. Мы не снимаем передачу «Криминальная Россия»

Также важно отвечать на вопросы интервьюеров ясно и по сути. Не нужно рассказывать всё, спросите себя: как мой ответ поможет мне представить себя как профессионала? Это не означает, что нужно врать, оставайтесь честными.

Как проходит отбор

Вначале мы отбираем кандидатов по портфолио. На этом подробно останавливаться не буду, это материал отдельной статьи.

Второй этап — собеседование с HR, которое занимает 20 минут. HR оценивает ваши софт-скиллы и общее соответствие принципам компании. На этом этапе есть потенциальные риски, из-за чего вас могут отсеять: нет разрешения на работу (для граждан других стран), нет военного билета, зарегистрировано ИП, вы студент очного отделения.

Заключительный этап — собеседование с арт-директором или ведущим дизайнером и командой. Проводим его совместно, чтобы экономить время себе и кандидатам.

На что я обращаю внимание до собеседования, помимо опыта работы и портфолио

Если кандидат присылает ссылки на соцсети, я обращаю внимание на аккаунт Facebook. Так сложилось, что профсообщество дизайнеров сидит именно на FB.

Я смотрю на то, есть ли у нас общие друзья — это покажет, подписаны ли вы на лидеров мнений. Также изучаю посты. Хорошо, если там будут репосты статей по дизайну или собственные заметки об этом же. Красный свет для меня — галлюциногенные картинки, нюдсы, чрезмерное выражение политической позиции, и вообще какая-либо одержимость идеями.

Для меня аккаунт на FB — это ответ на вопрос «Как вы позиционируете себя в сети?».

Если претендуете на должность коммуникационного дизайнера, и у вас есть красивый Instagram или TikTok, добавьте в сопроводительное письмо ссылку на них. Это поможет оценить ваш вкус и совпадение в видении прекрасного.

То же самое касается публичных выступлений, статей, блогов и Телеграм-каналов. Если вы ведёте канал про дизайн или выкладываете свои кейсы, не забудьте дать ссылочку. Показывайте активности, которые скажут о вас, как о профессионале.

Вопросы, вопросы, вопросы

Теперь поговорим про вопросы, которые я или продакт-менеджер задаем на собеседовании. Поехали.

Расскажите, чем вы занимались последние 3 года?

Что ожидаю: кандидат рассказывает об опыте и делает акцент на релевантных задачах.

Что не надо говорить: однажды я пришёл в школу, увидел красивую красную ленточку и понял, что хочу стать дизайнером. Как бы жестоко это ни звучало — нам не так интересны личные переживания и история становления вас как дизайнера. Делайте упор на опыт и связывайте его с задачами, которыми планируете заниматься в компании.

Если вы претендуете на роль дизайнера мобильных приложений, расскажите какие приложения вы проектировали. Если вас собеседуют на вакансию управленца, расскажите, как управляли людьми и какой имели результат. Это лишний раз покажет, что вы готовились и в курсе требований вакансии.

Что вы хотите от работы?
Как вы себе представляете место, куда хотите попасть?

Что ожидаю: у вас есть представление о том, что вы хотите получить. Вы чётко знаете, какие у вас требования к работе и задачам, вы можете рассказать, что вам нравится, а что нет. По этому ответу я делаю вывод, что для вас важно и насколько это совпадает с командой, задачами и нашими ценностями. При этом можно не упоминать про стабильный заработок и соцпакет, если вы пришли на собеседование в крупную компанию.

Что не надо говорить: я не знаю, сложный вопрос. И плыть к туманным берегам.

Интереснее общаться с теми, кому важнее задачи, а не деньги. Деньги – негласная вещь, про которую все итак в курсе. Это как на первом свидании сразу заговорить про секс. Все участники событий (при взаимной симпании, конечно же) допускают, что он может случиться, но условия, детали и другие подробности в большинстве случаев сразу не обсуждают.

Почему вы ушли с прошлого места работы?

Про бывших или хорошо, или никак. Поэтому лучше не жаловаться на предыдущего работодателя — отвечайте честно, но в нейтральном тоне и не вдавайтесь в детали, в конце концов, «выгорел» или «не сошлись характерами» вполне приемлемая сегодня история. Не старайтесь никого очернить - это точно никак не поможет вам устроиться на новое место работы

Что вас последнее удивило как дизайнера?
Назовите продукт, которым вы пользовались и который понравился?

Очень люблю эти вопросы. Считаю, что у дизайнера должен быть взгляд-пылесос. Он должен все время анализировать пространство вокруг себя и подмечать хорошее. Поэтому будьте готовы сразу назвать 2-3 цифровых продукта, круто свёрстанную книжку или модный ролик. И сумейте объяснить, чем именно вас это зацепило.

Как был построен процесс работы в команде?

Обычно такой вопрос задаёт продакт-менеджер. Мы хотим услышать, что вы знакомы с методологиями SCRUM и Agile, даже если не использовали пока их в работе. И понимаете, как строят работу в продуктовых командах, какие роли есть в продукте и кто за что отвечает. Вы знаете процесс работы над дизайн-задачей: генерация гипотез, исследование, ревью, тестирование, работа с аналитикой и так далее.

Как вы работаете с дедлайнами?

Записывайте близкий к идеальному ответ:

Я не называю срок, пока не понимаю весь объём задачи. Оцениваю на основе прошлого опыта, но всегда добавляю время про запас. Если не успеваю, то предупреждаю команду.

Также нелишним будет рассказать, как вы относитесь к переработкам, если этого требует задача.

Эволюция или революция?

Этот вопрос украла у коллеги. С помощью него происходит сверка с мышлением команды. Тут нет правильного ответа, постарайтесь честно ответить на этот вопрос и аргументировать.

Будьте честны: проверьте, будет ли ваш пазл совпадать с пазлами команды
Будьте честны: проверьте, будет ли ваш пазл совпадать с пазлами команды

Помните, что на собеседовании присутствует арт-директор. Это означает, что даже если вы не подойдете команде (вдруг они революционеры, а вы Дарвин в дизайне), вас могут пригласить в другой продукт.

Проводили ли вы исследования? Есть ли опыт работы с аналитикой?

Расскажите о своём опыте исследований: какие гипотезы тестировали, какие методы выбирали и почему, какие получили результаты и как это отразилось на продукте. Если не работали с исследованиями и аналитикой, скажите об этом честно и коротко объясните, как представляете эти процессы.

Как бы вы улучшили главную страницу Google?

Вопрос с подвохом и, кажется, ответ на него знают уже все. Но если вдруг нет – правильный ответ: надо сначала спросить о целях, посмотреть аналитику и только потом говорить об улучшениях.

Отдельно выделю вопросы-звоночки, которые могут задать, если вы озвучили слишком высокие ожидания по зп.

Почему вы считаете, что столько стоите?

Расскажите о своих навыках, что вы умеете делать хорошо и аргументируйте примерами из опыта.

Как оцениваете себя по скиллам? Что вас отличает от джуна, что еще нужно прокачать?

Это вопрос про трезвую оценку себя. Вы должны понимать, что вы умеете хорошо, а что вам стоило бы подучить или развить. Но будьте готовы рассказать, что вы сами делаете для того, чтобы освоить новые навыки.

По методичке вроде бы всё.

Но теория — это хорошо, а как насчёт интерактива? Мы решили провести публичный разбор откликов на вакансии продуктового и коммуникационного дизайнеров на продукт мой МТС.

Публичный разбор откликов 15 декабря в 17:00

Что это такое

Два ведущих дизайнера продукта публично разберут отклики и дадут свои рекомендации по портфолио или сделают приглашение на собеседование.

Что нужно для участия

Прочитать описание вакансий. К участию принимаются работы продуктовых и коммуникационных дизайнеров.

Соответствовать требованиям, указанным в них.

Прислать работы ссылкой на Behance или персональный сайт.

Написать сопроводительное письмо.

Если вы подходите по всем пунктам, присылайте свои работы, а мы разберём их 15 декабря в прямой трансляции на Youtube-канале команды МТС Дизайн.

Сайт сбора заявок, работы принимаем до 13 декабря.

Редактор: Олеся Попова. Автор телеграмм канала UX-печка

Иллюстрации: Даша Егорова

2424
6 комментариев

Привет Даша, спасибо за статью, сочно получилось ❤️

2

Дельный разбор, пошёл готовиться

1

Спасибо за статью 😌 А почему отсеивайте людей с зарегистрированным ИП? Это относится к каким-то принципам компании?

1

Это требование служб комплаенс и безопасности. Но это не зарубает кандидата с порога, просто предупреждают, что при устройстве ИП нужно закрыть. Иногда кандидаты отказываются.

Комментарий недоступен