«Мечтайте о выходе на международные рынки, а не о новом авто»: истории о том, как вывести бизнес на миллиардные обороты

Что предприниматели из списка Forbes думают о развитии компании.

Одни компании становятся лидерами своего рынка и захватывают новые. А другие не могут преодолеть планку и застревают на средних позициях. Мы в бизнес-клубе «Атланты» решили выяснить, что поможет основателю увеличить выручку с миллиона до миллиарда, запустить сотню филиалов по всему миру и захватить новые ниши.

Дисклеймер: предполагаем, что все эти советы вы уже много-много раз читали в бизнес-литературе и, наверное, устали от них. Мы всё же решили рискнуть: зайти на «избитую» тему и попробовать воскресить некоторые советы. Для этого мы пообщались с современными предпринимателями из России и узнали, что они думают о развитии своих компаний.

«Мечтайте о выходе на международные рынки, а не о новом авто»: истории о том, как вывести бизнес на миллиардные обороты

Совет 1: мечтайте о выходе на международные рынки, а не о новом авто

Если у предпринимателя небольшие амбиции — заработать на автомобиль, на дом, — у него не получится кратно расти, считает основатель экосистемы Kalinka Екатерина Румянцева. Годовой оборот её бизнеса по продаже элитной недвижимости — 19,6 млрд рублей.

А если амбиции растут вместе с достижениями и достижения никогда не догоняют амбиции, это будет драйвить масштабирование проекта.

Если посмотреть на топ-5 предпринимателей, изменивших мир, к примеру, на Илона Маска, Стива Джобса, Билла Гейтса, Джека Ма, Рида Хастингса, — это люди с абсолютно разными стилями управления, корпоративными культурами и ценностями. Их объединяет масштаб личности, горизонт планирования, амбиции и отсутствие паттернов, мешающих сделать что-то новое.

Как говорил Стив Джобс: «Мы сделали это, потому что не знали, что это невозможно». Когда предприниматель не знает, что выпустить новый продукт или услугу невозможно, он может замахиваться на грандиозные масштабы.

Екатерина Румянцева, основатель экосистемы Kalinka и резидент бизнес-клуба «Атланты»

Американский предприниматель и эксперт по продажам Грант Кардон вывел «правило 10X», которое помогает достигать больших результатов. Согласно ему, нужно ставить цели, которые в 10 раз превышают тот уровень, которого вы можете достичь, и предпринимать в 10 раз больше действий, чем необходимо.

Екатерина считает, что рост амбиций происходит через духовное и умственное развитие, через образование, а также через окружение: оно может питать или, наоборот, приводить к деградации, мешать развиваться, навязывать страхи.

Что почитать на эту тему:

  • Книга доктора психологии в Клемсонском университете Бенджамина Харди «Гибкая личность. Как избавиться от ограничивающих убеждений и изменить своё будущее». Автор уверен, что восприятие личности, как совокупности врождённых и неизменных черт, — ограничивает возможности. Он рассказывает, как попрощаться с собой прежним и начать выстраивать новую версию себя.
  • Книга профессора Государственного Университета Джорджии и президента консалтинговой компании «Creative Educational Services» Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно». Автор считал, что в основе большого успеха лежит не семейный бэкграунд, везение или образование, а умение мыслить. В книге — рекомендации о том, как изменить привычные паттерны мышления и выйти на новый уровень в бизнесе и личной жизни.
Мероприятие бизнес-клуба «Атланты»
Мероприятие бизнес-клуба «Атланты»

Совет 2: победите кризис «я сам» и найдите партнёров

Масштабировать бизнес в одиночку очень трудно, уверен совладелец и гендиректор компании по бронированию отелей Bronevik.com Дмитрий Алиферка.

Он считает идеальной комбинацией партнёрство из трёх человек с разным бэкграундом и взглядом на бизнес.

Екатерина Румянцева уверена, что масштабировать бизнес помогут старшие партнёры. Когда предприниматель дорастает до определённого уровня, ему нужно искать старшего партнёра — человека с более широким мировоззрением и опытом. Он подтягивает младшего за собой и помогает быстрее достигнуть следующего уровня.

У меня, к сожалению, не получается найти старшего партнёра. Так складывается, что я выращиваю партнёров из своих бывших сотрудников, будучи мажоритарным акционером. Думаю, это серьёзный сдерживающий фактор. Если бы мне удалось найти старшего партнёра, бизнес вырос бы быстрее.

Екатерина Румянцева, основатель экосистемы Kalinka и резидент бизнес-клуба «Атланты»

Предприниматели, особенно представители малого бизнеса, любят делать всё самостоятельно, считает председатель наблюдательного совета «Альфа-Групп» и №11 в списке Forbes Михаил Фридман. Это естественный порыв: основателю всегда кажется, что он справится лучше других, особенно если речь идёт о его собственной компании.

Но возможности роста конкретного человека ограничены, каким бы талантливым он ни был. Если предприниматель не умеет передавать другим полномочия и не готов разбираться с их ошибками, вырасти из кофейни у дома в крупную сеть будет очень трудно. Этим мнением Михаил Фридман поделился на мероприятии «Сила окружения» от бизнес-клуба «Атланты».

Люди прекрасно понимают это в теории. Но как только нужно делегировать работу и дать возможность другому человеку принимать решения, у многих не хватает решимости, спокойствия и уверенности в результате. Они опять перехватывают рычаги управления. Мне кажется, это большая ошибка.

Михаил Фридман, председатель наблюдательного совета «Альфа-Групп»

Екатерина уверена, что партнёрство позволяет задействовать больше компетенций. Один человек не может быть одинаково гениален в разных областях, а совместное управление компанией помогает формировать более взвешенную картину мира.

К примеру, врачи нередко открывают медицинский бизнес в партнёрстве с предпринимателями. Они знают, как развивать клинику, работать с клиентами и каких нанимать сотрудников, но могут не уметь создавать ценный продукт и продавать его аудитории.

Новые проекты Екатерина советует открывать с другими партнёрами, даже если предыдущий успешен. Новые люди могут быстро заметить неполадки в бизнес-процессах, у них меньше опасений на тему перемен и они помогают фаундеру увидеть «слепые» зоны компании. Например, неэффективную работу маркетингового отдела.

Что почитать на эту тему:

  • Книга основателя риелторской компании «Этажи» Ильдара Хусаинова «Этажи. Сила управления». Автор рассказывает о своём предпринимательском пути, ошибках, построении команды. Он отвечает на вопросы «как российской региональной компании выйти на мировой рынок?», «как личность руководителя влияет на успех бизнеса?» и «как преодолеть свои страхи, подчинив их математике и статистике?».
  • Книга предпринимательницы и профессора в Школе менеджмента Университета Бата Маргарет Хеффернан "Willful Blindness. Why We Ignore the Obvious at Our Peril". По мнению автора, поток мыслей и информации вытачивает в нашем сознании систему взглядов, подобно речной воде, формирующей русло. А совместная деятельность с людьми похожих взглядов усиливает поток и со временем он вытачивает такие глубокие берега, что они скрывают другие точки зрения.
  • Книга профессора Уортонской школы бизнеса Адама Гранта «Подумайте ещё раз. Сила знания о незнании». Автор рассказывает о важности способности переосмысливать и переучиваться. В повседневной жизни многие предпочитают комфорт убеждений неудобству сомнений. Прислушиваются к похожим мнениям и воспринимают разногласия как угрозу, а не возможность учиться. Адам Грант называет умение смотреть на реальность без предубеждений ключевым навыком и рассказывает, как развивать умственную гибкость.

Совет 3: не воюйте, а сотрудничайте с конкурентами

Дмитрий Алиферка называет конкурентов бизнес-попутчиками и советует никогда не отзываться о них негативно.

Другие сервисы бронирования нередко плохо отзываются о конкурентах. Клиенты сами нам об этом рассказывают: это всегда отталкивает. Наоборот, нужно искать возможности сотрудничества с конкурентами, потому что у каждой компании есть свои плюсы и минусы. Общие проекты помогут создать более качественное предложение.

Дмитрий Алиферка, совладелец и гендиректор компании Bronevik.com, резидент бизнес-клуба «Атланты»

Компании Дмитрия такой подход помог выйти на рынок B2C — до этого она работала только с юрлицами.

Предприниматель посчитал, что для конкуренции в сегменте B2C ему нужен рекламный бюджет в несколько миллионов долларов: онлайн-реклама в сфере бронирования отелей очень дорогая. Исходя из этого, Дмитрий провёл переговоры с несколькими онлайн-платформами, работающими в сегменте В2С, и предложил им транслировать под их брендом отельный контент Bronevik.com. Таким образом, площадки расширили свой ассортимент по отелям в России и СНГ, а компания Дмитрия получила возможность выхода на физических лиц, пусть даже опосредованно. Это решение сразу же принесло дополнительные 10% к выручке, что в условиях кризиса позволило избежать крупных убытков.

Коллаборации с конкурентами помогают компаниям выходить на новые рынки, проводить масштабные исследования. К примеру, Ford и Toyota объединились для разработки нового гибридного автомобиля в 2013 году, а сотрудничество Amazon и Apple помогло распространять электронные книги.

Что почитать на эту тему:

  • Книга коуча Дэна Салливана и психолога Бенджамина Харди «Кто, а не как. Выбирай коллаборацию вместо конкуренции». Авторы объясняют, почему важно не делать всё самому, как справляться с прокрастинацией при помощи других людей и чем полезны споры и конфликты.

Совет 4: выстраивайте доверительные отношения в команде

Чтобы вести совместный бизнес, особенно крупный, важно сохранять доверие, подчёркивает основатель и совладелец инвестиционной компании AEON Corporation, №63 в списке Forbes Роман Троценко.

Он выделяет несколько шагов, которые должен предпринять основатель для поддержания доверительных отношений с партнёрами и сотрудниками:

  • Раз в неделю обсуждайте с партнёрами происходящее на вашем рынке и всё, что на него влияет. Открыто делитесь своим отношением к ситуации. А ещё объясняйте сотрудникам, что и почему влияет на ваш бизнес. Например, поставщики резко подняли цены, и компании пришлось сокращать расходы и временно отказаться от премирования сотрудников. Объяснив всё сотрудникам, вы сможете выработать общее решение и подчеркнуть — вы как основатель понимаете, что делать дальше.
  • Откажитесь от идеи публичных «порок» — это не способствует атмосфере открытости в компании. Почаще хвалите сотрудников в присутствии других коллег. А если они приходят к вам с жалобами или предложениями, которые сразу не вызывают у вас энтузиазма, постарайтесь прислушаться и задавать вопросы. Тогда, возможно, вам удастся понять мотивацию ваших сотрудников. Одна из самых неприятных «болячек» корпоративной культуры — это сплетни на кухне около кулера с водой. Это происходит, когда работник знает — рассказать о своём недовольстве руководству небезопасно. Его или не услышат, или засмеют, или вовсе лишат работы.
  • Всегда делитесь с партнёрами и сотрудниками своими планами по развитию компании. Мало кому интересно работать в «однодневках» и догадываться — будет ли повышение, новые задачи и прибавка к зарплате? Показывайте команде, чем компания может заниматься через год или даже пять лет. И интересуйтесь — кто какую роль хотел бы занимать и какие компетенции для этого планирует прокачать.

Екатерина советует нанимать только тех людей, которые понимают с полуслова. Она считает, что невозможно объяснить все вопросы и нюансы и делегировать задачу тому, кто смотрит на бизнес иначе. Если члены команды не совпадают по ценностям, например, по-разному относятся к прозрачности процессов управления в компании, сверхрезультатов не будет.

Принимая человека на работу, подумайте, какие у него ценности, будет ли вам комфортно с ним. Если у компании будут трудные времена и придётся задержать зарплату или выплату дивидендов, как он себя поведёт: будет ли стоять с тобой плечом к плечу или пойдёт в другое место?

Екатерина Румянцева, основатель экосистемы Kalinka и резидент бизнес-клуба «Атланты»

Что почитать на эту тему:

  • Книга журналиста Евгения Щепина «Энергия клиента. Как окупается человеческий подход в бизнесе». Автор провёл около 40 интервью с российскими предпринимателями и описал, как они мотивируют сотрудников на продуктивную работу, как борются с потребительским терроризмом и выстраивают искренний сервис.
Встреча в бизнес-клубе «Атланты»
Встреча в бизнес-клубе «Атланты»

Совет 5: декомпозируйте сбой или ошибку

Когда возникает проблема, важно не только решить её, но и понять, откуда она появилась, где произошёл сбой, уверена Екатерина.

Как говорят в дзен-буддизме, если человек у тебя ворует, то виноват ты, потому что создал условия для проявления худших качеств. Если произошла ошибка, можно не выяснять, почему человек так поступил, а найти больное место в системе и отремонтировать его.

Екатерина Румянцева, основатель экосистемы Kalinka, резидент бизнес-клуба «Атланты»

К примеру, в компании плохая лидогенерация. Нужно разобраться, сколько должен стоить лид, за сколько привлекают конкуренты. Если нет возможности повысить стоимость лида, важно выяснить: что такое «хороший лид», откуда его берут и что делать, чтобы повысить его качество. Важно декомпозировать, пока не найдёте элемент, критично влияющий на результат.

Что почитать на эту тему:

  • Книга бизнес-консультанта Ицхака Адизеса, работавшего с Bank of America, Coca-Cola и Сбербанком, — «Управление жизненным циклом корпораций». Автор объясняет, как решать проблемы, а не избегать их, и даёт ответы на вопросы: почему одни компании достигают колоссального расцвета, а другие разоряются? Какими методами можно быстро диагностировать и решить управленческие проблемы?
Роман Троценко на встрече в бизнес-клубе «Атланты»
Роман Троценко на встрече в бизнес-клубе «Атланты»

Совет 6: находите новые ниши в традиционном бизнесе

Рынок меняется из года в год, уверен Дмитрий Алиферка. Важно регулярно анализировать его и искать новые ниши. В компании Bronevik.com этим постоянно занимаются все шесть топ-менеджеров. К примеру, руководитель операционного отдела отслеживает, чего не хватает операционистам для обслуживания клиентов, и находит способы делать это эффективнее. Руководитель отельной группы ищет новые форматы размещения.

В начале локдауна нам стало очевидно, что апартаменты становятся прямой альтернативой отелям: это индивидуальное жильё без ограничений, где можно останавливаться надолго. Стали расти запросы на длительное проживание — одну-две недели. Мы искали новые возможности во время локдауна и быстро поняли, что нужно запускать бронирование апартаментов.

Дмитрий Алиферка, совладелец и гендиректор компании Bronevik.com, резидент бизнес-клуба «Атланты»

Роман Троценко считает, что в бизнесе не существует ниш, которые никем не заняты. Но можно реализовывать старые идеи по-новому.

Например, «Тинькофф Банк» не стал открывать филиалы, как классические банки, а заработал на удалённом обслуживании.

Ещё один пример переосмысления старых идей — коливинги. Это квартиры, в которых живут и работают люди со схожими взглядами и интересами. В коливингах, в отличие от коммунальных квартир и общежитий, не бывает случайных соседей: они выбирают единомышленников, с которыми можно обмениваться опытом.

Что почитать на эту тему:

  • Книга предпринимателя Майка Микаловица «Метод тыквы. Как стать лидером в своей нише без бюджета». Автор предлагает необычную фермерскую методику для того, чтобы сделать свой бизнес уникальным и сформировать эксклюзивное предложение.

Совет 7: оцените, готовы ли вы расти

Екатерина Румянцева советует спросить себя: готов ли я кратно расти, потому что это подразумевает встречу с новыми вызовами. Придётся пересобрать команду, структуру компании, бизнес-процессы, а также привлечь новое финансирование, возможно, взять нового партнёра.

Иногда кратный рост приводит к потере компании, поэтому что основатели не были готовы бороться с новыми «драконами».

Кратно расти — не значит расти в прибыли. Сначала увеличиваются твои инвестиции, потом — выручка, а уже после, если повезёт, прибыль. Поэтому спросите себя: зачем я хочу расти и есть ли у меня инновационный продукт, с которым я выйду на новый уровень? Если у вас есть ответы на эти вопросы, значит, можно начинать рост.

Екатерина Румянцева, основатель экосистемы Kalinka, резидент бизнес-клуба «Атланты»

Также готов должен быть и сам бизнес. Екатерина считает, что в компании должны быть все четыре элемента «бостонской матрицы». Она делит компании или отдельные продукты на четыре типа в зависимости от скорости роста рынка и занимаемой доли:

  1. «Звёзды» — компании с лучшими показателями объёмов продаж и доли на рынке. Их основная задача — сохранение и увеличение доли на рынке. Поэтому «звёздам» требуются крупные инвестиции на сохранение высоких темпов роста.
  2. «Дойные коровы» — компании с высокой долей на рынке, но низким темпом роста объёмов продаж. Они приносят высокую прибыль, которая почти не увеличивается со временем. Такой тип проектов не требует инвестиций, но может послужить источником для вложений в компанию-«звезду».
  3. «Собаки» — компании с низкими объёмами продаж и долей рынка.
  4. «Трудные дети» — компании с маленькой долей рынка, но высокими темпами роста. В них часто вкладываются венчурные инвесторы.

Если в бизнесе есть только «дойная корова» и нет «звёзд», он рано или поздно погибнет. «Звёзды» тоже иногда бывают «трудными детьми», и они помогают бизнесу не совершать прежних ошибок. «Собаки» — низкомаржинальны, но помогают бизнесу быть устойчивым. Поэтому компания, в которой нет всех четырёх элементов матрицы, находится в очень большой зоне риска.

Екатерина Румянцева, основатель экосистемы Kalinka, резидент бизнес-клуба «Атланты»

Что почитать на эту тему:

  • Книга предпринимателя и совладельца официального дилера Audi в России Владимира Моженкова «Эффективный или мёртвый. 48 правил антикризисного менеджмента». Автор объясняет, чем отличаются стратегии погибших, просто выживших и преуспевших компаний и как выплывать из кризисов.

Совет 8: тратьте время на хобби и не зарывайтесь в операционку

Размер бизнеса зависит от ресурса предпринимателя. Ицхак Адизес говорил: «У тебя бизнес такого размера, сколько стресса и боли ты на себя можешь принять». И, как ни парадоксально, чем крупнее бизнес, тем больше у основателя времени на себя.

Обратите внимание: большие предприниматели проводят много времени, летая на воздушных шарах, катаясь на лыжах, занимаясь спортом, потому что в этом они находят большой источник энергии. Чтобы внутренний ресурс не истощался, его нужно постоянно пополнять, это позволяет эффективнее работать. Задача предпринимателя — работать не много, а эффективно. И принимать не много решений, а правильные решения. Для этого нужно быть в очень хорошем ресурсном состоянии.

Екатерина Румянцева, основатель экосистемы Kalinka и резидент бизнес-клуба «Атланты»

К примеру, создатель Twitter Джек Дорси медитирует по два часа в день и ежегодно ездит на десятидневные курсы випассаны — вида медитации в буддизме. А основатель Amazon Джефф Безос рассказывал, что спит по 8 часов и каждое утро завтракает с детьми.

Исследования показывают, что переработки не только вредны для здоровья, но и негативно сказываются на прибыли компании за счёт прогулов, текучести кадров и роста расходов на медицинское страхование.

Компании нужно «питание», иначе она не будет развиваться, уверен Роман Троценко. От количества энергии зависит масштаб компании. А источник энергии — основатель и его сотрудники. Чем выше их мотивация, тем больше энергии аккумулирует компания.

Что почитать на эту тему:

  • Книга предпринимателей и создателей Basecamp Джейсона Фрайда и Дэвида Хайнемайера Хенссона «Не сходите с ума на работе или Как создать спокойную компанию». Авторы рассказывают, как построить успешную компанию, в которой нет места переработкам, постоянному стрессу и погоне за результатом в ущерб здоровью.
Family Day бизнес-клуба «Атланты» — мероприятие, на котором резиденты собираются вместе с семьями
Family Day бизнес-клуба «Атланты» — мероприятие, на котором резиденты собираются вместе с семьями

Главное

  • Масштаб компании зависит от амбиций предпринимателя. Если они заканчиваются на покупке автомобиля или дома, кратного роста бизнеса не получится. Амбиции никогда не должны догонять достижения.
  • Масштабировать бизнес в одиночку сложно. Многие предприниматели советуют создавать партнёрства. К примеру, искать людей с более широким мировоззрением и опытом. Старшие партнёры помогают быстрее достигнуть нового уровня.
  • Посмотрите на конкурентов, как на инструмент масштабирования. Вместе можно создавать глобальные проекты, которые превзойдут отдельные по качеству и возможностям.
  • Делегировать задачи стоит только тем сотрудникам, которые мыслят так же, как и вы. Выбирайте в команду людей с похожими ценностями и выстраивайте с ними доверительные отношения.
  • Если случился провал, копайте до самой главной первопричины. Умение декомпозировать ошибки позволит перестроить всю систему.
  • Некоторые компании не имеют потенциала для кратного роста. Проанализируйте, относится ли к ним ваша компания или продукт. От балласта лучше отказаться.
  • Чем крупнее бизнес, тем больше у основателя времени на себя. Хобби помогают предпринимателям черпать энергию, оставаться в ресурсе и принимать более эффективные решения. Не закапывайтесь в операционку, а посвящайте чуть больше времени тому, что приносит вам радость.
3131
60 комментариев

«основатель экосистемы Kalinka Екатерина Румянцева. Годовой оборот её бизнеса по продаже элитной недвижимости — 19,6 млрд рублей.»

Риелторы совсем уже кукухой поехали - записывают стоимость самой недвижки себе в «оборот».
Видимо, с реальным оборотом на два порядка меньше сложно рассказывать про успешный успех

27
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Да какие там два порядка, ты чё?)) Три - в лучшем случае.

Ответить

3-5% комиссионных берет элитка, скорей всего есть пару 5-10 объектов, которая делает 50% оборота по году, Тот же White Will Олег Торбосов обогнал Калинку , хотя ему 3-4 года на рынке

Ответить

Калинка борется с девелоперами за дорогующий контекст и никогда не сможет сделать икс 10 по рынку

Ответить

Интересно, в какие бизнес-клубы вступали Илон Маск, Стив Джобс, Билл Гейтс, Джек Ма, Рид Хастингс, чтобы добиться таких выдающихся успехов.

12
Ответить

В клуб масонов-рептилоидов однозначно

9
Ответить