Не бойтесь хайповать – репутации в России не существует!

Не бойтесь хайповать – репутации в России не существует!

Многие беспокоятся о том, чего в принципе не существует в нашей стране – о репутации. Как выйти за рамки, чтобы повысить продажи и противостоять негативу?

О чем мечтает примерно каждый руководитель компании? Чтобы о его товаре или услуге говорили. Публикации в СМИ, эфиры на ТВ, обсуждения в социальных сетях. И это вполне разумно – если о твоем бизнесе никто не знает, не будет и продаж.

Стандартные методы рекламы работают все хуже: люди устали от информационного спама, который доносится до них едва ли не с каждого утюга. Они пролистывают рекламные статьи, выключают звук, когда начинается реклама, уже давно не кликают на баннеры.

Единственный способ вызвать у аудитории интерес – сделать что-то необычное, иными словами – хайпануть. Это понимают уже даже крупные и довольно консервативные бренды. Отсюда приглашение Дани Милохина на экономический форум в Санкт-Петербурге или участие Моргенштерна в рекламной кампании «Альфа-банка». Что уж говорить о других.

Совершенно очевидно: в информационной повестке дня условный производитель пылесосов конкурирует отнюдь не только с другими пылесосами. Он конкурирует с лесными пожарами, ураганами, встречами политических деятелей, коррупционными скандалами и прочими реалиями нашей жизни.

Когда столько всего происходит вокруг – дойдет ли внимание читателей и журналистов до ваших пылесосов? Крайне сомнительно. Какой вывод можно сделать отсюда? Единственный способ как-то заявить о своем продукте – быть на уровне с текущей информационной повесткой дня, а в идеале превосходить ее по уровню и накалу страстей.

Но чтобы этого добиться – нужны хайп, смелость и умение идти до конца. И тут бизнесмены сталкиваются с большой внутренней дилеммой – страхом за свою репутацию. Как бы чего не вышло. Как бы так проскользнуть между струйками дождя…

Но если хорошенько подумать, у этих страхов нет ровным счетом никаких причин. Россия – одна из немногих стран мира, где в принципе не существует такого понятия как репутация.

Вы можете делать практически все что угодно – прикалываться над представителями ЛГБТ и феминистками, быть абьюзером, пошляком и выглядеть в СМИ каким угодно еще негодяем – продажи от этого только вырастут, и вы гарантированно станете интересны и журналистам, и простым обывателям.

К сожалению или к счастью, Россию смело можно назвать страной циников. Когда на каком-то курорте происходит теракт – наши первыми берут туда билеты по бросовым ценам. Если вы сделаете скидку на свой товар – в вашем магазине начнется столпотворение, даже если до этого вас обвинили в домашнем насилии. Может, вы используете на своей швейной фабрике детский труд несчастных вьетнамских детей, или неожиданно станет известно, что вы расист – да сколько угодно.

В России не существует ни морали, ни нравственности – здесь всем плевать на всех. И это открывает практически безграничные возможности для рекламы без всяких негативных последствий для бренда.

Есть и еще один нюанс – добренький и пушистый вы никому не нужны и не интересны. Людей привлекают скандалы, а негативная повестка гораздо востребованнее любого позитива. Именно поэтому 90% сюжетов в СМИ негативные: войны, теракты, наводнения и все в таком духе – профессионалы тратят кучу денег на рейтинги и опросы и точно знают, что интересует людей.

Другое дело, что если вы решаетесь на хайп, вы должны четко осознавать – пути назад у вас уже не будет. Помните рекламную кампанию Reebok «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» или недавнюю историю со «ВкусВиллом», когда компания предоставила свою площадку лесбийской паре? И там, и там ребята отлично залетели в СМИ, наделали шума, собрали отличный хайп, но сломались под общественным давлением и просто убили весь общественный резонанс. Испугались последствий. Каких-то бойкотов, обрушения продаж. Разумеется, это полная чушь.

Как верно заметила Ксения Собчак: «Что, люди действительно будут бойкотировать сырки и черешню из-за лесбиянок? Да нет, конечно, это все молотьба языком, экономика сильнее политики, торговля сильнее идеологии. Но теперь их ненавидят и те, и эти. И за то, что сделали, и за то, что сдали назад». Лучше, пожалуй, и не скажешь.

Невозможно быть хорошеньким для всех и носиться как с писаной торбой со своей репутацией. Если у вас не суперинновационный продукт, если вы не придумали, как сделать цену в два раза ниже, чем у конкурентов, сохраняя те же качества товара или не выполняете свою работу значительно быстрее остальных – единственное, как вы можете выделиться и привлечь аудиторию – хайповать. Иначе так и останетесь частью серой толпы, никому не нужными и не интересными.

Бывает, впрочем, и такое, когда хайп вокруг вашей компании – не ваших рук дело, а попытка конкурентов очернить ваш бизнес. В этом случае надо понять главное: а действительно ли в результате чьего-то злого умысла ваша компания оказалась очернена.

Недаром говорят: «Любое упоминание в прессе, даже самое негативное, кроме некролога, это реклама».

Поэтому, если о вас или вашем бизнесе написали плохое – на самом деле, это зачастую очень даже хорошо. Из этого правила есть лишь одно исключение – негатив не должен касаться основных качеств вашего товара.

Скажем, если вы возглавляете охранное агентство и ваш клиент пострадал из-за недосмотра сотрудников – это плохая новость. Но если в офисе агентства случилась оргия или сотрудник немного вспылил и выкинул из окна фитнес-зала штангу в 300 кг – это замечательно. С подобными публикациями и делать ничего не нужно – просто порадоваться. Такие новости лишь привлекут внимание аудитории и пойдут на пользу.

Самое интересное, что если атака направлена на основное качество вашего товара, то совет все тот же – не делать ровным счетом ничего. Понятно, что первая реакция – созвать пресс-конференцию, незамедлительно дать опровержение и рассказать, что все совсем не так, но…подобная стратегия утопит вас гораздо быстрее, чем негатив от конкурентов.

Логика предельно проста: любое опровержение всегда выглядит как оправдание. Это позиция слабого. К тому же, вступая в споры, вы лишь продляете негативной новости жизнь. На ваши аргументы незамедлительно последуют контраргументы с противоположенной стороны, выйдут новые публикации, которые вам снова придется опровергать. Об истории узнает значительно больше людей, чем могло бы изначально. Не дай бог, она привлечет внимание чиновников, желающих заработать политические очки…

Но если вы затаитесь, не будете давать никаких комментариев, дня через три о новости никто и не вспомнит. События в России и в мире развиваются предельно стремительно, одни инфоповоды регулярно сменяют другие. У людей короткая память. Даже о терактах пишут максимум 4-5 дней, что уж говорить об истории одной из тысяч российских компаний.

Всем плевать, друзья. Всем плевать.

Александр АндриановГенеральный директор, Креативный PR, Москва

77
11 комментариев

Идейки родом из 90-х. Люди объелись информацией, предложение в любой сфере намного опережает спрос. Обратить на себя внимание дешёвым хайпом? - Ну, увеличите вы охваты и частоту упоминания бренда. Но только если у вас товар и сервис - мусор, то всё впустую. Спросите у фадееы, ёби-доёби и прочих бивисов и батхедов от маркетинга. Что там у "Альфы" после Моргена - капец какой приток клиентов? - Думаю, нет.
Так что всё это слив бюджетов вхолостую.

2

т.е. ради кратковременного эффекта (и срубить бабла за разовый заказ) вы предлагаете сливать репутацию клиента в унитаз (которая возможно нарабатывалась годами)? Оригинально

сливать репутацию клиента в унитаз?А дофига у кого в РФ есть репутация? Об этом материал и пытается сказать :)

3

Предположим что есть я, вполне конкретный потребитель 33 лет. Работаю, выживают и трачу деньги. Есть конкретная компания, которая пытается хайпить на всяких малолетних гражданах, всяких перфомансах и прочих кульбитах.
И вот вопрос. А зачем мне нужна компания, которая пытается творить хрень, вместо того, чтобы просто предоставлять услуги? Нет, безусловно, рекламщик сидит на зарплате, радостно получает деньги, блоггер получил деньги, но зачем тут нужен потребитель, если все уже получили деньги?

1

Ну Вы это Вы. Вы лишь часть аудитории. Не надо по себе судить остальных.
На примере Apple ярко видно, что мнение меньшинства из интернета никак не коррелирует с продажами - все, кому не лень, пишут, что айфон "ни о чем за свои деньги, не покупайте". А статистика продаж показывает рост из года в год.

Григорий Остер. Вредные советы

1

Есть моменты, когда в чём-то думаешь что автор прав, касательно репутации. Взяьб тех же инстаблогеров, что рекламили активно скам проекты, пирамиды, каких-то людей, кто там на ставках заработывает миллионы или ещё на чём-то.
После закономерных кидков людей, думаю врядли от этого как то пострадала репутация этих блогеров, инфоцыган и др., даже наоборот, они ещё больше стали рекламить всякое, да ещё и активно делать прогревы, контент на популярную тему последнего времени - Курсы. Даже после всех зашкваров, кол-во подписчиков не особо убавляется, да и курсы покупают

1