Трудно быть реалистом. 12 вопросов для оценки места вашего бизнеса на рынке

Трудно быть реалистом. 12 вопросов для оценки места вашего бизнеса на рынке

Оптимизм и азартность – худшие черты для владельца бизнеса. Чтобы остаться на плаву и закрепить позиции на рынке, важно стать реалистом и дотошным аналитиком.

Меня зовут Николай Красавцев, я основатель digital-агентства Media Bridge. С момента основания компании я пропагандирую своим клиентам идеи строгого реализма в отношении бизнеса. Насколько бы высокими сегодня не были ваши продажи, время все расставит по местам. Это сухая статистика: по данным исследования FinExpertiza, число ликвидированных бизнесов в России на 114% превышает число открывшихся. Каждый год эта цифра растет. Основные причины ликвидации – отсутствие необходимых навыков ведения бизнеса и высокая конкуренция.

Выживают сильнейшие, а значит самые умные. Умный бизнес никуда не спешит. Его владелец не торопится получить все деньги мира, не верит в «волшебные кнопки» и не принимает рискованных решений. Умный владелец бизнеса – это стратег и аналитик. Он никогда не потеряет место на рынке.

Николай Красавцев, Генеральный директор агентство интернет-маркетинга "МедиаБридж"

Знаете ли вы свой бизнес, аудиторию и конкурентов? Способны найти точки роста? Предлагаем пройти тест и узнать, насколько стратегически вы подходите к своему бизнесу. Не относитесь к результатам теста слишком серьезно: чтобы узнать истинные компетенции, нужен ни один час консультаций.

Если вам нужны только результаты теста, найдите вопросы ниже и получите результаты в конце. Остальным предлагаем разобраться, почему качество бизнеса все больше доминирует над рекламой, и что это значит для бизнесменов, которые умеют анализировать и хотят стабильного роста.

Реклама – это инструмент, а не решение

Почему мы не используем пассатижи, когда нужно забить гвоздь?

МедиаБридж работает с 2005 года. За это время я встретил ни один десяток клиентов, которые совсем не умеют расставлять приоритеты. Например, человек только запустил свой бизнес и не имеет никакого представления о рынке, но очень хочет большой красивый сайт. Другой клиент сливает рекламный бюджет, но грезит о логотипе от Лебедева. Подрядчики только и рады – к ним пришел горячий клиент с деньгами.

Почему мы не используем пассатижи, когда хотим забить гвоздь, и не пользуемся изолентой для закрутки шурупов, но охотно тратим бюджет на необязательные для бизнеса услуги?

Мне не раз приходилось переубеждать клиентов не делать рискованные шаги. В бизнесе важна последовательность. Чтобы выбрать подходящий инструмент – будь то сайт, реклама или логотип, нужно досконально изучить сам бизнес и его место на рынке. Такую процедуру мы называем «Анализом качества».

Суть анализа – узнать все о ваших клиентах и конкурентах. Если вы это сделаете, то получите четкую последовательность, как и с помощью чего можно развивать свой проект.

Трудно быть реалистом. 12 вопросов для оценки места вашего бизнеса на рынке

Анализ и сегментация ЦА – половина успеха вашего бизнеса

Анализ и сегментация целевой аудитории – первый этап формирования бизнес-стратегии. ЦА решает, нравится ей продукт или нет, можно ли вам доверять и платить. Аудитория любого бизнеса никогда не бывает однородной. Каждый сегмент ЦА имеет свои особенности и потребности.

Наша задача – поделить аудиторию на сегменты и расставить их по уровню покупательской способности. Допустим, если менеджеры компаний покупают лучше, чем домохозяйки старше 50 лет, то именно менеджеров нужно включать в стратегию в числе первых. Чем лучше вы заботитесь о каждом сегменте аудитории, тем больше получите заявок и продаж.

Один из наших клиентов занимался продажей заборов. Анализ ЦА показал, что самый крупный сегмент – это владельцы частных домов в возрасте от 35 лет. Физических лиц больше всего заботит цена. Если человека не устраивала стоимость забора, он покидал сайт и искал компанию подешевле.

Что сделает в этой ситуации рядовой маркетолог? Немедленно внедрит скидки и акции. Мы пошли другим путем и сделали калькулятор расчета цены. Анализ ЦА подсказал, что физическим лицам будет спокойнее самостоятельно рассчитать цену и увидеть, из каких компонентов она складывается. Как итог – скидки и акции не затронули юнит-экономику компании, а отдел продаж временно закрылся от переизбытка заявок и продаж.

Трудно быть реалистом. 12 вопросов для оценки места вашего бизнеса на рынке

Конкурентный анализ: путь к стабильности и лидерству на рынке

Конкурентный анализ – второй этап оценки качества бизнеса. Если анализ ЦА поможет понять, чего хотят отдельные ваши клиенты, то конкурентный анализ покажет, как этих клиентов удержать.

Мы узнаем слабые и сильные стороны конкурентов. Для этого погружаемся в нишу заказчика и оцениваем все, что можно оценить: сайты, соцсети, качество диалога с отделом продаж, позиционирование продукта и многое другое. Клиент получает отчет с рекомендациями – какие процессы нужно улучшить, чтобы обогнать ближайших конкурентов.

Нет смысла запускать рекламу, делать сайт и даже оформлять соцсети, пока вы не изучили рынок. Чтобы получить место в нише, нужно изучить всех игроков. Так вы узнаете, что они предлагают клиентам, и сформируете привычные для аудитории УТП. И только потом можно думать о собственной уникальности.

Конкурентный анализ оказывает влияние на все дальнейшие процессы: подготовку объявлений, запуск рекламы, диалог с клиентом, ценообразование и т.д. Анализ может показать совсем неожиданные вещи: например, что лучший игрок на рынке – с самым дорогим ценником.

Один из наших кейсов связан с автомастерской, ремонтирующей шланги ГУР и РВД. Один из конкурентов компании получал максимальное количество заявок по той лишь причине, что опубликовал обзор своей мастерской на сайте. Уникальная фишка – продув шланга для выявления места дефекта. Так автовладелец будет уверен, что его не обманывают и не пытаются продать более дорогой аналог. Одна такая деталь приносила конкуренту десятки звонков.

Трудно быть реалистом. 12 вопросов для оценки места вашего бизнеса на рынке

Запуск рекламы. Как выбрать только нужные инструменты

Мы выполнили первый блок стратегии, связанный с анализом качества бизнеса, и переходим к блоку «Маркетинг». Для нас это обязательная последовательность. Невозможно собрать нормальную семантику, не выполнив анализ ЦА. Нельзя подготовить крутые объявления, не сделав конкурентный анализ. Все собранные в ходе анализа данные позволяют решить сразу две задачи:

  • Сэкономить рекламный бюджет.
  • Привлечь больше клиентов.

Для экономии рекламного бюджета мы выбираем самый эффективный канал продвижения. Только теперь мы можем задуматься, нужен ли бизнесу сайт, реклама или страница в соцсетях. Чтобы решение было правильным, готовим медиаплан. Это таблица, в которой представлены все варианты продвижения бизнеса в порядке эффективности.

Трудно быть реалистом. 12 вопросов для оценки места вашего бизнеса на рынке

Анализ вскрывает приоритеты, а приоритеты помогают больше зарабатывать. Когда бизнес находит в своем ассортименте продукт с наибольшим спросом, именно его придется продвигать в первую очередь.

В стратегии нет места желаниям и эмоциям. Если владелец бизнеса хочет получить стабильную и конкурентоспособную систему, придется вести расчеты и расставлять приоритеты. Об этом свидетельствует и наша практика: все perfomance-задачи были решены только с помощью стратегии.

Трудно быть реалистом. 12 вопросов для оценки места вашего бизнеса на рынке

Почему реклама и продажи – это единая система, которую нельзя делить, но все это делают

И почему это нельзя исправить, но можно доработать

Подрядчик, который занимается обработкой заявок, никогда не будет привлекать некачественный трафик. Это простое правило, о котором знает большинство рекламных агентств, но почти никогда его не использует. Подрядчику выгодно привлекать только заявки, а все связанное с их обработкой остается на совести заказчика и отделе продаж.

Рано или поздно такая парадигма исчезнет, и у владельца бизнеса останется время только на улучшение продукта. Выиграют те агентства, которые работают комплексно: не только сделают стратегию и запустят рекламу, но и помогут с обработкой заявок.

Трудно быть реалистом. 12 вопросов для оценки места вашего бизнеса на рынке

Естественно, не каждый подрядчик готов брать на себя ответственность в лице полноценного отдела продаж. Но этого и не нужно: достаточно гарантировать минимальную связь между рекламой и прибылью. Мы ее обеспечиваем – помогаем с настройкой CRM и написанием скриптов. Нередко приходится консультировать самих менеджеров, чтобы показать результат в виде реальной прибыли.

Комплексность и последовательность нужна на всех этапах – от изучения сегментов ЦА до обработки продаж. Обеспечьте себе эти два условия, и ваш бизнес расцветет.

Трудно быть реалистом. 12 вопросов для оценки места вашего бизнеса на рынке

Так трудно ли быть реалистом?

Бизнес хочет результатов «здесь и сейчас» только по той причине, что большинство подрядчиков именно это и предлагают. Отчасти это хорошо и правильно. Но существовать только за счет компетенций рекламных агентств – не лучшая стратегия, если вы хотите сохранить свои позиции на рынке, обрести лояльную аудиторию и стабильные продажи. Если у вас получится обрести самостоятельность и трезво посмотреть на свой проект, то вы реалист и готовы к решению проблем.

Меняется рынок, меняются компетенции digital-подрядчиков и алгоритмы рекламных систем. Чтобы не пополнить процент ликвидированных бизнесов, советуем вам чаще изучать себя и рынок. Потом будет поздно.

Результаты теста

0-5 баллов. Вам стоит задуматься о скорейшем анализе бизнеса и реализации digital-стратегии.

6-10 баллов. У вас есть представление, как работает рынок, и вы со всей серьезностью относитесь к своему бизнесу. Чтобы занять лидирующее место на рынке и создать крепкую и стабильную систему, вам нужно закрепить свое представление о существующих процессах.

11-12 баллов. Судя по всему, вы настоящий стратег и полководец. Ваш бизнес либо уже лидер на рынке, либо очень скоро им станет. Но помните, что анализ должен быть регулярным.

1111
13 комментариев

хороший материал. как думаете для первых рекламных запусков есть какая-то средняя цифра рекламного бюджета?

скорее зависит от ниши, конкуренции, средней цены товара\услуги

1

Интересно сколько времени занимает анализ качества?

Обычно реализуем за месяц. Этого хватает, чтобы охватить все сегменты ЦА, пройтись по всем конкурентам и подготовить посадочные. Но это только подготовительный этап.

1

"существовать только за счет компетенций рекламных агентств – не лучшая стратегия" - но ведь, возможно, что именно эту часть бизнес хотел бы делегировать. Разе это не нормально?

Речь о том, что нельзя слепо доверять все маркетинговые процессы одному подрядчику. Оптимальный вариант – самому (или с нашей помощью)) узнать все о своей ЦА, конкурентах и месте на рынке, а уже потом делегировать задачи – с полным пониманием, что и как будет делать подрядчик. Большинство подрядчиков и стратегию-то не делают. Сразу контекст запускают, а там как карта ляжет. Наша идея – использование каждого инструмента должно быть последовательным и осознанным.

1

всё так. но в реальности мало кто следует алгоритму, а к сожалению действует "по ходу дела"