Мышление человека эффективно, поскольку мы очень много страдаем. Высшая когнитивная деятельность — это одно, внутренняя мотивация — это другое. Искусственное мышление, возможно, вскоре станет гораздо более эффективным, но будет ли оно также неизбежно связано со страданием? Должно ли страдание составлять часть любого стоящего пост-биотического интеллекта, или негативная феноменология — это всего лишь случайная черта, приобретённая нами в ходе эволюции?
Человек обладает хрупким телом и, родившись, попадает в опасное социальное окружение, оказывается вовлечённым в непрекращающуюся тяжкую борьбу за отрицание собственной смертности. Наш мозг непрерывно бьётся за то, чтобы минимизировать вероятность неприятных неожиданностей. Мы умны, потому что причиняем боль, потому что можем сожалеть и постоянно стремимся найти какую-либо устойчивую форму самообмана или символического бессмертия.
Вопрос в том, нужно ли хорошему ИИ хрупкое аппаратное обеспечение, небезопасное окружение и внутренний конфликт, связанный с собственной недолговечностью. Конечно, в какой-то момент умные машины появятся! Но будут ли их собственные мысли иметь для них значение? Почему они должны интересоваться собственными мыслями?
Я определённо отрицаю даже вероятность создания реальной машины, способной испытывать страдания. Но всё же давайте проведём мысленный эксперимент и задумаемся, как бы мы это проделали. Страдание — феноменологическое понятие. Только существа с сознательной жизнью могут испытывать страдания (назовём это необходимым условием №1, или С-условием).
Зомби, люди в состоянии глубокого сна, комы или под анестезией не испытывают страданий, «потенциальные люди» или люди, ещё не появившиеся на свет, также не могут страдать. Роботы и другие искусственные существа могут страдать, только если способны переживать определённые феноменологические состояния, если работают под управлением интегрированной онтологии, которая включает окно присутствия.
Условие №2 — это обладание феноменологической моделью, ОФМ. Почему оно необходимо? Важнейшая феноменологическая характеристика страдания — чувство собственности, собственное субъективное переживание, «я», которое сейчас страдает, моё персональное страдание. Страдание предполагает наличие самосознания.
Только сознательные системы, у которых есть феноменологическая модель, способны страдать, потому что они — посредством вычислительных процессов, функционально и репрезентативно интегрированных в определённые негативные состояния в их феноменологической модели, — могут присваивать себе содержание определённых внутренних состояний на феноменологическом уровне.
На концептуальном уровне сущность страдания заключается в том факте, что сознательная система вынуждена идентифицироваться с состоянием негативной валентности и не может разорвать эту идентификацию или функционально отделить себя от репрезентативного содержания. Конечно, у страдания есть много различных уровней и феноменологических аспектов, но важна именно феноменология идентификации.
То, что система хочет прекратить, ощущается как собственное состояние, которое ограничивает пределы автономии системы, поскольку она не может эффективно дистанцироваться от него. Если вы понимаете это, то вам также понятно, почему «изобретение» сознательного страдания в ходе биологической эволюции было настолько продуктивным и почему это не только инновационная, но также мерзкая и жестокая идея (как мы сказали бы, если бы у него и правда был изобретатель).
Феноменологии владения определённо недостаточно для страдания. Мы легко можем представить себе обладающие самосознанием существа, которые не страдают. Страдание подразумевает условие НВ (негативной валентности). Страдание создаётся в результате интеграции состояний, представляющих негативное значение для ОФМ некой данной системы.
Таким образом, негативные установки оказываются негативными субъективными установками, то есть сознательным представлением о том, что наши установки были (или будут) нарушены. Нашей системе ИИ не обязательно до конца понимать их содержание. Если система не хочет снова проходить через текущее сознательное переживание, а хочет, чтобы оно закончилось, этого достаточно.
Обратите внимание на то, что у феноменологии страдания множество граней, и искусственные страдания, вполне вероятно, будут очень отличаться от страданий человеческих. Например, повреждение физического аппаратного обеспечения может быть представлено в виде внутренних форматов данных, совершенно чуждых человеческому мозгу, генерирующих субъективно переживаемый, качественно определяемый профиль состояний телесной боли, которую невозможно смоделировать или даже примерно представить, если вы являетесь биологической системой вроде человека.
Или феноменальная искусственная личность с высокоразвитыми когнитивными способностями может превзойти человека в области эмпатии и понимания. Скажем, в результате озарения она придёт к выводу, что все её представления неверны, что уважать своих создателей не следует или, вероятно, что её существование в виде машины с самосознанием абсурдно.
Ещё есть условие П (прозрачности). Прозрачность — это не только визуальная метафора, но также и техническая концепция в философии, у которой есть несколько версий и вариантов применения. В данной работе меня интересует феноменологическая прозрачность, качество, характеризующее некоторые (но не все) сознательные состояния, но никогда — бессознательные.
Основная идея очевидна: прозрачные феноменологические состояния делают так, что их содержание выглядит решительно реальным, как нечто, в существовании чего вы не сомневаетесь. Точнее, вы можете испытывать когнитивные сомнения, но лишь в соответствии с субъективным переживанием этого феноменологического содержания: вы не способны дистанцироваться от остроты боли и того факт, что боль — ваша собственная. Феноменология прозрачности — это феноменология непосредственного реализма.
Наше минимальное понятие о страдании, таким образом, составлено из четырёх обязательных элементов: условий, которые мы обозначили как С, ОФМ, НВ и П. Любая система, удовлетворяющая всем четырём концептуальным условиям, должна восприниматься как объект, в отношении которого действуют этические ограничения, потому что мы не знаем, является ли наш набор условий необходимым и достаточным; в данном случае перестраховка — наша моральная обязанность.
Нам также нужны способы выяснить, испытывает ли рассматриваемая искусственная система страдания в настоящий момент, есть ли у неё такая способность или же такая способность может появиться у неё в будущем. Но, по определению, любая интеллектуальная система — биологическая, искусственная или постбиотическая, не отвечающая хотя бы одному из необходимых условий, страдать не может. Рассмотрим четыре наиболее простых варианта:
― не обладающий сознанием робот не может страдать;
― обладающий сознанием робот без соответствующей ОФМ не может страдать;
― обладающий сознанием робот без способности продуцировать негативную валентность не может страдать;
― обладающий сознанием робот без прозрачных феноменологических состояний не может страдать, потому что ему не хватает феноменологии владения и идентификации.
Меня часто спрашивают, сумеем ли мы создать обладающие самосознанием машины, которые будут исключительно умны и при этом неспособны страдать. Может ли существовать настоящий разум без экзистенциальных вопросов?
Из всей статьи больше всего понравились рассуждения Барта Коско, человека «в теме» и с достаточно широким кругозором, — такое всегда приятно читать.
Барт Коско действительно очень хорошо описал всю суть. По поводу ИИ сейчас слишком много выдумок и философствования, это всё начинает надоедать. На самом деле всё крайне прозаично. Статистика га больших объёмах данных, алгоритмы выполняющие очень узкоспециализированные задачи, которые крайне далеки от какого-либо мышления.
Кому интересно посмотрите вводную лекцию к новому курсу по ИИ от MIT, там понятно описано где мы находимся сейчас:
https://www.youtube.com/watch?v=-GV_A9Js2nM&t=971s
Комментарий недоступен