От фурошики до кавай: японский дизайн в упаковке

Японская школа дизайна одна из самых сильных в мире. Работы местных дизайнеров каждый год получают большое количество премий — от Dieline до Red Dot и других.

За что мы любим японский дизайн? Что делает его уникальным? И что повлияло на его формирование?

В западном сознании японский визуальный язык ассоциируется с минимализмом и аутентичностью, имеет неординарный и яркий характер, встроенный в традиции и отражающий менталитет.

Расскажем о шести культурных феноменах японского дизайна в этой статье.

Феномен № 1. Каждая упаковка — подарок

Furoshiki — древняя японская техника упаковывания предметов в ткань, возникшая более 1200 лет назад.

От фурошики до кавай: японский дизайн в упаковке

На сегодняшний день одна из самых распространенных ситуаций использования техники furoshiki — подарочная обертка. В мягкую ткань удобно и легко завернуть любого рода предметы, но чаще всего это делают именно со сладостями, причем каждую конфету обязательно упаковывают отдельно.

Это внимательное и трепетное отношение к оформлению повлияло на современный подход в дизайне:

  • полное копирование идеи furoshiki — в качестве основы в них используются завернутые ткани, бумага и другие материалы;
  • мимикрия под furoshiki — эффект создают паттерны в традиционном стиле, а также этикетки, будто бы «укутывающие» конструктив.
От фурошики до кавай: японский дизайн в упаковке

Феномен № 2. Упаковка — новый опыт впечатлений

Вместе с феноменом furoshiki в Японии очень заметна культура анпакинга — эмоционального процесса распаковки предметов. Эта любовь к восприятию красоты и наслаждению ей в обычных вещах лежит в основе традиционной эстетики. В соответствии с ней даже самые бытовые и привычные продукты должны быть красивыми и вызывать эмоциональный отклик.

В типичной японской упаковке часто встречаются ленты, открывашки и другие механизмы, делающие процесс открытия продукта более интересным и завораживающим.

Феномен № 3. Функциональность и внимание к деталям

Kaizen— японская философия, акцентирующая внимание на непрерывном совершенствовании и улучшении разных аспектов в жизни.

Многие принципы kaizen использовались первыми японскими глобальными корпорациями — Toyota, Toshiba и другими. Их идеи часто становились революционными не только в Азии, но и во всем мире.

Kaizen-подход отражается в упаковке. Японские дизайнеры предвосхищают потребности пользователя, чтобы сделать взаимодействие максимально удобным и доступным.

Так появились конверты с перфорированными линиями; ситечки, встроенные в лапшу для быстрого приготовления; надрезы на картонных коробках с молоком, позволяющие людям с нарушением зрения отличать цельное от других видов.

Феномен № 4. Коммуникация без границ

Японский алфавит включает более 2000 символов и состоит из 3 видов знаков: слоговой азбуки — хираганы и катаканы, а также иероглифов, пришедших в Японию из Китая. Сложность письменности затрудняет процесс работы с типографикой и вместе с тем открывает возможности для экспериментов. Можно проследить 3 тенденции:

  • большое количество индивидуальных шрифтов. Дизайнеры не разрабатывают целые шрифты (на это ушло бы слишком много времени, денег и сил), а работают над конкретными словами, фразами.
  • иллюстрирование. Каждый знак в японском языке изначально графичен и может быть иллюстрацией сам по себе.
  • сочетание иероглифов с латиницей. В какой-то момент одновременное использование местных и западных начертаний облегчило развитие японского дизайна и вместе с тем упростило адаптацию мировых трендов.
  • каллиграфия. Shodō («Путь письма») — искусство изящного письма. Возникнув в 3 веке до н.э., сегодня оно активно развивается и отражается в упаковке в разных форматах. В один ряд с ним можно поставить также sumi-e — технику рисования черной тушью, использующую крупную мазки.

Феномен № 5. Вдохновение природой

Японцы уделяют особое внимание созерцанию окружающего мира. Это особая часть культуры, которая пронизывает разные сферы: философию, лингвистику, ежедневные ритуалы и т.д.

  • Философия. Кроме известного wabi-sabi (наслаждения красотой в ее естественной, порой несовершенной форме) в дзен-буддизме существует satori (поиск подлинного смысла вещей) и mono no aware (желание уловить, «поймать» ускользающую красоту).

  • Лингвистика. Для каждого чувства, связанного с восприятием природы, предусмотрен отдельный термин. Tsukimi описывает любование осенним полнолунием; yukimi — первым зимним снегом, hanami — сакурой. Всего для обозначения сезонов в японском существует 24 слова, для видов дождя — около 120 фраз.

  • Ежедневные ритуалы. Местные школьники изучают предмет «Любование природой». Офисные сотрудники часто выходят в парки, чтобы вместе с командой проследить смену сезонов. О цветении клена, лотуса, вишни рассказывают на радио и по телевизору. Здания в Японии строятся не вместо, а вокруг деревьев, подстраиваясь под линии естественного ландшафта.

Эти особенности объясняют, почему японские дизайнеры так умело отражают природные мотивы в упаковке. Это не просто подход. Это насмотренность и умение видеть красоту в самых малых и незначительных вещах.

Природа становится источником вдохновения. Японцы не боятся экспериментировать с цветом — выбирают землистые оттенки, с паттернами — имитируют узоры водорослей, текстуру растений и шерсти животных, с материалами — используют рисовую бумагу, сено, феллему (пробковое дерево).

Феномен №6. Милые упаковки

С 1980-х годов японская поп-культура начала активно проникать в Европу, США и другие страны. Вместе с аниме, мангой, j-pop на международный рынок вышли японские товары.

На их распространение особенно повлияла культура kawai — японская эстетика милого. Главный акцент делается на невинности и наивности персонажей с ранимым характером, что подчеркивается в их миловидной внешности. В дизайне маскоты часто представляют собой мультяшных героев, похожих на детей — с щечками, закругленными бровями, маленьким носом и непропорционально большой головой.

Почему эстетика kawai так популярна?

  • Антропологи предполагают, что во многом это связано с ограничениями и проблемами, связанными с периодом взросления в Японии — переработками, выгораниями, иерархичностью в семье и работе. В этом смысле kawai становится способом ухода от реальности. Обычный офисный работник, живущий в нескольких квадратных метрах в центре Токио, испытывает радость, зная, что в любой момент он может приобрести Hello Kitty и снова почувствовать себя ребенком.
  • Ученые считают, что kawai изначально воспринимается как нечто положительное и привлекательное для нашего мозга. Исследования показывают, что просмотр изображений в стиле kawai, помогает нам лучше сосредоточиться и выполнять сложные умственные задачи.

Есть данные, в соответствии с которыми kawai может являться положительным стимулом в разных видах деятельности. Люди чаще отправляли отходы на переработку, если на мусорных контейнерах присутствовали изображения kawai-персонажей.

Вместо итога

В мире дизайна, где царит мимикрия и глобализация, где каждое визуальное решение стремится к европейской эстетике, мы интуитивно продолжаем искать что-то аутентичное, особенное и уникальное.

Японский дизайн — одна из таких находок. Его визуальный язык напрямую связан с культурными традициями, которые не просто существуют, а максимально интегрированы в современную жизнь: появляются в графических решениях, концепциях, остаются актуальными, отсылая к историческому прошлому.

Именно поэтому в японском дизайне есть характер, который считывается при первом взгляде; характер, который невозможно скопировать, подделать или повторить. В этом и есть настоящая сила культурного воздействия на дизайн.

В этой статье мы затронули разные аспекты японской культуры, которые повлияли на формирование характера японского дизайна. Но даже этого не хватит, чтобы полностью погрузиться в его мир. Специально для наших читателей мы подготовили полезные ссылки, с помощью которых они смогут улучшить свои знания:

  • Выбор Фермы: японские студии и дизайнеры, на которых можно подписаться: Miz Tsuji, Teng Yu, Keiji Yano, Stamp Works, Uma, Econosys Design, Nosigner;
  • JPDA — национальная премия японского дизайна;
  • Хронология развития японского графического дизайна
  • Основы японского дизайна (рассказ от доцента экономики Калифорнийского университета);
  • Главные понятия японского дизайна через историю Японии (лекция от профессора Кутцтаунского университета Пенсильвании);
  • Особенности графического японского дизайна — статья от школы Shillington.
88
3 комментария

Очень интересно было читать, спасибо большое

1
Ответить

Тут прям много чего интересного есть))

Ответить

Большое спасибо за рекомендации

Ответить