Как выжить в эпоху голосовых роботов

Всем привет! Меня зовут Олег Белоусов и мы с командой сделали умного голосового ассистента, который не просто занимается расшифровкой ваших звонков, а определяет смысл разговора и на его основе выстраивает диалог с человеком на том конце провода.

Голосовые роботы становятся более продвинутыми

Однажды мне приснилось, что мне звонит бот, и я требую его назвать личный номер, звание и расположение воинской части.

Накануне разбирался, как вообще работает новое поколение голосовых роботов и, наверное, перетрудился.

В ходе своего исследования я понял, что роботы-злоумышленники совсем распоясались — научились копировать голос, интонации, правильно расставлять ударения и делать паузы. Осталось всего несколько лет и технология копирования любого голоса будет у каждого.

Недавно мне позвонил подобный бот и я не сразу понял, что это робот. Только когда прослушал запись несколько раз.

Робот: Мы предлагаем вам попробовать онлайн-курс абсолютно бесплатно.

Скажете «да», чтобы продолжить

Я: Слушаю вас

Робот: Я вас не поняла. Скажете «да», чтобы продолжить

Я: Слушаю

Как вы видите, в этом диалоге я старательно не отвечаю «да». Почему?

Злоумышленники записывают наш голос, чтобы потом использовать его в своих целях. Запись ваших «да» и «нет» можно использовать для звонка в банк или любую другую службу, где есть распознавание голоса.

Я занимаюсь голосовыми технологиями уже несколько лет и все равно не сразу понял, как себя вести. А что делать другим? Вдруг от действий злоумышленников пострадают мои друзья или родственники, которые далеки от ИТ- и digital-технологий. От этой мысли стало не по себе и я понял, надо что-то делать.

Как выжить в эпоху голосовых роботов

Как быть мне и моим близким, чтобы не попасть в голосовую ловушку? Может, вообще не отвечать на незнакомые телефонные номера. Но как тогда со мной свяжется курьер или новый клиент?

Я вспомнил, как мы в 2018 году мы уже делали корпоративного помощника. Сейчас захотелось помочь большему количеству людей. Так мы с командой сделали голосового ассистента, который отвечает на входящие звонки и защищает от голосовых роботов. И назвали ее Кирой.

Голосовой помощник опередивший время

Да, мы с другом начали задумываться в эту сторону уже в 2018. Тогда работали над оцифровкой и «очеловечиванием» данных из внутренних корпоративных систем добывающей компании. Знаете такие корпоративные порталы, которые никто никогда не читает, а когда они нужны, там ничего не найдешь? Так вот, хотелось облегчить жизнь коллегам, превратив громоздкие корпоративные системы в приветливого помощника. Он должен был не только монотонно воспроизводить данные, но и помнить, о чем вы говорили ранее и сам разбираться в графиках, таблицах и выдавать нужную информацию. Проект так и остался пилотом. С этим решением мы опередили время, тогда никто не захотел полноценно его внедрять. Рынок не был готов к умным ассистентам.

Ощущения были примерно такие 
Ощущения были примерно такие 

Сейчас они уже привычны пользователям. На рынке есть несколько популярных решений, но это просто «записные книжки», а не полноценные помощники. Они умеют определять спам и вести с ним долгие забавные диалоги. Они не улавливают сути разговора, не могут составить его краткое содержание. Их нельзя интегрировать с другими приложениями, выбрать голос, создать собственное приветствие.

Кира победила мои страхи

Сначала имя выбрали «Алена», «Алё-на». Даже сделали логотип с буквой-умлаутом («О» с двумя точками). Но потом на рынке появилась другая Алена, более известная. Мы решили забыть про креатив и просто выбрать приятное имя. В шорт-листе любимых женских имен команды победила «Кира». Тем более, ни один сервис еще так не назывался, имя стало уникальным на digital-рынке.

Так «выглядит» Кира. Для сайта мы сделали 3D-модель digital-помощника, потому пользователи могли представить, кто будет отвечать за них на звонки
Так «выглядит» Кира. Для сайта мы сделали 3D-модель digital-помощника, потому пользователи могли представить, кто будет отвечать за них на звонки

Смысла делать еще одну «записную аудио-книжку» не было, их полно на рынке. Поэтому в Кире мы сконцентрировались на распознавании смысла разговора с абонентом.

Я написал на салфетке собственные страхи, связанные с телефонными разговорами:

  • Я не хочу отвечать на неизвестные номера, там обычно только спам

А вдруг звонит новый клиент или менеджер из банка с предложением реструктурировать мой кредит?

Так получилось, что первый звонок который я получил, был предложением работы. Кира сразу поняла, что звонящий хочет назначить встречу, уточнила, когда и где, и поблагодарила за звонок.

Получив краткое содержание, запись звонка и договоренности между Кирой и HR-менеджером международной компании, я обрадовался, что первый кейс получился таким показательным. Нам правда не всегда бывает удобно говорить о новых предложениях работы, особенно в офисе среди коллег.

Как выжить в эпоху голосовых роботов

Кира удачно справлялась с функцией личного ассистента и здорово облегчила жизнь в первые две недели использования. Дальше возникла мысль, чем она еще может помочь и так появились фичи приложения.

Что умеет личный ассистент Кира?

Первыми голосовыми технологиями можно считать автоответчики, которые считали количество оставленных сообщений и воспроизводили их. Не так давно появились ассистенты-автоответчики с функциями записных книжек. Проблема в том, что говорят они с собеседником долго и витиевато, по ходу разговора прикалываются и оставляют сообщение-простыню с дословным пересказом звонка. Робот нового поколения Кира, во-первых, уважает, во-вторых, экономит время пользователя приложения и его собеседника. Она создана для помощи людям, а не для развлечения. Для Киры «краткость — сестра таланта».

Сейчас она умеет определять три намерения абонента:

  • Встреча – уточняет цель, время и место встречи. Может поставить встречу вам в календарь.
  • Доставка – понимает, если курьер уже приехал и ждет и может договорится с ним о переносе времени
  • Спам-звонок – выслушивает первую фразу и завершает диалог

Вот несколько примеров:

Как подключить ассистента Киру?

Количество скачиваемых приложений в мире падает с каждым годом. Смартфоны перегружены огромным количеством предустановленных и скачанных приложений. Кроме того, мы сколько приложений, которыми вы реально пользуетесь? Пара социальных сетей, доставка еды, такси и мессенджер. Поэтому мы решили сделать Киру Telegram-ботом, чтобы ничего не нужно было скачивать. В телеге ее зовут @GoVoice2Bot. После нажатия кнопки «Старт», пользователь может не волноваться ни о злоумышленниках, записывающих его голос, ни о курьере, который опаздывает, ни о других звонках.

Мы сделали услуги Киры бесплатными. Узнать подробнее о функциях робота-помощника можно здесь https://voice2bot.ru

Чему еще предстоит научиться Кире?

Наша команда активно развивает приложение. Мы планируем выпускать новые функции каждые две недели. Например, сейчас в работе:

  • Интеграция робота с календарем. Кира будет добавлять встречи или переносить время уже назначенных встреч
  • Ответ абоненту прямо во время звонка. Вы сможете управлять Кирой и написать фразу, которую она озвучит
  • Заказ пропуска для курьера
  • Выбор уровня юмора, как в фильме «Интерстеллар»:

- Какой у тебя уровень юмора, TARS?

- Ровно 100%.

- Давай снизим до 75%

Самое важное для меня и команды сейчас — это обратная связь от пользователей. Например, недавно нам пожаловалась пользователь Марина, что Кира неправильно ставит ударение в имени, говорит: «Спасибо, я передам ваше сообщение МаринЕ». Мы починили ударение и теперь Марина спокойна, что ее имя не коверкают. Если вы протестируете Киру, то мы готовы рассмотреть любые идеи и пожелания для развития приложения. Напишите в службу поддержки прямо в боте, оставьте отзыв внизу сайта или пишите прямо на почту belousov@dtfactory.tech

Почему люди не хотят общаться с голосовыми роботами и что с этим делать?

Я долго размышлял, какое у Киры будущее. Захотят ли общаться с «добрым» голосовым роботом после негатива со стороны злоумышленников и как сейчас относятся к таким технологиям?

Когда человек звонит кому-то, он ожидает получить живое общение. Иначе, он бы отправил сообщение. И вдруг на другом конце провода оказывается робот, который бодро говорит:

— Привет, это Кира, помощник Олега. Как вас представить?

Человек может войти в ступор и бросить трубку. Почему?

Я думаю, причин несколько:

  • В нашей стране не развита культура оставлять голосовые сообщения. Вспомните, как в американских фильмах герои приходят домой и слушают автоответчик? У нас такого не бывает.
  • Когда ты звонишь человеку, то хочешь поговорить с ним лично.
  • Если тебе отвечает голосовой ассистент, то разговор с ним раздражает. Как когда вы звоните клиенту или партнеру и всегда попадаете на секретаря, который говорит, что нужный человек занят.
  • Ты думаешь, что тебя не уважают, раз заставили разговаривать с роботом и не могут уделить свое драгоценное время.

А если вдуматься, то ситуация получается обратная. Человек заморочился и поставил «робота», не потому что ему все равно, он беспокоится о вас и боится пропустить ваш звонок, перепутать его со спамом или забыть перезвонить.

Создание Киры было продиктовано не нежеланием общаться с людьми, а страхом за свои данные и уважением к своему времени и времени других.

Так, выбирая маленькие digital-заглушки для своих повседневных дел, мы сможем справиться с современным бешеным темпом жизни и вступить в эпоху умных цифровых роботов.

77
31 комментарий

Так «выглядит» Кира. Для сайта мы сделали 3D-модель digital-помощника, потому пользователи могли представить, кто будет отвечать за них на звонки

Выглядит хорошо, прямо такой живой робот. Долго такое делали?

1
Ответить

Не очень долго делали. Вообще проекту не так много времени, мы начали в начале лета.

Ответить

Опыт использования

подключил Киру в конце августа - полёт нормальный уже почти полгода. Что радует : подключение в самом деле очень простое и удобное, самое сложное - настроить перенаправление звонка, по которому 5-10-15… сек не снята трубка, Эта настройка делается на стороне оператора. В личном кабинете или кодами. Сначала я поставил 30сек и Кира бездельничала, потому что до неё звонки не доходили, сейчас уменьшил до 15 - это примерно три гудка - за них я успеваю принять решение - самому поднимать трубу или оставить работу Кире.

Расшифровки от Киры в телеге - это реально удобно для всех:
- и для звонившего - все таки его записали и расшифровали и донесли мне прямо в 🧠 мозг
- и для меня - спам сразу визуально отсеивается, остаются реально важные звонки по которым уже можно принимать решение

Важно - хоть Кира и бесплатна, у моего оператора каждое перенаправление стоит 3 рубля - это минус если в день допустим проступит 100спам звонков… но у этого же оператора свой стоплист спама, который отсеивает основной поток и он не доходит даже до Киры.

А оператора буду менять. Он жадный

1
Ответить

Спасибо за отличный отзыв о нашем приложении!
История с оплатой 3 рубля за переадресацию странная, такое мы слышим первым раз от наших пользователей. Скажите какой у вас оператор связи и какой тариф? Может все дело в тарифе.

Ответить

Отличная статья, с юмором и умно написано. Олегу как автору браво! А вот Олегу-разработчику Киры вопросы: 1) Монетизация? На обобщённых/обезличенных пользовательских данных? 2) как Кира защитит мои личные данные от своего хозяина/оператора?Олега допустим я лично знаю и доверяю а если он Киру продаст кому-то? В ситуации с живым секретарем, если проводить аналогию это очень чувствительный аспект. Я помню случаи когда секретари сливали и с ними поступали жестко. Я это все поднимаю не из вредности а потому что искренне восторгаюсь проектом Олега и желаю ему развить успех .

1
Ответить

Да, пользуюсь. Кира классная и отшибает кучу спама.
Если она сможет узнавать сама абонента из списка контактов, да еще и настраивать универсальный ответ, было бы вообще огнище, типа:
- Здоров Животное, хозяин велел слать тебя лесом до вечера

1
Ответить

Скоро выйдет версия приложения, где вы сможете подключить Киру к своим контактам. Тогда она не будет спрашивать имя.

Вы хотите всех звать "Животное" или избранных друзей? ))

Ответить