ERP-системы для управления бизнесом: внедрение и применение
Используя системы управления ресурсами (ERP), бизнес автоматизирует множество процессов – например, контроль за распределением ресурсов, интеграцию всех используемых в компании программных решений, управление закупками. Как сообщает TAdviser, среди лидеров мирового рынка – системы SAP и Oracle, а на российских предприятиях – 1С. Не ограничиваясь готовыми решениями, компании часто вносят в них свои доработки с помощью IT-аутсорсеров или собственных IT-подразделений.
Иногда, подразумевая BPM, говорят ERP и, наоборот. Но BPM отвечает за процессы, а ERP – за ресурсы для этих процессов. Это разные зоны ответственности, хотя они и могут частично выполнять функции друг друга (в зависимости от системы и фич, которые в нее заложили производители).
Для чего нужны ERP и каких результатов они помогают достигнуть, рассмотрим на примере практики SimbirSoft – компания входит в тройку крупнейших системных интеграторов рынка BPMS России.
Как ERP-система может помочь бизнесу
По оценкам консалтинговой компании Panorama Consulting Solutions, основная причина внедрения ERP на предприятиях – необходимость повысить эффективность бизнеса и упростить работу сотрудников. О том, что настал момент и вам пора это сделать, можно судить по следующим признакам:
снижается эффективность и производительность работы;
- сотрудники тратят много времени на выполнение задач, которые можно автоматизировать;
бизнес-процессы компании требуют участия специалистов из разных отделов или подразделений, интеграции с существующими IT-системами;
- у руководителя нет достаточных средств контроля, планирования и распределения ресурсов.
При подборе ERP-системы или на старте её разработки важно четко определить ее задачи, которые она будет решать. От этого зависит, какие модули войдут в систему управления ресурсами, сколько она будет стоить и каких изменений потребует.
С учетом потребностей компании и выбранных задач, ERP может включать в себя тот или иной набор модулей для управления всеми внутренними процессами бизнеса.
Каких результатов можно достигнуть, внедрив ERP-системы
Исходя из нашего практического опыта, внедрение ERP-систем позволяет достигнуть следующих результатов:
- Помогает менеджерам компании контролировать все внутренние и внешние бизнес-процессы, автоматизировать их, а также отслеживать их взаимодействие и влияние друг на друга. Деятельность компании при этом становится более прозрачной.
В нашей практике был случай, когда мы разрабатывали CRM для клиники по реабилитации пациентов. До сотрудничества клиент был недоволен своей CRM. Она казалась недостаточно удобной и не охватывала все направления работы клиники. Из-за этого врачи предпочитали вести медицинские записи на бумаге.
Вместе с заказчиком мы проанализировали готовые решения, но его не устраивали следующие особенности:
- перегруженный интерфейс;
- невозможность внедрения и расширения функций системы в той мере, в какой нужно клиенту;
- ориентация на другие медицинские направления;
- стоимость лицензии.
На тот момент у нас был опыт создания и интеграции ERP для предприятий из разных сфер бизнеса, а также собственные наработки для управления проектами и ресурсами. На их основе мы приняли решение разработать индивидуальную систему, содержащую CRM и специализированный медицинский модуль.
В результате удалось автоматизировать все рабочие процессы администратора, врача и руководителя медицинской клиники.
- Повышается эффективность деятельности предприятия, при этом управление процессами в перспективе требует меньших затрат. Многие ERP-системы содержат готовые инструменты прогнозирования, либо специалисты компании могут самостоятельно делать прогнозы на основе систематизированных данных.
К нам обратилась страховая компания с задачей разработать систему, которая может рассчитать вероятность и частоту обращения клиента за медицинской помощью.
Мы принимали в расчет следующие факторы:
- возраст и пол пациента;
- поставленные ему ранее диагнозы;
- назначенные процедуры;
- перечень обращений для каждого отдельного клиента, с указанием времени, типа услуги, вида лечения и т.д.
Важно было учесть, что некоторые эпизоды происходили до того, как пациент стал клиентом страховой: часть данных не попала в базу, поскольку человек обращался к доктору в частном порядке или в государственную поликлинику.
Мы использовали один из методов Data Science, «анализ выживаемости», созданный для обработки цензурированных данных, в которых часть событий не наблюдалась или не могла наблюдаться в период сбора информации. С его помощью мы смогли точнее спрогнозировать следующее обращение клиента в компанию, а также определить наиболее вероятный период и тип посещения.
ERP-решения позволяют хранить все необходимые данные в одном месте и обеспечивают различные способы их защиты.
Приведем еще один пример из нашей практики. Мы разрабатывали CRM-систему для банка. Она должна была собирать всю информацию о просроченной задолженности клиентов и контролировать соблюдение законодательных норм касательно звонков, СМС, автоинформирования.
Мы подготовили комплексное решение. Оно аккумулирует данные о должниках и их кредитных договорах из внутрибанковских систем. Оператор видит всю информацию о должнике и его денежном обязательстве, об истории взаимодействий с ним. За счет всесторонних проверок система контролирует соблюдение норм N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
Разработанное решение помогло упростить и ускорить работу оператора, повысить эффективность взыскания задолженностей и сократить риск нарушения законодательства.
Таким образом, инвестиции в интеграцию либо разработку ERP-системы в перспективе позволяют повысить эффективность работы компании, а вместе с тем лояльность клиентов и прибыль.