Где и как ловить вдохновение?

Любое творчество – в том числе, литературное – неразрывно связано с вдохновением. Это понимают все авторы – как начинающие, так и опытные. Писатели придают ему настолько важное значение, что многие из них ловили его весьма оригинальным способом.

Где и как ловить вдохновение?

Например, Оноре де Бальзак пил черный кофе, Виктор Гюго запирался в своей комнате без одежды, чтобы закончить очередной шедевр, а королева детективов Агата Кристи ездила в Египет, который вдохновил ее на пару увлекательных романов.

Опыт многих знаменитых писателей доказывает, что ловить вдохновение можно в любом месте – даже самом скучном. Главное – воображение, которое дает толчок идее, а та, в свою очередь, ложится в основу книги. Оригинальные причуды известных авторов – очередное доказательство их неуёмной фантазии. Разумеется, желательно посетить те места, которые описываются в книге. Например, А. С. Пушкин во время работы над повестью «Капитанская дочка» специально ездил в губернии, которые были охвачены пугачёвским восстанием, чтобы максимально правдиво воспроизвести обстановку событий. Но даже при отсутствии такой возможности автор включает воображение и домысливает то, чего не видел. Хороший слог и выразительный язык с лихвой компенсируют недостаток исторической и географической точности в описаниях.

Ловить вдохновение лучше всего в хорошем настроении и на свежую голову. Именно в такие моменты удачные идеи приходят в голову. Бытует мнение, что ночное время благоприятствует вдохновению, но это расхожий стереотип. Действительно, некоторые писатели работают по ночам и утверждают, что темнота стимулирует их творческое мышление; однако эта привычка отдельных авторов – отнюдь не аксиома и тем более – не пример для подражания.

Сложнее всего решить вопрос, каким именно образом ловить вдохновение, хотя большинство состоявшихся писателей дают простой и однозначный ответ: читать, читать и еще раз читать. Главная проблема для новичка заключается в том, из каких именно прочитанных книг черпать идеи для творчества. Но это уже вопрос индивидуальности каждого автора. Известно, что Габриэль Гарсиа Маркес вдохновился на писательской труд всего лишь одной фразой из повести Ф. Кафки «Превращение».

Новичку нужно перечитать много книг, чтобы определиться с выбором и стилем. А выбрав писателя по вкусу, начинающий автор ориентируется на его язык и способ повествования и таким образом постепенно формирует свою манеру письма.

Есть специальные методики, которые учат искать идеи в повседневности. Даже лягушки могут научиться кататься на велосипеде.

А это значит, что каждый автор, каждый новичок в профессии непременно найдет свой способ «зарядить» мозги на нужную волну.

А я могу лишь дать несколько советов:

1. Отдыхайте

Мы с вами не роботы и не можем долго работать продуктивно. А те, кто говорят, что могут, нагло лгут.

Отдых — это не лень. Используйте смену деятельности (физическая, эмоциональная и интеллектуальная), чтобы отдыхать и работать наиболее продуктивно.

Лично у меня с этим нет проблем, я уже давно усвоил, что “работа работой, а обед по распорядку” и всегда стараюсь думать о балансе своих занятий.

Чем больше времени вы тратите на работу, тем менее вы эффективны

2. Высыпайтесь

Обязательно должно быть 8 часов ежедневного сна, плюс-минус час в зависимости от индивидуальных особенностей каждого.

Не работайте там, где спите. Учитесь быстро засыпать.

Сон — это не трата времени, а инвестирование.

3. Пишите о том, что вам интересно

Пишите, не то, что хорошо знаете, а именно то, что вам в данный момент инетресно. Если вы пишите о том, что хорошо знаете, вы находитесь в привычном для вас мире, окруженные рутиной. Эта рутина отображается и на ваших историях, переходя на читателя. Мало кому нравится читать рутину в квадрате.

Не слушайте специалистов, только если не пишете научную литературу, отталкивайтесь от своей фантазии и путшествуйте по ней, исследуйте просторы.

В моем случае — научная фантастика, космос, исследования внеземных цивилизаций, искусственный интеллект — это то, что мне интересно, хоть я по образованию военный экономист и практически ничего не знаю о предмете , о котором пишу. Но мне интересно исследовать его, читать что-то новое в этой области и фантазировать, отпускать свой ум в полет.

Готов черновик моей первой книги Trappist!

66 тысяч (пока не понятных) слов научной фантастики.

4. Обустройте свое рабочее место

Найдите место, где вы будете входить в “поток”. Это не обязательно должен быть отдельный кабинет с письменным столом, но рабочее место не должно совпадать с местом отдыха.

Учитесь писать в любом месте, если иного пути нет. Я, например, 80% времени пишу в поезде по дороге на работу. Поезд идет ровно 35 минут в одну сторону и я четко знаю, что когда я сяду в поезд, то буду писать ровно эти 35 минут. Про то, где и как я нахожу рабочее место, чтобы пописать, при этом имея маленького ребенка и работая полный рабочий день, я еще напишу отдельную статью.

5. Ставьте конкретные цели

Когда вы садитесь за работу, вы должны точно знать, что именно вы хотите сделать. Это может быть количество написанных слов, страниц или постов в блог. Что угодно, главное, чтобы вы знали куда идете и что сами от себя ожидаете в данный момент.

Чем конкретнее поставленная вами цель, тем больше вероятность, что вы ее достигните.

При написании первого черновика, я использую счетчик количества написанных слов с помощью программы Scrivener. При редактировании — время потраченное на редактирование.

6. Назначьте дедлайн

Дедлайны необходимо устанавливать для каждого вашего дела. Постановка дедлайнов помагает привести вашу жизнь в порядок и избежать неприятностей.

Дедлайны это единственное, что лично меня может меня поднять со стула и пнуть писать, так как “срок запланированного дедлайна подходит, а у меня еще ничего не написано”.

И, конечно, совершенно необходим дедлайн для любой творческой работы. Многие великие творения были созданы по заказу, и основным стимулом для их завершения стал жесткий дедлайн.

В 1863 году Федор Достоевский приехал на отдых в Висбаден. Там он за несколько дней проиграл не только все свои деньги , но и наличность своей подруги, Полины Сусловой. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил контракт с издательством на скорейшее — чуть больше, чем за месяц — написание нового романа “Игрок”. Если бы он не смог закончить роман к назначенному сроку, вступил бы в силу кабальный контракт с издательством. Этот роман Достоевский не писал, а диктовал стенографистке . Он успел закончить роман в срок, после чего женился на стенографистке.

Когда Аркадий Инн работал на телевидении, у него над столом висел плакат “Плохо, зато вовремя”. И я вот считаю, лучше написать плохо, чем не написать вообще.

7. Учитесь

Меня, мягко говоря, очень удивляет подход некоторых моих сверстников, когда они говорят, что уже хватит им учебы, мол, “отучились уже и в школе и в ВУЗе, уже и так шибко умные”. Ребят, вы это серьёзно? Лично я начал действительно чему то полезному и прикладному учиться, только после окончания ВУЗа.

95% образования — это самообразование. А с появлением таких сервисов как Coursera, eDX и Udemy — получить нужное вам образование теперь до смешного просто, получая при том отличное, структурированное образование.

Если вы ничему не учитесь, вы деградируете

Каждый проект, который вы собираетесь написать, нужно рассматривать именно с этой точки зрения, сможете ли вы чему-нибудь научиться при работе над проектом или нет. Если при работе над проектом нечему научиться, то вам будет скучно над ним работать. Не будет вызова. Не будет нового приобретенного опыта.

Нужно постоянно приобретать знания и опыт из других областей. Нужно изучать себя и владеть собой. Нужно постоянно проходить тренинги, вебинары и курсы. Нужно постоянно заходить на неизведанные территории.

8. Используйте современное ПО

Глупо игнорировать явное удобство, гибкость и практичность тех многих средств для писателей, доступных в современном мире.

Пользуйтесь онлайн блокнотами, чтобы держать все заметки в одном месте. С помощью таких онлайн блокнотов вы можете в любое время в любом месте, имея при себе только смартфон, записать неожиданно пришедшую мысль и уже потом ее обработать. Мой однозначный фаворит — это Evernote.

Пользуйтесь картами ума (Mind Maps) для построения схем, структуры книги, взаимодействия персонажей и так далее. Очень удобно, но временами иногда слишком заморочено и проще бывает такие вещи все-таки рисовать от руки. Я пользуюсь MindMaps для Android.

Если вы серьёзно увлекаетесь писательством и планируете писать чаще чем раз в месяц, то вам просто необходимо откинуть подальше этот стандартный Word и найти что-то действительно функциональное. Александр советует yWriter, BookWriter, Scrivener и WriteItNow. Я же всеми руками и ногами за Scrivener. Именно в этой программе я веду все заметки, исследования, описания персонажей и мест и прочие материалы для своей книги.

9. Вспоминайте

Копайтесь в своих воспоминаниях, находя именно то, что вам важно, то, что вас задевает и берет за душу. В своих воспоминаниях вы можете найти настоящий эмоциональный клад.

Я часто возвращаюсь к своим детским воспоминаниям, моментах когда я читал лежа на балконе у родителей “Незнайку на Луне” Николая Носова, жуя при этом бутерброд с колбасой и запивая его свежим молоком. Это воспоминание о моей первой книге, именно оно придает мне силы садиться и писать для других людей, чтобы они тоже испытали нечто подобное.

Плюс, писательство действует лучше любого психолога. Стивен Кинг описывает вещи, которые пугают именно его. Описывая и побеждая монстров, он, тем самым, избавляется от своих внутренних монстров.

10. Не старайтесь слишком сильно

Ощущение важности дела, которым вы занимаетесь, парализует, поэтому важность необходимо понижать.

Если вы напишете фразу и тут же начнете ее изучать — вы никогда ничего не напишете. Ваша цель — целое, а не часть. Любое, даже самое огромное здание сложено из отдельных кирпичей или камней. Каждый кирпич сам по себе не несет никакой смысловой нагрузки. Если вместо того, чтобы класть кирпичи, вы будете искать самый красивый кирпич в мире, вы никогда не построите здание. Сам по себе кирпич вполне может быть некрасивым. Красота всегда в целом, а не в части.

Тарковский, работая на “Сталкером”, уже почти закончив фильм, обнаружил, что зашел в тупик, что история не сложилась. Он мог бы махнуть рукой на фильм, но он вернулся назад и начал работу над фильмом с самого начала. По факту даже фильм переснимали 3 раза. И получился шедевр.

“Сталкер” стал шедевром только потому, что Тарковский сдался и начал все сначала , а не стал склеивать фильм из того материала, что у него был.

Если вы зашли в тупик — не упрямьтесь, сдавайтесь.

11. Не выходите из потока

Если вы вошли в поток, не позволяйте другим вывести себя из него. Не останавливайтесь, пишите дальше. Не бойтесь вычерпать колодец до дна. Вы вычерпаете из него воду, потом землю и доберетесь до золота.

Сжигайте за один миг запасенные на всю жизнь идеи и образы. Пускайте в ход самые изощрённые приемы. Высказывайте самые сокровенные мысли. Не оставляйте ничего на потом. Не будет никакого потом.

Как только вы увидели музу — ныряйте в поток. Забудьте обо всем.

12. Ищите новое

Лев Толстой очень любил гулять, но никогда не ходил дважды одной дорогой. Из-за этого он, правда, иногда забредал в глубокие дебри и его разыскивали всей Ясной Поляной.

Каждый день впускайте в свою жизнь что-то новое. Попробуйте менять место работы (вместо стола поработать на кухне, в ванной или на балконе), пробуйте новую еду. Если вы много читаете, попробуйте аудиокниги. Если слушаете аудиокниги, попробуйте послушать радио “Шансон”. Если вы бегаете марафоны, попробуйте поиграть в шахматы.

Запомните, каждый день делайте хотя бы одно новое дело, которое никогда не делали.

Надеюсь вы найдете применение хоть паре из этих советов. Помните, главное не знание самих советом, а применение. Их стабильное применение!

Любителям фэнтези и приключений:

33
2 комментария

Я ловлю вдохновение на природе, в теплое время года. Ещё от общения с любимыми, когда я влюблена - из меня прут разные идеи.

Ответить

Прекрасно, Елизавета. Главное. чтобы все лучшие ваши идеи воплотились в жизнь.

Ответить