Дизайн-система в реалиях студии. WAT?

Дизайн-система в реалиях студии. WAT?

Как студия Digital Lab внедряла в свои процессы дизайн-систему и что из этого вышло? Опытом делится ведущий дизайнер Слава.

История

В (не)далеком 2013-м разработчик интерфейсов Брэд Фрост выпустил книгу Atomic Design, где описал принципиально новый подход к построению дизайна. Он предложил разделить его на минимальные составляющие, из которых будут строиться более сложные и функциональные объекты.

Говоря простыми словами, атомарность в дизайне позволяет изменить все, изменив атом, – от молекулы до всех страниц, в которых используется атом.

Дизайн-система в реалиях студии. WAT?

Как у нас появилась первая дизайн-система

Любопытство не порок

Как и большинство студий, Digital Lab на постоянной основе работает с разными проектами, которые не подразумевают тотальную привязку к корпоративному стилю клиентов.

Мы опираемся на брендбук, ознакамливаемся с гайдами (если они есть) и пожеланиями, но стараемся оставить себе некоторую свободу творчества, чтобы ярче передать идеи и достигнуть целей клиентов.

В последние годы крупные бренды вместо привычного лампового брендбука стали все чаще присылать ссылки на свои дизайн-системы. С одной стороны, это радовало, ведь мы могли лучше понять, каким должен быть продукт визуально. С другой стороны, это выглядело сложно и заморочено на фоне наших задач, которые часто не подразумевают интеграции в что-то большее и существуют обособленно. А иногда и вовсе приурочены к какому-то событию и имеют ограниченный жизненный цикл!

И хочется, и колется

Чтобы не потерять хватку, нам захотелось разобраться в этой технологии и применить ее к своим процессам. Мы выделили 4 основные цели:

  • ускорить процесс создания проекта;
  • создать единый алгоритм, включающий полный цикл жизни проекта (от идеи до прода);
  • улучшить взаимопонимание между дизайнерами и разработчиками;
  • снизить трудозатраты путем переиспользования стандартных элементов с минимальными изменениями.

Мы решили реализовать идеи в мобильной разработке. Пришлось кстати и то, что постоянный клиент из сферы фуд-ритейла согласился на полный редизайн мобильного приложения. Дизайнерам дали зеленый свет. Ура! Погнали!

ВАЖНО! Сегодня мы поделимся опытом только со стороны дизайнеров, иначе «оченьмногобуков».

Решение принято

Внимательно изучив принципы атомарного дизайна и немного переосмыслив его основные положения, мы сформировали свой подход.

1. Storybook – прощай!

Дизайн-система в реалиях студии. WAT?

Здорово, когда между святыней дизайнеров в Figma и святыней разработчиков есть некое общее место истины, в котором можно посмотреть, как работает дизайн и ведут себя элементы. Но в мобильной разработке мы отслеживаем это на тестовых сборках.

Возможно, мы вернемся к Storybook позже, но на данном этапе для нас это скорее рудимент, чем фича.

2. Переиспользуемость

Мобильное приложение так или иначе состоит из базовых элементов, которые можно и даже нужно переиспользовать. Поэтому теперь у нас есть стартовая дизайн-библиотека, которая содержит токены, нативные элементы, табы, чипсы, сеты иконок, счетчики и др.

3. Все в одном файле

Мы не владельцы продукта и обычно отталкиваемся от текущих задач, поэтому бывает сложно спрогнозировать предстоящую нагрузку. Чтобы сократить время на изучение дизайн-библиотеки, все компоненты от атомов до страниц хранятся даже не в одном файле, а на одной странице.

Аналогично мы поступаем с документацией к компонентам: размещаем ссылку на документацию рядом с компонентом, а в документации – обратную ссылку, чтобы не тратить время на поиск в тонне информации на сторонних сервисах.

Готовые страницы дублируются в командную копию дизайнерского файла, в которой у разработчиков есть право на Edit, чтобы отслеживать поведение объекта на разных разрешениях экрана и с разным количеством контента.

4. От сложного – к простому

В силу того, что дизайн-система находится в одном файле, мы можем создавать сложные компоненты на будущее и не страдать от внезапной потери линков или экранов смерти в фигме. Конечно, такой подход возможен, если приложение не претендует стать супераппом.

Так выглядит мастер-компонент в дизайн-библиотеке и его модификации на странице приложения.

Дизайн-система в реалиях студии. WAT?

5. Вселенная не терпит пустоты

Главной задачей было выстраивание системы отступов, которая максимально снизит количество косяков при разработке.

Поэтому по умолчанию отступ между объектами и до краев экрана равен нулю. Сам объект через auto layout уже включает в себя необходимые отступы с учетом теней (если они есть).

Мы совмещаем использование auto layout и spacing, чтобы избежать излишней вложенности в слоях компонента, и чтобы разработчики лучше понимали, как скейлится объект в зависимости от ширины экрана и увеличения контента.

На изображении показано строение объекта, где:

  • Fill позволяет объекту скейлиться,
  • Hug увеличивает количество текста и растягивает объект по высоте,
  • Fix обозначает фиксированные отступы между объектами.
Дизайн-система в реалиях студии. WAT?

6. Палитра компонентов

Для удобства дизайнеры добавляют во варианты компоненты с названием Cover, из которых формируется палитра компонентов.

По сути это карманная библиотека, которую мы всегда берем с собой. Все элементы дизайн-библиотеки можно достать через палитру: это гораздо удобнее, чем лезть в Assets и искать там нужный компонент или искать необходимое на странице библиотеки.

Дизайн-система в реалиях студии. WAT?

Состав палитры:

  • Spacing – прямоугольники с нулевой прозрачностью и фиксированной высотой/шириной (0.5x / x / 2x / 3x /… / 16x);
  • System Elements – нативные элементы, кастомные инпуты и т. д.;
  • Buttons – всевозможные кнопки с градацией на Primary, Secondary, Mute, Link и т. д.;
  • Icon+Illustrations – все иконки, инпуты с изображениями, иллюстрации;
  • Controls – свитчи, чекбоксы, радиокнопки;
  • Counters Badges – счетчики, индикаторы и т. д.;
  • Elements State — элементы, которые могут иметь несколько состояний (Default / Focus / Mute);
  • Elements Scaled – элементы с динамической шириной;
  • Templates – готовые к использованию компоненты в максимально сложном состоянии.

7. Работа с вариантами

К сожалению, идеального подхода мы не нашли. На каждый блок приходится свой ряд характеристик (в зависимости от необходимости).

Например, Сounters Badges: «Type=Name, Android / iOS=On/Off, Color=Green(опционально) / Red(опц.) / Yellow(опц.) / White(опц.)».

При этом Unscaled Elements: «Type=Name, Android / iOS=On/Off, State=Default / Focus / Mute / Preloader».

А вот Templates: «Type=Name, Size=And 360 / And 411(опц.) / iOS 320(опц.) / iOS 375 / Preloader».

Так чем всё кончилось?

Есть ряд плюсов, которые не могут не радовать:

  • наконец-то в макетах царят красота и порядок при работе любого дизайнера;
  • у разработчиков возникает гораздо меньше вопросов, чем раньше;
  • стартовая дизайн-система прекрасно живет в новых проектах и без проблем масштабируется;
  • скорость разработки проекта увеличилась, рентабельность выросла;
  • снизился bus factor: если кто-то заболел или ушел в отпуск, любой дизайнер без проблем может его подменить;
  • разработчики стали бережнее относиться к дизайну и стараются сделать продукт максимально приближенным к макетам;
  • правки, которые раньше съедали время и портили настроение, сейчас вносятся в считанные минуты и совсем никого не расстраивают :)

Из минусов:

  • Дизайн-система требует времени. Мы стали выделять 5–10 % рабочего времени на поддержание целостности и модернизацию дизайн-систем.
  • Немного ограничивает фантазию. Порой хочется сделать что-то необычное и вау, но в дизайн-системе уже есть готовое решение и идеи приходится согласовывать дополнительно. Но чаще именно новое, более качественное решение заменяет предыдущее в дизайн-системе.
  • Сначала ее сложно принять, а потом – тяжело с ней расстаться (хочется что-нибудь накидать даже в лендингах или баннерах).

Выводы

Для себя мы решили, что дизайн-система в условиях студии может быть крайне полезна:

  • в мобильной разработке;
  • в сложных веб-проектах со множеством переиспользуемых элементов;
  • если ожидается ряд типовых проектов, даже отличающихся дизайном;
  • при создании единого корпоративного стиля самой студии.

Важно:

  • не вдаваться в крайности и не создавать дизайн-систему на все на свете;
  • провести анализ и сделать выводы, стоит ли профит от системы потраченного времени;
  • не копировать опыт других компаний.

Дизайн-система – 100%-й must have для крупных брендов, но в студии она вряд ли выживет в привычном виде. К счастью, она может подстраиваться и эволюционировать под любые нужды как живой организм.

Главное понять, как и в какой степени интегрировать ее в процессы, взвесить за и против и только потом приступать к работе.

P. S.: Мы рассказали о нашем опыте работы в новом формате. Будем рады, если он будет кому-то полезен. Спасибо за внимание!

55
2 комментария

Понял, как сделать качественно и локанично! Надо учить инглиш) для работы с разработчиками.

1

Да, вы правы, всегда пригодится)