Вакцинация цифрой: как бизнес с эффективным IT становится IT-компанией с успешным бизнесом

Для чего бизнесу технологии? Что общего у «Додо Пиццы» и «Сбера»? Онлайн, оффлайн или симбиоз? Как начать внедрять технологии и преодолеть барьеры? Рассказывает Ринальд Садыков, генеральный директор Terabit Digital.

Вакцинация цифрой: как бизнес с эффективным IT становится IT-компанией с успешным бизнесом

Ни для кого не секрет, что сегодня весь мир переживает четвертую промышленную революцию, двигателем которой являются цифровые технологии.

Согласно свежему исследованию McKinsey, лишь 11% опрошенных руководителей высшего звена считают, что текущие бизнес-модели останутся экономически целесообразными до 2023 года. Еще 64% утверждают, что их компаниям необходимо выстроить цифровой бизнес, чтобы не исчезнуть.

Технологии способны повышать ценность бизнеса, так как дают ему возможность масштабироваться. Большая часть бизнес-процессов в любой компании построена на людях. Когда эти люди уходят, то «кусок» процессов, который они контролировали, приходится восстанавливать «с нуля». Именно благодаря технологиям происходит оптимизация процессов, сокращение коммуникаций, исключается чрезмерное влияние человеческого фактора и т.д.

Любые сервисы и технологии, которые оптимизируют процессы и помогают масштабироваться на рынке, будь то CRM, ERP-системы, автоматизация продаж через внешние ресурсы, программное обеспечение, которое может автоматизировать процессы — помогают бизнесу расти и выигрывать в конкурентной борьбе. Позволяют глобально переосмыслить методы работы и ведения бизнеса, а также способы взаимодействия компаний со своими клиентами и с миром.

Онлайн или офлайн? Симбиоз

Сейчас больше всего перспектив у офлайн-бизнеса, который имеет онлайн-инструменты для масштабирования. Оффлайну сложно выжить без оцифровки хотя бы части процессов — пандемия нам ярко это доказала, также как и онлайну самому по себе без офлайн-инфраструктуры.

Яркий пример компании, которая «выстрелила» благодаря технологиям — это «Додо Пицца». Фишка сети в том, что они изначально строили такую систему, которая могла бы обеспечить не только производство действительно классной пиццы, но и дать возможность его масштабирования.

Весь менеджмент пиццерии основан на технологиях и IT-решениях. Ядро сети — информационная система Dodo IS, которая представляет собой коллаборацию ERP, HRM и CRM-систем. Она управляет большинством бизнес-процессов в пиццерии, причем, каждая подсистема по масштабности работ тянет на отдельный бизнес.

Например, раньше для контроля качества тайные покупатели делали заказ в пиццерии и оценивали его по разным факторам: насколько пицца аккуратно сделана, насколько она круглая, как расположены ингредиенты. Сейчас качество пиццы в «Додо» анализируется с помощью искусственного интеллекта.

Также большое внимание сеть уделяет автоматизации и внедрению технологий распознавания речи, чтобы принимать заказ у клиента, персонализации, прогнозированию продаж для управления запасами и экономии денег, интеграции с поставщиками, чтобы клиент знал все об ингредиентах в пицце, которую он покупает и так далее. Сами представители сети говорят, что сейчас «Додо» — это IT-компания, которая делает пиццу.

Другой пример — «Сбербанк», который одним из первых в мире понял, что под влиянием технологий бизнес очень сильно меняется. И те компании, которые имеют возможность обладать большим технологическим стеком, начинают использовать это для поиска принципиально новых бизнес-моделей. И конкуренция в будущем будет концентрироваться в этом направлении.

Сейчас в основе клиентского сервиса «Сбера» и всех внутренних процессов лежат цифровые технологии: в карточном бизнесе, в эквайринге, в дистанционном канале обслуживания и т.д. Работа с технологиями позволила «Сберу» кардинально улучшить клиентский опыт: сегодня практически 100% сервисов банка доступны в онлайне.

Работа в новом цифровом формате стала для «Сбера» возможной благодаря запуску самого мощного суперкомпьютера в России «Кристофари» и внедрению во все процессы работы Цифровой облачной платформы, сделав его одной из самых высокотехнологичных компаний России. Активно внедряются технологии искусственного интеллекта, благодаря которым еще в 2018 году «Сбер» сократил 70% менеджеров среднего звена.

Таким образом рост доходов «Сбера» за последние несколько лет произошел благодаря развитию не только финансовой сферы, но и практически полной цифровизации продуктов и сервисов.

Только для «больших» или уже нет?

Если раньше IT-технологии были актуальны только для крупного бизнеса, так как это позволяло ему экономить значительные суммы денег, а равно и зарабатывать — то сейчас это уже не так. Средний и малый бизнес также начинает смотреть на IT-технологии через призму новой реальности.

«Шоковая терапия» пандемии стала испытанием для малого и среднего бизнеса России. За 2020 г. число микропредприятий сократилось на 9%, ушли с рынка и субъекты малого и среднего бизнеса. Удержать свои позиции удалось только тем, кто увидел спасение в переходе на цифровые технологии.

У себя в digital-агентстве мы видим огромное количество запросов на оцифровку бизнеса в самых разных нишах, даже таких как станции технического обслуживания автомобилей или мастерских по ремонту обуви. Дальше процессы цифровизации среднего и малого бизнеса будут идти еще интенсивней. Думаю, что в 2022 году на российском рынке мы увидим некий бум онлайн-сервисов, автоматизирующих процессы именно этих сегментов бизнеса.

С чего начать внедрение IT?

Проанализируйте свой бизнес, проведите ревизию: линеек продуктов, клиентских баз, каналов сбыта, филиалов, партнеров и т.д. В чем ваша сильная сторона? Любой аспект, которым сильна компания можно попытаться масштабировать за счет цифровых решений.

Выбирать стоит то, где можно увидеть быстрый результат и которое сможет стать основой для следующих шагов. В зависимости от специфики компании это может быть:

  • оцифровка бизнес-процессов;

  • оцифровка процессов коммуникации с заказчиками;

  • формирование цифровых продуктов и услуг;
  • автоматизация сбора, хранения и обработки информации;
  • управление жизненным циклом продукта;
  • менеджмент производственных процессов и взаимодействие с поставщиками.

Как преодолеть барьеры?

Нет универсальных инструкций, как внедрять технологии и перестраивать под них процессы и ресурсы. Только зная бизнес изнутри, можно правильно поставить цель и разработать стратегию. При этом нужно быть готовым к ошибкам и поворотам «не туда» и стараться относиться к ним спокойно. Ошибки — стандартная составляющая любых изменений: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Да, цифровые технологии помогают бизнесу расти, но есть два вопроса, которые стоит задать себе, прежде чем начать вливать огромные деньги в это направление.

Первый: «А есть ли что оцифровывать?» Больше всего к цифровизации готовы те компании и предприятия, где уже существуют качественно выстроенные офлайн-процессы, которые можно оцифровать. Если процессов нет — то и оцифровывать будет нечего.

Второй: «Достаточно ли в компании ресурсов для внедрения технологий?» По моему опыту, основная проблема, с которой сталкивается бизнес в ходе цифровой трансформации, заключается не в том, чтобы разработать технологические решения, а в том, чтобы эти решения внедрить в уже существующие процессы.

Сотрудники, особенно те, кто достаточно долгое время работают в компании, не блещут энтузиазмом к каким-либо изменениям. «Зачем привыкать к новой, непонятной CRM-системе, если раньше все велось в обычном Excel и этого было достаточно?» — так они рассуждают.

Внедрением должен заниматься отдельно выделенный для этой цели человек, который будет проводить обучение, демонстрировать все преимущества и удобства новой системы или технологии. Важно, чтобы и топ-менеджмент компании понимал всю важность внедрения технологий, без этого ни один процесс не сдвинется с места.

Технологии в бизнесе — это всегда долго и дорого, но относится к ним стоит как к инвестициям, которые со временем окупятся многократно.

1010
6 комментариев

Тут главное понимать один момент. Это касается всех позитивных изменений, в том числе и внедрения IT-инструментов в деятельность компаний.

Часто руководитель нанимает не то что специального человека, а целую консалтинговую контору, тратятся бешеные деньги. Но сам высший менеджмент ничего не хочет применять. Пусть придет специально обученный человек и все настоит. Нихера подобного, так не бывает!

Если научить низкоранговую обезьяну доставать банан из специальной кормушки, то ни одна обезьяна даже не подумает повторять ее действия (будут ее бить и заставлять добывать бананы). Если же той же операции научить шимпанзе высокого ранга, то все стадо моментально делает то же самое.

С подобной ситуацией в части всего того хорошего, о чем здесь написано сталкивался почти на каждом рабочем месте. Может мне одному не везет и руководители как один дубы?

Поделитесь у кого были успехи в этих начинаниях?

3

Интересно и про Додо и про Сбер. Сбер конечно любят хаять, но я когда жил за границей прочувствовал разницу на собственной шкуре. В плане технологий и онлайн-обслуивания наши банки дают фору

3

Не читал, но плюсанул за фотографию Ким Чен Ына.

2

Про малый бизнес все же непонятно. Пишете, что в 22 году будет бум онлайн сервисов для них. А каких именно? Вот у меня сеть цветочных салонов (сейчас два, еще один в стадии запуска). Вся реклама онлайн, соцсети и сайт само собой ведем, а что еще? Что еще можно использовать для развития и увеличения продаж?

2

Я имею ввиду, что малый бизнес начал разрабатывать для себя. И тут я говорю не про наличие лендинга на вордпрессе или магазина на битриксе + лидогенерация. Хотя даже этот мастхэв многие только стартуют.

Давайте на примере вашего кейса разберем. Сегодня у вас 3 точки, завтра 10. В процессе Вы понимаете что стало управлять сложнее и чтобы не превращать свою работу в "тушение пожаров", Вы хотите автоматизировать ряд процессов и при этом (после пандемии), свести риски по локдаунам. А еще по результатам прошедших локдаунов Вы поняли, что часть оффлайн аудитории ушла в онлайн и какая-то из них до Вас не дошла. Можно сопоставить идентичные периоды за прошлый год. Например посмотреть выручку апреля 2020 и апреля 2019 по разным каналам и количеству продаж. Что же делать? Идем смотреть метрику и пониманием, что 65% посещений это мобильные экраны, но при этом % конверсии в покупку у десктопов больше, не смотря на то что у вас хорошая адаптация под мобильные устройства. Т.е. часть трафика теряется на входе, а часть у ваших конкурентов, хотя в оффлайне они ходили только к Вам. Через череду аналитики Вы придете к тому, что Вам нужна мобилка, а потом захотите, чтобы эта мобилка управлялась из одной админки и выясните что стандартный магазин на битриксе уже не подходит, либо нужны "костыли" и разработаете сайт не за 500к рублей, а за 1,5млн. Потом внедрите онлайн показ букетов(или сбор) по видео связи из салона через мобильное приложение, потому что именно поэтому клиенты идут в оффлайн салон (посмотреть букет или потому что быстро), плюс это конкурентное преимущество. Затем автоматизируете процесс управления задачами и выплаты ЗП сотрудникам через их личный кабинет в системе. В конечном итоге вы начнете избавляться от дорогих точек по аренде с высокой проходимостью, потому что 90% продаж будут в онлайне и Вам достаточно складов/пунктов самовывоза. Захотите быстро масштабироваться и поймете что ваши конкуренты теперь ваши партнеры. И предложите всему рынку свою инфраструктуру и в этом момент перестанете быть маленькими и станете онлайн сервисом для малого бизнеса.

Понятно что цифры условные, но плюс минус путь у всех сейчас такой и не только в вашей нише.
Раньше малый бизнес закрывал глаза на диджитал, потому что дорого. А сейчас он начинает понимать, что "не дороже денег" и начинает воспринимать как инвестиции, потому что теперь это вопрос выживания. К слову порядок цифр сейчас такой:
- интернет магазин на фреймворке до 2млн, на битриксе(коробка) до 1млн
- магазин в мобилке на двух платформах 3-4млн
- ЛК сотрудника, можно уложиться в 1млн.
Все что выше это премия или доп. функционал, все что ниже это дисконт.

Задумался над тем, что прочитал. Особенно понравился абзац про барьеры.