Мы потеряли нить: как поиск перестал быть полезным для пользователя

Прочитал статью на Хабре, как дяденька из акселератора Y Combinator ругает поиск Google за неадекватность. Насколько же это созвучно моим размышлениям про поиск. Стал погружаться в тему SEO, который вынуждено занимаюсь лет десять, и открытия совсем не порадовали меня.

A recent small medical issue has highlighted how much someone needs to disrupt Google Search. Google is no longer producing high quality search results in a significant number of important categories.

Смысл высказывания Майкла Сайбеля в том, что Google уже не выдает качественные поисковые результаты во многих категориях, и должны появиться стартапы, которые будут его дизраптить.

Для того, чтобы убедиться в этом, товарищ провел выборочный поиск в категориях медицина/ здоровье, отзывы на товары и рецепты. В результатах он получил кучу кликбейтовых сайтов вперемешку с плохой рекламой.

Сайбель считает, что сами разработчики поиска тоже не довольны таким положением дел, а значит, есть пространство для улучшения. Однако, в этом я точно с ним не согласен.

Дело в том, что я стал смотреть большое количество видео в ютюбе, где эти самые разработчики убежденно рассказывают, что надо сделать, чтобы взломать результаты. То есть поисковая оптимизация (SEO) стала уже давно целью, а не средством. Даже для них.

Сайбель задается вопросом, сколько бы он готов был заплатить за нормальную версию результатов поиска, которая бы соответствовала его ожиданиям о качестве продукта.

Мне же кажется, что как раз изнутри это уже исправить нельзя. Прицел у Google сбился навсегда, и что-то должно возникнуть совсем новое из его пепла, чтобы мы были довольны таким продуктом.

Важнейшее наблюдение Сайбеля заключается в том, что SEO фактически приводит к ухудшению результатов поиска — и ухудшению до степени разрушения смысла.

Разве так называемая поисковая оптимизация не призвана давать лучший результат для пользователя, а не для бизнеса, который ее осуществляет? В какой момент мы подменили эти понятия?

И разве не сам Google контролирует поисковую выдачу? Почему же тогда появилась целая индустрия вокруг искажения поисковых результатов, а Google как будто и дела до этого нет?

Несмотря на то, что Google существует уже не один десяток лет, такой подход, когда качество продукта подменяется наводнением результатов рекламой, чтобы выжать максимальные соки сейчас, кажется крайне близоруким.

Однажды таким образом можно совсем потерять доверие пользователей ради сиюминутной наживы.

Более того, если не верите, давайте проведем выборочные поисковые замеры в вашей категории. В любом сегменте, который имеет мало-мальское отношении к коммерции, результаты поиска будут искажены до неузнаваемости сеошными практиками в любом поисковике.

Мы не получим главные сайты в выдаче, лидеров рынка или компании, которые предлагают хороший продукт. Нет, напротив, в результатах поиска ранжирование будет определяться только лишь бюджетом, потраченным на SEO в этом году.

Напишите в комментариях, в какой категории вы работаете, и давайте посмотрим, как поиск искажает выдачу реальных результатов для вас.

Такие результаты больше не отвечают реальным запросам пользователей. Они им подсовывают не самые нужные ответы, а самые оптимизированные. И, с моей точки, это приводит к диким искажениям даже в бизнесе и на рынке в целом.

При этом, мне кажется, есть решения, которые бы позволяли избегать таких крайностей. Тот же Google их использует. Для этого достаточно добавить элемент случайности и спонтанности в поисковую выдачу.

Google относительно неплохо делает это со своим продуктом Google Discover: выдача на мобильном Chrome ссылок на статьи, которые вы даже не искали, просто базируясь на ваших интересах, которые все лучше подстраиваются под ваши вкусы.).

Если бы в поисковые результаты был добавлен такой элемент случайности, полагаю, что при определенных условиях это могло бы улучшить поисковый продукт. Хотя бы потому, что сеошные материалы получали бы относительно меньший вес в глазах пользователя.

При этом, надо заметить, что деньги явно не на стороне пользователя. Покуда статус-кво удовлетворяет Google с точки зрения выручки, у него нет никаких стимулов менять что бы то ни было в своем продукте.

Но как тогда быть нам, простым пользователям? Как полагаете вы? Отвечает ли поиск нашим реальным запросам? И если нет, что с этим можно сделать?

18
40 комментариев