{"id":10770,"title":"\u0410\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0431\u0435\u0437 \u0441\u043a\u0443\u0447\u043d\u044b\u0445 \u043b\u0435\u043a\u0446\u0438\u0439 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=10770&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/349044-korotko-zapustit-pilot-i-poluchit-novyh-klientov-s-pwc&placeBit=1&hash=9dc6fb76f44860054ba925b62f60718bafc31c9d79b65dbd7800f065f8fab83b","isPaidAndBannersEnabled":false}
Сервисы
Михаил

Мы потеряли нить: как поиск перестал быть полезным для пользователя

Прочитал статью на Хабре, как дяденька из акселератора Y Combinator ругает поиск Google за неадекватность. Насколько же это созвучно моим размышлениям про поиск. Стал погружаться в тему SEO, который вынуждено занимаюсь лет десять, и открытия совсем не порадовали меня.

A recent small medical issue has highlighted how much someone needs to disrupt Google Search. Google is no longer producing high quality search results in a significant number of important categories.

Смысл высказывания Майкла Сайбеля в том, что Google уже не выдает качественные поисковые результаты во многих категориях, и должны появиться стартапы, которые будут его дизраптить.

Для того, чтобы убедиться в этом, товарищ провел выборочный поиск в категориях медицина/ здоровье, отзывы на товары и рецепты. В результатах он получил кучу кликбейтовых сайтов вперемешку с плохой рекламой.

Сайбель считает, что сами разработчики поиска тоже не довольны таким положением дел, а значит, есть пространство для улучшения. Однако, в этом я точно с ним не согласен.

Дело в том, что я стал смотреть большое количество видео в ютюбе, где эти самые разработчики убежденно рассказывают, что надо сделать, чтобы взломать результаты. То есть поисковая оптимизация (SEO) стала уже давно целью, а не средством. Даже для них.

Сайбель задается вопросом, сколько бы он готов был заплатить за нормальную версию результатов поиска, которая бы соответствовала его ожиданиям о качестве продукта.

Мне же кажется, что как раз изнутри это уже исправить нельзя. Прицел у Google сбился навсегда, и что-то должно возникнуть совсем новое из его пепла, чтобы мы были довольны таким продуктом.

Важнейшее наблюдение Сайбеля заключается в том, что SEO фактически приводит к ухудшению результатов поиска — и ухудшению до степени разрушения смысла.

Разве так называемая поисковая оптимизация не призвана давать лучший результат для пользователя, а не для бизнеса, который ее осуществляет? В какой момент мы подменили эти понятия?

И разве не сам Google контролирует поисковую выдачу? Почему же тогда появилась целая индустрия вокруг искажения поисковых результатов, а Google как будто и дела до этого нет?

Несмотря на то, что Google существует уже не один десяток лет, такой подход, когда качество продукта подменяется наводнением результатов рекламой, чтобы выжать максимальные соки сейчас, кажется крайне близоруким.

Однажды таким образом можно совсем потерять доверие пользователей ради сиюминутной наживы.

Более того, если не верите, давайте проведем выборочные поисковые замеры в вашей категории. В любом сегменте, который имеет мало-мальское отношении к коммерции, результаты поиска будут искажены до неузнаваемости сеошными практиками в любом поисковике.

Мы не получим главные сайты в выдаче, лидеров рынка или компании, которые предлагают хороший продукт. Нет, напротив, в результатах поиска ранжирование будет определяться только лишь бюджетом, потраченным на SEO в этом году.

Напишите в комментариях, в какой категории вы работаете, и давайте посмотрим, как поиск искажает выдачу реальных результатов для вас.

Такие результаты больше не отвечают реальным запросам пользователей. Они им подсовывают не самые нужные ответы, а самые оптимизированные. И, с моей точки, это приводит к диким искажениям даже в бизнесе и на рынке в целом.

При этом, мне кажется, есть решения, которые бы позволяли избегать таких крайностей. Тот же Google их использует. Для этого достаточно добавить элемент случайности и спонтанности в поисковую выдачу.

Google относительно неплохо делает это со своим продуктом Google Discover: выдача на мобильном Chrome ссылок на статьи, которые вы даже не искали, просто базируясь на ваших интересах, которые все лучше подстраиваются под ваши вкусы.).

Если бы в поисковые результаты был добавлен такой элемент случайности, полагаю, что при определенных условиях это могло бы улучшить поисковый продукт. Хотя бы потому, что сеошные материалы получали бы относительно меньший вес в глазах пользователя.

При этом, надо заметить, что деньги явно не на стороне пользователя. Покуда статус-кво удовлетворяет Google с точки зрения выручки, у него нет никаких стимулов менять что бы то ни было в своем продукте.

Но как тогда быть нам, простым пользователям? Как полагаете вы? Отвечает ли поиск нашим реальным запросам? И если нет, что с этим можно сделать?

0
42 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Game Topia

Чтобы вы не делали с поиском его всегда надурят. Откажитесь от поиска в пользу рейтинга пользователей, его накрутят. Выхода нет. А ещё 99.9% контента, это просто копипаста.

Ответить
10
Развернуть ветку
kolyan

1) Ваши мысли не до конца ясны. Много эмоций и мало конкретики. Вы не привели ни одного примера выдачи, который вас не устраивает, который мы могли бы обсудить. А многие другие мысли в статье запутаны или неясно выражены. Просто для примера, вы пишите:

"Напишите в комментариях, в какой категории вы работаете, и давайте посмотрим, как поиск искажает выдачу реальных результатов для вас.
Такие результаты больше не отвечают реальным запросам пользователей."

Какие "такие результаты"? Вы предлагаете мне написать что-то в комментарии и следом уже какие-то "такие результаты" оцениваете.

2) "При этом, мне кажется, есть решения, которые бы позволяли избегать таких крайностей. Тот же Google их использует. Для этого достаточно добавить элемент случайности и спонтанности в поисковую выдачу."

Гугл и Яндекс рандомизируют выдачу уже давным-давно. Вы как-то плохо 10 лет изучаете SEO, если не знаете этих вещей.

3) "Разве так называемая поисковая оптимизация не призвана давать лучший результат для пользователя, а не для бизнеса, который ее осуществляет? В какой момент мы подменили эти понятия?"

Что вам конкретно не нравится? Давайте на примере разберем. Привели бы хоть один пример выдачи и пример как её улучшить.

4) По сути. Выдачу трудно сделать идеальной. Потому что людям нужно разное. Например, мне на запрос "Плагин WP custom fields" хочется видеть сайты плагинов custom fields для WordPress, Васе Пупкину хочется видеть обзоры таких плагинов, Коле Ветрову - сайты-агрегаторы или маркетплейсы с этими плагинами, а Вове Дудикову - github страницу плагина с наванием Custom Fields.

Масштабируйте такой запрос интентов на другие виды запросов, в том числе на коммерческие и на информационные и вы поймете как сложно живется создателям поиска.

Ответить
9
Развернуть ветку
Михаил

Колян, спасибо за подробный комментарий. Давайте разберем пример выдачи, которая вам нравится? Просто у меня прицел сбит, но вообще это касается любой коммерческой тематики. Например, доставка воды. В выдаче будут не те компании, которые наиболее релевантны этому бизнесу, а те, которые больше денег вложили в продвижение. Случайных результатов там не будет. Что-то мне такие не попадались ни разу, плюс мои сайты тоже не попадают в случайную выдачу.

Ответить
0
Развернуть ветку
kolyan

А позвольте уточнить - что значит "компании, которые наиболее релевантны этому бизнесу"? Примеры приведите, который раз прошу. Давайте вот прямо не поленимся и со ссылками, с криншотами разберем вашу выдачу про морскую воду. Что не так с ней? Пока все еще не понятно.

Ответить
2
Развернуть ветку
Дмитрий Неклюдов

Я так понимаю речь вообще о другом. Набираем в поиске "морская вода" (пример из комментариев) и видим выдачу - википедия и страница рекламы (платной адвордс и бесплатной в топах) и ни одной научной или общей статьи, ни одного форума океановедов или как они там называются. Речь о том, что поиск выдаёт не информацию по запросу для "реферата - научной работы - расширения кругозора", а исключительно рекламу, чтобы найти именно информацию нужно хорошо постараться.

Ответить
1
Развернуть ветку
kolyan

Представьте себя на месте поиска. Что хочет получить человек, вбивающий запрос "Морская вода"? Вы уверены что все пользователи, которые вбивают этот запрос хотят получить форум океановедов? (такой вообще существует, кстати?). Этот запрос вообще смешанный - половина людей, вбивающий его, хотят купить морскую воду, вторая - узнать что это, третья - узнать состав воды, четвертая только что прочитали где-то в фейсбуке что морская вода вредна (или полезна, если заливать её в анус в полночь ночью на перекрестке) и хотят узнать так ли это, но пока что леняться вбивать полный запрос, так как хотят найти ответ в первых результатах поиска. И т.д. и т.п. Это объясняет ту выдачу, которая сейчас есть.

ПС: У меня, кстати, выдача в Гугле по этому запросу такая:
1. Википедия - инфо запрос
2. Инфо статья "морская вода в мед.целях" - инфо запрос
3. Аптека, продажа морской воды - коммерч. запрос
4. Аптека, продажа морской воды - коммерч. запрос
5. Аптека, продажа морской воды - коммерч. запрос
6. Инфо статья "состав морской воды" - инфо запрос
7. Аптека, продажа морской воды - коммерч. запрос
и т.д.

Поисковики ориентируются на массовость, отслеживают поведение пользователей. Есть очень простой способ понять - правильный ли ответ в топе — проследить вернулся ли пользователь в поиск, просмотрев результат. Поисковики следят за этим и на основании поведения пользователей формируют выдачу.

В большинстве случаев нынешняя выдача отражает реальный расклад интересов общества по этому запросу. То есть, если вы видите в результатах поиска на первом месте Википедию, это означает что большинство пользователей прочитав статью Википедии по этому запросу остаются удовлетворены той информацией, которая там есть. Если, как в случае, с морской водой, половина запросов - инфо, а половино - коммерция, то значит половина аудитории, вбивающей "морская вода", ищет информацию по её составу и т.п., а вторая половина - хочет её купить.

Ответить
1
Развернуть ветку
Олег Дечев

Ты такой душный, что у меня окна запотели

Ответить
–1
Развернуть ветку
Евгений Демюк

Как то ты странно начал погружаться в тему seo в котрую погружался 10 лет лол

Ответить
8
Развернуть ветку
Михаил

Ну как давным-давно сделал топовый сайт в своей категории, а сейчас решил тему изнутри изучить.

Ответить
0
Развернуть ветку
Государственный инструмент

Автор, изучал изучал да что-то не то. У Яндекса и Гугла постоянно идёт обновление алгоритмов и поиск по многим параметрам сильно улучшается.
На моей памяти кардинально улучшился поиск в Яндексе с момента, когда они ввели поисковые подсказки и юзеры вместо странных запросов начали выбирать более точно сформулированные запросы. У Гугла есть отличная технология RankBrain, у Яндекса Спектр.
Брюзжать про плохой поиск и тд забавно, но напомню всего 1 факт: в мире 8 стран имеет ядерное оружие, а поиск смогли сделать всего 3 страны: Россия, США и Китай (в Чехии там слабенький и поэтому не считается).
Такие дела.

Ответить
2
Развернуть ветку
Михаил

Прекрасный комментарий. Давайте рассмотрим выдачу по коммерческому запросу, которая вам нравится. Думаю, там не все в порядке будет.

Ответить
0
Развернуть ветку
Государственный инструмент

Нравится мне или нет поисковику по бую, так как я - частный случай, а аналитики поисковика смотрят на ключевую метрику качества поиска и мое мнение они не будут учитывать. Это же так просто, как мне кажется.

Ответить
2
Развернуть ветку
Михаил

Ну и по этой метрике они отгружают 90% трафика, если не больше, оптимизированным сайтам. Чего же тут хорошего?

Ответить
0
Развернуть ветку
Государственный инструмент

А что здесь плохого с точки зрения коммерческой компании у которой главная цель - прибыль?

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил

Писал об этом в статье. Потому что еще есть интересы пользователя, а они могут отличаться от того, чтобы увидеть сайт, в продвижение которого вложено несколько миллионов.

Ответить
0
Развернуть ветку
kolyan

Если в выдаче находятся коммерческие сайты (типа интернет-магазины, продающие что-то), то значит по этому запросу часть пользователей ищет где купить это "что-то". Процент коммерциализации топ-10 определяется не вложенными миллонами в тот или иной сайт, а алгоритмами поисковика, который анализирует интересы пользователей. То есть расклад выдачи поисковик определяет первым этапом. Типа 7-4-3 сайта из десяти - информационные, а оставшиеся 3-6-7 - коммерческих. (цифры от балды, естественно)

А "миллионы", вложенные в раскрутку сайта, влияют на то что именно ваш сайт войдет в те 3-6-7 коммерческих сайтов, которые поисковик решил показать в топ-10. То есть вы не выталкиваете из выдачи Википедию, вваливая деньги в СЕО, вы выталкиваете из выдачи своих конкурентов.

И, кстати, по поводу миллионов. В российских реалиях это, в большинстве случаев не миллионы а всего лишь десятки или сотни тысяч рублей, а иной раз и вообще "бесплатная" работа.

Ответить
0
Развернуть ветку
Артем Акулов

Попросите Майкла поискать что нибудь в яндексе.

Если он не уедет на лечение в дурку после этого, то начнет восхвалять выдачу гугла чуть ли не ежедневно и целовать логотип у входа в кампус.

Ответить
2
Развернуть ветку
Михаил

Да, это всех крупных поисковиков касается.

Ответить
0
Развернуть ветку
Борис Васильев

Наш бизнес - доставка морской воды.
Вроде, нормально Гугл отрабатывает (Яндекс лучше).
Может, с моего компа закешировалась информация?...

Ответить
–3
Развернуть ветку
John Doe

доставка морской воды
Какая "морская вода"? Вы же не морскую возите, а рассол бодяжите где-то в ангаре в промзоне

Ответить
6
Развернуть ветку
Михаил

Вы попадаете в топ?

Ответить
0
Развернуть ветку
Борис Васильев

Скажем так: ключевых запросов важных несколько, в основном по ним на1-й, 3-й, 5-й - 8-й строках.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил

Как называетесь?

Ответить
0
Развернуть ветку
Борис Васильев

Два сайта: rapsalin morevoz

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил

Да, вы счастливое исключение. Своими силами или продвигались?

Ответить
0
Развернуть ветку
Борис Васильев

Своими отчаянными силами продвигались по самые небалуйся шесть лет(((

Ответить
1
Развернуть ветку
Виталий Яковлев

Таким же образом Pinterest испоганил поиск картинок ☹

Ответить
1
Развернуть ветку
Михаил

Интересно. Не слышал

Ответить
1
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

"Для того, чтобы убедиться в этом, товарищ провел выборочный поиск в категориях медицина/ здоровье, отзывы на товары и рецепты. В результатах он получил кучу кликбейтовых сайтов вперемешку с плохой рекламой."

Дядя очки надел, а дурак дураком.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил

Ну почему. Здесь я с ним согласен.

Ответить
1
Развернуть ветку
Old Nick

Очевидно, что и Яндекс и Гугл коммерциализация выдачу. Яндекс, на мой взгляд вообще ее убил, в плане поиска информации если твой запрос относится хоть как-то к "коммерческим".
К сожалению, без появления конкурента, который попробует отобрать кусок пирога ничего не поменяется.

Странно, что никто не пытается сделать поисковкик с платным поиском (например подписка) и работать в направление получения прибыли с подписчиков, а не продажи рекламы.

п.с. в плюсище гуглу можно отнести его профильные поисковки. например по научным статьям и материалам. это хоть как то спасает

Ответить
1
Развернуть ветку
Михаил

Спасибо, Николай, интересный комментарий.

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Павлик

Давно уже не пользуюсь Гуглом - абсолютно неадекватная выдача результатов.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил

Я наоборот пользуюсь только им. Альтернативы?

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Павлик

Яндекс. По крайней мере в рунете он даёт приемлемый вариант.
Бинг, Мэйл и тд - они ещё живы?

Ответить
1
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

самое забавное, что очень сложно получить нормальную (информативную) выдачу о seo:)

Ответить
0
Развернуть ветку
Государственный инструмент

В довесок: Яндекс и Гугл коммерческие компании, думаю, что не нужно объяснять их главную цель. Но, у них есть свои метрики качества поиска по которым они определяют на сколько стало лучше/хуже. В Яндексе такая метрика называется pfound (типо пользовательское счастье).
Нам, в России, повезло, что у нас в поиске дуополия, а не монополия, как в той же США. Поэтому у нас Гугл с Яндексом посматривают друг на друга (хотя Яндекс все сильнее отжимает выдачу своими сервисами), но если Яндекс сильно испоганит выдачу есть альтернатива с Гуглом (про возможное закрытие Гугл в России опустим), а вот в США Гугл может душить выдачу как только ему вздумается, так как там у Бингли слёзы поисковой доли.

Ответить
0
Развернуть ветку
Михаил

Дуополия можт и есть, только вот результат одинаковый. У Яндекса еще и с задержкой.

Ответить
0
Развернуть ветку
Государственный инструмент

Ну я оцениваю субъективно и как по мне коммерческий поиск лучше в Яндексе, а информационные запросы лучше ищет Гугл, особенно сложно-составные (5 и более слов)

Ответить
0
Развернуть ветку
Николай Белов

С Яндексом сейчас вообще весело, вместо картинок может ссылки на товары выдать)))

Ответить
0
Развернуть ветку
TaleWithNoEnd

Возможно качество поиска зависит от страны и запроса. То есть, в каких-то странах Гугл жестко регулирует все сегменты инфо-рынка, в каких-то странах слабее, до каких-то особых дел нет, но там имеется контроль слабее. По поводу качества запросов - скорее с этим то же самое, потому что Гугл ищет и вытаскивает все из своей базы + наиболее релевантный запросу сайт будет показан в ТОП-1 или сначала будет много рекламы...

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 42 комментария
Microsoft объявила о планах купить разработчика игр Activision Blizzard за $68,7 млрд Статьи редакции

Акции игровой компании выросли на 38% на премаркете на фоне новости.

Образование, путешествия и благотворительность: на что тратились россияне в новогодние каникулы

Новогодние праздники — один из самых расточительных периодов года. Аналитики CloudPayments выяснили, какие категории товаров были самыми популярными в онлайне с 31 декабря по 9 января.

Цены на Wildberries с айфонов выше, чем на компьютере или андроиде

Торгуем на маркетплейсах. Вчера с удивлением обнаружили, что один и тот же товар выводится с разными ценами: на компьютере и андроиде - та цена, которую устанавливали мы, на айфонах - на 5-15% дороже.

Банкомат «Тинькофф» не засчитал $5000

Ох, и не думал я, что буду просить помощи тут...

Работа только для взрослых: чем занимается кавист и как им стать

Кавист — это специалист по вину и другим видам алкоголя, который работает в торговом зале. Он управляет поставками и размещением товара на полках, а еще консультирует покупателей: помогает выбрать лучшее. Мы решили рассказать о том, как устроена профессия и где учатся на кависта. А в конце — парочка полезных советов по выбору вина для всех…

Банки Wall Street ожидают более агрессивных действий от ФРС

В США за последние 40 лет потребительская инфляция достигла угрожающих значений

Креативные индустрии будут расти по плану

В РСПП обсудили проект Плана по реализации Концепции развития креативных индустрий, подготовленного Министерством культуры РФ с участием Комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям и Федерации креативных индустрий.

Гендиректор Activision Blizzard Бобби Котик объяснил сотрудникам сделку с Microsoft — это шаг к созданию метавселенной Статьи редакции

Он заявил, что компания за 31 год создала сообщества из сотен миллионов игроков. Следующий шаг — объединить эти сообщества.

Digital Horizon вложился в поставщика инфраструктуры для инвестиционных решений WealthKernel в раунде A+ на $ 7 млн

Привлеченные средства компания использует для выхода на европейские рынки, запуск внутридневной торговли и дальнейшее развитие API-инфраструктуры.

Команда WealthKernel
Сооснователь Nginx Игорь Сысоев покинул компанию Статьи редакции

В заявлении он объяснил, что теперь будет проводить больше времени с семьёй и друзьями.

«Сгоревшая» мечта о финансовой свободе

Я слесарь-сварщик, который работает на «дядю» в цеху по изготовлению металлических изделий. Вот как я попробовал заняться своим проектом.

null