CRM — лекарство от всех болезней в бизнесе (ага!)

Ох уж эта реклама всевозможных CRM! Вереницей один за одним тянутся ко мне на консультацию руководители, уверенные, что CRM спасёт их. С помощью этой хитрой программы они собираются решить в бизнесе проблемы с продажами, финансами, отчётами и даже учётом товаров и денег! Искренне убеждены: «Вот придёт CRM и всем лодырям и раздолбаям несдобровать!».

Привет! Меня зовут Алексей Баранов и я… я решил немного поворчать по-стариковски, так как задолбала реклама CRM, которая «лечит» бизнес.

Один клиент показал даже такую картинку…

CRM — лекарство от всех болезней в бизнесе (ага!)

На самом деле «автоматизация» не сводится к росту продаж, более того, я убеждён, что автоматизация сама по себе никому не нужна, это как «хотеть лечиться, вместо того, чтобы хотеть быть здоровым».

А что CRM не нужна?

Не стану сражаться с самой идеей необходимости CRM. Сам регулярно рекомендую этот инструмент руководителям. Особенно лёгкие версии вроде Амо для начинающих или тяжёлую артиллерию для искушённых experienced managers, Битрикс или АдинЭс)... Для начинающих — это, когда товарный бизнес не сильно вырос, количество операций небольшое, небольшой оборот и количество сотрудников.

Но пару ложек дёгтя запихну.

CRM можно использовать даже для учёта товаров, но лишь на начальном этапе развития: сотрудников мало, товарный ассортимент небольшой, количество операций тоже небольшое

CRM не поможет, если есть бардак в процессах

Если команда небольшая, а в делах бардак — то модные тренинги, описание бизнес-процессов и внедрение CRM не поможет!

Просто люди не выполняют ваши поручения и это скверно. Не выполнять в CRM так же пофиг, как и по телефону, или глядя со слезами в глаза. Придётся вам с коллегами дружить, лечить, мочить и тому подобное, то есть восстанавливать управление личным составом. А на исполнительных рельсах уже внедряйте программу.

Проще говоря: сначала делаете так, чтобы сотрудники выполняли задачу и отчитывались, а потом добавляйте к этому программы.

Само наличие CRM не заставляет сотрудников выполнять задачи

CRM не поможет, если есть бардак в учёте

Хотите отчёты по продажам? Запасам? Себестоимости? Хотите знать финансовый результат, прибыль? Поздравляю, похвальные стремления! Но CRM тоже не поможет!

Она сделана для быстрого и чёткого выполнения скрипта позвоночниками (от слова звонить). Да в CRM что-то есть про деньги и товары, но это для отвода глаз. Чтобы продаван не забыл название товара или цену. Я, конечно, утрирую, но про учёт там точно нет, а бизнесу нужны:

  • учёт ТМЦ
  • учёт денег,
  • учёт услуг,
  • отчёты в разных разрезах

Чтобы погрузиться в финансовые отчёты, рекомендую бесплатный курс «Финансовые и торговые отчёты для руководителей».

CRM не поможет в получении отчётов по продажам, отчётов по запасам, отчётов по себестоимости и так далее.

Подводя итоги

Каждый инструмент предназначен для своих задач — простите за капитанство, но до тех пор, пока CRM будут рекламировать, как универсальную таблетку, буду капитанствовать! Гвозди можно забивать клавиатурой, но выйдет долго и дорого.

Я понимаю, что хочется простых и дешёвых ответов, но такое бывает, если лишь разобраться в задаче. Это как поход к хорошему врачу — сначала тратишь немного времени и денег и изучаешь свою проблему, затем вкладываешься в одну-две необходимые операции или лечение, вместо того, чтобы по десять раз перебирать неработающие вещи и в десять раз больше терять денег и времени.

22
4 комментария

Комментарий недоступен

1

Да ладно, что плохого в лишней трате ресурсов? Ну хочется кому-то поставить CRM, а потом переделывать?

Искренний респект и увожение таким заказчикам, у которых есть бюджеты на внедрение, исправление, доработку, поддержку, спустя два года миграцию на новую платформу, исправление, доработку,... пошли по кругу