Личный бренд. Что если «‎НАДО», но «‎НЕ ХОЧУ»

Личный бренд. Что если «‎НАДО», но «‎НЕ ХОЧУ»

Конец ХХ, начало ХХI веков прошли под знаком больших научных и промышленных достижений, породивших серьезные социальные трансформации. Мы можем обратить внимание на увеличение продолжительности жизни, значительное снижение детской смертности, распространение контрацепции и как следствие - уменьшение числа детей, рождаемых одной женщиной, существенное снижение уровня насилия в обществе.

Эксперты сходятся во мнении, что все эти тенденции предопределили представление о жизни как о наивысшей ценности. Причем резко возросла осознаваемая ценность и своей личной жизни не только как физического существования, но и своего времени, внимания, как составных элементов этой жизни.

Снизилась готовность людей выступать разменной монетой, пушечным мясом. Появилась потребность прожить свою уникальную историю. Возник консенсус, что эта потребность может быть реализована только в условиях принятия индивидуальных особенностей каждого обществом в целом. Нельзя сказать, что этот тренд выражен в равной мере во всех группах человечества, но общее направление очевидно.

Начало эры социальных сетей стало временем, когда любой, кто хочет реализовать и предъявить свою индивидуальность, получает инструмент для осуществления своего плана. Люди, обреченные ранее скрывать свое своеобразие и встраиваться в одобренные обществом рамки под угрозой отвержения и одиночества, теперь могут легко найти единомышленников в он-лайн мире. Важность же и ценность толерантности для общества столь велики, что право на самореализацию защищается и поддерживается всей средой. Ведь большинство членов общества "западного мира" согласны с тем, что толерантность к разнообразию личных стратегий - полезный для каждого инструмент, который может принести большую индивидуальную и общественную выгоду. Как никогда ранее, сегодня человечество объединено в группу с быстрыми информационными и эмоциональными обменами.

Неизбежно все эти трансформации затронули и такую существенную сторону социума как бизнес. А лок-даун 2020 стал катализатором этого процесса. Стремительный уход бизнеса в он-лайн заставляет еще более стремительно пересматривать принципы рекламы, формирования PR, позиционирования брендов.

Потенциальные клиенты настаивают на ценности своей уникальности. Они не хотят быть больше массовкой, этакими простаками-статистами, в истории бизнесменов-героев, умных и дерзких манипуляторов, холодных умов, умеющих считать деньги. Теперь время душевных и искренних историй и отношений “по любви”. Поддерживая искреннюю историю, люди поддерживают мир, где и они могут когда нибудь проявить свою суть и прожить свою собственную жизнь осознанно. А это - безусловная ценность современности.

В результате оказалось, что малые и ультра-малые бизнесы зачастую интереснее и востребованнее, нежели крупные компании. Они получают больший капитал внимания аудитории. Спрос на аутентичность, эмоциональную искренность и взаимный интерес и уважение - вызов для классического бизнеса. Неспособность дать быстрый ответ на внимание безграничного рынка открывающегося через соцсети - проблема малого бизнеса. Удержать эмоциональную связь с потребителем при переходе от индивидуального ремесла к масштабированной технологии - тонкий лёд и мега интересная задача одновременно!

Давайте сейчас подробнее рассмотрим вызов, с которым сталкиваются индивидуальные предприниматели, представители ультра-малого бизнеса, люди-бренды при выходе в пространство социальных сетей. Получить внимание аудитории и формирование пула лояльных клиентов без существенных затрат на традиционную рекламу цель более чем привлекательная. Но быть одновременно человеком и пароходом (это цитата олдовского мультика “Зима в Простоквашино”, если что) - трудная задача, решению которой приходится учится “на ходу”.

Личный бренд. Что если «‎НАДО», но «‎НЕ ХОЧУ»

Немного погуглив, вы легко узнаете, что существуют некоторые “золотые правила” оформления аккаунтов в соцсетях для формирования личного бренда. Но при попытке эти правила реализовать в своем конкретном случае мы быстро сталкиваемся с проблемами. Что значит широко растиражированная фраза “при построении личного бренда нужно быть искренним и открытым”? Прямо вот с прыщиками и в домашнем халате идём в соцсети, ничего не скрывая? Согласитесь, некоторые рекомендации СММ-специалистов выглядят очень жёстко. Особенно для, так называемых, бумеров и умеренных миллениалов, с удовольствием отошедших от отсутствия частной жизни в быту и не привыкших к повсеместной открытости жизни в соцсети. Но, с другой стороны, есть требования времени, правда маркетинга. Что же - нужно ломать через колено и вперёд - постить и выкладывать?

Есть ли обезболивающая пилюля для выхода в он-лайн позиционирование? (Спойлер: есть!) На наш взгляд, склонность/нет к эксгибиционированию, лёгкость/трудность самораскрытия и понимание культурных ограничений тоже являются своеобразными “отпечатками пальцев” личности и являются инструментом трансляции индивидуальности. Когда вам советуют быть искренним и открытым, вы должны осознать, какая мера этих самых искренности и открытости естественна для вас. И выстройте концепцию аккаунта с учетом этого, а не вопреки. Именно соответсвие вашей заявленной позиции вашему внутреннему мироощущению и является аутентичным.

Т.е. если в вашем профиле “приличные” фото в рабочей атмосфере и никаких ми-ми с котиком, жарких фото с пляжа и принудительного позирования всех членов семьи - будьте спокойны, вас прочитают как человека, ценящего приватность, границы и, с большой вероятностью, хорошо соблюдающего договоренности и сроки. Если ваш личный бизнес укрепит такая трансляция - то и не стоит придумывать велосипед. А вот если эти фотки будут на странице детского аниматора, возникнет явный диссонанс послания смыслового и визуального.
Но, давайте положим руку на сердце: если вам неприемлемы неожиданные бестактные вопросы, срыв всех планов и вы неспособны к импровизации, то только большая беда заставит вас ДОБРОВОЛЬНО сделать своим бизнесом устройство детских праздников.
Искренний аутентичный брендинг не может быть вам дискомфортен - иначе он не истинный и не аутентичный. Если от креативных идей о вашем будущем брендинговом аккаунте вам становится тоскливо, или неловко - просто поблагодарите СММ-специалиста, который вас не понял, не сумел раскрыть вашу суть и попробуйте обратиться к кому-то еще.
Возможно, вы Стеснительный Шутник, а возможно - Король-Мудрец, избегающий суетности. И репортаж с вашей дачи - невозможное для вас явление в принципе. Проблема в том, что проповедование ценности индивидуальности - это современный тренд, и многие приклеивают на свой продукт этот модный ярлычок “сделано для индивидуальности”, хотя владеют только стандартной методикой. Получается как в старом анекдоте:

- Как работает ваш автомат для бритья? Ведь лица у всех разные?

- Первый раз - да.

Полезный вывод: вам в ваших аккаунтах и соцсетях должно быть удобно и комфортно, как в туфлях, сшитых на заказ. Все остальное - массовый, а не индивидуальный пошив, трансляция шаблонов, а не вашей эксклюзивности. Самостоятельно или с помощью специалистов по бренд-шерпингу вам нужно понять суть, сердце создаваемой вами ценности и выразить эту ценность языком уникального торгового предложения.

Может ли быть так, что вы чувствуете, что публичная самопрезентация вообще не ваше? Что в зоне “надо заявить о себе” у вас полный паралич? Конечно, так может быть. Я бы дала совет, в таком случае, принять два ряда мер.

Первый - стратегически-перспективный: поработайте с динамическим психологом. Динамический - это такой, который работает с базовыми принципами контакта вас с миром и помогает вам освободиться от неактуальных и неудобных стереотипов. К сожалению, наша уверенность в том, что мы имеем право быть в этом мире, жить так, как нам удобно, получать столько, сколько нужно, быть таким, как нам нравится, зачастую подорвана. Найдите специалиста, который поможет сформировать вам ощущение, что вы “классненький” и жизнь рада вам, и начинайте движение. По-моему мнению, в данном случае, методики, основанные на внушении ( работа с мотивациями, программирование мозга, самовнушение, создание листа желаний и т.п.) могут помочь стартануть, взяться за дело, но самопрезентация - дело долгое, а эффект от внушения - краткий, так что проблема останется нерешенной.

Второй ряд мер, в отличие от первого, скорее, тактический и быстрый. Социальная самопрезентация не является целью. Это всего лишь инструмент продвижения бизнеса. Можно ли решить задачу формирования у аудитории ощущения персонифицированного эмоционального взаимодействия с брендом без того, чтобы взаимодействовать непосредственно с вами? Конечно, можно! Да, это сложнее, да, это дороже. Но точно это лучше, чем самому себя насиловать в соцсетях. Вы можете разработать стратегии с Аватаром-амбасадором. Например, ваши соцсети могут рассказывать исключительно о мыслях вашей собаки по поводу бизнес-процессов, которые осуществляются вами. Или это могут быть приключения гипотетической Ололоши из комиксов. Или вообще радикально-минималистичные цветные квадраты вместо фото могут сообщить, что вы хотели сделать фотосессию, но вместо этого предпочли посидеть над проверкой кода.
Да, жену вы так не найдете, но потенциальные клиенты поймут, что вы повернутый на коде псих, но при этом не теряете контакт с реальным миром и не забываете разговаривать с заказчиком. А что еще надо? Потом еще выложите фотку с пиццей или новой клавой, без фотофильтров и подбора по стилю - это и будет ваш уникальный стиль. В любом случае, это будет куда правдивее и эффективнее в вопросах установления контакта с аудиторией, чем вымученные фотографии напряженного человека, псевдозагадочно смотрящего мимо студийного фотографа.

Так что, выходя в медийное социальное пространство, просто помните, что вы можете предложить аудитории только то, чем вы являетесь на самом деле. Нужно стремиться понять, как выразить посредством соцсетей те ваши свойства, которые важны для целевой аудитории. И наоборот, не стоит фальсифицировать перед окружающими или самим собой качества, привлекательные для мира, если вы не можете оплачивать специалиста, который будет поддерживать жизнь этого фейка достаточно долго. И не впадайте в крайность, считая, что вываливание всего, что есть внутри без цензуры и осмысления - полезно для продвижения.

99
19 комментариев

Неплохие советы. Мне нравится

1

Мне почему-то видится это как "бизнес по-женски": "вам в ваших аккаунтах и соцсетях должно быть удобно и комфортно, как в туфлях, сшитых на заказ."
А здесь тем более "Все остальное - массовый, а не индивидуальный пошив, трансляция шаблонов, а не вашей эксклюзивности."
У мужского все проще:
Шаг 1. Создал
Шаг 2. Ctrl+C
Шаг 3. Ctrl+V
повтор 2 и 3 до бесконечности.
Так и только так бизнес начнет приносить деньги, если долго засидеться в свой эксклюзивности, можно либо навсегда там остаться, либо дождаться пока придут эти самые копипасты в лице крупных федералов и оставят бизнес лишь в мечтах и туфлях.

Шаблоны и стереотипы.

1

Один из самых известных брэндов в мире сегодня. Ничего естественного, натурального. Полностью синтезированный образ.

С точки зрения природы -не натурально, а с точки зрения её внутреннего мира - вероятнее всего - очень даже. Я бы за большие миллионы эпатажной клоунессой пробыла бы неделю, а потом умерла от напряжения. А ей вот годами удобно)

1

Наверное, если ресурса очень много, можно бесконечно повторять... Я восхищаюсь активной мускулинностью. А если направление не то- можно обойти вокруг Земного шара и прийти к цели)) Но мне так сложно, я за более раннюю коррекцию направления и экономию сил)))
Но то, что нужно делать, а не бесконечно рефлексировать, согласна на 100%