Тюрьма присутствия: почему мы не должны знать, чем сейчас заняты наши коллеги
Перевод эссе Джейсона Фрайда "The Presence Prison". Джейсон — основатель компании Basecamp (ранее известной как 37 Signals) и автор множества книг об организации работы. Мне очень близко видение и ход мыслей Джейсона, поэтому я публикую перевод избранных из новых его эссе.
Еще одной причиной опубликовать это эссе было то, что в моей компании NBS Apps мы исповедуем принципы асинхронной работы, все как Джейсон завещал. Но пишу я существенно хуже сенсея, поэтому не вижу смысла пересказывать уже хорошо описанные мысли.
Обычно мы в Basecamp представления не имеем, чем занимаются и где находятся коллеги. Заняты ли они работой? Не знаю. Ушли на перерыв? Без понятия. Обедают? Может быть. Забирают детей из школы? Возможно. И это никого не волнует.
В подавляющем большинстве случаев это просто не имеет значения. Главное – позволить людям самим формировать свой рабочий график в зависимости от личных предпочтений.
И это вовсе не так сложно, как кажется, хотя и требует смены парадигмы. Например, на смену «Позвоню-ка Джеффу, чтобы обсудить новую идею» приходит «Изложу-ка я идею максимально подробно в письменном виде; а созвониться можно потом, когда у Джеффа будет свободная минутка».
Текущее занятие и местонахождение ваших коллег важны, если постоянно их дергать по малейшему поводу. Но если стоит задача дать им возможность всесторонне обдумать предложение и взвешенно ответить, то текущее местоположение утрачивает всякое значение. Мы предпочитаем второй подход.
Собственно, мы в Basecamp всегда так и работали, будучи полностью «удаленной» компанией с сотрудниками, разбросанными по всему миру. У нас просто не было другого выхода. Мы быстро научились ценить преимущества асинхронной работы, поскольку с самого начала были вынуждены вести деятельность в семи часовых поясах.
Но лишь полностью отказавшись от Присутствия, мы ощутили то невероятное спокойствие, которое приходит, когда тебя не волнует, работает ли кто-то или нет в этот самый момент.
Многие современные коммуникационные инструменты «заточены» под Присутствие. Обычно оно обозначается зеленым, красным или желтым кружком. Если рядом с именем коллеги стоит зеленый кружок – значит он на рабочем месте (доступен). Желтый или красный кружок означают, что его нет на месте (недоступен). Именно так компании следят за тем, кто и когда работает.
Долгое время мы пользовались внутренним мессенджером, который в реальном времени транслировал статус каждого сотрудника в компании. Это представлялось крутым и удобным. Казалось, что подобная информация полезна и необходимо. Но на самом деле все наоборот: переизбыток информации так же вреден, как ее недостаток.
Давайте спросим себя: что на самом деле означают статусы «доступен» и « недоступен»? Оставим формальные определения в стороне, потому что на самом деле они означают следующее: «Можете меня доставать» и «Я сбежал и затаился, потому что мне просто не дают работать».
Увы, недоступность часто воспринимается негативно. Если долго оставаться «недоступным» (при этом человек, скорее всего, работает; просто не хочет, чтобы его беспокоили), коллеги начинают задаваться вопросом, на работе ли он вообще. Переборщи с «недоступностью», и коллеги начнут считать тебя ненадежным. Думаю, все это хорошо знакомо тем, кто пользуется инструментами со статусом. Бред, да?
В то же время «доступен» обычно воспринимается как приглашение. Попробуйте по 3 часа побыть «в сети» и «не в сети», а потом сравните результаты. Готов поспорить, во втором случае вы сделаете гораздо больше.
Правда в том, что вряд ли существуют веские причины знать, свободен ли коллега в данный момент или нет. Если от него что-то нужно, всегда лучше спросить напрямую, и он ответит, если сможет. Отсутствие же вовсе не означает, что вас игнорируют. Скорее всего, он просто занят. Уважайте это! Всегда исходите из того, что коллега сконцентрирован на работе.
Бывают ли исключения? Конечно. В случае чрезвычайной ситуации полезно знать, кто готов прийти на помощь. Но такие ситуации, к счастью, крайне редки и не должны определять политику в остальных случаях. Кроме того, иногда бывает необходимо убедиться, что человек на месте, чтобы предотвратить перерывы в обслуживании. Но эти случаи весьма специфические, и присутствие сотрудника на рабочем месте лучше обговаривать явным образом, а не ориентироваться по цветному кружку.
В Basecamp мы отказываемся от статусов, отвергаем присутствие, избегаем отвлекающих факторов. На самом деле, при разработке последней версии Basecamp мы намеренно решили не включать в нее понятия «статус» и «присутствие». На этапе предварительного проектирования эти функции обсуждались, но потом мы их отбросили и ни разу не пожалели. Приняв волевое решение, мы сразу почувствовали облегчение и умиротворенность.
Так что сделайте шаг к спокойствию и избавьте сотрудников от необходимости сообщать о статусе. У них без того достаточно работы; постоянно забота о статусе – лишь пустая трата времени и сил. Статус должен быть един и очевиден для всех: «Я пытаюсь делать свою работу, пожалуйста, уважайте мое время и внимание».
Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и цифровых продуктах
Статью опубликовал Иван Кузнецов, блестящий перевод выполнил Кирилл Крутов.