Тюрьма присутствия: почему мы не должны знать, чем сейчас заняты наши коллеги

Перевод эссе Джейсона Фрайда "The Presence Prison". Джейсон — основатель компании Basecamp (ранее известной как 37 Signals) и автор множества книг об организации работы. Мне очень близко видение и ход мыслей Джейсона, поэтому я публикую перевод избранных из новых его эссе.

Еще одной причиной опубликовать это эссе было то, что в моей компании NBS Apps мы исповедуем принципы асинхронной работы, все как Джейсон завещал. Но пишу я существенно хуже сенсея, поэтому не вижу смысла пересказывать уже хорошо описанные мысли.

Джейсон Фрайд
Джейсон Фрайд

Обычно мы в Basecamp представления не имеем, чем занимаются и где находятся коллеги. Заняты ли они работой? Не знаю. Ушли на перерыв? Без понятия. Обедают? Может быть. Забирают детей из школы? Возможно. И это никого не волнует.

В подавляющем большинстве случаев это просто не имеет значения. Главное – позволить людям самим формировать свой рабочий график в зависимости от личных предпочтений.

И это вовсе не так сложно, как кажется, хотя и требует смены парадигмы. Например, на смену «Позвоню-ка Джеффу, чтобы обсудить новую идею» приходит «Изложу-ка я идею максимально подробно в письменном виде; а созвониться можно потом, когда у Джеффа будет свободная минутка».

Текущее занятие и местонахождение ваших коллег важны, если постоянно их дергать по малейшему поводу. Но если стоит задача дать им возможность всесторонне обдумать предложение и взвешенно ответить, то текущее местоположение утрачивает всякое значение. Мы предпочитаем второй подход.

Собственно, мы в Basecamp всегда так и работали, будучи полностью «удаленной» компанией с сотрудниками, разбросанными по всему миру. У нас просто не было другого выхода. Мы быстро научились ценить преимущества асинхронной работы, поскольку с самого начала были вынуждены вести деятельность в семи часовых поясах.

Но лишь полностью отказавшись от Присутствия, мы ощутили то невероятное спокойствие, которое приходит, когда тебя не волнует, работает ли кто-то или нет в этот самый момент.

Многие современные коммуникационные инструменты «заточены» под Присутствие. Обычно оно обозначается зеленым, красным или желтым кружком. Если рядом с именем коллеги стоит зеленый кружок – значит он на рабочем месте (доступен). Желтый или красный кружок означают, что его нет на месте (недоступен). Именно так компании следят за тем, кто и когда работает.

Долгое время мы пользовались внутренним мессенджером, который в реальном времени транслировал статус каждого сотрудника в компании. Это представлялось крутым и удобным. Казалось, что подобная информация полезна и необходимо. Но на самом деле все наоборот: переизбыток информации так же вреден, как ее недостаток.

Давайте спросим себя: что на самом деле означают статусы «доступен» и « недоступен»? Оставим формальные определения в стороне, потому что на самом деле они означают следующее: «Можете меня доставать» и «Я сбежал и затаился, потому что мне просто не дают работать».

Увы, недоступность часто воспринимается негативно. Если долго оставаться «недоступным» (при этом человек, скорее всего, работает; просто не хочет, чтобы его беспокоили), коллеги начинают задаваться вопросом, на работе ли он вообще. Переборщи с «недоступностью», и коллеги начнут считать тебя ненадежным. Думаю, все это хорошо знакомо тем, кто пользуется инструментами со статусом. Бред, да?

В то же время «доступен» обычно воспринимается как приглашение. Попробуйте по 3 часа побыть «в сети» и «не в сети», а потом сравните результаты. Готов поспорить, во втором случае вы сделаете гораздо больше.

Правда в том, что вряд ли существуют веские причины знать, свободен ли коллега в данный момент или нет. Если от него что-то нужно, всегда лучше спросить напрямую, и он ответит, если сможет. Отсутствие же вовсе не означает, что вас игнорируют. Скорее всего, он просто занят. Уважайте это! Всегда исходите из того, что коллега сконцентрирован на работе.

Бывают ли исключения? Конечно. В случае чрезвычайной ситуации полезно знать, кто готов прийти на помощь. Но такие ситуации, к счастью, крайне редки и не должны определять политику в остальных случаях. Кроме того, иногда бывает необходимо убедиться, что человек на месте, чтобы предотвратить перерывы в обслуживании. Но эти случаи весьма специфические, и присутствие сотрудника на рабочем месте лучше обговаривать явным образом, а не ориентироваться по цветному кружку.

В Basecamp мы отказываемся от статусов, отвергаем присутствие, избегаем отвлекающих факторов. На самом деле, при разработке последней версии Basecamp мы намеренно решили не включать в нее понятия «статус» и «присутствие». На этапе предварительного проектирования эти функции обсуждались, но потом мы их отбросили и ни разу не пожалели. Приняв волевое решение, мы сразу почувствовали облегчение и умиротворенность.

Так что сделайте шаг к спокойствию и избавьте сотрудников от необходимости сообщать о статусе. У них без того достаточно работы; постоянно забота о статусе – лишь пустая трата времени и сил. Статус должен быть един и очевиден для всех: «Я пытаюсь делать свою работу, пожалуйста, уважайте мое время и внимание».

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и цифровых продуктах

Статью опубликовал Иван Кузнецов, блестящий перевод выполнил Кирилл Крутов.

3939
24 комментария

Любителям всяких битриксов полезный материал.

3
Ответить

Да, думаю нужно внимательно слушать чувака который "просрал" все рынки будучи на них первым и даже имея бренд как имя нарицательное.

Highrise, Capmfire закрыты. Basecamp уже даже в списках сравнения никто не упоминает, потерял полностью позиции и уступил их Asana, Trello и т.п.

Он крутой, но всё относительно, и он говорит про бизнес, а значит тут важны бизнес метрики. Причем он сам вроде бы не отрицает, что бизнес то и не строит, у него свой поток и баланс, а это совсем другая история.

6
Ответить

Угу, и есть еще более полезный материал, про какой-нибудь амазон, который с точки зрения генерации бабла даже не на порядок успешнее Basecamp, но где люди ссут в бутылки.

5
Ответить

Битрикс лишь сделал корпоративный функционал "взрослых" доступным для "маленьких".

Мы, например, начинали пользоваться статусами, когда такого слова "Битрикс" не существовало. Уже в 90х на Аське устанавливали.

А когда в 2007 MS Communicator (и дальше), это, просто, стало корпоративным стандартом, потому что там уже появилась автоматизация управления этими "светофорами".

У автора логика странная, но ... так уже у них повелось. Мы же вводили другую логику:
- "зелёный" - работаю, можете помешать, но в крайнем случае.
- "жёлтый" - быстрого ответа не ждите в любом случае, как смогу - отвечу.
- "красный" - не лезть и соединять даже с Папой Римским. Однако, даже технически этот статус глушил все "напоминалки" и прочие раздражалки, звонки и пр.

Резюме: автору просто не повезло - не с того конца внедрили у них систему, поэтому такие траблы. Такое часто бывает: микроскопом гвозди забивать иногда очень даже удобно.

Ответить

Думал сейчас начну читать про RFID-карточки, статистику выходов и перемещений, запись на камеру всех действий монитора, а оказалось все проще =) Они там за такие простые вещи борются, а тут чуть ли не зонд в 1 место пытаются вставать какие-то эффективные менеджеры, главное сами того не понимают, что это им даст =)

1
Ответить

Интереснее было бы почитать о парадигме оценки эффективности сотрудников в условиях максимально свободного графика и, соответственно, методов расчета размера оплаты труда.

1
Ответить

Они пишут про это в rework.

Если брать нас, простых русских Иванов, с такой же моделью то у нас вся оценка идёт согласно холсту договоренностей о котором, я надеюсь, скоро напишу

Ответить