«Мы превратили внутренний инструмент для мотивации в продукт, которым пользуются Microsoft, Twitter и другие компании»
История одного из создателей бота Karmabot Стаса Кулеша.
В 2006 году дизайнер Стас Кулеш переехал из Новосибирска в Новую Зеландию. Первое время он работал по найму в веб-студии, а затем в 2009 году вместе с партнёром Дэвидом Кравецем открыл собственное digital-агентство Sliday.
Оно специализируется на разработке мобильных приложений, сайтов и брендинга. За девять лет клиентами Sliday стали Mars, Facebook, Discovery, Google и другие компании. В 2017 году оборот студии составил $2 млн.
В Sliday работает 25 сотрудников, причём большинство — удалённо. Со временем Кулеш обнаружил, что из-за дистанции ему сложно поддерживать и мотивировать работников. Повышение зарплаты оставалось одним из немногих инструментов, но он казался предпринимателю недостаточно эффективным.
В таком «мозгоёмком» производственном цикле, как разработка и дизайн, многое, конечно, зависит от денег, но не меньше — от правильной и здоровой рабочей культуры внутри компании.
Баланс между крутостью специалиста, деньгами, его человеческими качествами и умением работать с коллегами — это бесконечный предпринимательский квест.
Для работы студия использовала корпоративный мессенджер Slack. Одна из особенностей платформы заключается в том, что сервис позволяет подключать внешние расширения — ботов. Они отправляют в рабочие чаты необходимую статистику, помогают планировать встречи и даже устраивать партии игры в покер.
В 2016 году разработчики Sliday решили создать собственного бота для повышения мотивации. Они назвали его Karmabot, взяв за основу популярное выражение «плюс в карму».
Как работает Karmabot
С помощью бота сотрудники могут поощрять друг друга, ставя плюсы за помощь в работе (команда «++»). Количество баллов каждого члена Slack-канала учитывается с помощью индивидуального счётчика кармы. В конце месяца накопленная карма конвертируется в премию — по курсу, который устанавливает руководство компании.
Вместе с тем существует и система штрафов — например, если коллега проигнорировал просьбу или подвёл команду (команда «--»). За порядком следит менеджер проекта.
Он может отменить оценку, если сочтёт её несправедливой. Также у него есть возможность поощрять или наказывать не только отдельных сотрудников, но и всю команду.
Карма побуждает сотрудника работать активнее, помогать коллегам и выполнять проекты досрочно. Сумма баллов за три месяца определяет размер квартальной премии работника.
В Sliday принята такая система поощрений: за досрочную сдачу проекта каждый сотрудник команды получает 30 очков кармы. Если во время демонстрации клиенту что-то пойдёт не так — работник теряет 10 баллов.
У менеджера проекта есть личный кабинет Karmabot. В нём он назначает количество задач, которые команда должна выполнить за квартал и размер вознаграждения.
Чем больше задач выполняет команда, тем выше максимальная сумма премии. В конце квартала она распределяется между участниками пропорционально их вкладу — количеству личной кармы, накопленной за три месяца.
Например, в команде работает четыре сотрудника. За квартал они заработали в сумме 200 баллов кармы, а кроме того — выполнили все задачи руководителя и должны получить общую премию в 5000 баллов кармы.
Если один из четырёх сотрудников заработал 60 баллов (30% от общего вклада), то размер его квартальной премии составит 1500 баллов кармы. Они конвертируются в валюту: квартальная премия сотрудника Sliday составляет от $300 до $1500.
«Поскольку процесс раздачи плюсов публичный, ни у кого не возникает вопросов, почему у одного сотрудника вклад 8%, а у другого — 28%», — комментирует Кулеш.
В этой системе работают все уровни поощрений и вознаграждений. Первый уровень — получил карму за то, что ты классный. Средний уровень — команда сдала часть проекта и получила большую порцию кармы на всех.
Высший уровень — долгосрочный, когда вся команда работает вместе, чтобы получить больше не показателей кармы, а сданных проектов за квартал или месяц.
По словам основателя Karmabot, через полгода после внедрения бота он обнаружил, что сотрудники стали работать эффективнее и завершать проекты раньше срока, чтобы получить больше кармы.
Тогда он решил превратить внутренний инструмент в продукт и опубликовал Karmabot сперва в магазине Slack App Store, а чуть позже, в ноябре 2016 года — на платформе ProductHunt.
«Оказалось, что в таком инуструменте нуждаемся не только мы, но и большие компании вроде Twitter, VMware, Expedia, Microsoft, Walmart и другие», — рассказывает Кулеш.
Предприниматель стал собирать обратную связь, чтобы развивать продукт дальше. Клиенты просили добавить инструменты для оценки эффективности сотрудников и учёта рабочего времени.
Эффективность
Чтобы оценивать эффективность сотрудников, Кулеш воспользовался сервисом Google Cloud Machine Learning Engine. Когда один сотрудник хочет прибавить или отнять карму у коллеги, он должен указать причину. Например: «@имяколлеги ++ за то, что выполнил задачу в срок».
С помощью машинного обучения и технологии распознавания речи Кулеш проанализировал популярные причины и выделил из них пять категорий качеств: надёжность, общительность, умение работать в команде, исполнительность и амбициозность.
После этого в профиле каждого сотрудника появилась история положительных и отрицательных действий, на основе которой составляется диаграмма достижений. С её помощью можно оценить деловые качества сотрудника и сравнить его профиль с другими членами команды.
По словам Стаса Кулеша, когда у руководителя слишком много проектов, он не может уследить за качеством работы всех сотрудников. Диаграммы помогают менеджерам принимать взвешенные кадровые решения.
Например, в конце года работник попросил о повышении зарплаты. Менеджер может открыть список вещей, за которые вычиталась карма, и сказать: «Давай сперва попробуем, чтобы ты в течение двух месяцев не опаздывал на совещания».
Кроме того, графики помогают и сотрудникам: с их помощью они могут сравнивать свои достижения в разные месяцы и вовремя «подтягивать» ослабшие места.
Учёт
Менеджеры некоторых ИТ-компаний строго следят, как именно сотрудники тратят рабочее время. Специально для них Кулеш внедрил систему учёта. Когда работник приступает к новой задаче, он должен отправить боту уведомление. Например: «Пишу код».
После этого запускается таймер. Он автоматически останавливается после того, как сотрудник отправит в чат следующее уведомление — то есть приступит к новой задаче. Благодаря удобству (чтобы совершить действие сотруднику не нужно переходить в другую среду) такая система позволяет упростить трекинг задач.
«Менеджер видит, чем занимаются сотрудники. Например, он может обратить внимание, что один из разработчиков уже целый час занимается устранением багов, и поинтересоваться — не нужна ли ему помощь», — поясняет Кулеш.
В конце дня, когда все сотрудники завершают сессию, на почту менеджеру приходит отчёт. Он может узнать, над какими проектами работали члены его команды, и чем именно они занимались. Благодаря отчётам руководитель может расчитать себестоимость их труда, а также финальную стоимость услуг для клиента.
Инвестиции от Microsoft
По данным на апрель 2018 года, Karmabot пользуются около тысячи команд и более 170 тысяч сотрудников. Нынешняя стоимость сервиса — от $3 за одного активного пользователя в месяц, однако месячная выручка Karmabot составляет около $5 тысяч.
По словам Кулеша, это связано с тем, что для привлечения первых пользователей компания предлагала мягкие тарифы: $24 в месяц на компанию без учёта количества пользователей.
Пока Karmabot не приносит прибыль, но основателя это не расстраивает: «Мы делали все функции для себя, так получилось, что продуктом начали пользоваться другие команды. Если он приносит хоть какие-то деньги — это отлично», — рассказывает Кулеш. Однако в 2018 году предприниматель планирует превратить продукт в устойчивый бизнес.
В начале 2018 года сервис получил инвестиции от компании Microsoft. Точную сумму Кулеш не называет из-за договора о неразглашении но отмечает, что она не превышает $1 млн.
Эти деньги компания потратит на адаптацию продукта для корпоративного мессенджера MS Teams, который является частью пакета Office 365. Презентация продукта состоится в мае 2018 года на конференции MS Teams.
Благодаря этому партнёрству предприниматель планирует увеличить количество пользователей сервиса со 170 тысяч до 1 млн человек.
«У Microsoft серьёзный рынок корпоративных клиентов и крохотный магазин приложений, среди которых Karmabot будет занимать одну из первых позиций», — уверен Кулеш.
Мы очень хотим сделать Karmabot своим центральным продуктом, поэтому он постоянно улучшается: над проектом работают программисты, мы наняли сотрудника для customer experience, настраиваем службу поддержки и так далее.
Сейчас это уже не три усталых программиста, которые занимаются продуктом в свободное от работы время, а очень мотивированная успехом идеи и деньгами Microsoft команда.
Цели исковеркать название ради хайпа не было.
Батюшку окрестили вором и мошенником! Правда ли, что я несколько месяцев обманывал аудиторию, — давайте разбираться.
Запуск IT-проекта — это всегда про сроки, деньги и риски. А когда проект крупный, добавляются интеграции, архитектурные ловушки и стресс. Партнёры Yandex Cloud рассказывают, как провести проект от идеи до стабильной работы и сохранить контроль над процессом.
Мечта собственника — сильная команда и высокая производительность. Но риски для компании мало кто осознает. Рассказываем, как предпринимателю понять мотивы сотрудников, есть ли угроза мошеннических схем, подделок документов, утечек информации и финансов.
Он должен вернуть на землю в том числе экипаж миссии Boeing Sraliner, который застрял на станции из-за неисправности своего корабля.
Почему лендинги, несмотря на мифические кейсы вроде «одна страница = миллион продаж», на самом деле чаще становятся причиной потери денег, а не источником успеха и развития компании? Давайте разбираться.
Привет, меня зовут Мария. Я — занимаюсь боксом, но, как оказалось, в битве с Telegram-каналами я пропустила нокаутирующий удар. За моей спиной два года взлетов, падений и долгов, которые могли бы стать сюжетом для драмы, если бы не были такими смешными. Сегодня я расскажу, как я потеряла свои кровные, набрала долгов и почему Telegram — это не тольк…
Всем желающим купить первичную недвижку лучше присесть. Она подорожала до максимумов, спасибо льготной ипотеке. Но есть и хорошие новости для фанатов крепкого рубля и дивидендов. Пока крипта валится вниз, замедляется рост инфляции, а эксперты гадают по поводу снижения ключевой ставки. В вашем любимом дайджесте ещё много про что, читайте!
Девушка была главным редактором журнала, но нахамила любовнице босса и её уволили. Запустила свой журнал, о котором узнал весь город, но перед этим были конфликты, кражи денег и отчаяние.
Вялая волатильность в акциях продолжается, а дивидендный сезон ещё не начался. Геополитические новости и появляющиеся отчёты вносят свои корректировки, а я внёс очередную сумму на брокерский счёт и продолжаю покупать в свой портфель. Посмотрел, как идут успехи с приведением его к целевым значениям. Размер портфеля составляет 2,430 млн рублей.
Отличная идея и огромный потенциал при внедрении RPG'шных приемов для определения размера оплаты труда и качеств сотрудника. Уже подрастает поколение и близится к критической массе тех кто вырос на компьютерных играх и воспринимает оценку своих 'скилов' и вознаграждение за них в подобном виде. Имеет смысл добавить и систему оценки профессиональных навыков (составленный не хитрым искателем работы со знанием всего на свете, а командой в которой он работает) для ,например, определения задачи для сотрудника, чтобы не гадать почему он не может справиться с поставленной задачей и указать что нужно апнуть. Намного справедливее получать оплату равную твоим набранным очкам и знать, что тебе надо 'прокачать' для большей зарплаты. Нет причин переваливать всё на окружение и гадать почему один получает больше, а другой меньше. Но в подобной системе, самой большой проблемой, на ближайшее будущее, будет тот кто эти оценки будет выставлять. Может вообще перейти на 'фритуплей', когда зарплата будет на 100% состоять из проделанной работы. А? За тур по Средиземью с троллем Варламовым + в карму.
А в комплекте, как обычно — хреновый баланс, сырая механика, гриндинг и гриндеры, читеры, зерг-раши и т.п. ))
Карму, в зависимости от настроек, могут запрашивать (и подтверждать) все для всех.
Или все запрашивают, модераторы подтверждают. Или только модераторы дают и они же могут подтвердить. Или владельцы исключительно. Приватно, публично, все это настраивается.
KARMAVC –50% купон для читателей vc.ru. За тёплый приём.
Классная вещь, как раз обсуждали вчера про поиск аналогичного механизма на ретроспективе, спасибо! Попробуем!
Только вот пройдя на ProductHunt с сайта обнаружил страницу 404. Правильная ссылка у вас https://www.producthunt.com/posts/karmabot-2-0
У Варламова недавно появился, теперь на VC. Совпадение?