Без Slack и стендапов: Как мы работаем над mental-health приложением InnerSense

Большая часть моей работы — это работа над мобильным приложением Innersense в компании, где я основатель. Также часть своего времени я консультирую другие компании в области бизнеса и управления продуктом.

В этой статье я хочу зафиксировать опыт применения разных инструментов и методологий в своей работе и поделиться тем набором, к которому я пришел к 2022 году.

Приоритетами в выборе инструментов для меня стали несколько принципов:

  • стремление к независимости
  • сокращение разнообразия инструментов
  • ориентация на человеческое взаимодействие и осмысленное общение
  • минимум администрирования

Расскажу подробнее о каждом из пунктов.

Стремление к независимости

Минимум инструментов от «гигантов» и «экосистем». Преимущество отдается независимым компаниям и отдельным инструментам — если, конечно, они удовлетворяют остальным требованиям.

Сокращение разнообразия

Если есть универсальный инструмент, который решает несколько проблем, выбираем его вместо трех отдельных идеальных инструментов.

Большое количество инструментов приводит к тому, что время на их интеграцию превышает выгоду от «идеальности». Управление десятком корпоративных подписок и аккаунтов в них тоже занимает время и ресурс.

Ориентация на человеческое взаимодействие и осмысленное общение

С начала XX века теория менеджмента пыталась автоматизировать максимальное количество процессов управления. В среде разработки программного обеспечения любят идею, что можно автоматизировать все менеджерские рутины: инженерам нравится автоматизировать, менеджерам не нравится работать — то идеальное сочетание для того, чтобы заменить общение на рутины и автоматизацию.

Слишком совершенные инструменты для менеджмента приводят к тому, что автоматизации становится слишком много, а гибкости — мало. Мы же занимаемся творчеством, а в творчестве рутина — это смерть.

Минимум администрирования

Мы хотим заниматься каждый своим делом и не отвлекаться на инструменты: не управлять сложными настройками доступов и подписками, не тратить время на «доработку под себя», не закапываться в процесс, оставляя за рамками результат. Также с нами работает много внешних исполнителей, от художников-иллюстраторов до режиссеров и операторов, и наша коммуникация с ними должна быть простой для обеих сторон: мы не должны погружать их в наши инструменты, а они нас — в свои.

Инструменты

No Slack Attached

Я постоянно исследую средства коммуникации, и моя история с рабочими чатами началась с Campfire и Hipchat (кто-то здесь помнит такие?), я пробовал Discord, Teams, но долгие годы именно Slack был моим верным спутником. Много лет назад я был драйвером внедрения Slack в компании, где работал — с тех пор он прочно укрепился там и стал стандартом для внутренней коммуникации.

Тем не менее будучи «большим боссом» я все реже заглядывал туда, в десятки чатов, в которых постоянно что-то происходит, а реагировать стоит только на личные сообщения. С ростом энтропии все важные личные сообщения стали приходить в личный Телеграм.

В итоге Slack — это еще одна почта, в которую сыплются нотификации, рабочие вопросы и общие рассылки. При этом он не может стать полноценной заменой почты, так как на почту приходят уведомления от разных сервисов, регистрируются аккаунты и так далее.

Кроме того, Slack провоцирует писать обрывочные сообщения. Если при составлении письма человек хоть сколько-то думает над формой, то в мессенджерах все рассчитывают на моментальную коммуникацию и на то, что любой вопрос можно уточнить уже по ходу диалога. А если непонятно в чате — надо созвать митинг.

Сам по себе Slack не виноват, это проблемы, свойственные любому корпоративному мессенджеру — живя в Китае, где Slack заблокирован, я использовал Microsoft Teams для китайского и русского офиса, и сталкивался с тем же.

Кроме того, как софт Slack и прочие корпоративные чаты работают куда медленнее и хуже, чем тот же Телеграм. В итоге на общем голосовании мы пришли к тому, что Slack нам не нужен — достаточно двух чатов в Телеграме и почты. Если бы я и смотрел в сторону общего мессенджера сейчас, я бы скорее выбрал Discord.

I Have a Notion on That

Без Slack и стендапов: Как мы работаем над mental-health приложением InnerSense

Вторым добрым другом был Trello. Он пробыл со мной куда дольше чем Slack, я пользовался им для персональных и рабочих проектов. Для меня он был оптимальной серединой между Jira, которую у меня просили разработчики, и моим «антимеханистичным» подходом, который ставит коммуникацию и мысль впереди методологии.

За всю карьеру, будучи энтузиастом, я сталкивался, наверное, со всеми трекерами. От Redmine или такой экзотики как Fogbugz до TargetProcess и Jira. Я до сих пор считаю Trello прекрасным инструментом, но мне не хватало небольшой wiki. В итоге получалось, что для организации полноценной работы нужны Google Docs или другой wiki для небольших команд. Для личных задач и заметок я год назад ушел в Notion, который не идеально но реализует большую часть из потребностей: корпоративного портала, канбан-доски и средства управления проектами и документации/wiki.

Альтернативой мог бы быть Trello + Nuclino (или аналоги), или Trello + Google Docs, хотя для структурирования информации нет ничего хуже чем Google Docs. Даже наш небольшой корпоративный сайт мы сделали как публичную страницу Notion благодаря Fruition Site.

Без Slack и стендапов: Как мы работаем над mental-health приложением InnerSense

I Wanna Say You Hey

Без Slack и стендапов: Как мы работаем над mental-health приложением InnerSense

Отказ от Slack требовал удобной почты. Обычный инбокс это мусор на 90%: рассылки, уведомления, чеки. Даже свежая корпоративная почта через год превращается в мусорку. Slack стал в этой среде «над-мусоркой», то есть почтой в которой меньше мусора.

Поддержание чистоты требует либо сознательных усилий аля применения принципа Zero Inbox, либо нового подхода к папке Входящие, который как раз и привнес Hey. Разделение на три папки и возможность отказаться от почты, которую не хочешь получать (а именно whitelisting входящих адресов) для меня сделали почту снова великой. Теперь это единственная точка входа для внутренней и внешней коммуникации, свободная от мусора и бесконечных нотификаций. Отдельно стоит упомянуть удобное соединение личной и корпоративной почты в единую папку "Входящие" без постоянно раздражающих окон авторизации, как у Gmail.

За свою жизнь я успел воспользоваться почтами Mail.ru, Yandex.Mail, Gmail, Fastmail, Microsoft 365, ProtonMail и бесчисленным количеством разнообразных почтовых клиентов.

Ma, Look at My Figma

Без Slack и стендапов: Как мы работаем над mental-health приложением InnerSense

Figma уже несколько лет как стандарт для проектирования цифровых продуктов. Впрочем, заменить с появлением Figjam Miro как средство сбора информации, доски для удаленных обсуждений и места для хаоса, который затем обретает структуру в документах, у Figma не получилось. Оба этих инструмента используются у меня во всех проектах

До Figma я прототипировал интерфейсы в Moqups, Sketch мне абсолютно не зашел, а рисовать графику я никогда не умел. Miro я пользовался периодически еще со времен, когда он назывался RealTimeBoard, но полноценным регулярным инструментом он стал для меня только в последние пару лет.

No More Daily Routine

Стендапы, cитапы, релиз-циклы, бесконечные синки невыносимы без «синьки». Все эти «инструменты» менеджера — не более чем попытка отвлечься от бесконечной экзистенциальной тоски, одиночества и беспомощности, проблем, которые ритуалы и методологии никак не могут решить.

В 2021 году я пришел к системе заключения договоренностей между людьми, раздал сотрудникам акции и забил на идею, что я, великий и гениальный менеджер, могу повлиять на что-то, кроме своих прямых компетенций: придумывать и улучшать продукт, работать над созданием общего культурного пространства, искать деньги, нанимать и расставаться с людьми и помогать коллегам в их работе, если они об этом просят.

Поэтому все привычные мне ритуалы и методологии — стендапы, двухнедельный релиз цикл, планирование и груминг задач, ежемесячные демо — я отменил и прошу просто выполнять договоренности и следовать миссии и принципам. Из обязательных ритуалов остались:

  • Оформление договоренностей раз в квартал с последующей корректировкой раз в месяц.
  • Ежемесячные статьи в Notion о том, что удалось сделать.

В своей жизни я успел поработать в разных системах управления: Waterfall, хозрасчет, Agile, Agile+Scrum, Scrumban, LeSS, SAFe 5.

Этот список не абсолютный, ведь мне интересно исследовать новые инструменты и возможно еще через пару лет в нем что-то изменится. А какие инструменты больше всего повлияли на вас и на то, как вы работаете за последние пару лет?

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я публикую короткие заметки о финансах, обществе и цифровых продуктах

Статью подготовили Иван Кузнецов и Надежда Коротченко.

7575
реклама
разместить
63 комментария

Не совсем понял про отсутствие стендапов / синков. Можно поподробнее? Как каждый член команды получает актуальные апдейты о состоянии проекта, чтобы по ошибке не сделать двойную работу, или, например, чтобы в нужный момент вкинуть идею, узнав об апдейтах коллег?

10

Сейчас большая часть апдейтов идут в телеге, в общем чате как hearbeat команды. Есть чат для важных сообщений, есть просто лента. Постепенно все апдейты уводим в карточки задач. Апдейт больше двух строк это документ в ноушене. Если есть идея, пиши и присылай ссылку в чат или карточку в бэклог сразу, если она стоящая, вытащим. Будет больше людей, сделаем доску для идей.

Не очень понял про двойную работу, у каждого свои задачи, они помечены на доске и в принципе знают какой скоуп раюоты впереди. Если человек не знает, он спрашивает.

Комментарий недоступен

9

Энжой май пёрфект ынглиш, биииич

1

Я примерно такой же фанат всяких сервисов.

В итоге на сейчас:

Почта Gmail + Диск + Документы. Ну просто потому, что альтернатив особо нет, Гугл-документы это пока стандарт и ничего другого не намечается, нравится мне или нет, но вот так. То же самое с Gmail, я пользуюсь лидерами просто потому, что больше всего интеграций, всем понятно и т.д.

Входящие у меня всегда пустые. Где-то писал об этом. Это принцип во всех сервисах, не накапливать помойку, а сразу распределять по проектам, папкам, тегам и т.д.

С Trello тоже ушёл. И, интересно звучит, но вообще отказался от канбан досок, хотя много лет пользовался и вроде бы их люблю.

Сейчас у меня Todoist + Twist и при кажущейся простоте конструкции — это огонь. Очень спокойная работа, очень. И как-то само всё делается и удобно. Не знаю как объяснить, но мне нравится, какой-то другой ритм получается.

Пока есть Телеграм, но думаю, что в следующем проекте исключу его, в Twist есть сообщения.

Пробовали внедрить Slite, который мне очень нравится, но что-то он дублирует функции Диска и Twist, не нужен, лишний.

Ну и по мелочам, типа Bitwarden или TeamSync Bookmarks, может ещё что забыл.

4

Twist выглядит симпатично. Не встречал его раньше Надо будет попробовать ради интереса. Slite тоже прикольная wiki.

Гугл диском как онлайн-диском пользоваться невозможно. Мне до сих пор нравятся документы, потому что все сошли с ума и делают блочные редакторы, но с текстами работать в блочном редакторе очень неудобно, поэтому до сих пор все статьи мы делаем в google docs. Spreadsheets мне тоже нравятся. Но как устроен drive это жесть, у меня на главной странице постоянно какие-то документы которые не открывались н-лет и без ручной сортировки и поиска это полный mess. Поэтому свалить с sheets и docs я не могу, от диска я отказался потому что файлы можно шарить в notion да и файлы такая редкость сейчас.

1