«Проблем нет у тех, кто сидит в землянке в лесу»: долги подтолкнули предпринимателя стать консультантом по ритейлу

Бывший закупщик «Ленты» стал помогать региональным производителям поставлять товар в крупные торговые сети, когда обанкротился его фермерский бизнес. В среднем он сопровождает трёх клиентов в месяц и зарабатывает на этом 100 тысяч рублей.

Михаил Лачугин на молочной ферме в посёлке Верхний Бузан Астраханской области
Михаил Лачугин на молочной ферме в посёлке Верхний Бузан Астраханской области

В нулевых Михаил Лачугин занимался закупками в одном из магазинов «Лента», пока в 2012 году ему не предложили запустить молокозавод и сеть фермерских магазинов в родной Астрахани.

Завод и торговая сеть оказались частью финансовой пирамиды, и Лачугин уволился, когда узнал об этом. Он сразу же запустил свой молочный завод с магазинами, но через полгода деньги кончились, и предприниматель остался с миллионными долгами.

В поисках заработка он начал помогать производителям продуктов договариваться о поставках товара в торговые сети, опираясь на свой опыт работы закупщиком в «Ленте».

Со временем это занятие переросло в бизнес: Лачугин стал объяснять поставщикам, как работать с торговыми сетями и повышать продажи в магазинах.

Предприниматель поделился, как ночевал на вокзале, начинал бизнес с запятнанной репутацией и объяснил, почему торговые сети избегают региональных производителей.

Оглавление

Карьера в «Ленте» и первый запуск производства

Я вырос в Астрахани, а на лето приезжал к родственникам в Санкт-Петербург. После школы поступил в Южно-российский гуманитарный институт на специальность менеджмент организаций, но бросил учёбу на третьем курсе.

В 2005 году я остался в Петербурге и устроился продавцом в «Ленту», где мне платили 15 тысяч рублей в месяц. Для сравнения в Астрахани средняя зарплата тогда была 5000-8000 рублей.

Я проработал в компании шесть лет. Сначала разгружал мясо с рыбой в морозильной камере и раскладывал товар в торговом зале, а затем стал логистом.

Дальше меня повысили до заместителя руководителя отдела закупки: я работал с поставщиками молочки, сыров, колбас, свежего мяса, соусов и других продуктов.

В 2011 году я посетил семинар для предпринимателей во Владимире, где познакомился с Игорем Белоусовым — основателем кооператива «Семейный капитал».

Игорь Белоусов — военный, кандидат экономических наук и серийный предприниматель. В 2003 году запустил в Санкт-Петербурге производство пластиковых карт, а в 2011-м основал кооператив «Семейный капитал».

На вклады пайщиков покупал молокозаводы и открывал фермерские магазины в Петербурге, Карелии, Ленинградской и Астраханской областях.

В 2015 году «Деловой Петербург» оценивал состояние Белоусова в 3 млрд рублей. В 2016-м кооператив обанкротился, и на предпринимателя завели уголовное дело по обвинению в мошенничестве. С 2017 года он находится в СИЗО.

Он узнал, что я из Астрахани, и предложил мне развивать там филиал своего карточного завода Card Express в Санкт-Петербурге. Пригласил меня туда и показал дорогущий аппарат, который по нажатию кнопки печатал пластиковые карты любого вида.

Белоусов — очень харизматичный человек, быстро располагает к себе и умеет говорить духоподъёмные речи, после которых хочется сорваться с места и браться за работу. Я загорелся идеей создать своё производство и ушёл из «Ленты».

Сначала нашёл в Астрахани клиентов — магазины и рестораны, которым можно было продать карты. Потом Белоусов выделил мне деньги и доверил запускать предприятие в Астрахани.

Агробизнес, который оказался пирамидой

В 2012 году Белоусов предложил мне запустить в Астрахани молочный завод вместе с сетью фермерских магазинов. Я согласился и передал управление карточным заводом своему другу.

Белоусов открыл ООО «Семейный капитал — Астрахань», в котором я получил долю 10% и должность гендиректора с зарплатой 45 тысяч рублей.

Потом он прислал из Санкт-Петербурга бригаду и поручил ей перестроить бывшую столовую в посёлке Верхний Бузан Астраханской области в молочный завод. А я должен был контролировать работу строителей и отчитываться ему.

Я нанимал сотрудников, пригласил технолога с опытом работы на молочном производстве, и мы с трудом установили оборудование. Навсегда запомнил наладчика 70 лет, который с порога спросил: «А есть тут у вас проститутки?». Мы объясняли, что сроки горят и надо срочно открываться, а он ни в какую — сначала организуйте отдых.

Каждую неделю строительства на текущие расходы уходило по 2,5-3 млн рублей. Я подозревал, что строители воруют деньги, и обсуждал это с Белоусовым, но он не принял никаких мер.

В начале февраля 2013 года мы открыли завод и 10 магазинов. Кооператив «Семейный капитал» потратил на все работы, оборудование, материалы и молочное сырьё около 120 млн рублей пайщиков.

Как я узнал позже, бизнес-модель проекта была сомнительной. Допустим, человек открыл в кооперативе вклад на 1 млн рублей под 18% годовых, а Белоусов дал его в долг нашей компании на строительство завода под 36%. Через год он планировал взять из нашей прибыли 1,36 млн рублей: 1,18 млн — вернуть вкладчику, а 180 тысяч оставить в резерве кооператива.

Но прибыли мы так и не дождались: продажа молочки приносила около 10 млн рублей в месяц, а расходы были почти 20 млн. Я дважды летал в Санкт-Петербург и предлагал Белоусову закрыть пару магазинов и расширить ассортимент товарами других компаний, чтобы росла выручка и мы перестали зависеть от кооператива.

Но он дал понять, что у меня другие обязанности. Формально я был совладельцем, но на деле ничего не решал. Бизнес приносил убытки, партнёры начали волноваться. В прессе «Семейный капитал» стали называть финансовой пирамидой.

Я понял, что в итоге окажусь крайним, и уволился из компании: в 2014 году «Семейный капитал» вывез всё оборудование с завода в Астрахани, в 2016-м — обанкротился, а в 2017-м Белоусова арестовали по обвинению в мошенничестве.

Неудачный запуск молокозавода и миллионные долги

После увольнения летом 2013 года я привлёк партнёра и собрал команду, чтобы организовать своё молочное предприятие. Мы нашли в Астраханской области небольшой завод: он несколько лет не работал, но был оснащён хорошим испанским оборудованием.

Я одолжил у друга около 1 млн рублей, чтобы привести его в порядок, закупить упаковку для молока, преформы для изготовления бутылок, арендовать помещения под магазины и сделать там косметический ремонт. Ещё взял 600-700 тысяч рублей в кредит на текущие расходы и первые зарплаты. Поставщик молока перешёл к нам от «Семейного капитала».

Проект начинали в спешке и не просчитывали риски и прибыль. Мы были молодыми дураками и думали, что нам море по колено. В итоге все заёмные деньги ушли на запуск производства с магазинами, а резервов не осталось. Через полгода начались убытки и долги по зарплатам: за это на меня как гендиректора могли завести уголовное дело.

Образцы питьевых йогуртов со вкусами яблоко-корица, банан, клюква, вишня, лесные ягоды, персик, смородина 
Образцы питьевых йогуртов со вкусами яблоко-корица, банан, клюква, вишня, лесные ягоды, персик, смородина 

Пришлось занимать деньги у знакомых, чтобы рассчитаться с работниками и партнёрами. Мой компаньон договаривался с арендодателями и бригадами, которые делали нам ремонт в магазинах. Не знаю, сколько он заплатил — с тех пор мы больше не общались.

В 2014 году я остался с долгом около 4 млн рублей банкам и знакомым. С людьми я старался найти компромисс и договаривался выплатить им долг частями: с теми, кто пошёл мне тогда навстречу, мы до сих пор остались в хороших отношениях.

Мой совокупный долг «Сбербанку», ВТБ и «Русскому стандарту» был около 700 тысяч рублей, и я не мог платить вовремя. Ещё до просрочек я просил предоставить мне кредитные каникулы или хотя бы уменьшить сумму ежемесячного платежа до 5000 рублей, но ни в одном банке мне не пошли на встречу.

В какой-то момент я перестал платить по кредитам. Мне постоянно звонили коллекторы: требовали деньги и пугали кавказским акцентом. Не было понимания, чем заниматься дальше, в условиях абсолютного отсутствия денег и постоянного давления со всех сторон.

После увольнения из «Семейного капитала» некоторое время работал помощником местного депутата за 12 тысяч рублей в месяц, но с таким доходом возвращать долги было нереально. Осенью 2016 года у меня осталось несколько тысяч рублей в кармане, и я решил уехать на заработки в Санкт-Петербург.

Новый бизнес — подготовка производителей к работе с ритейлом

Некоторое время я ночевал на Московском вокзале — кстати, там есть хороший душ. Иногда оставался у друзей, но родственников не стал обременять. Я не стыжусь этого опыта: когда оказываешься на жизненном дне, понимаешь, как много на самом деле можешь выдержать.

В Санкт-Петербурге я пытался устроиться на работу, но официальное трудоустройство мне не подходило: деньги с карты списывали бы в счёт погашения кредитов, и я не смог бы расплачиваться с людьми, у которых занял основную часть.

Я обратился к бывшим коллегами из торговых сетей, и они предложили мне подготовить производителя кондитерских изделий к тому, чтобы он стал поставщиком сети.

До «Семейного капитала» я был закупщиком, поэтому знал основные требования, да и в целом разбирался в специфике ритейла и интересовался новостями.

Вместе с клиентом мы сформировали подходящий ассортимент и закупочные цены для «Ленты». Дальше я по доверенности представлял его интересы в сети: договаривался об ассортименте, объёме и промоакциях для компании.

За эту подготовительную работу заказчик тогда заплатил мне 50 тысяч рублей. После появления товара в «Ленте» я помогал ему попасть в «О’Кей» и «Перекрёсток», после чего производитель смог выйти и в другие сети.

Тогда же я начал писать о ритейле на своей странице в Facebook, где меня стали находить новые клиенты. В основном это были производители молочки, колбас, сладостей и напитков, с которыми я общался во времена моей работы закупщиком в «Ленте».

Они просили подготовить их к сбыту товара в другие сети. Потом поставщики стали обращаться ко мне по рекомендации прежних заказчиков.

Для начала я узнавал, понимает ли заказчик, как устроены процессы в ритейле, какой у него ассортимент, сможет ли он регулярно и вовремя поставлять товар в магазины, налажена ли у него логистика.

Если производитель был технически не готов к сотрудничеству с федеральными сетями, я предлагал ему поработать с региональными ритейлерами, у которых более гибкие требования к поставщикам.

После выбора стратегии я приступал к основной работе:

  • Помогал отобрать продукты, которые подойдут для сбыта в сеть.
  • Узнавал, за какие суммы покупают аналогичные товары разные ритейлеры и устанавливал конкурентные цены для своих клиентов.
  • Приезжал на переговоры с представителями сети и отстаивал интересы заказчика.
  • Составлял коммерческое предложение для сети и помогал клиенту подготовиться к первой поставке.
  • Занимался сопровождением клиента: ездил по магазинам и следил за продажами продукта и ценовой политикой конкурентов, помогал организовать промоакции.

В 2019 году клиентов стало больше, и я перестал справляться один. Мы объединили усилия со знакомыми и бывшими коллегами, которые работали в ритейле и потом занялись консалтингом.

Вместе мы помогаем заказчикам наладить логистику для работы с крупным ритейлом, увеличить продажи товаров в магазинах или открыть свою небольшую сеть розничных магазинов в Санкт-Петербурге.

У меня три постоянных партнёра, через ИП и ООО которых мы проводим все счета. Ещё я знаю 30-40 человек в Санкт-Петербурге, к которым обращаюсь с конкретной задачей. Например, знакомые юристы проверяют многостраничные контракты наших клиентов с ритейлерами.

Заказчики всегда выходят на меня сами, я свои услуги никогда не рекламировал. Бывало, клиенты находили в интернете и СМИ информацию о моих неудачах в Астрахани.

Некоторых это пугало, и они отказывались от дальнейшего сотрудничества. Я не скрываю прошлое: если человек чем-то занимается, он совершает ошибки. Проблем, наверное, нет у того, кто сидит где-нибудь в землянке в лесу.

Первые годы консультирования я почти не видел заработанных денег — всё уходило на возврат долгов знакомым из Астрахани.

К 2021 году я полностью рассчитался с людьми, но кредиты выплатить не смог. Исполнительные производства уже закрыли, но кредитную историю я себе испортил навсегда — «Сбер» даже заблокировал мне онлайн-банк.

Чем занимается консультант поставщиков

Помощь в организации производства и сбыта

Большинство клиентов надо буквально водить за ручку и долго готовить к работе с сетями. Поэтому я предварительно провожу консультацию на четыре-пять часов, чтобы понять, готов поставщик к сотрудничеству с крупным ритейлом или нет.

В 2017 году я брал за неё 3000 рублей, в 2019-м — 5000, а с 2021 года — 10 тысяч. Если нужно куда-то слетать, консультация стоит 15 тысяч рублей плюс оплата транспорта с гостиницей.

Знакомые из сферы консалтинга иной раз посмеиваются над этими расценками и говорят, что мы с партнёрами занимаемся благотворительностью.

Несколько раз мы помогали клиентам подобрать помещение под предприятие и найти оборудование. Однажды мы с партнёрами на деньги заказчика купили комплектующие, сами собрали дозатор для сыпучих продуктов и сэкономили клиенту около 500 тысяч рублей.

Иногда во время консультации я отговариваю клиентов от работы с крупным ритейлом, если они не понимают этот рынок или им не хватает производственных и логистических мощностей — так они потеряют меньше денег.

Федеральной торговой сети легче оставить в магазине пустые полки, чем занять её товаром регионального поставщика. Они часто делают качественный продукт, но для работы с крупными сетями — довольно жёсткими партнёрами — этого недостаточно.

Малые производители могут задержать или сорвать поставку, если на предприятии что-то сломается, либо доставить продукт в нетоварном виде. Многие из них не занимаются продвижением товара на должном уровне, из-за чего не выполняют план сети по продажам.

За все эти недоработки сети взимают неустойку — около 5% от стоимости всего объёма товаров. Штраф может быть и 100%, если в магазине объявили акцию на товар, а он пришёл с задержкой.

Региональные производители — это вечная головная боль ритейлеров, поэтому они работают в основном с федеральными концернами. Скажем, у Danone вряд ли что-то сломается: йогурты приедут вовремя, и на полку их выставят мерчендайзеры поставщика. Партнёр сделал за сеть всю работу и выполнил план по продажам.

Коммерческое предложение для ритейлера и подписание контракта

Если производитель фермерских продуктов сам попытается зайти в федеральную сеть, в 90% случаев он получит отказ. С нашей помощью он попадёт в сеть с вероятностью примерно 50%.

Мы проводим предварительную аналитическую работу, которая помогает сформулировать одинаково выгодные условия сотрудничества как для наших заказчиков, так и для торговых сетей.

Начинаем с мониторинга конкурентов, затем формируем подходящий ассортимент из продуктов производителя и составляем коммерческое предложение для торговой сети. В нём изложено, какие товары, по каким ценам, в какие сроки и магазины готов отгружать поставщик, а также прогнозы по продажам каждого продукта.

Подготовка документа стоит около 100 тысяч рублей, поскольку для создания конкурентного коммерческого предложения мы используем информацию из закрытых источников с платным доступом.

Но даже со всей этой аналитикой я не могу на 100% гарантировать, что товар попадёт в сеть, и сразу предупреждаю об этом заказчика.

Я знаю консультантов, которые брали с поставщиков миллионы рублей, обещали разместить товар на полках магазинов, но не выполнили обязательства и теперь скрываются.

Также в Петербурге есть консалтинговая компания, где клиенту сразу показывают таблицу с расценками в духе: поставка в «Ленту» — 1 млн рублей, в «Ашан» — 800 тысяч. Подписывают договор и берут предоплату 50%, при этом вообще не интересуясь особенностями товара и другими важными деталями.

В нашей сфере достаточно примеров разного рода мошенничества. Несколько клиентов пытались заподозрить в нём и меня, обидевшись, что у нас не сложилось сотрудничество.

Я всегда предупреждаю клиентов: работать с конкретным поставщиком или нет решает только менеджер сети по закупкам.

Можно разместить товар на полках магазина за откат закупщику, но через месяц его могут оттуда вывести — причины всегда найдутся. И пожаловаться будет некому, ведь формально все договоренности исполнены.

Первое время мы устно договаривались обо всём с клиентами, я брал деньги и делал свою работу, но в случае отказа от сетей приходилось разбираться с претензиями. В 2020 году из-за пандемии сети массово стали ставить на паузу работу с новыми партнёрами.

Мы выполнили свои обязательства и составили коммерческие предложения, но сети их даже не приняли, поэтому нам пришлось вернуть деньги клиентам. С тех пор мы страхуем свои риски договором и просим заказчика внимательно его прочитать.

Сопровождение в торговой сети

Это относительно новое для нас направление, которое родилось почти случайно. Всего мы работаем с 15 клиентами и семерых больше двух лет сопровождаем в торговых сетях: помогаем повысить продажи и разбираемся с проблемами.

Например, торговая сеть предъявляет производителю претензии, что товар не продаётся и хочет разорвать контракт.

Мы ездим по магазинам и видим, что сотрудники несколько дней вообще не выкладывали товар и фотографируем полки, чтобы у производителя были доказательства.

Потом обсуждаем проблему с ответственными лицами в каждой торговой точке. Следить за своевременной выкладкой должны сотрудники магазина, но они редко делают это добросовестно.

Я часто езжу всё это мониторить по ночам и прошу у сотрудников магазина разрешение самому выложить товар на полки. Мне нравится постоянная смена деятельности. Самое страшное для меня — сидеть в офисе за компьютером.

Фотоотчёт для клиента
Фотоотчёт для клиента

Сколько приносят консультации

В основном я и мои помощники занимаемся:

  • Консультациями — 10-15 тысяч рублей с оплатой дороги и проживания.
  • Подготовкой коммерческих предложений — от 100 тысяч рублей.
  • Мониторингом и проверкой выкладки товара в торговых точках — 500 рублей за магазин.
  • Контролем промоакций: чтобы товар по скидке лежал на видном месте и был продан в нужные сроки — 1000-1500 рублей за магазин.
  • Подготовкой текущей аналитики по продажам в конкретном магазине — от 2000 рублей за магазин.

В 2020 году мы помогали расширить ассортимент продукции повседневного спроса сетевым пекарням, в числе которых «Люди любят» и «Лавка пекаря». Нашли для них поставщиков молочки и сыров — это было необходимо, чтобы пекарни не закрыли в пандемию, как другой общепит.

Кроме того, мы занимаемся информационной поддержкой локальных производителей. Руководители нескольких торговых сетей ещё до пандемии обсуждали, что ждут от партнёров большей информационной открытости, в том числе публикаций в СМИ и соцсетях.

Планировалось даже ввести критерии такой открытости и сделать их условием входа в сети. Мне кажется, это правильно: информация о производителе должна быть не только на его сайте в рекламной подаче.

Поэтому в 2020 году мы с партнёрами фактически спонтанно создали сайт «Продукт медиа», где в свободное время пишем о производителях и ритейле. Получилось что-то вроде отраслевого СМИ.

Пока посещаемость — 1500 пользователей в день и говорить о коммерческой составляющей проекта рано, но мы никуда не спешим. Возможно, в дальнейшем проект перерастёт в отраслевую некоммерческую организацию производителей.

Одновременно я веду не больше трёх заказчиков, которых надо завести в сеть. Остальное время уделяю сопровождению клиентов, которые уже работают с ритейлом и хотят повысить продажи. В месяц со всех направлений я получаю в среднем 100 тысяч рублей за вычетом расходов на:

  • Покупку информации — порядка 50 тысяч рублей.
  • Налоги — порядка 30 тысяч рублей.
  • Гонорары помощников — 100 тысяч рублей.
  • Проезд для встреч с клиентами и мониторинга магазинов — 20-30 тысяч рублей.

В какие магазины проще попасть

В среднем после переговоров с сетью клиент ждёт появления своего товара на полках два-три месяца, если не брать в расчёт форс-мажоры. На мой взгляд, локальному поставщику сейчас сложнее всего попасть в «Ленту»: сеть постепенно вымывает ассортимент региональных производителей и закупается в основном у федералов.

Стать партнёром «Магнита», «Перекрёстка» и «Пятёрочки» тоже непросто: помимо контрактов с корпорациями у них много собственных торговых марок. Очень лоялен к новым поставщикам «О’кей»: туда можно быстрее попасть, но в этой сети нелегко удержаться на полке.

«Ашан» многие знакомые из ритейла называют коррумпированной сетью: неоднократно слышал, что закупщики через различные схемы берут с локальных производителей миллионы рублей и обещают разместить товар на полках сети. При этом в самих магазинах преобладают товары федералов. Мы с этим ритейлером не работаем, поэтому не могу ничего утверждать.

О «Дикси» мне рассказывали, что его закупщики предлагали поставщику чуть ли не сразу выставить товар на полку, если для продвижения продукта он отправит первую партию товара со скидкой 50-60%.

Дальше сеть обещала делать закупки по полной цене. В итоге поставщик месяц работал себе в убыток, а потом его товар выводили из ассортимента «Дикси» — формальный предлог всегда можно найти.

К сожалению, производители невнимательно изучают договор и потом уже ничего не могут предъявить сети.

Своим клиентам перед подписанием контракта с ритейлером мы предлагаем сперва показать документ нашим юристам.

Если клиенту отказывает федеральная торговая сеть, мы помогаем зайти в региональные сети. Но каждое коммерческое предложение оплачивается отдельно — клиенту придётся снова заплатить около 100 тысяч рублей.

Например, в петербургской сети «Сезон» можно быстро отгрузить даже товар с истекающим сроком годности: они выставляют товар на паллеты посреди зала и его быстро раскупают.

В EuroSpar легче попасть поставщикам из Нижнего Новгорода, потому что у сети там зарегистрировано юрлицо.

Также мы разбираемся, как поставщикам продуктов работать с маркетплейсами: собираем аналитику по предпочтениям покупателей, чтобы выбрать из ассортимента производителя востребованные продукты и продвигать их.

Мне нравится, как развиваются «Самокат» и Ozon Express — у них сбалансированный ассортимент и правильная ценовая политика. Маркетплейсы торговых сетей от них отстают: ритейлеры упустили момент, когда надо было запускать их.

Только «Перекрёсток» вовремя запустил «Впрок». В 2019 году другие сети смеялись: «Кто будет колбасу заказывать в интернете?». Началась пандемия, и уже X5 Retail Group улыбалась, глядя на остальных.

Некоторые производители быстро попали на маркетплейсы, но отгружают туда по две коробки товара в месяц и заведомо работают в убыток в надежде, что потом всё поменяется. Без понимания перспектив работать нет смысла, поэтому мы пока только изучаем этот канал продаж.

7070
14 комментариев

Молодец! Михаил, так держать! После таких передряг, не сломаться, дорогого стоит. Думаю в ближайшие 2-3 года, он раз в 10 , вырастет по заработку и будет успешен!

17
Ответить

Неужели? Когда угробили его бизнес- фермерство⁉️ И заработки вырастут? При гиперинфляции? Когда газпром платит специалисту 30 т р в месяц⁉️ Да вы шутник, « батенька»!😬

2
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Здравствуйте, как с вами связаться?

Ответить

А как называется компания Михаила ?)

Ответить

Сильная история и очень интересная статья! пишите ещё!

Ответить