5 бед самостоятельного туризма в России

Попробуем разобраться, что за зверь «самостоятельный турист в России», с какими проблемами ему приходится сталкиваться при планировании досуга в путешествии, почему старые методы планирования не работают и как быть дальше

Согласно данным сервисов Bilеtix, Level.Travel и «Связной.Трэвел» самые активные самостоятельные путешественники относятся к категории от 25 до 34 лет. Больше 40% продаж сервисов приходится именно на эту возрастную категорию (для сравнения, у 35-44-летних туристов — чуть больше 20% продаж).

Молодые люди имеют высокий уровень доверия к онлайн-покупкам и обладают большой мобильностью. Они не жалуют «пакетные» решения, готовы потратится на уникальный туристический опыт. Сформировался новый запрос, с которым существующая система ТИЦ, оффлайн-туризм и перегруженные форумы путешественников не справляются.

Сырые законы

Создание Туристских информационных центров стало попыткой сформировать комфортную информационную среду для туристов и остальных заинтересованных участников рынка, но оказалась провальной. По-прежнему нет отлаженной системного финансирования ТИЦ, их взаимодействие с турбизнесом неэффективно из-за отсутствия единых стандартов функционирования, а законы по регулированию действий ТИЦ совсем сырые.

Как следствие, часть ТИЦ вовсе утратила функцию «информатора» и, превратившись в коммерческие структуры, взяла на себя роль турагентств и туроператорских компаний. Возможно, предложение о внесении изменений в 132-ФЗ принесут плоды в построении взаимодействия ТИЦ и турбизнеса.

Информационный мусор

Форумы путешественников похожи на ящик Пандоры, в котором перемешана актуальная и устаревшая информация; он-лайн журналы тонут в бесчисленных статьях, карточках и подборках «неповторимых» мест из-за чего планирование путешествия занимает уйму времени и сил.

Вышеперечисленные источники не обладают достаточной мобильностью, не учитывают уникальные запросы посетителя и никак не облегчают поиск необходимой информации. Те туристы, что не проходят сие тяжкое испытание, обращаются к агрегаторам.

У всех одинаково

Большинство агрегаторов экскурсий отличить друг от друга невозможно. Выгодно отличаются сервисы, удовлетворяющие два «тайных» желания самостоятельного туриста — войти в закрытое сообщество путешественников и почувствовать себя местным в любом городе мира. Например, Airbnb Tripster развивают собственные communities и предлагают услуги гидов-проводников, которые не просто проведут по известным достопримечательностям, но расскажут где горожане отдыхают, покупают продукты и встречаются с друзьями.

Время, деньги — всего по чуть-чуть

Самостоятельным туристам приходится отказаться от гидов по разным причинам: боязнь монотонного голоса экскурсовода, вещающего о веках минувших; чувство азарта, возникающее у первооткрывателя Колумба. Но если отвлечься от лирики, важнейшим фактором становится вопрос экономии денежных средств и времени.

Сэкономить и то, и другое помогут такие сервисы, как Surprise Me, Iknow.travel или IQPlanner. Они имеют разную механику, но общее отличие от остальных агрегаторов в том, что путешественник проходит маршруты, составленные другими пользователями самостоятельно, без гида.

Их преимущество в полной свободе туриста: удобный темп, отсутствие человеческого фактора, оперативность. — зашёл на сайт, купил маршрут и тут же прошёл. Приложения работают без интернета по gps, так что Колумбам не придётся тратить трафик и деньги во время своих приключений в каменных джунглях.

Гиды боятся идти в online

Хотя «Колумбов» становится больше, это вовсе не означает, что гиды останутся не удел, всё-таки человек — существо общающееся. Тем не менее, отрицать тот факт, что большинство людей имеют смартфон, который и дорогу покажет, и сказку расскажет, не имеет смысла.

Поэтому гидам необходимо понять выгоду создания авторского контента, — блогов, путеводителей, аудиогидов, книг,— и сотрудничества с IT-проектами, которые способны продать этот контент тысячам пользователей. Уже упоминавшиеся Iknow.travel и Surprise Me имеют партнёрские программы для гидов, в которых гиды получают вознаграждения с продаж.

К сожалению, не многие гиды готовы на такое сотрудничество, опасаясь, что “восстание машин” сметёт экскурсоводов с лица земли, ведь если все автоматизировано и находится в сети, то люди, как проводники, никому не нужны (что, конечно, не так). Как результат: гиды отстраняются от перспективного рынка. При этом самостоятельные туристы остаются со своими проблемами наедине.

Перемен, требуют наши сердца...

Гидам — необходимо уделять больше времени подаче контента. Сегодня не обязательно знать все даты, их легко найти в просторах интернета. А вот дарить туристам эмоции через игровые механизмы и дать им возможность почувствовать себя в роли первооткрывателя — это то, чего не хватает молодой аудитории. Общение на языке поколений всегда было преимуществом и если самостоятельные туристы уходят в онлайн, то вам необходимо идти вместе с ними.

Путешественникам — стоит научится передавать свой опыт. Публикация постов в социальных сетях не принесет вам ничего кроме лайков. Существуют онлайн сервисы, в которых можно передать полученные знания и эмоции, построив полноценный маршрут для ваших читателей. Создание такого контента требует больших усилий и времени, но гарантирует глубокое погружение. Самое приятное, что на этом можно зарабатывать. Современные путешествия развиваются и идут в ногу со временем, а вы?

Пользуетесь ли вы услугами гидов в путешествиях?
Нет, они скучные или дорогие
Да, живое общение превыше всего
Путешествую самостоятельно (аудио гиды, офлайн/онлайн карты, рекомендации блогеров, статьи и др.)
Я покупаю пакетные туры
22
17 комментариев

Когда у Гугла был сервис Панорамио, я заранее отмечал для себя интересные точки - скопление фото на карте. И ни какой гид нафиг не нужен. Разве что, как переводчик в какой-нибудь экзотической стране.

Сейчас просто заранее на карте Гугла или Мапс.ми отмечаю точки.

3
Ответить

А самый большой бич индивидуальных путешественников, ИМХО, это отсутствие компании.
Как-то встретил на Кольском молодого парня - он все лето путешествует один. Почему? Говорит, я предложил знакомым, те у виска покрутили и все. А парень тем не менее, весь полуостров обошел.

1
Ответить

Отсутствие компании - это единственный способ остаться наедине со своими мыслями, получая впечатления без посредников и постоянного общения со своими, которое смазывает к чертям собачьим погружение в страну.
 
Вот например, языковые курсы за рубежом для детей, есть двух форматов:
1. Групповые выезды из Москвы, организованные русские группы на Мальту, Кипр, и так далее.
2. Индивидуальное бронирование в Великобритании (США), с особым указанием на отсутствие в школе значительного количества русскоговорящих студентов (ну то есть на 200 студентов 5-10 русскоязычных, но не 50 или 100).
 
2-е логичным образом в 2 - 2.5 раза дороже чем 1-е. Правда, для изучения языка 1-е практически бесполезно.

3
Ответить

В нескольких путешествиях для меня отсутствие компании было исключительным плюсом. Отправляясь одна в другие страны я хотела побыть наедине с собой, получше узнать культуру (общаясь с местными жителями, а не любимым мужчиной или подругой) и не идти ни с кем на компромиссы. Так что, ИМХО, это никакой не "самый большой бич", а, как говорится, дело вкуса :)

2
Ответить

Он?

2
Ответить

Помню, в Санкт-Петербург приехал. Друзья были заняты со мной гулять. скинули мне ссылку на квесты ubego.ru
Мне понравилось, я во время квеста познакомился на улице с девушкой и с ней квест допроходили. Думаю, будущее за квестами!

4
Ответить

Хорошая попытка, Павел

Ответить