Держать аудиторию: семь советов о том, как выступать на международных конференциях

Как сооснователь и технический директор онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply делюсь рекомендациями и лайфхаками, которые помогут эффективнее выступать перед аудиторией из разных стран.

За последние несколько лет работы нам с коллегами по команде Preply не раз приходилось представлять сервис перед международной аудиторией. Мы питчили продукт на Украине, в Германии, США, Южной Корее.

Собрав воедино весь этот опыт, мы выделили семь универсальных советов, которые помогут грамотно провести публичное выступление в любой стране мира перед представителями самых разных национальностей.

1. Определитесь со стилем

Стиль подачи материала зависит от формата встречи, целей и аудитории. Презентуя продукт потенциальным инвесторам, не стоит много шутить и фамильярничать. А вот знакомясь с коллегами по инкубационной программе, вполне можно позволить себе расслабленный стиль.

В целом в американской культуре принят более демократичный формат общения, Европа чуть более консервативна, в Азии же лучше быть сдержанным. Там до сих пор сохраняется жёсткая иерархия, корпорации диктуют правила всему бизнесу. Если аудитория смешанная, или вы не знаете точный состав, можно ориентироваться на формат выступлений TED.

2. Подготовьтесь и отрепетируйте

Удачная импровизация в публичных выступлениях доступна только тем, кто выходит на сцену далеко не в первый раз. И даже у них не всегда получается хорошо сориентироваться на месте. На первых порах обязательно нужно репетировать. Можете тренироваться на друзьях, коллегах, семье, использовать диктофон или камеру на телефоне. Обязательно используйте таймер, потому как на большинстве мероприятий время для спикера ограничено.

Для объёмного выступления сделайте тезисный план и подготовьте карточки-подсказки. Если есть возможность демонстрировать слайды, подготовьте презентацию. По возможности просмотрите её не только на мониторе ноутбука, но и на проекторе — издалека.

3. Узнайте аудиторию

Мы склонны предполагать, что наши культурные нормы одинаковы для всего мира. Но это не так. Например, в восточных странах принято относиться к старшим (по возрасту или по деловой иерархии) с подчёркнутым уважением, и шутка в адрес пожилого участника ивента может испортить всё выступление.

Кроме вещей, которые не стоит делать, можно определить и те, которые добавят вам очков в глазах публики. Например, когда моя коллега впервые выступала в Сеуле, она из вежливости начала свою речь приветствием на корейском — и моментально завоевала расположение. Это была пара простых фраз, но она задала тон всему выступлению.

Гайды по международному деловому этикету можно найти, например, на Business.com или у Social Talent.

4. Используйте короткие фразы

С распространением клипового мышления людям становится всё сложнее долго концентрировать внимание на чём-то одном. Это нужно учитывать и не затягивать собственную мысль.

Если пишете текст заранее, сделайте черновик, а затем перепишите, сокращая предложения и удаляя лишнее. Если предпочитаете импровизировать, опираясь только на план, порепетируйте, записывая себя на диктофон, а затем прослушайте (или дайте запись коллеге) и определите, что нужно удалить или сказать проще. И да, не забывайте объяснять термины неподготовленной аудитории.

Для аудитории, в которой есть люди, выросшие не в англоязычных странах, стоит использовать Simple English, по аналогии с «Википедией на упрощенном английском. Конечно, речь не о профильных ивентах для узкого круга специалистов.

5. Забыли текст — повторяйтесь

Многие больше всего боятся забыть текст во время спича. Это случается нередко, когда человек волнуется. Имея под рукой карточки с подсказками или визуальную презентацию, направить мысль в нужное русло не так сложно. Если же карточек нет, используйте такой приём как повторение.

Перефразируйте последнюю озвученную мысль, дополните её новым примером. После этого будет проще вспомнить, о чём вы собирались сказать. И это лучше, чем изо всех сил пытаться вспомнить фразу и накручивать себя, что выступление идёт не по плану.

6. Экспериментируйте с психологическими приемами

Внутреннее напряжение во время выступления мешает многим. Психологи объясняют это реакцией «бей или беги», которая запускается в ответ на некомфортную ситуацию и большое скопление людей.

Одни специалисты рекомендуют визуализировать своё выступление накануне, другие — внутренне представлять аудиторию в забавной одежде или даже без неё, чтобы рассмешить и расслабить себя. Единого рецепта нет, стоит попробовать разные методики, чтобы определить, какие работают в вашем случае. Начать можно с рекомендаций Брайана Трейси или Harvard Business Review.

7. Оценивайте результаты

Результаты любого публичного выступления важно оценить. Можно запросить обратную связь у знакомых, которые были в зале. Можно пересматривать видео с ивента, изучая свой питч со стороны. При этом важно обращать внимание и на реакцию аудитории. На каких моментах слушатели заскучали и начали переговариваться? Где люди оживились? Где смеялись? О чем задавали дополнительные вопросы? Проанализировав эту информацию, можно понять, что улучшить в следующий раз.

Если вы организатор мероприятия, стоит провести post survey среди участников. Мы делали это, например, после технического директора Meetup Kyiv. Для опроса можно использовать инструменты вроде Survey Monkey или обычные Google Forms.

Удачное выступление складывается из мелочей. Заранее готовьте примеры, сравнения и аналогии, подберите интересные численные показатели, иллюстрирующие тему. Следите за мимикой и жестами, управляйте интонацией и паузами. И не бойтесь. В зале сидят такие же люди, которые сознательно пришли вас послушать. Это уже половина успеха.

1212
2 комментария

Неплохо. Спасибо)

Ответить

Банально и шаблонно. А-ля бизнес тренер.

Ответить