Муки арт-директора. Нанимать профессионалов или прокачивать новичков

Муки арт-директора. Нанимать профессионалов или прокачивать новичков

Это вопрос, на который не существует правильного ответа, но я всё-таки попробую. Мы вместе с Игорем Короповым в #Skillbox занимаемся вторым. В то же время я прошел путь от дизайнера-одиночки до арт-директора и владельца студии. В общем, немножечко попишу очевидные вещи — думаю, начинающим руководителям дизайн-студий они пригодятся.

Потребность

Рано или поздно наступает такой момент, когда руководитель задумывается о масштабировании студии. К этому моменту у него есть внушительное портфолио и очередь из клиентов (ну, иначе бы зачем расширяться). А очередь из клиентов, как правило, означает то, что студия зарекомендовала себя как эксперта в какой-то области, нашла нишу и заняла ее. Ну вот как у AIC c популяризацией UX и финансовой отраслью в свое время. Осознав потребность, арт-директор начинает искать.

Поиски. Этап первый: хочу профессионала

Первая логичная мысль, которая приходит в голову — это взять крутого дизайнера, который уже все умеет. И арт-директор начинает искать суперпрофи с километровым портфолио и годами работы. Студия вывешивает вакансию, где намеренно подчеркивает, что не берет новичков.

И это вроде бы нормально. У опытного дизайнера есть несомненные плюсы.

Не нужно учить. Обучение — это потеря времени и денег. А еще в конце такого приключения любого работодателя поджидает черный ящик: то ли человек научится всему и втянется в процесс, то ли придется с ним попрощаться. Понятно, что есть шлюз в виде эйчара, а потом еще один в виде личного собеседования с вами, но даже это не всегда работает и фейлы случаются. Опытный дизайнер — страховка от таких случаев.

Делает быстро. Новичок может элементарно не знать шорткатов и расположения инструментов на рабочих панелях. Или будет тратить часы на поиски фотографий, ретушь, анимацию или создание концепции — просто потому, что хочет довести до совершенства сразу. А у вас несколько проектов висят, и надо бы быстрее все делать — человек без опыта работы может все застопорить. Профи в этом случае — готовый рабочий инструмент по извлечению прибыли из проектов и “awesome” из студийного аккаунта на Behance.

Может поделиться опытом. Там, откуда дизайнер пришел, существует свой подход к организации работы и свои хаки. Что-то из него вы можете взять на вооружение и удивляться потом: а почему мы сами до этого не додумались. Главное в таком случае: почаще прислушиваться к предложениям, которые тот вносит, особенно это будет заметно поначалу.

Ценит свою работу. Люди, которые уже успели поработать, как правило, не скачут с места на место. Все-таки с возрастом больше хочется стабильности. А когда приходит новичок, всегда есть мысль, что ты вот его сейчас выучишь, а он уйдет. У опытного дизайнера, скорее всего, семья, дети, ипотека и другие «якоря», которые привязывают его к месту работы — он не сбежит через полгода, просто потому что его позвали в стартап в Кремниевой долине.

Все это так, но есть несколько вещей, которые мешают опытному дизайнеру прижиться в вашей студии:

Негибкость. Человек, уже состоявшийся в своей сфере, не любит, когда его учат. А при смене специализации это неизбежно, и в процессе опять же возникают конфликты. В общем, любая компания стремится «переформатировать» человека под себя, а тот, кто уже отформатирован — это всегда тяжелый случай.

Инородная культура. Человек может быть отличным специалистом, но просто не подходить вашей команде «по духу» — в итоге он будет раздражать остальных и снижать общую производительность команды.

Высокие требования. К зарплате, рабочему месту — это абсолютно нормально, но часто не по силам молодой, агрессивно растущей дизайн-студии.

В общем, опытный профессионал — не всегда стопроцентный вариант. Поэтому многие задумываются о начинающих специалистах с маленьким опытом или вообще без него.

Поиски. Этап второй: а не взять ли мне стажера?

Прийти к этому вопросу можно даже раньше, без травматичного опыта. Поэтому поиски стажера могут стать первостепенной задачей, особенно если руководителю не хочется тратить космические суммы на опытного дизайнера, который может не прижиться в команде.

Чтобы не терять логику, давайте сначала поговорим про достоинства молодых специалистов.

Проще научить. Если опытный дизайнер будет долго плеваться и переучиваться, то новичок возьмется за все, что ему доверят. И в итоге быстрее будет делать, что вам нужно.

Больше энтузиазма. Вспомните себя на первом месте работы: хочется во всем разобраться, доказать, что можешь — себе и другим. И работать в целом пока интереснее.

Быстрее вольется в команду. Снова про корпоративную культуру. Новичок не привык делать так, а не иначе. Поэтому не будет спорить с какими-то моментами, а сразу подстроится под ваш стиль работы. Ну, конечно, бывают уникумы, которые действуют с точностью до наоборот, но не будем о грустном.

Окей, вы растите специалиста под себя, но и на этом пути сталкиваетесь с неизбежными проблемами:

Он ничего не умеет. Или почти ничего. Допустим, базовые навыки у него есть, но иногда кажется, что проще убить, чем научить — или взять и сделать все самому.

Он делает всё медленно. Что логично вытекает из первого пункта. Даже когда вы вроде все рассказали и показали, он еще некоторое время сомневается и просто не может делать какие-то вещи на автомате. Вообще самая адская комбинация: перфекционизм плюс неопытность — человек делает всё подолгу, мужественно сцепив челюсти и не спрашивая совета, а потом приходит к вам с тем, что получилось. А получилось, чаще всего, не очень.

Он просто пришел поучиться. Так не всегда, но тоже бывает. Ваш стажер пришел к вам набраться опыта. Научится и уйдет дальше.

Но все это очень индивидуально. Впрочем, как и в случае с опытным дизайнером: если человек действительно хочет работать с вами, то он и переучится, и авторитетом не станет размахивать. Только практика показывает, что новички прощаются со своими проблемами гораздо быстрее.

Нужно сказать, что молодым компаниям набирать новичков сложнее: для них нужно иметь разработанную программу и процесс обучения, пул «легких» задач, нужно выделять наставника. И запланировать, что первые полгода человек будет генерировать вам убытки и только потом выберется на самоокупаемость.

В какой то момент времени для таких целей я сделал отдельный проект в Basecamp. Он так и назывался AIC: «Стажировка». Я заранее придумал пул «тренировочных» задач, взяв самые распространенные задачи для джуниоров.

Муки арт-директора. Нанимать профессионалов или прокачивать новичков

И описание одной из задач, для примера.

Муки арт-директора. Нанимать профессионалов или прокачивать новичков

В данном случае речь идет о довольно популярном у меня методе прокачки визуальной части, метод декомпозиции. С одной стороны, копирование пиксель в пиксель не делает нам чести, но для раскладывания хорошего дизайна по полочкам в голове действует великолепно. А главное, не требует много времени на объяснение. Хороший результат копирования почти гарантирован.

Все, что остается — время от времени эти задачи выдавать и успевать комментировать. Количество правок из раза в раз становится меньше, и за месяца 2-3 мы имеем адекватного твердого джуниора, который вполне может участвовать в рабочих проектах.

Рассмотрим этот процесс на примере нашего экс-стажера Кристины Барильник.

Вот ее портфолио на входе.

Так выглядит портфолио новичка. Естественно, что арт-директора крупных компаний никогда не рассматривают такое всерьез.

Ей дали тестовое задание на редизайн платежного сервиса PayPal по гайдам Material Design. Это всегда хороший вариант, потому что вы ставите ограничения. И если у дизайнера сходу получается работать в гайдах, это уже что-то.

Муки арт-директора. Нанимать профессионалов или прокачивать новичков

Результат был слабый, но небезнадежный. Мы решили взять Кристину на стажировку.

Через месяц Крис сделала почти все задания из Basecamp, плюс помогала на простых проектных задачах. Научилась работать с сеткой и компонентами, гайдлайнами, адаптивом.

И вот спустя еще 4 месяца, Кристина работает дизайнером над несколькими проектами. Ее уровень постоянно растет.

В AIC это стало нормальной практикой. Из всех дизайнеров, а это 60+ человек, 4-6 — это стажеры.

Кстати, недавно мы вывели это в отдельное направление: Бесплатные стажировки в AIC. Мы близки к промышленным масштабам, поэтому нам для этих целей потребовался отдельный учебный класс. Но вернемся к нашим лещам.

Практика. Дизайн-пирамида

Спустя некоторое время вы замечаете, что стажеры растут: выполняют большую часть ваших поручений, причем тратят на это все меньше времени, проявляют креативность при работе с нетипичными задачами, а еще раньше всех приходят в офис и позже уходят. По крайней мере, такое я наблюдал в AIC и Skillbox.

В процессе работы с новичками у нас появилась своя модель масштабирования команды.

Муки арт-директора. Нанимать профессионалов или прокачивать новичков

Выглядит она как пирамида: арт-директор, под ним два дизайнера, ниже джуниоры, еще ниже стажеры. Когда кто-то уходит, на его место приходит один из нижестоящих сотрудников, и вся команда двигается вверх.

Таким же образом можно клонировать целую команду под новый большой проект: выбираете одного из ведущих дизайнеров, ставите во главе новой пирамиды и даете задание сформировать новую пирамиду. Этот вариант подходит для тех случаев, когда в команду уже не получается встраивать новых сотрудников.

Когда вы строите такую систему, то получаете специалистов заточенных под себя. Все понимают, что пирамида работает снизу, и ничье эго не страдает.

Воронка интереса

Рецепт успеха с новичками — это продать им свою ДНК, студийную культуру. Они не придут в студию, будь она новорожденной или с 15-летней историей, если у студии нет харизмы, имени, ореола офигенности. На входе им должно быть интересно. Должен быть стиль и ажиотаж вокруг вашей компании. Минимально, но интригующе.

Как всего этого добиться, в двух словах: показывайте вашу специализацию и активнее пиарьтесь.

Именно для этого мы делали и будем делать все эти космические и бесконечные кейсы, мероприятия для дизайнеров, активности с курсами Skillbox. Чтобы охватить как можно больше начинающих дизайнеров. Чтобы создать из них воронку интереса.

И это также одна из правильных стратегий найма новичков. Когда на вакансию джуниора откликается 10 человек и 200 человек — это большая разница. Чем больше откликов, тем выше шанс взять самых лучших.

И конечно же, переходя на территорию юных дизайнеров, не забывайте про «ВКонтакте». По моим оценкам, 60 000 молодых творческих специалистов сидят именно там, в тематических сообществах про #дизайн. И уже который год мы активно их оттуда майним :)

Напоследок

В новичков нужно реально вкладываться: совмещать практику с теорией, отправлять на курсы, проводить внутренние мероприятия — это ускоряет процесс обучения.

Стажеры вовлекаются в работу быстрее и проще, чем сформированные дизайнеры со своим представлением о прекрасном. Через три месяца у вас будут уверенные джуниоры, а еще через полгода — ценные специалисты, ядро вашего дизайн-продакшна.

Однако стоит отметить еще раз, что выбор дизайнера — это очень индивидуальная история. Конечно, привлекать к работе крутых специалистов стоит. Если вы уверены, что они вам подходят. Но совсем не брать в команду новичков — значит, не инвестировать в будущее своей студии.

1212
6 комментариев

Сетка Кристины на Маккинзи — найди 1 совпадение. Вы объясняете стажерам как в верстке работают gutters?

3

Да, но не сразу. На данном примере используем популярный 12-ти колоночник бутстрап. На его примере у юных коллег довольно быстро срабатывает, то что сетка это не загадочный артефакт, а реально применимая штука.

Немного не согласен с пунктом про негибкость. Если человек не хочет учиться и меняться, то он не может считаться профи. Сейчас в любой IT профессии объем знаний больше, чем можно освоить за жизнь, учиться и меняться приходится всегда.

1

Но человек может заткнуться в определенную нишу и успешно вести свои дела в ней, не размениваясь на другие. При таком подходе неизбежно возникают автоматизм, шаблонность и некая инертность, что не всегда плохо, т.к. повышает скорость создания типовых, но качественных работ, за которые по-прежнему платят.

2

Просто и у потенциального сотрудника и у компании могут быть правильные ценности, но они могут не совпадать