Как работать с кассовыми разрывами в кризис?

Угроза кассовых разрывов и закрытия бизнеса — как никогда нависла над российским микро и малым бизнесом. Если малый бизнес еще может справиться с ситуацией, благодаря накопленным резервам, то микро бизнес как самая неустойчивая бизнес структура начинает "спотыкаться" на невыплатах от контрагентов, срывах поставок, росту стоимости привлечения клиента.

Как справиться с нависшей угрозой?

На помощь приходит умение управлять финансами своей компании.

Первое, что мы рекомендуем своим клиентам, — составить финансовую модель. Необходимо правильно посчитать сколько же прибыли сейчас создает компания. В фин. модели можно сразу увидеть от чего компании в период кризиса нужно отказаться, а куда переложить деньги. Например, в финансовой модели мы можем увидеть реальную себестоимость производства и оказания услуг — сократив их, можно увеличить маржинальность продуктов.

Если у вас бизнес в сфере торговли, можно провести ABC и XYZ анализ ассортимента, убрать неликвидную и низко-маржинальную продукцию. А товар, который залежался на складе, сбыть по бросовым ценам для высвобождения денег на закупку ликвидного и маржинального.

Особое внимание стоит уделить сокращению постоянных расходов — это те расходы, которые будут происходить в компании вне зависимости от того, есть ли доход. Это потенциальные "убийцы вашего бизнеса". В условиях кризиса необходимо такие расходы минимизировать, либо сделать переменными, например перевести сотрудников на окладе на сдельную оплату труда. В результате бизнес станет более финансово мобильным.

Что делать, если уже начались кассовые разрывы?

В данном случае необходимо составить платежный календарь и увидеть сколько денег будет в бизнесе при совершении платежей и получении дохода. Здесь можно оценить риски, сдвинуть часть не приоритетных платежей, выставить счета контрагентам заранее. Необходимо назначить ответственного за сбор дебиторки от контрагентов — тогда кассовых разрывов можно избежать и пережить кризис.

Финансовая модель и платежный календарь, анализ склада и контроль дебиторки — самые простые антикризисные меры. Используйте эти инструменты, и вы сможете ощущать себя в безопасности, несмотря на ситуацию на рынке. Успехов!

Матвей Лассаль, Основатель компании Kimi | Подбор финансиста в бизнес
Что будете применять в своем бизнесе?
Строить фин. модель
Внедрять платежный календарь
Работать со складом
Контролировать дебиторку
Всё вместе
Закрывать
44
2 комментария

Благодарю, полезная информация!

Не совсем согласен с выводами автора. Указываемые им инструменты могут привести к улучшению финансов компании, но не смогут предотвратить кассовые разрывы.

Для предотвращения кассовых разрывов необходим высокодинамичный инструмент финансового наблюдения и моделирования. Ведь ситуация с финансами меняется каждый день. И чем больше финансовых операций в день совершается в компании, тем сложнее вести наблюдение. ABC-анализ и финансовая модель являются довольно статичными инструментами.

Финансовая модель в компании строится вообще на достаточно длительный период. Минимальным сроком действия модели, как правило, является квартал. Обычно же ее строят на год. С такой инертностью данный инструмент от разрывов вас точно не спасет

ABC-анализ по продукции и клиентам также является инструментом долгосрочного планирования. Этот инструмент, прежде всего, аналитический и предназначен помочь в принятии решения она длительный срок. Как правило, минимальным сроком также является квартал.

Другое дело - платежный календарь. Этот отчет составляется ежедневно и охватывает более короткий срок - неделя или две - с разбивкой движения денег по дням. Именно он позволяет вовремя спрогнозировать дефицит денежных средств на какую-то дату и принять решение по выходу из складывающейся ситуации. Многие программы управления бизнесом - 1С:Управление торговлей, 1С:ERP, 1С:УНФ имеют в своем наборе данный инструмент.