Юлия Яннурова
12 786
Блоги

Хотел путешествовать, а получилось создать бизнес в Telegram

Интервью с владельцем Telegram-каналов «Охотник за Головами» и «Трэвелхакер» Евгением Усовым о путешествиях, деловых принципах и особенностях бизнеса в мессенджере.

Поделиться

В избранное

В избранном

Telegram — это не та история, когда ты вкинул миллион и ждёшь прибыли. Эта история про то, что нужно много работать и гореть своим делом.

Евгений, скажи честно: почему ты сначала отказывался от интервью?

Да я себя и предпринимателем-то не ощущал, пока не встал этот вопрос. Когда я рассказал жене о твоём предложении, она в ответ пожала плечами и сказала, что «вообще-то для всех её подруг и родственников её муж — самый настоящий предприниматель».

Два дня я осознавал себя в новом статусе и ещё день сомневался насчёт интервью. В итоге решил, что это будет интересный опыт.

Главное, давай сделаем его максимально полезным для читателей.

Я уверена, что так и будет. Давай по-порядку: с чего начинается твоя предпринимательская история?

Моя история — не про успешный успех. Цели зарабатывания денег не было, я просто хотел путешествовать и не сидеть в офисе.

В самом начале я поступил довольно тупо: два года назад, перед самой свадьбой, меня допекла работа в конторе, и я уволился без чёткого плана действий и нужных навыков для работы в интернете. Несколько месяцев подряд, пока я сутками изучал SMM и веб-дизайн, мы жили на зарплату жены. Приходилось вставать в 6 утра и по 18 часов в день рисовать унылые дизайны или настраивать таргетинг самым жадным из мелких бизнесменов. Спасибо жене за безграничную веру в меня!

Сначала я работал как фрилансер, а через полгода оформил ООО под крупных заказчиков. Так я решил проблему привязки к офису, обрёл некую независимость, но всё ещё не мог свободно путешествовать, так как иногда требовалось моё физическое присутствие в городе.

А потом меня заставили установить Telegram, и оттуда я уже не вернулся.

Как это — заставили?

В какой-то момент у меня сломался смартфон, а покупку нового телефона я оттягивал. Тогда старший брат отдал мне свой старый Samsung с условием, что я установлю Telegram. Ты будешь смеяться, но в 2016 году я всё ещё пользовался ICQ и диалогами во «ВКонтакте».

Как сейчас помню его первое сообщение мне: «Это тебе не стрёмный "ВКонтакте", брат!»

Получается, что ты установил Telegram чуть ли не случайно? Забавно! И после этого ты создал свой первый канал — «Трэвелхакер»?

Да. Я быстро смекнул, что начало 2017 года — лучшее время для создания каналов и сбора аудитории. Только первым проектом был не «Трэвелхакер», а авторский спортивный блог. В нём я очень злобно критиковал фитнес-клубы и рассказывал про тренировки дома. Он не выстрелил. У меня вообще было несколько неудачных проектов, прежде чем я нащупал «своё».

Выбрать хорошую идею для проекта, будь то Telegram, Instagram или «ВКонтакте», тяжело. Как ты справился с этой задачей? Как обычному человеку без знаний в SMM нащупать это «своё» при выборе тематики?

Нет никакой волшебной формулы выбора идеальной тематики. Не нужно анализировать ничего кроме своих собственных интересов. Я создал «Трэвелхакер», потому что жаждал путешествовать. Создал «Охотника за Головами», потому что тема удалённой работы — на 100% моя тема.

Если при создании канала отталкиваться от бездушного анализа рынка и цен на рекламу, то уникальный авторский проект сделать у вас не получится даже при больших вложениях.

Я видела у Румянцева в паблике твой кейс — «2500 подписчиков за месяц с минимальными вложениями». Расскажи подробнее о начальном капитале.

Стартового капитала у меня не было совсем, да и непонятно было бы, куда его тратить. Каналов было мало, статистики никакой, альтернативные рекламные площадки никто не тестировал. Тут пригодился и SMM, и веб-дизайн, и моё ослиное упрямство: я постоянно пробовал разные источники трафика, писал статьи, кейсы, тыкался в предложку, записывал видео. Один раз даже распечатал уличный баннер с рекламой своего канала. Это была никудышная затея, но зато я убедился, что это не работает.

Как ты осуществил мечту о путешествиях?

В 2017 году я четыре месяца ездил по разным странам и при этом никогда не отвлекался от работы. Идёшь в горы — продаёшь рекламу, сидишь в древних руинах — заключаешь сделку. Бизнес в смартфоне — потрясная вещь.

Сейчас я осел в Турции, так как отсюда удобно путешествовать и работается здесь легче. Потихоньку изучаю соседние страны и постоянно перемещаюсь между городами, благо формат моего бизнеса позволяет это делать.

Большинство удалёнщиков работают из Азии. Почему ты выбрал Турцию?

В классических странах для удалёнщиков сложнее получить ВНЖ, и авиабилеты туда дорого стоят. А из Турции я могу недорого летать в Россию на любые мероприятия. В этой стране очень приятно жить — прекрасный климат, много фруктов, низкие цены и очень позитивные люди. Серьёзно, я таких открытых людей не встречал нигде.

Есть какая-нибудь удивительная история?

Есть история показательная. Один раз мы пешком тащились по турецкой глубинке из Гёреме в Ортахисар. На полпути нас догоняет мужичок на телеге, предлагает подбросить. Пока ехали, подружились. Вместо нужной деревушки поехали к нему на виноградник, познакомились с его друзьями и лошадью по кличке Шехин, напились чаю, потом вина, потом получили приглашение на барбекю.

Там очень легко попасть под бомбардировку из гостеприимства.

Идёшь в горы — продаёшь рекламу, сидишь в древних руинах — заключаешь сделку. Бизнес в смартфоне — потрясная вещь.

Расскажи про свой рабочий день.

Я работаю с 7-8 утра и до позднего вечера. Только вот любимое дело — это же не работа, верно? А день мой начинается с составления плана дел. Там обычно написание рекламных текстов, переговоры, финансовые операции и время на креативы.

Каждые пару часов делаю перерывы на бассейн — он круто спасает от жары и даёт необходимую физическую нагрузку. В выходные часто выбираемся на пикник или в маленькое путешествие в соседний город. Раз в неделю хожу рано утром на родник за водой. У меня почти сельская жизнь в пригороде Анталии.

Рассвет в Анталии

Какими принципами ты руководствуешься в своей работе?

Сколько отдал, столько и получил. Эта схема работает в любой сфере жизни. Чем больше купил рекламы, тем больше продал рекламы. Чем больше сделал добра, тем больше получил добра.

Второе: честность важнее выгоды, но выгода зачастую важнее общественного мнения. Это значит, что я не буду рекламировать то, что запрещено законом или противоречит морали. Однако я не стану отказывать в рекламе неинтересному криптоблогеру или даже ставкам на спорт, которые так любят освистывать другие админы. Я тут всё-таки деньги зарабатываю.

И третье. Любые соглашения я провожу по win-win стратегии. Все, кто со мной работает, должны получить свои выгоды в не меньшей степени, чем я. И это чисто меркантильная философия, так как работать на взаимную выгоду в перспективе лучше для всех.

Сколько отдал, столько и получил. Эта схема работает в любой сфере жизни.

Сейчас в медиа активно обсуждают попытку Роскомнадзора заблокировать Telegram. Как эта ситуация сказалась на твоём бизнесе?

Первые две недели доходы проседали. Оно и понятно — не всем хочется вливать бюджет в актив, который находится под прессингом государства. Часть админов затаили дыхание и ждут, а часть, наоборот, — вливают под блокировку массу денег в рекламу.

Логика тут проста: если РКН каким-то чудом победит (нет), то от этого проиграют все владельцы каналов. А если победит Telegram, то те, кто закупался во время блокировки, окажутся в жирном плюсе, так как сейчас повышенное внимание к каналам, и любая реклама даёт хороший эффект.

Ты вкладываешься или выжидаешь?

С момента блокировки мой проект вырос на 10 тысяч человек, а с момента первых слухов о блокировке в прошлом году мои каналы выросли на 70 тысяч подписчиков. Так что я отношусь к тем, кто закупается рекламой.

Сейчас на каждом углу жалуются, что рынок просел, что рекламы стало меньше. Но нужно понимать, что рынок — это и есть мы, владельцы каналов. Чтобы реклама продавалась, нужно её сначала закупить.

График роста канала с 11 апреля по 11 мая 2018 года

У меня сложилось дилетантское впечатление, что рынок рекламы в Telegram — это пузырь, который однажды лопнет. Каналы продают рекламу каналам, чтобы те в свою очередь снова продали рекламу каналам. Это не так?

Большая часть рекламных размещений выкупается другими каналами. Однако у меня постоянно рекламируются бренды, например: «Тинькофф Банк», OneTwoTrip, Aviasales, Kupibilet и другие. После появления официальной биржи рекламы фокус сместится в сторону внешних рекламодателей.

Вопрос о деньгах: сколько зарабатывают владельцы Telegram-каналов?

Это зависит от собранной аудитории, её активности, от способов монетизации и так далее. В среднем, если это хороший канал на 20 тысяч подписчиков, то можно уверенно говорить, что админ зарабатывает в районе 50 тысяч рублей и ещё столько же отдаёт на реинвест, чтобы канал продолжал развиваться.

Ты хочешь сказать, что канал в 20 тысяч подписчиков даёт оборот в 100 тысяч рублей?

Да, примерно так.

А какие расходы предполагает твой бизнес?

Помимо рекламного бюджета я плачу налоги и зарплату единственному сотруднику.

А кроме продажи рекламы как ещё можно зарабатывать в Telegram?

Партнёрские программы и инфобизнес. Сейчас есть множество курсов «обучения Telegram». Правда, дельных среди них почти нет, а ценники — конские. Я бы не советовал их покупать.

Хорошо, допустим, я хочу завести свой канал. Где мне всему научиться?

Получить знания из бесплатных источников. В крайнем случае найти наставника, который подскажет оптимальный путь для старта в твоей тематике. А если у тебя нет сил, времени и желания обучаться и думать самостоятельно, то и канал заводить не стоит.

Telegram — это не та история, когда ты вкинул миллион и ждёшь прибыли. Эта история про то, что нужно много работать и гореть своим делом.

Если у тебя нет сил, времени и желания обучаться и думать самостоятельно, то и канал заводить не стоит.

Мне кажется, так можно сказать про любую сферу деятельности. Что тебе больше всего нравится в работе?

Мои проекты постоянно заставляют меня совершенствоваться. Будь то написание текстов, переговорные навыки или маркетинг. Находиться в состоянии креативного вдохновения — самое ценное для меня.

Поделишься дальнейшими планами?

У меня несколько направлений деятельности, поэтому и целей несколько. После достижения 100 тысяч подписчиков на канале с вакансиями буду расширять проекты не только «в высоту», но и «в ширину»: разработаю бота с удалёнными вакансиями и по максимуму автоматизирую работу.

Ещё есть новое направление — консалтинг. Для меня дело привычное, так как новичкам я помогаю постоянно — бесплатным советом или трафиком. Слишком уж ярко помню, насколько было непросто получить первых подписчиков.

А сейчас это станет приносить деньги мне и пользу ещё большему числу админов. Главная задача по этому направлению — отладить все процессы так, чтобы увеличение числа клиентов не сказалось на качестве консультаций.

Небольшой блиц. Долго не думай, отвечай коротко. Ещё не поздно создавать свой канал в Telegram?

Не поздно, так как Telegram на подъёме.

Какой твой любимый канал в Telegram?

С удовольствием читаю канал «За бугром».

Ты бы разместил провластную политическую рекламу за большие деньги?

Ни за что.

Android или iOS?

Android, конечно.

Высшее образование нужно?

Да.

Тебе пригодилось?

Да, моя мама перестала расстраиваться, что я живу без вышки.

Какую книгу ты посоветуешь прочитать всем предпринимателям?

«Атлант расправил плечи».

Спасибо за интересный разговор, Евгений! Желаю успехов твоим каналам!

Спасибо, желаю тебе выиграть в конкурсе.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Юлия Яннурова", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 73, "likes": 70, "favorites": 81, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37786", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "create", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]