Сторителлинг от Шварцнеггера. Как за 3 минуты войти в доверие, рассказать всю правду о войне и призвать к действиям

NB: Разбор видео-обращения Арнольда Шварцнеггера носит исключительно образовательный характер (разбор риторических конструктов) и ни в какой форме не транслирует политическую или любую иную позицию!

Что будет, если в лоб заявить: ребята, вас обманули, всё, что вы делаете – ужас и преступление? Ответ очевиден: ты кто такой и почему имеешь право говорить об этом?

Структура любой профессионально подготовленной публичной речи имеет конкретный посыл и определенную структуру, помогающую «достучаться» до аудитории. На примере видео-обращения Шварцнеггера я постараюсь продемонстрировать, как работают риторические приемы, а заодно мы все поучимся составлять сильные речи.

Классическая структура речи включает в себя несколько шагов:

0. Этап «ноль». Анализ задач, аудитории, стереотипов.

На базе этапа «ноль» строится речь:

1. Этап «начало выступления». Задача – захватить внимание, вызвать доверие.

2. Этап «проблема». Задача – сформулировать ключевой вопрос сообщения.

3. Этап «решение проблемы». Задача – предложить варианты решения проблемы (боли).

4. Этап «выводы и рекомендации» существует, чтобы подвести некую черту, коротко отрезюмировав сказанное.

5. Этап «призыв к действию». Задача – побудить аудиторию к конкретным действиям (которые ритор четко проговаривает).

Сторителлинг от Шварцнеггера. Как за 3 минуты войти в доверие, рассказать всю правду о войне и призвать к действиям

Итак, посмотрим на речь Шварцнеггера. Какую задачу ставит выступающий и до кого хочет достучаться? Аудитория – русский народ, в особенности, солдаты, участвующие в конфликте, и слои населения, сочувствующие одной из противоборствующих сторон («сообщение к тем россиянам, которые выходили и выходят на улицы против вторжения в Украину»). Задача так же явно обозначена: «Давайте я вам расскажу. На самом деле…», ритор хочет изменить точку зрения аудитории, сделать так, чтобы группа «А» начала иначе воспринимать ситуацию «Б».

Чтобы войти в доверие и завладеть вниманием аудитории герой использует несколько риторических приемов. В частности:

· Благодарит, что зритель (даже сидящий в грязной холупе и сгорающий от безделия) нашел время для прослушивания месседжа: «Здравствуйте! Спасибо, что уделяете мне время.»

· Сразу обозначает аудиторию, вводя оценочный конструкт «друзья»: «Хочу обратиться к моим российским друзьям и российским солдатам».

· Закладывает интригу: «Должен рассказать о событиях, которые от вас скрывают…».

· Вводит образ героя, где ещё ребенком 14 летний Шварцнеггер едет в Вену на чемпионат по тяжелой атлетике и знакомится с Юрием Петровичем Власовым, тяжеловесом, впервые на планете взявшим вес в 200 кг.

Согласитесь, уже начинаешь симпатизировать ритору. Тут не только разворачивается сюжет американской мечты, истории маленького мальчика, который потом стал мировой кинозвездой, а заодно и сенатором Калифорнии, но и обожествляется богатырь из России: «И вот я, 14 летний мальчик, стою перед сильнейшим человеком в мире… Я вернулся домой и повесил его портрет над кроватью для вдохновения.»

Сторителлинг от Шварцнеггера. Как за 3 минуты войти в доверие, рассказать всю правду о войне и призвать к действиям

В соответствии с классическим сюжетом построения экшена, вводится антигерой, которым становится отец Арнольда и которого нужно победить (добро обязательно победит зло). Отец просит Арни снять портрет Власова и заменить его на немецкого или австрийского кумира-тяжеловеса. Ведь отец Шварнеггера воевал в частях Вермахта под Линенградом, был там ранен.

Усиление - возвышение объекта, к которому обращается Шварцнеггер, «великий город и отважный народ»: «Он был ранен в Ленинграде, где нацистская армия, в которой он служил, нанесла невосполнимый ущерб тому великому городу и его отважному народу». Куда деваться, все мы любим комплименты.

Сторителлинг от Арни продолжается. Вот она, развязка мелодрамы, юный герой побеждает: «Но я не снял фотографию со стены. Мне было все равно, под каким флагом Юрий выступал».

И еще одно усиление – снова используются технология стереотипов (см. Уолтера Лиммпана, книга «Общественное мнение»; У. Липпман – автор термина стереотип и один из отцов-основателей PR и пропаганды; грамотный реферат по книге по ссылке ниже): «Кстати, на этом мои связи с Россией не закончились...». Бодибилдинг и съемки в Красной жаре.

И снова о русском Власове, с которым Арни провел целый день в Москве: «Он был таким чутким, таким добрым, и таким умным. И, конечно же, очень щедрым. Он подарил вне эту красивую синюю кружку. С тех пор я пью из неё кофе каждое утро». Само собой разумеется, что кружка, из которой без малого пол века ежедневно пьют кофе не может разбиться или надоесть. Это, кстати, тоже прием – овеществление связи. Представляется доказательство (со свечкой рядом никто не стоял), после чего немногие сердца смогут устоять перед обаянием и открытостью ритора.

Сторителлинг от Шварцнеггера. Как за 3 минуты войти в доверие, рассказать всю правду о войне и призвать к действиям

Ну и вишенка на торте, вечные ценности, широта русской души и переход к этапу 2, обозначение проблемы: «С тех пор, как мне было 14 лет, у меня не было ничего, кроме привязанности и уважения к народу России. […] Сила и сердце российского народа всегда вдохновляли меня. Вот почему я надеюсь, вы позволите сказать вам правду о войне на Украине.»

Снова усиление – проводится параллель между текущими событиями, которым посвящено выступление, и волнениями в Штатах: «Позвольте вам напомнить, что я это говорю вам с той же искренней заботой, с которой я говорил с американским народом, когда произошла попытка мятежа 6 января прошлого года». Мол, я всегда за правду, проверяйте.

Больше 3 минут Шварцнеггер готовит почву для основного месседжа, умело работая со стереотипами аудитории. Браво! Всё как по ноткам, верю.

Далее уже обозначенный этап 2, «Проблема», которой посвящена речь специалиста: «Знаете, случаются моменты, когда нельзя молчать. С вашим правительством то же самое. Я знаю, что ваше правительство вам говорит, что эта война для денацификации Украины. Денацификации Украины? Это неправда. Украина – страна с президентом еврейского происхождения, у отца которого всех трех братьев убили нацисты».

Используются простейшие как бы доказательные схемы – раз есть еврейская кровь, значит такой человек не может вредить. А очередное зернышко псевдо доказательства падает на пашню возбужденных умов.

Усиление этапа 2 «Проблема» - вводится сегментирование аудитории. Есть «мы» (за правду) и «они» (которые управляют и врут). Классическая схема разделяй и властвуй: «Украина не начинала эту войну. Её начали не националисты и неонацисты. Власть имущие начали её. Это не война российского народа. Нет! Давайте я вам расскажу. На самом деле…», «Я с тяжелым сердцем говорю вам, что тысячи российских солдат убиты. Они оказались между украинцами, сражающимися за свою родину, и российским руководством, воюющим ради завоевания».

В дополнение несколько тезисов, где используются максимально резонансные и чувствительные для любого нормального человека события:

· 141 государство проголосовало за признание агрессором.

· Весь мир отвернулся… Почти 3 миллиона беженцев.

· Целые кварталы разрушены, включая детскую больницу и роддом («Когда я смотрю, как из руин вытаскивают маленьких деток…»).

· Вам не говорят о последствиях для самой России. Введены санкции, все страдают.

· Российское правительство лжет, сказав, что пойдут воевать с нацистами, кто-то на учения, кто-то, что россиян встретят с цветами. И все это неправда.

· И снова стереотипы, ценность семьи: «Российские солдаты столкнулись с отчаянным сопротивлением украинцев, которые хотят защищать свои семьи и свою страну. Это факт.»

Сторителлинг от Шварцнеггера. Как за 3 минуты войти в доверие, рассказать всю правду о войне и призвать к действиям

Завершая 2й этап речи «Проблема», ритор производит закольцовку сообщения, возвращается к ранее созданным образам, в частности, отца, совершившего ошибку: «Когда мой отец приехал в Ленинград, он был донельзя накачан ложью своего правительства. Когда он уехал из Ленинграда, он был сломлен физически и морально. Он прожил всю оставшуюся жизнь с болью. С болью от сломанной спины. С болью от шрапнели… С болью от вины, которую чувствовал».

Далее Шварцнеггер осуществляет плавный переход к этапу 3 и 4, где ритор предлагает решение проблемы и призывает аудиторию к действиям.

Прямое обращение к целевой аудитории «Российские солдаты, которые слушают это сообщение. Вы уже знаете большую часть правды, о которой я говорю… Я не хочу, чтобы вы были сломлены, как мой отец. Это не та война для защиты России, на которой воевали ваши дедушки и прадедушки. Это незаконная война» усиливается страхом конкретного «солдата»: «Ваши жизни, ваши конечности, ваше будущее жертвуется ради бессмысленной войны, которую осуждает весь мир.»

Выступающий повторно взывает к ценностям семьи. Запускается один из мощнейших стереотипов человека (семейный) и снова овеществление войны через снижение абстракции (не война вообще, а «каждая пуля»).

Сторителлинг от Шварцнеггера. Как за 3 минуты войти в доверие, рассказать всю правду о войне и призвать к действиям

Известен эффект: посттравматический синдром в меньшей степени касается тех родов войск, которые не видят воочию ужасы войны. То есть летчик, скинувший бомбу, будет плохо понимать бледность пехотинца после успешной атаки и дымящихся развалин: «Те солдаты, которые слушают меня сейчас, помните, что у 11 миллионов россиян есть родня в Украине. Каждая ваша пуля летит в чьего-то брата или чью-то сестру. Каждая бомба, каждый заряд, которые падают с неба, падают не на врага, а на школу или больницу, или на чей-то дом».

Ближе к окончанию речи ритор призывает к действиям, давая четкие инструкции что и как необходимо сделать, ведь выступление имеет цель: «Я знаю, что российский народ не в курсе сейчас о том, что происходит. И я призываю российский народ и российских солдат понять, что это все пропаганда и дезинформация. И я прошу вас помочь распространить правду. Расскажите вашим соотечественникам дома о человеческой катастрофе, которая происходит в Украине».

Окончание речи на возвеличивании «героев», которые борются за справедливость. Ритор бьет в самое яблочко лояльной аудитории, сравнивая их поступки с введенным на старте речи советским спортсменом: «А теперь позвольте мне закончить сообщением к тем россиянам, которые выходили и выходят на улицы против вторжения в Украину. Миру увидел вашу смелость. Мы знаем, что вы страдаете от последствий вашей смелости. Вас задерживают, вас сажают, вас бьют. Вы мои новые герои. У вас сила Юрия Петровича Власова. У вас настоящее сердце России.»

Последняя фраза – подключение ещё одного социального триггера, религии: «Дорогие мои российские друзья, да благослови вас господь!». Стоит отметить, что этот тезис скорее всего направлен на западную часть аудитории (США, прежде всего), являющуюся более набожной, чем славянская аудитория.

Сторителлинг от Шварцнеггера. Как за 3 минуты войти в доверие, рассказать всю правду о войне и призвать к действиям

Резюме:

· Речь Шварцнеггера цепляет, запоминается, звучит органично и естественно.

· Ритор использует стандартную структуру выступления (см. выше), щедро снабжая речь яркими примерами, попадающими в стереотипы аудитории. Одно из свойств стереотипа, он домысливается адресатом тем глубже, чем точнее попадание в ценность аудитории.

· Большое внимание Арнольд уделяет началу речи, где он более 3 минут зарабатывает кредит доверия. Обращу внимание – это около трети времени всей речи.

· Для усиления эффекта ритор использует прием закольцовки, когда зритель возвращается к изначально заданному образу советского богатыря Власова, через который транслируется истинность и всего, что было сказано.

С уважением

P. S. По указанному лекалу каждый может попробовать составить свою речь или, например, сформулировать ответ герою. Не забывайте о стереотипах тех, к кому вы обращаетесь. И старайтесь говорить на их языке, то есть приводить примеры, образы понятные для конкретной аудитории.

Ссылки на использованные картинки:

Выступайте красиво!

1717
44 комментария

Сколько интересно составил его гонорар за этот сторителлинг 😂

8

Уверен, что он за это не получал гонорар.
Также уверен, что за этот комментарий вы получили 15р.

36

По себе людей не судят.

11

Комментарий недоступен

9

Из-за таких, как вы, страдают и умирают и россияне и украйнцы. Вам должно быть стыдно.

14

Иван,
1. объясните. Конструктивно, без эмоций ("полная чушь").
2. Специально сделал акцент первой фразой, НЕ ЛЕЗЕМ В ПОЛИТИКУ. Чисто риторические приемы.

2