Samusenko Vladislav
18 733
Блоги

Не гробовая доска: как столяр-самоучка из Новосибирска нашёл золотую жилу

Вот кто делает доски, которые подают в кафе вместо тарелок.

Поделиться

В избранное

В избранном

Степан Савельев, индивидуальный предприниматель, Новосибирск

Я знаю Степана семь лет. Мы несколько месяцев работали вместе: офис, брюки-туфли-галстуки, десять приёмов чая в день. Потом я переехал в Питер, а Степан остался в Сибири. Он каждый день вдыхает запах сосны, бука, дуба и формальдегида. И ему нравится.

Странное коммерческое название у твоей мастерской — «Красно». Это же наречие, звучит непривычно. Неясно, куда ударение ставить.

Да ладно, нормальное название. Красно — значит «красиво», плюс намёк на краснодеревщиков.

Только ты не краснодеревщик.

Мне по-хорошему надо быть председателем колхоза. Я сельхозинститут закончил — экономика и управление на предприятиях АПК.

Потом?

Потом преподавал там немного. Потом устроился в банк «Пушкино», в отдел маркетинга. В конце 2013 года у банка отзывают лицензию, всех разгоняют, и я остаюсь ни с чем. Хорошо, что жена работала.

Так ты и решил переквалифицироваться.

Не сразу. Сначала несколько месяцев по банкам ходил, даже в микрокредитные организации вроде «Быстроденег». Нигде не взяли. Помыкался и решил заняться столярной мастерской.

Почему столярная мастерская, а не кофейня, например?

Просто прикинул, что я вообще умею. У меня отец по первой специальности плотник, мы с ним на малой родине, в Нягани, дом построили. Мне кажется, что пилить-колотить все умеют, это же врождённый рефлекс или вроде того.

Ты не совсем прав.

Пусть так. В общем, я стандартные вещи умел делать с детства, с деревом прикольно работать. Ещё я понял, что всю жизнь хернёй какой-то занимался. В офисе надоело сидеть, независимости захотелось. В итоге пошёл в банк и взял кредит на 600 тысяч рублей под 17% на фрезерный станок с числовым программным управлением. Я обсмотрелся YouTube и понял, что без него вообще нет смысла этим заниматься (один из роликов, вдохновивших Степана).

Объемное панно. Сделано на фрезерном станке

Погоди, а помещение под мастерскую когда снял? Станок же здоровый, дома не поставишь.

Да параллельно всё делал. Снял помещение площадью 57 м² в каком-то бывшем институте при Чкаловском заводе: стены такие из мрамора, советские электронные часы в коридорах. Если тебя данные интересуют, могу поднять квитанции, но примерно 14 тысяч рублей в месяц платил, ещё за электричество. Рядом истребители Су-34 выпускают, а тут я свои деревяшки выпиливаю. За стенкой таджики торты пекут, дальше узбеки суши готовят, никто никому не мешает.

Как научился на станке работать? Там ведь специальная программа.

Ничего сложного, в YouTube всё есть.

YouTube — твой учитель?

Особенно ролики американских столяров. Еще форумы разные, на любой вопрос есть ответ. Книги скачивал, журналы для столяров — «WOOD мастер», ShopNotes. Краснодеревщиком, конечно, не станешь. Хотя, может, и станешь.

Кроме станка что ещё купил? Чем оснастил мастерскую?

Всё стандартно: циркулярную пилу, рейсмус, фрезер стационарный, ручной электроинструмент. Когда свою мастерскую построил, ещё докупил. Ленточную пилу взял…

Свою мастерскую когда построил?

В августе 2015 года, на даче в деревне. На первом этаже мастерская, на втором будет дом, я его уже почти достроил.

Большая мастерская?

Не особо, около 70 м². А также склад под материал и готовую продукцию — 64 м².

Как появились первые клиенты, чем привлёк?

Сайт заказал за 10 тысяч рублей, там немного смешные тексты писали, в древнерусском стиле, продвигали его. Группу во «ВКонтакте» создал.

И кто был первым клиентом?

Не помню точно. Всякие слова из фанеры заказывали сначала: «Счастье», «Любовь», «Семья» — не знаю, зачем, на свадьбу, наверное. Ещё фоторамки на всю стену вроде «Ивановы — 50 лет вместе». И там штук двадцать Ивановых в форме дерева, целое семейство. Маловато было заказов, я дешевле других продавал — лишь бы руку набить.

Сейчас что в основном заказывают?

Уже где-то два с половиной года я в основном работаю на рестораны и кафе. Они сами ко мне обратились, я даже не знал, что есть такой рынок. Заказывают разделочные, сервировочные доски под бургеры, лазанью, стейки. Подставки под сковородки.

Это самая выгодная вещь, гораздо выгоднее любой мебели. Потому что изделие относительно простое, я один могу всё сделать. Распустил доски на ламели, склеил из них щиты, пропустил через рейсмус. Потом ЧПУ выпиливает. Тебе остаётся только вручную отфрезеровать, отшлифовать. Потом лазерная гравировка логотипа, если нужно, и маслом обработать. В день могу чистыми иметь 10 тысяч рублей с досок.

А многие небольшие мастерские именно на мебели специализируются.

Молодцы, что я могу сказать. Я тоже мебель делал и сейчас иногда делаю. Только смотри: с шкафом или кроватью можно неделю дрюкаться. Возьмёшь материала, фурнитуры тысяч на тридцать, но дороже пятидесяти этот шкаф никто в нашем городе не купит. Три тысячи в день даже не получается — и то грязными, без учета расходников. К тому же такое на поток не поставишь.

А доски почему на потоке? Потому что рестораны продают франшизы и пишут своим франчайзи: мы доски у этого Степы берём и вам советуем. У меня поэтому много заказов из других городов: Екатеринбург, Самара, Уфа, Казань, Нижневартовск, Ноябрьск и так далее. По 200-300 досок отправляю, пять-шесть видов. И ты учитывай, что у досок срок службы меньше, чем у кресла или шкафа, это же посуда, считай, её постоянно обновляют.

Доставка за чей счёт?

За их, конечно.

Раз с такими клиентами работаешь, значит, всё официально?

С ними всё по договорам, предоплата 100%.

Кто ещё заказчик, кроме ресторанов?

Рекламные агентства вывески, штендеры заказывают. Станок же может не только дерево вырезать, с пластиком тоже справляется. Ещё компании, которые поздравляют своих сотрудников или клиентов. Они заказывают ящики для подарков на Новый год, 8 Марта и так далее. Из фанеры, сосны. Кладут туда виски, коньяк, мёд с орешками.

Частные заказы не берёшь уже?

Очень редко. Просят одну палочку, досочку, стульчик. В единственном экземпляре это невыгодно, но многие не понимают, обижаются. Время впустую тратится, сто человек обратится — один закажет. Всем же обсчитать надо, написать.

Как же так, Стёпа? Это твои первые кормильцы, с них всё начиналось.

Да, только всё меняется. Уже понимаешь, что всё идёт прям по принципу Парето: 20% заказов приносят 80% прибыли. Это как раз рестораны, золотая жила. Надо вовремя вычленить эти 20% и основное время тратить на них.

Авралы часто случаются?

Постоянно! Когда большой заказ и сроки поджимают, обязательно что-нибудь сломается. Бегаешь как суслик, ищешь запчасти, мастеров. Или вот месяц назад собрался за дубом. Позвонил на склад, уточнил, как работают. Нанял грузовик, приезжаю — ангар пустой! Всё, говорят, закрылись мы, никто у нас не покупает. Лет десять точно работали, а как мне ехать — такое вот. День потерял и без материала остался.

Здесь вообще постоянные перебои с материалом. Вроде город большой, но то широкая ясеневая доска пропадёт, то кривое всё попадается, хрен отфугуешь. И это прям выматывает. У фанеры качество сильно скачет. На вид нормальный лист, красивый такой, без сучков, начинаешь резать — расслаивается, как будто её соплями склеивали, а не клеем. Зато ценник на фанеру раз в неделю стабильно перерисовывают, она очень сильно подорожала за два-три года.

Ящики для подарков из берёзовой фанеры

Ещё жадность же есть. У тебя триста досок в работе, а ты берёшься срочно сделать 20 коробочек для постоянного клиента. Вот знаешь, что не успеваешь, но берёшься. Хотя я не то чтобы боюсь не получить пять тысяч с этих коробочек — просто если откажу, они ко мне больше не обратятся. Конкуренция-то всё равно есть. Обычно срок изготовления для крупных заказчиков — месяц после оплаты, но бывает, что менеджер заказчика проморгал, просит сделать за неделю. А ты отказать не можешь, пилишь по ночам.

Нанял бы помощников, раз не справляешься.

Да? Думаешь, так просто? Самая жопа у меня в том, что я никому ничего не могу поручить. Если человек нормальный — он уже сам на себя работает и тоже один, никого не может найти. Либо человек считает, что ему надо платить сразу 70 тысяч рублей без опыта, хотя в Новосибе средняя зарплата около 30 тысяч. Либо он раздолбай.

Недавно разговаривал с знакомым краснодеревщиком Эдиком. Он говорит, что основная проблема в том, что они не относятся к вещам как к своим. Берёт доску и раскраивает её так, что отходов больше половины. Или место рабочее не убирает. Или видит, что нельзя такую доску распускать на ленточной пиле, но всё равно пихает — а вдруг получится. Или вот рейсмус — надо три раза прогнать доску, по чуть-чуть снимать, а он за раз хочет, торопится куда-то. Рейсмус пыжится, протянуть не может — и хоп, движок сгорел. Одни убытки от них.

Иногда в мастерскую приходят друзья. Но вместо того чтобы помогать, они занимаются ерундой

Но я всё равно надеюсь, что найду людей. С другой стороны, я не шибко ищу. Я определил для себя сумму, которую должен заработать в месяц, условно 120–130 тысяч рублей чистыми. Если я зарабатываю, меня это устраивает. Я понимаю, что могу больше сделать, если бы я кого-нибудь нанял, но пока меня устраивает.

Кто твой любимый клиент?

Кто платит сразу 100% и согласен подождать месяца полтора — тот и любимый.

Странных и неадекватных клиентов вспомнишь?

Да нормальные у меня клиенты. Хотя в самом начале был один очень секретный мужчина. Ему казалось, что он изобрёл суперподставку для кухонных ножей. Запатентовал даже. И нужно было сделать пробную партию из соснового щита. Пишешь ему: «Вышлите чертёж, пожалуйста». Как без чертежа-то? А он ни в какую не хочет давать чертёж, боится, что украдём идею и сами начнём тайно производить. Ничего с ним не вышло.

Приходилось переделывать, возвращать деньги?

Приходилось переделывать. Те же доски. Один раз точно по моей вине, потому что клей не тот попался. Не так хранили его, может, или подделка, чёрт его знает. С такими изделиями не всё от тебя зависит. Ты заказчикам поясняешь, как ухаживать за досками, как мыть, как маслом протирать, а они замачивают в кипятке, в посудомоечную машину пихают, держат у плиты на кухне.

Один раз приехал к клиенту, смотрю — мои доски у батареи лежат. А она жарит градусов 80, любой щит рассохнется и выгнется. Грузчикам совершенно всё равно, а мне потом объясняться. Попросил их убрать, объяснил, что так нельзя. Убрали.

Как с вредностью на производстве? Кругом же древесная пыль, в фанере, как известно, содержится формальдегид и фенол.

Понятно, что какие-то меры безопасности соблюдаю. Вытяжка, респираторы с угольным фильтром. Но это как в шахте: предохраняйся не предохраняйся, все равно надышишься. Особенно когда шлифуешь.

На семью, на книги остаётся время? Ты же был библиоманом, я помню. Что сейчас читаешь?

Времени мало. Недавно перечитывал «Москву — Петушки».

В офис точно не планируешь возвращаться?

Почему, вернусь. Только при двух условиях: за очень-очень большие деньги и чтобы вообще ничего не делать. Шучу. Нет, я в офис не пойду.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Samusenko Vladislav", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 107, "likes": 127, "favorites": 80, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "38591", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]