Facebook и Instagram. Главное на данный момент

21 марта суд Тверской суд Москвы признал деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta Platforms Inc., экстремистской и запретил их на территории России.
Директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович ответила на основные вопросы по этому решению.

Текст решения суда не доступен в настоящее время для ознакомления, судя по резолютивной части решения, оглашение которой состоялось в публичном формате, суд вынес решение НЕ о признании Мета экстремистской организацией, а о запрете Мета реализовывать свои продукты - Facebook или Instagram – на территории РФ «по основанию осуществления экстремистской деятельности», что – формально - не имеет тех же правовых последствий для пользователей, что и признание организации экстремистской.

Вместе с тем, судя по опубликованным пресс-релизам решение принято 21.03.2022 и сразу вступило в силу с формулировками о признании компании Мета экстремистской организацией. Кроме того, разъяснения РКН от 22.03.2021 также исходят из этого тезиса. В связи с этим, ответы даются, исходя из этой публично доступной информации и будут уточнены по результатам опубликования полного текста судебного решения.

Александра Орехович, Директор по правовым инициативам ФРИИ, к.ю.н.

Вопрос 1. Можно ли сейчас постить в Instagram и Facebook от бизнеса, какие могут быть юридические последствия, репутационные и другие риски? Что будет, если я буду делать посты в Facebook или Instagram?

По разъяснениям официальных лиц (в том числе Генерального прокурора и ряда депутатов Госдумы), использование Instagram и Facebook не является экстремизмом и изготовление постов в этих информационных ресурсах не является наказуемым деянием.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что такие разъяснения и комментарии не являются источниками правовых норм в Российской Федерации. При этом, согласно УК РФ участие в деятельности экстремистской организации является преступлением и наказывается «штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей …. принудительными работами на срок от одного года до четырех лет … либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

При этом, в соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" «под участием в деятельности экстремистской организации (часть 2 статьи 282.2 УК РФ) понимается совершение лицом умышленных действий, непосредственно относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.).».

Очевидно, что продолжение деятельности и публикация постов в запрещенных соцсетях может быть формально-юридически истолковано как «действия, направленные на продолжение деятельности» указанных соцсетей, а значит – участием в экстремистской организации.

Исходя из изложенного, в настоящее время – до появления более подробных и официальных разъяснений, а также до формирования какой-либо практики правоприменения - целесообразно воздержаться от использования Facebook или Instagram, в том числе публикации новых постов, чтобы не подвергать риску применения в отношении пользователя статьи УК.

Вопрос 2. Можно ли вести бизнес в этих социальных сетях?

Статьей 282.3 УК РФ предусмотрена ответственность за действия, состоящие в предоставлении или сборе средств либо оказании финансовых услуг для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (наказывается штрафом до 700 тысяч рублей или лицением свободы от 3 до 8 лет).

В соответствии с пунктом 22.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" «финансированием экстремистской деятельности следует признавать наряду с оказанием финансовых услуг предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации (например, систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц)».

Очевидно, что если продвижение товара, услуги посредством рекламы на платформах Metа, за которую компания будет перечислять денежные средства указанным платформам, может быть истолковано как финансирование деятельности экстремистской организации, даже несмотря на возмездный характер перечисления денежных средств.

Исходя из изложенного, целесообразно воздержаться от осуществления платежей в пользу Facebook и Instagram, в том числе по договорам оказания услуг рекламного характера.

Кроме того, по мнению Роскомнадзора:

1) российские СМИ не должны демонстрировать логотипы Meta и ее соцсетей — Facebook и Instagram;

2) российские СМИ должны маркировать Meta как запрещенную в стране организацию;

3) Facebook и Instagram исключат из реестра соцсетей России;

4) Meta исключат из перечня иностранных лиц, осуществляющих деятельность в интернете на территории РФ.

44
1 комментарий

Можно ли рекламировать иностранного клиента на его территории, при условии, что оплата происходит напрямую от него в рекламный кабинет? (Кабинет так же зарегистрирован в иностранном государстве)

Ответить