Если коротко, вы становитесь спокойнее, счастливее, добрее. Я в моменте медитации и по жизни: мозг обучился, что всё проходит, и приятные и неприятные ощущения. Да, случилась жопа, но давай не будем включать панику, а понаблюдаем, что происходит. И если будем действовать, то спокойно, эффективно и без агрессии.
Я проходил 10-дневную практику в 2016м году летом. Проходил в Гонконге. Туда прилетал один индус. В том же Гонконге после ещё строили большой новый центр Випасаны. Думаю что он уже полностью функционирует.
При прохождении практики у меня где-то на 4 день стали возникать вопросы - что я тут делаю? А зачем? А для чего? Просто хотелось бросить и уехать. И такое вроде возникало у многих людей. Главное нужно было пересилить себя. В итоге пересилил и остался на все 10 дней. Притом потом выяснил, что 10 дневные курсы - это лишь некая своего рода баловство. Были ещё и 30 дневные и вроде бы и 60 дневные. И на 30 дневные не брали тех, кто не был на10 дневных. Притом в хороших центрах (тот же новый центр в Гонконге уже строили таким образом) есть типа что то кельей, в которых сидит лишь один человек. Ему приносят лишь еду и уходят. А он целый день в келье ( в комнатке) один. Притом в нашей группе был один гонконгец, который проходил несколько раз 30 дневные курсы. Ещё был один гонконгец, который искал себя всю жизнь и прошел через многие религии, искал себя в том числе и в лесах Амазонки и нашел себя в итоге в буддизме и Випасане. Он как раз на тот момент участвовал в помощи в строительстве центра в Гонконге.
По поводу озвученных минусов и неких недостатков Випасаны я не пытаюсь высказаться как специалист, а больше как ищущий себя человек. Касательно прерывания цепочки перерождений я читал похожее в одной книге касательно медитаций. И что те же тибетские буддисты как минимум тоже приходят к прерыванию перерождений. И в этом есть что-то верное. Познавая этот мир, познавая своё место на этой планете, познавая такие понятия как судьба (карма), предназначение и прочие моменты начинаешь понимать, что этот мир не стоит и ломаного гроша.
И, к сожалению, в нынешее время, большинство людей к медитации относятся лишь как к некоему инструменту для успокоения. Типа просто успокоить нервы и всё. Хотя, по моему мнению, это инструмент познания себя, познания мира в какой то степени. Я ещё после Випасаны медитируя часто приходил к некоему состоянию, когда тело полностью расслабляется, ты словно перестаешь дышать и не ощущаешь дыхания и ты начинаешь ощущать себя не как тело, а некое сознание в определенной точке в районе головы. Ты ощущаешь словно ты просто есть. И не смотря на то, что тело словно спит, ты словно проснулся и всё ясно ощущаешь. И эти состояния поражают дальнейшую работу над собой. И ты реально начинаешь понимать, что нужно спешить с работой над собой, над сознанием, над познанием.
З.Ы. решил добавить - я во время перерывов выходил на улицу и часто следил за муравьями, бегающими и работающими над пополнением запасов еды. Было любопытно наблюдать за ними. 😁😁 В остальное время я так никогда особо за ними не следил.
что этот мир не стоит и ломаного гроша.Для таких выводов нужно, чтобы было с чем сравнивать.)
Андрей, интересный у вас опыт! да, микромир, муравьи можно во взрослом возрасте заметить и уделить ему внимание только в состоянии осознанности
Одна из лучших статей на vc. Спасибо.
Теперь по сути:
Ключевые идеи випассаны по Гоенке:
Это идеи тхеравады (изначальной версии буддизма), а не конкретно випассаны как таковой, это всего лишь практика, основанная на буддийской теории.
Сама по себе попытка избавиться от страданий порождает новые страдания. Нам все время повторяли: старайтесь не порождать новые санкары. Старание уже создает невроз и порождает парадкс, когда мы думаем: «Черт, я породил санкару!» и от этого порождаем новую.
Вы не совсем верно поняли. Не попытка избавиться от страданий, а прекратить порождение новых причин для страданий (чему вас, собственно, и учили на ретрите).
Гоенка делит человека на плохое и хорошее и предлагает избавиться от нечистот ума. Опять же, это оценочное суждение, которое только добавляет невроз.
Нечистоты ума и порождают страдания, см.выше.) Поэтому здесь нет никаких оценочных суждений - все, что вас заставляет оставаться в сансаре (здесь - испытывать омрачения ума) есть плохо. Собсно, это и есть основной буддийский концепт.
Влечение и отвращение даны нам не только, чтобы наблюдать их и переживать. Еще это сигналы: если ты чувствуешь отвращение, значит ты либо съел не то, либо переел. Если ты чувствуешь влечение, это сигнал о неудовлетворенной потребности.
Вам нужно немного подтянуть теорию.) Когда вы правильно наблюдаете любые ощущения, а в идеале вы не должны их делить на +/-, то понимаете и отделяете ощущения ума и тела. И делаете соответствующие выводы, что тяжесть в голове вызвана или новостями из ящика или вы что-то не то съели.)
Пока мне не подходит цель и образ жизни, предлагаемый в буддизме в интерпретации Гоенки. Я не хочу прервать цепочку перерождений, придя от сансары к нирване. Мне еще есть что поделать на этой грешной земле.
К Нирване вы в этой жизни и не придете, не бойтесь.) Индийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме потребовалось 500 перерождений, прежде чем он стал персонажем по имени Будда.
И я не готова следовать образу жизни, при котором ты ведешь себя максимально праведно (там много пунктов, начиная от алкоголя и мяса, заканчивая одеждой).
Гоенка все же не представитель христианской цивилизации, поэтому его образ жизни подходит бирманцам и иже с ними, а не европейцам.
А в целом я бы всем, при возможности, советовал бы эту практику именно в формате ретрита, потому что дома и так может себе каждый випассинить с утра до вечера.)
как-то не сходится, если Гаутама перерождался 500 раз, то каждое его перерождение длилось в среднем 5 лет при условии если он стал Буддой вчера
хотя если он перерождался в основном муравьем, то ок
Богдан, спасибо за отзыв. комментирую тоже по пунктам:
"Вы не совсем верно поняли. Не попытка избавиться от страданий, а прекратить порождение новых причин для страданий (чему вас, собственно, и учили на ретрите)"
1. стремление не порождать новые санкары, на мой взгляд, само по себе порождает новые санкары: влечения (к состоянию рановесия), отвращения (ой ой какой ужас, я породил санкару!)
2. нам подавали это именно так, это избавление от страданий: не порождаем новые, плюс старые санкары входят на поверхность, когда мы не порождаем новые, и мы их отпускаем
"Нечистоты ума и порождают страдания, см.выше.) Поэтому здесь нет никаких оценочных суждений - все, что вас заставляет оставаться в сансаре (здесь - испытывать омрачения ума) есть плохо. Собсно, это и есть основной буддийский концепт."
да, и считаю, в делении себя не чистое и нечистое, плохое и хорошее вызывает невроз. Это еще один способ себя замочить. При этом я говорю не о технике (она прекрасна), а философии, которое делит на плохое и хорошее (что не клеится с безоценочным подходом, который тут же проповедуется)
"Вам нужно немного подтянуть теорию.) Когда вы правильно наблюдаете любые ощущения, а в идеале вы не должны их делить на +/-, то понимаете и отделяете ощущения ума и тела. И делаете соответствующие выводы, что тяжесть в голове вызвана или новостями из ящика или вы что-то не то съели.)"
именно так я и написала, что ощущения по технике не нужно делить на приятные и неприятные. И как раз, не нужно делать вывод, в рамках техники и во время медитации. Делая вывод, вы снова запускаете механизм "анаоих-оценка-вывод-реакция". А идея в том, чтобы переживать ощущения, не запуская эту цепочку. И я хочу добавить, что после медитации все же стоит проанализировать, а откуда взялись отвращение и влечение, о чем они говорят и поменять что-то не только в медитации, но и реальными действиями в жизни.
"К Нирване вы в этой жизни и не придете, не бойтесь.) Индийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме потребовалось 500 перерождений, прежде чем он стал персонажем по имени Будда."
вы неправильно меня поняли. у меня нет заблуждения, что по теории випассаны можно прервать цепочку перерождений в этой жизни. Я говорю, что цель - остановить перерождения в целом не кажется мне вдохновляющей, не важно, в какой жизни.
Прочитала с удовольствием! Большое спасибо, что поделились интересным опытом!