Випассана: как найти внутренние опоры, когда внешние рухнули

9 марта я вышла с 10 дневного курса випассаны, который проходила в период начала спецоперации. Я была без связи: у нас забирали телефоны, запрещено разговаривать.

Випассана: как найти внутренние опоры, когда внешние рухнули

План был такой: я беру дочку, летим вдвоем в Екатеринбург 25 февраля, где я сдаю ребёнка родителям и еду просветляться и ментально очищаться. По правилам курса у вас забирают телефон и все средства связи, и ты принимаешь обет молчания на 9 дней.

Всё было спланировано до мелочей: я распределила между командой, кто на какие вопросы отвечает в Телеграме. С клиентами согласован мой отпуск, ребёнок на попечении бабушек.

Но за день до вылета, 24 февраля, мы все проснулись очень тревожной обстановке. Вечером меня накрыла паника: как можно лететь и оставаться без связи в такой ситуации? Ведь через 10 дней, когда мне выдадут телефон, может оказаться, что я вернусь в совершенно новый мир. Я всю жизнь прожила в информационном пузыре, у меня политический кретинизм, и была совсем не в курсе обстоятельств, предшествующих 24 февраля. Я не понимала, куда идти читать новости и чему можно доверять.

Открывала местное калининградское СМИ, и кукуха плавно съезжала: там уже писали о резком росте цен на продукты, о проверке состояния бомбоубежищ и перспективе воздушной блокады. Мы живём в Калининградской области, которая не имеет общих границ с Россией. А значит, авиапространство до дома лежит над Европой, и может быть заблокировано. Более того, если что-то произойдёт, то от нашей области, самого западного региона России, вообще ничего не останется.

Я поговорила с другом, появилось хоть какое-то представление о происходящем. И пришло понимание, что моё присутствие и тревожный мониторинг новостей ни на что не повлияют. Я решила ехать.

Читайте дальше, если вам интересно:

  • что я там нашла внутри себя
  • почему считаю технику медитации необходимой для любого человека (практикуй её каждый, мир бы не оказался в той жопе, где мы сейчас)
  • с чем я не согласна в философии випассаны (именно философии, техника - прекрасна)

Что такое випассана по Гоенке

Прошла випассану, и теперь понимаю, что это было необходимо мне ещё лет 20 назад. А сейчас, когда тревожность зашкаливает, поток информации сносит, и почва уходит из-под ног, просто крайне своевременно. На 10 дней я полностью отключилась от внешнего мира и ушла в свою внутреннюю Монголию.

Випассана — это техника медитации, зародилась в Индии 2500 лет назад как «универсальное средство от всех печалей». Гоенка — наставник, который нашел в Бирме утерянную технику (а создал ее Будда), и заново открыл ее для мира.

Техника на курсе кардинально отличается от того, как я раньше медитировала. В переводе с языка пали «випассана» означает «видеть реальность такой, какая она есть». Медитатор не концентрируется на словах, мантрах или образах, не пытается специально что-то расслабить. Он наблюдает ощущения в теле такими, какие они есть в данный момент.

Ключевые идеи випассаны по Гоенке:

1. Жизнь — страдания.

Мы страдаем, потому что порождаем санкары. То есть наш ум все время:

— хочет то, чего нет — испытывает влечение;

— пытается избежать того неприятного, что есть — испытывает отвращение.

2. Как мы страдаем от санкар отвращения.

Как только младенец впервые дал оценку: «мокрые пеленки — плохо, надо кричать», цепочка к страданиям запущена. Освободиться можно, если развить внутреннего наблюдателя, который воспринимает информацию, но не оценивает и не реагирует.

Как это не реагирует, скажите вы? Если пеленка мокрая, ее надо сменить, если рука задела раскаленную сковородку, ее надо отдернуть. Всё так, и философия не отрицает необходимости действовать, а иногда ситуация требует решительных действий.

Проблема в том, что если вы реагируете бессознательно, то:

— в аффекте можете натворить зло, в котором не было необходимости,

— автоматически и фоново страдаете от запаха соседа, неудобных штанов, необходимости рано вставать. А можно было просто принимать эти ощущения, не запуская оценочного и реагирующего механизма.

3. Как мы страдаем от санкар влечения.

Ребенок первый раз попробовал мороженое, рецепторы послали в мозг приятное ощущение, и он оценил: «Восхитительно, хочу ещё!» И мы получаем трехлетку на полу в магазине, который визжит: «Куупиии морозееноееее!!!» Или 30-летнюю женщину, которая не может избавиться от привязанности к женатому мужчине.

Санкары влечения порождают новые санкары, поэтому мы никак не можем получить удовлетворение от того, что имеем. Нам все время нужно машину покруче, яхту побольше.

4. Освободиться от страданий можно, натренировав ум.

Чтобы избавиться от санкар увлечения, мы тренируем мозг наблюдать за приятными ощущениями, но не привязываться к ним: «Да, сейчас хорошо, но это — пройдет, и у меня не будет ожиданий, что ощущение вернется».

Как не порождать санкар отвращения, то есть принимать без страданий то, через что реальность заставляет пройти? Тренируем мозг не оценивать и не реагировать на автомате при столкновении с болью, дискомфортом, нежелательным развитием событий: «Новое ощущение, понаблюдаю, сколько оно продлится».

Любые ощущения проходят: приятные и неприятные.

5. Когда мы не порождаем новые санкары, старые выходят на поверхность, ослабевают и исчезают.

За годы жизни (а если вы верите в буддизм, то и за прошлые жизни) мы накопили массу санкар. Представляете, сколько раз мы испытывали страдания, что у нас чего-то нет или не устраивает то, что есть? Каждое это страдание породило след — санкару. Когда мы медитируем, то испытываем ощущение, но не реагируем, то есть не порождаем новых санкар. В этот момент старые санкары выходят на поверхность. Это как старая рана, вытесненная детская травма, которая достигла поверхности сознания. Кто-то на курсе беззвучно плачет, кто-то рыдает.

Как проходил курс випассаны

Как всё организовано

Центры есть по всему миру. Вы приходите бесплатно, но если прошли курс полностью, и вам понравилось, можете оставить пожертвование. Исключительно на эти деньги центр и живёт. А готовят, убирают и всё организовывают волонтёры — те, кто прошёл курс, оценил его пользу и захотел, чтобы как можно больше людей избавились от страданий и стали добрее.

Сон

Подъём в 4 утра, отбой в 21 30. Я жаворонок, и это беспокоило меня меньше всего.

Еда

Простая вегетарианская пища, плотный завтрак (хлеб с маслом и повидлом был главным гастрономическим впечатлением дня), менее плотный обед, а на ужин только молоко и фрукты. Это меня тоже не особо парило, я брала немного орешков (но правила это запрещают), и еды хватало. Хотя потеряла 2 кило, а мясо до сих пор не лезет.

Быт

Жили в детском лагере Искорка по 4 человека в палате. Душ: 2 штуки на этаже, были перебои с водой и небольшие очереди. Это засада, я слишком привязана к комфорту и личному пространству. Но это полезно, теперь, если надо, могу без проблем поспать в хостеле в общей комнате. Женские и мужские территории строго разделены везде, даже на мужскую половину зала медитации заходить нельзя.

Молчание

Меня пугали двумя вещами: молчанием и сквозняками. Мы правда молчали 9 дней. Можно обращаться к служителю, если есть бытовой вопрос, и к учителю по технике медитации. Но когда объявили, что с этого момента разговаривать нельзя, я как-то выдохнула. Не люблю smalltalk с незнакомыми у раковины и мелкие конфликты о проветривании или кто был первым в очереди в душ. Сквозняков тоже хотелось бы побольше: в зале для медитации на 130 человек, где всё дышат и потеют, мне не хватало кислорода.

Спорт и движение

Это был самый большой страх. Я каждый день занимаюсь: йога, тренажерка, ходьба. Здесь любые занятия запрещены. Можно медленно ходить на небольшом пятачке. Я нарезала круги так медленно насколько могла (хотя девочки потом говорили, что я носилась), как волк в клетке. И опять нарушала правила: занималась на коврике в комнате по 30 минут с утра.

При этом мы сидели в медитации по 7 часов в день.Думала, спина скукожится без движений и сидения без опоры. Вышло наоборот: во-первых, я разминалась каждый час. Во время работы сидишь в кресле, всё внимание в Zoom и не замечаешь, как затекла шея. А тут внимание в теле, затекло — разминаешь в перерыве. Плюс скамья для медитации без спинки оказалась неожиданно удобной: я всё время сидела с прямой спиной и приобрела привычку сводить лопатки и не горбиться.

Что я ощутила

Первый день тишины я заметила две вещи:

  • как перевозбужден мозг. Мы всё время потребляем информацию, реагируем и принимаем решения. А тут за тебя решено всё: что ешь на обед, чем и во сколько занимаешься.
  • мозг как бешеная обезьяна скачет с ветки на ветку. Я и раньше когда медитировала, замечала это. Но когда ты пятый час пытаешься следить за дыханием, а ум мусолит прошлое, прогнозирует будущее, напевает бамболэйййоо. Но никогда не присутствует здесь и сейчас. Ум — дикий зверь, мощный и безудержный, его нужно приучать концентрироваться.

Хотите проверить, насколько перевозбужден ваш ум? Простой тест: посмотрите, сколько длится ваша минута. Засеките время, но без звукового сигнала. Не считайте в уме, а представьте, когда минута закончилась. Прошло меньше минуты? Чем меньше, тем сильнее перевозбужден ваш мозг

Зачем это всё?

Если коротко, вы становитесь спокойнее, счастливее, добрее. Я в моменте медитации и по жизни: мозг обучился, что всё проходит, и приятные и неприятные ощущения. Да, случилась жопа, но давай не будем включать панику, а понаблюдаем, что происходит. И если будем действовать, то спокойно, эффективно и без агрессии.

На интеллектуальном уровне мы все всё понимаем. Психолог объяснил вам, как вы наступаете на грабли, вы прочитали десяток книг. Но мы реагируем автоматически и ходим по замкнутому кругу. Только изменив автоматическую реакцию, мы можем изменить себя.

Как випассана помогает избавиться от автоматических реакций

Курс длится 10 дней, в это время вы находитесь без средств связи, молчите и медитируете по 5-7 часов в день. Не как угодно, а по четким инструкциям. Вот как это было у меня.

В первый день я почувствовала облегчение от того, что у меня нет телефона, чтобы свайпить, я молчу и не принимаю никаких решений. Информационный поток стих, ум успокоился, сознание прояснилось. Но этого можно достичь и без випассаны: едешь в безлюдное место и отдыхаешь один.

Первый шаг техники — наблюдение за дыханием. Стало заметно, насколько безумен ум. Он бесконечно пережевывает прошлое, прогнозирует будущее, перескакивает с одного на другое и никогда не присутствует здесь и сейчас.

Гоенка (основатель центров випассаны) так описывает безумие ума: бедному безумному старику, который не ел 3 дня, дали тарелку с едой. Он набросился на неё, начал есть. Потом тарелка превратилась в мочалку, а он оказался в ванной и стал мыться. Потом, мочалка превратилась в яд, и старик набросился на того, кто дал ему поесть с криком: «Ты хочешь меня убить!». Это очень хорошо описывает, как ум перескакивает с одного на другое, не осознавая реальность. Это можно почувствовать и без випассаны. Просто практикуя любую технику медитации или даже просто йогу и пранаяму.

Следующий этап медитации: нужно сконцентрировать внимание на треугольнике от носа до губ. И чувствовать все ощущения на нем. Сначала ты просто ничего не чувствуешь, потом кажется тут зачесалось, там подуло. А потом еще сужаем поверхность осознания до маленького участка над губой. И ум начинает различать более тонкие ощущения. Этого можно достичь без випассаны, медитируя по этой технике дома.

На 4-ый день нам дали новую технику. К этому моменту мы уже три дня по 5-7 часов проводили сидя в медитации, но все постояннно шебуршали, меняли позу, выходили. И теперь нужно было высидеть 1 час без движения и с закрытыми глазами. Вот тут началась настоящая практика, которую не даст ничего, кроме випассаны.

Первое, что я испытала — паника. Как будто меня замуровали заживо в стене и оставили умирать. Когда ты не можешь открыть глаза и посмотреть на время, час становится вечностью.

Когда ничего не остается больше, ты наконец делаешь то, от чего ты до этого убегал в коридор попить водички, в воспоминания и планы. С максимальной концентрацией я следовала технике: перемещала внимание от макушки до ног и в обратном направлении. Останавливаясь на каждом участке тела и дожидаясь ощущений. Сначала ты чувствуешь только грубые ощущения: жар в груди, боль в лопатке, резинку от штанов. Постепенно чувствуешь тонкие ощущения: покалывание, шевеление волосков. И еще массу переживаний, у которых нет название и только одно описание: я есть, я присутствую здесь и сейчас.

Другие техники медитации: концентрация на словах, счете, свече или образе работают иначе. Только проживая ощущения в теле и не реагируя, мы познаем истину.

Что конкретно во мне изменилось

  • Теперь я не так боюсь боли. Я знаю, как можно ее наблюдать и она от этого меняется, уменьшается, растворяется.
  • Я знаю, как избавиться от скуки и мучительного ожидания. Я могу залипнуть в моменте, наблюдая за ощущениями. Знаю, какими бы бесконечными и мучительными они не казались, они пройдут.
  • У меня пропали заусеницы: перестала нервно их ковырять. Разжались челюсти, и я стала замечать, когда напрягаются.
  • Я увидела свой персональный невроз. На интеллектуальном уровне я и так его понимала. Я именно увидела, как сама загоняю себя в страдания
  • Когда вышла, стала в разы меньше смотреть соцсети.
  • Пару раз я испытала странные ощущения, не во время медитации. Мы стояли в очереди в столовую, я смотрела на кофту стоящей впереди и видела каждый катышек. Ум молчал. Я ощущала реальность. Всего несколько секунд, но каких.
  • Кажется, мне переустановили ПО. Когда нам разрешили разговаривать на 10-ый день, соседка спросила, чем я занимаюсь, и у меня не сразу поучилось вспомнить и объяснить, кто такой интернет-маркетолог. Я сотни раз рассказывала это на курсах и вебинарах. Но было ощущение, что информация где-то далеко, изменился путь к файлам и надо искать их заново. Я плохо говорила первые 2 дня. А когда приехала домой, на пару секунд зависла с мусором — не могла вспомнить, где у нас стоит ведро.

Техника — невероятно мощная. Но с теорией випассаны, как она подана Гоенкой, я согласна не во всем.

С чем я не согласна в теории випассаны

С этой частью я согласна:

Мы страдаем, потому что порождаем санкары. То есть наш ум все время:

  • хочет то, чего нет — испытывает влечение;
  • пытается избежать того неприятного, что есть — испытывает отвращение.

А вот с чем я не согласна:

  • Сама по себе попытка избавиться от страданий порождает новые страдания. Нам все время повторяли: старайтесь не порождать новые санкары. Старание уже создает невроз и порождает парадкс, когда мы думаем: «Черт, я породил санкару!» и от этого порождаем новую.
  • Я хочу принимать себя полностью, со всеми санкарами. Сама их породила, не их и растворять.
  • Гоенка делит человека на плохое и хорошее и предлагает избавиться от нечистот ума. Опять же, это оценочное суждение, которое только добавляет невроз.
  • Мне не понравилось давление, с которым подана техника, по 6 раз в день голос на пленке повторял «Работайте усердно, прилежно и терпеливо. У вас так мало времени, не теряйте ни минуты, не тратьте его на сон». Обязательная общая медитация была 4 раза в день, в это время я медитировала изо всех сил, с максимальной концентрацией. Были в расписании и часы, когда ты можешь медитировать у себя в комнате. В это время иногда я спала, иногда делала упражнения, а иногда медитировала. Для меня это не спринт, а марафон. Мне еще всю жизнь этим заниматься, я понимала, что если буду жестить и медитировать как не в себя, может возникнуть отвращение, я выдохнусь и уеду.
  • Влечение и отвращение даны нам не только, чтобы наблюдать их и переживать. Еще это сигналы: если ты чувствуешь отвращение, значит ты либо съел не то, либо переел. Если ты чувствуешь влечение, это сигнал о неудовлетворенной потребности.
  • Пока мне не подходит цель и образ жизни, предлагаемый в буддизме в интерпретации Гоенки. Я не хочу прервать цепочку перерождений, придя от сансары к нирване. Мне еще есть что поделать на этой грешной земле. И я не готова следовать образу жизни, при котором ты ведешь себя максимально праведно (там много пунктов, начиная от алкоголя и мяса, заканчивая одеждой).

Однако судя по моему опыту, эта практика меняет тебя, как не может психотерапия. Читать и слушать лекции о просветлении и медитировать, это примерно как читать книги о детях и иметь их. Вроде на уровне слов всё понятно, но проживание этого опыта меняет тебя изнутри.

2828
22 комментария

Я проходил 10-дневную практику в 2016м году летом. Проходил в Гонконге. Туда прилетал один индус. В том же Гонконге после ещё строили большой новый центр Випасаны. Думаю что он уже полностью функционирует.
При прохождении практики у меня где-то на 4 день стали возникать вопросы - что я тут делаю? А зачем? А для чего? Просто хотелось бросить и уехать. И такое вроде возникало у многих людей. Главное нужно было пересилить себя. В итоге пересилил и остался на все 10 дней. Притом потом выяснил, что 10 дневные курсы - это лишь некая своего рода баловство. Были ещё и 30 дневные и вроде бы и 60 дневные. И на 30 дневные не брали тех, кто не был на10 дневных. Притом в хороших центрах (тот же новый центр в Гонконге уже строили таким образом) есть типа что то кельей, в которых сидит лишь один человек. Ему приносят лишь еду и уходят. А он целый день в келье ( в комнатке) один. Притом в нашей группе был один гонконгец, который проходил несколько раз 30 дневные курсы. Ещё был один гонконгец, который искал себя всю жизнь и прошел через многие религии, искал себя в том числе и в лесах Амазонки и нашел себя в итоге в буддизме и Випасане. Он как раз на тот момент участвовал в помощи в строительстве центра в Гонконге.
По поводу озвученных минусов и неких недостатков Випасаны я не пытаюсь высказаться как специалист, а больше как ищущий себя человек. Касательно прерывания цепочки перерождений я читал похожее в одной книге касательно медитаций. И что те же тибетские буддисты как минимум тоже приходят к прерыванию перерождений. И в этом есть что-то верное. Познавая этот мир, познавая своё место на этой планете, познавая такие понятия как судьба (карма), предназначение и прочие моменты начинаешь понимать, что этот мир не стоит и ломаного гроша.
И, к сожалению, в нынешее время, большинство людей к медитации относятся лишь как к некоему инструменту для успокоения. Типа просто успокоить нервы и всё. Хотя, по моему мнению, это инструмент познания себя, познания мира в какой то степени. Я ещё после Випасаны медитируя часто приходил к некоему состоянию, когда тело полностью расслабляется, ты словно перестаешь дышать и не ощущаешь дыхания и ты начинаешь ощущать себя не как тело, а некое сознание в определенной точке в районе головы. Ты ощущаешь словно ты просто есть. И не смотря на то, что тело словно спит, ты словно проснулся и всё ясно ощущаешь. И эти состояния поражают дальнейшую работу над собой. И ты реально начинаешь понимать, что нужно спешить с работой над собой, над сознанием, над познанием.

З.Ы. решил добавить - я во время перерывов выходил на улицу и часто следил за муравьями, бегающими и работающими над пополнением запасов еды. Было любопытно наблюдать за ними. 😁😁 В остальное время я так никогда особо за ними не следил.

4
Ответить

что этот мир не стоит и ломаного гроша.Для таких выводов нужно, чтобы было с чем сравнивать.)

1
Ответить

Андрей, интересный у вас опыт! да, микромир, муравьи можно во взрослом возрасте заметить и уделить ему внимание только в состоянии осознанности

Ответить

Одна из лучших статей на vc. Спасибо.

Теперь по сути:

Ключевые идеи випассаны по Гоенке:

Это идеи тхеравады (изначальной версии буддизма), а не конкретно випассаны как таковой, это всего лишь практика, основанная на буддийской теории.

Сама по себе попытка избавиться от страданий порождает новые страдания. Нам все время повторяли: старайтесь не порождать новые санкары. Старание уже создает невроз и порождает парадкс, когда мы думаем: «Черт, я породил санкару!» и от этого порождаем новую.

Вы не совсем верно поняли. Не попытка избавиться от страданий, а прекратить порождение новых причин для страданий (чему вас, собственно, и учили на ретрите).

Гоенка делит человека на плохое и хорошее и предлагает избавиться от нечистот ума. Опять же, это оценочное суждение, которое только добавляет невроз.

Нечистоты ума и порождают страдания, см.выше.) Поэтому здесь нет никаких оценочных суждений - все, что вас заставляет оставаться в сансаре (здесь - испытывать омрачения ума) есть плохо. Собсно, это и есть основной буддийский концепт.

Влечение и отвращение даны нам не только, чтобы наблюдать их и переживать. Еще это сигналы: если ты чувствуешь отвращение, значит ты либо съел не то, либо переел. Если ты чувствуешь влечение, это сигнал о неудовлетворенной потребности.

Вам нужно немного подтянуть теорию.) Когда вы правильно наблюдаете любые ощущения, а в идеале вы не должны их делить на +/-, то понимаете и отделяете ощущения ума и тела. И делаете соответствующие выводы, что тяжесть в голове вызвана или новостями из ящика или вы что-то не то съели.)

Пока мне не подходит цель и образ жизни, предлагаемый в буддизме в интерпретации Гоенки. Я не хочу прервать цепочку перерождений, придя от сансары к нирване. Мне еще есть что поделать на этой грешной земле.

К Нирване вы в этой жизни и не придете, не бойтесь.) Индийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме потребовалось 500 перерождений, прежде чем он стал персонажем по имени Будда.

И я не готова следовать образу жизни, при котором ты ведешь себя максимально праведно (там много пунктов, начиная от алкоголя и мяса, заканчивая одеждой).

Гоенка все же не представитель христианской цивилизации, поэтому его образ жизни подходит бирманцам и иже с ними, а не европейцам.


А в целом я бы всем, при возможности, советовал бы эту практику именно в формате ретрита, потому что дома и так может себе каждый випассинить с утра до вечера.)

2
Ответить

как-то не сходится, если Гаутама перерождался 500 раз, то каждое его перерождение длилось в среднем 5 лет при условии если он стал Буддой вчера
хотя если он перерождался в основном муравьем, то ок

Ответить

Богдан, спасибо за отзыв. комментирую тоже по пунктам:
"Вы не совсем верно поняли. Не попытка избавиться от страданий, а прекратить порождение новых причин для страданий (чему вас, собственно, и учили на ретрите)"
1. стремление не порождать новые санкары, на мой взгляд, само по себе порождает новые санкары: влечения (к состоянию рановесия), отвращения (ой ой какой ужас, я породил санкару!)
2. нам подавали это именно так, это избавление от страданий: не порождаем новые, плюс старые санкары входят на поверхность, когда мы не порождаем новые, и мы их отпускаем
"Нечистоты ума и порождают страдания, см.выше.) Поэтому здесь нет никаких оценочных суждений - все, что вас заставляет оставаться в сансаре (здесь - испытывать омрачения ума) есть плохо. Собсно, это и есть основной буддийский концепт."
да, и считаю, в делении себя не чистое и нечистое, плохое и хорошее вызывает невроз. Это еще один способ себя замочить. При этом я говорю не о технике (она прекрасна), а философии, которое делит на плохое и хорошее (что не клеится с безоценочным подходом, который тут же проповедуется)
"Вам нужно немного подтянуть теорию.) Когда вы правильно наблюдаете любые ощущения, а в идеале вы не должны их делить на +/-, то понимаете и отделяете ощущения ума и тела. И делаете соответствующие выводы, что тяжесть в голове вызвана или новостями из ящика или вы что-то не то съели.)"
именно так я и написала, что ощущения по технике не нужно делить на приятные и неприятные. И как раз, не нужно делать вывод, в рамках техники и во время медитации. Делая вывод, вы снова запускаете механизм "анаоих-оценка-вывод-реакция". А идея в том, чтобы переживать ощущения, не запуская эту цепочку. И я хочу добавить, что после медитации все же стоит проанализировать, а откуда взялись отвращение и влечение, о чем они говорят и поменять что-то не только в медитации, но и реальными действиями в жизни.
"К Нирване вы в этой жизни и не придете, не бойтесь.) Индийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме потребовалось 500 перерождений, прежде чем он стал персонажем по имени Будда."
вы неправильно меня поняли. у меня нет заблуждения, что по теории випассаны можно прервать цепочку перерождений в этой жизни. Я говорю, что цель - остановить перерождения в целом не кажется мне вдохновляющей, не важно, в какой жизни.

Ответить

Прочитала с удовольствием! Большое спасибо, что поделились интересным опытом!

Ответить