Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

Меня зовут Андрей Захарченко, я руководитель логистической компании Standard Trade. За последние семь недель у партнёров и СМИ возникло много вопросов о грузоперевозках: правда ли с китайскими партнёрами лучше заключать контракты в юанях, действительно ли сейчас нет транспорта для перевозок — отвечаю в этом материале.

Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

Сейчас можно не обращать внимание на курс доллара по ЦБ

Это миф. Стоит помнить, что курс ЦБ — это всего лишь курс биржи, зафиксированный в определённый момент времени. Да, курс доллара в обменниках Москвы действительно сильно выше, чем курс ЦБ.

Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

При этом, по официальному курсу ЦБ:

  • Считаются таможенные платежи.
  • Рассчитываются договоры внутри России, привязанные к иностранной валюте.
  • С поправкой на время и спред банка покупают валюту юрлица. Точнее юрлица покупают валюту по биржевому курсу плюс комиссия банка. Но ЦБ с 2014 года перешёл к плавающему курсу рубля и каждый рабочий день обновляет курс, фактически лишь фиксируя ситуацию на бирже на текущий момент.

Импортеры должны переплачивать банкам за покупку валюты

Это не совсем миф. 3 марта ЦБ ввёл правило про комиссию на покупку валюты для физлиц в размере 30%, а уже 4 марта уменьшил комиссию до 12%, но сделал её обязательной и для физлиц и юрлиц.

Формально, это правило не распространялось на импортеров, покупающих валюту для оплаты поставщикам за рубежом. Но все банки интерпретировали правило по-разному. В частности, «Тинькофф», недолго думая, продавал доллары со спредом в 20 рублей.

Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

Затем ситуация несколько стабилизировалась, но банки продолжали импровизировать с комиссиями.

Что происходит на международном рынке грузоперевозок на фоне «спецоперации»: восемь мифов и их объяснение

11 апреля правило 12% было отменено. Тем не менее курс обмена валюты по-прежнему зависит от политики банка. Сейчас нормальной ситуация — курс от +50 копеек до +4 рублей с увеличением спреда в дни высокой волатильности.

Контракты с китайскими поставщиками лучше заключать в юанях

Частично миф. Банки, попавшие под санкции, сейчас не могут переводить доллары и евро.

Официальное сообщение от «Альфа-банка»
Официальное сообщение от «Альфа-банка»

Другие банки спокойно работают и могут переводить как в долларах, так и в евро. Есть вероятность санкций на все банки в России, как и отключение от SWIFT — мы оцениваем такую вероятность как низкую. Но, как говорится, надейся на лучшее, готовься к худшему. Строго говоря, даже если такие жесткие санкции наступят, переподписать и заново поставить на учеты контракты в банк будет возможно.

Сейчас нет транспорта для перевозки грузов, а тот что есть, очень дорог

Миф. Ситуация с уходом крупнейших контейнерных операторов Maersk, MSC, CMA CGM и прочих скомпенсировалась снижением потока импорта и увеличением экспорта по китайскому направлению. Подробнее можно почитать в статье в Forbes, где есть и мои комментарии.

Что касается цифр: если в феврале цены за 40-футовый контейнер по железнодорожному маршруту Шанхай-Москва составляла порядка $14 тысяч, то актуальная ставка сейчас — около $10 тысяч. Маршрут Шанхай–Владивосток–Москва будет стоить больше $11 тысяч.

Стабилизировалась ситуация и с авиадоставками:

  • Цены выше февральских — $5 за 1 кг против $4 за 1 кг.
  • Но ниже мартовских — $7 за 1 кг.

Китай закрыт на карантин

Частично миф.

Несмотря на то, что коронавирус исчез из новостной повести, он не исчез из жизни
Несмотря на то, что коронавирус исчез из новостной повести, он не исчез из жизни

В Китае идет самая сильная волна коронавируса за всю историю. Китай крайне нетолерантен к эпидемии. Но весь Китай не стоит. Блокируются отдельные города, работа возобновляется сразу же после окончания критической фазы.

За два года пандемии выработалась система. Сейчас максимальный срок простоя в поставках из-за короновируса может составлять две-три недели.

Китай даёт скидки русским на товары

Правда. Как ни странно. По нашему опыту, фабрики готовы пойти на скидку, только надо попросить. Советуем не стесняться.

Тут дело не в излишней доброте. А в более прозаических моментах: желании показать видимость поддержки в трудной ситуации и не потерять клиента, который из-за девальвации рубля может перестать делать заказы вообще.

Тут можно возразить, что в отсутствие конкурентов в Европе и США китайские производители начнут выламывать руки. Но практика расходится с теорией. В первую очередь потому, что нет абстрактного единого «Китая». Есть сотни тысяч фабрик и самая обыкновенная конкуренция.

Чжоу начал выламывать руки? Ок, уйду к Гуаньюю. Собственно, это же и главная причина снижать цены: клиенты из России становятся слишком чувствительны к цене и ищут возможности привезти дешевле за счет смены поставщика.

В России развивается параллельный импорт и можно легально завозить iPhone

Это миф. Глобальных изменений в реестр объектов интеллектуальной собственности внесено не было.

У всех брендов есть соответствующий правообладатель
У всех брендов есть соответствующий правообладатель

И даже если государство официально разрешит ввоз товаров в обход правообладателя, нужно понимать, что производитель просто не продаст вам товар, производимый западной компанией на его мощностях.

Сложности в получении товаров из Европы из США подстегнут импортозамещение

Миф. Нет, не подстегнут. Только если китайское.

Друзья, постарался собрать тут все ответы на вопросы, которые мне задавали, но мог что-то упустить. Буду рад ответить на другие вопросы в комментариях.

А ещё недавно завел Telegram-канал, туда пишу актуальную информацию по транспорту, импорту и Китаю, подписывайтесь.

4747
39 комментариев

Здравствуйте.

Предписание адресовано лично профессиональным участникам рынка ценных бумаг и никак не влияет на конвертацию валюты с транзитных счетов. В личном кабинете юридических лиц отображается актуальный курс.

1
Ответить

Какая-то странная статья "на рынке грузоперевозок", в которой рассказывается про платежи, скидки, банки, все, но не про грузоперевозки.

- Грузоперевозки из Европы почти остановились из-за зеркальных санкций на движение грузового транспорта. Казахи уже послали нас лесом.
- Транзит в Калининград вырос до 300к за машину. Так ещё и пускают не все грузы, хотя латыши подписывали какие-то обязательства по недопущению ограничения транзита в анклав. Могут быть серьезные последствия для трибалтийцев.
- Возить из Китая морем стало нереально: тяжело и погрузиться, почти невозможно потом выплыть из Европы.
- Порт в Питере потерял 95% в своем обороте.
- Тяжело плыть до Владивостока. Порт оказался просто не готов к такому объему.
- РЖД не готов к такому объему, перегрузка в порту Владивостока или выгрузка в Ховрино может идти неделями.
- Одновременно с этим, железка остаётся чуть ли не единственным нормальным вариантом. Появились прямые маршруты.
- Авиа уже неделю никто не подтверждает. Пока что ссылаются на корону.

22
Ответить

Наше основное направление - Китай, поэтому пишу про то, о чем знаю. К тому же 5-й пакет санкций наложил крайне жесткие ограничения на транспортировку из Европы, это направление стоит в принципе
Про море из Китая не соглашусь - нереально было вывезти в марте, когда перестали работать 4 из 5 крупнейших контейнерных операторов по российскому направлению. Естественно я говорю о пути через Дальний Восток, а не через Питер. Собственно, Владивосток сейчас свободен, импорт упал на 30%. Откуда у вас информация, что в порту пробки, тем более если вы сами говорите, что тяжело погрузиться на судно?
В Ховрино, Ворсино и Электростали были заторы, опять же, в марте. Тогда выгрузка занимала порядка 2-х недель. Последний контейнер пришел в пятницу 15 апреля, был выгружен и растаможен вчера, 18 апреля
Авиа вылетает из тех городов, где нет ковидных ограничений (т.е. из 90% городов)

3
Ответить

Ах, да, купить валюту не проблема, платежи проходят день-в-день, цены и отсрочки зависят исключительно от ваших взаимоотношений с китайскими партнёрами, некоторые китайские города сидят в жёстком локдауне.

2
Ответить

Авиа тоже полный жопас

Ответить