Зачем нужны интеллект-карты и как их использовать
Кажется, что идеи витают в воздухе. Стоит захотеть, и одна, гениальная, тут же прилетит к нам в руки. Да, иногда так происходит. Но часто процесс генерирования идей — мучительно-сложный. Стив Роулинг, автор книги «Я хочу больше идей!» издательства «Манн, Иванов и Фербер», предлагает разбудить мышление и прокачать креативные мышцы с помощью интеллект-карт. Рассказываю, что это такое и как их использовать.
Что такое интеллект-карта
Традиция визуально представлять идеи в виде диаграмм и сетей восходит ещё к философам III века. Но безусловную популярность «интеллект-карта» получила в 70-е годы прошлого века, когда психолог и писатель Тони Бьюзен начал продвигать это понятие.
Бьюзен был уверен, что наше мышление — это множественные сенсорные ассоциации. И чтобы его включить, нужно использовать все аспекты: слова, цвета, изображения. Интеллект-карта начинается в одной центральной точке, от которой расходится множество ветвей. Больше ветвей — больше идей. Правда, сегодня существует несколько видов интеллект-карт, которые выглядят иначе. Но принцип множества сохраняется.
Как она работает
Творческий процесс — нелинейное действие. Пока вы придумываете идеи, вас окружают различные мысли, которые иногда и вовсе не относятся к теме. Но иногда именно эти повороты мышления приводят к гениальной задумке, до которой ещё не добрались ваши конкуренты.
Интеллект-карта выводит наброски и заметки на новый уровень. В её основе лежит дивергентный подход: вы окружаете себя максимальным количеством вариантов и выбираете лучший. Иногда на карту уходит много времени, но результат стоит того. Некоторые наиболее удачные экземпляры можно повесить над столом и в течение долгого времени черпать из неё идеи.
Есть множество техник составления карт: можно использовать их индивидуально или в больших группах, соединять идеи прямыми связями (концептуальная карта) или работать со свободными ассоциациями. Сегодня существуют специальные программы, с помощью которых можно сделать электронный вариант. Вы можете создать несколько карт, а потом объединить их в одну суперкарту!
Виды карт
Классическая
Это традиционная нелинейная карта, которая начинается их центральной точки и расходится в стороны. Так вы можете расписывать тезисы в любом направлении.
Как делать
- Напишите в центре листа одно понятие, вопрос или утверждение.
- От центра нарисуйте ветви — новые идеи. Каждой новой ветви можно подобрать свой цвет. Используйте не только слова, но и рисунки.
- Записывайте как можно больше вариантов. Не останавливайтесь.
- Не тратьте много времени на одну ветвь, но и не бросайте её слишком быстро.
- Когда закончите, отступите назад и рассмотрите общую картину. Так вы сможете расставить приоритеты и решить, с чего начать работу.
Концептуальная
Этот вариант карты имеет иерархию: нужно начинать со значительных идей и двигаться вниз.
Как делать
- Подумайте про основную мысль, понятие или вопрос, который относится к проекту. Запишите его в верхней части большого листа.
- Пишите всё, что относится к области вашего проекта или проблемы.
- Один стикер — один пункт.
- Располагайте стикеры под заголовком. Самые крутые и масштабные идеи — вверху.
- Обозначьте отношения между разными концепциями при помощи линий.
- Пунктир — для тех перекрёстных связей, которые соединяют разные области.
- Когда закончите писать, отойдите назад и посмотрите, какие концепции и связи наиболее важны. Распределите задания сотрудникам на основе приоритетов.
Составная
Для этой карты используют другую технику, которую разработал американский консультант Карл Селф: она позволяет собрать отдельные карты в одну большую общую карту. При этом на каждом этапе обсуждается, что нужно сделать в первую очередь, а что убрать.
Как делать
- Это карту можно делать индивидуально — каждый участник делает свою карту, или небольшими группами (2–4 человека).
- Каждый делает классическую карту, без приоритетов.
- Когда каждый сделает свою карту, настаёт время обсуждений. Можно включать все карты целиком, не определяя приоритеты. А можно выделять только главное и перерисовывать карту, оставляя самое-самое.
Интеллект-карта — топливо для новых идей. С её помощью можно придумать сценарий ролика, план продвижения продукта, новую систему распределения обязанностей… Что угодно! Небольшой совет: когда карта будет готова, не спешите её выбрасывать. Лучше повесьте на видное место. Вы удивитесь, как много раз сотрудники будут обращаться к ней в поиске новых идей и возможностей.
По материалам книги «Я хочу больше идей!» издательства «Манн, Иванов и Фербер»