Dima Shiron
2 440
Блоги

Как мы искали сотрудников для Everypixel, но внезапно создали акселератор стартапов

Гендиректор Everypixel Дмитрий Широносов рассказывает, как удержать талантливых разработчиков в регионах (спойлер: без применения силы) и почему старая модель ИТ-образования больше не работает, а чтобы построить новую, придётся долго бороться с хейтерами и скептиками.

Поделиться

В избранное

В избранном

Компания Дмитрия занимается разработкой технологий, которые помогают авторам создавать визуальный контент и защищать своё творчество. Отделения Everypixel располагаются в Санкт-Петербурге и Вьетнаме, а главный офис и RnD-команда — в Челябинске.

Дмитрий Широносов, сооснователь и гендиректор Everypixel Group и основатель Анти-школы «Корпус»

Надо валить

Автор фото — AlexCry

«Если на Урале и появится Кремниевая долина, скорее всего, там будет располагаться производство кремния, отравляющее всё вокруг», — так рассуждают жители Челябинска.

Бытует мнение, что в городе у разработчиков есть только две возможности — пойти на завод или сотрудничать удалённо с зарубежными корпорациями. Родители талантливых выпускников уверены: толковым технарям лучше уезжать отсюда и развивать свои скиллы где-то ещё. Так и происходит. Результат — кадровый голод в Челябинске.

Чтобы рекрутировать молодёжь, интересующуюся инженерными науками, пока она ещё не «навострила лыжи», местные компании открывают корпоративные школы для начинающих программистов. Мы пошли в этом же направлении, но по другому пути. Мы тоже набираем юношей 16-23 лет, школьников и студентов. Но вместо привычных ИТ-курсов для будущих сотрудников у нас получился стартап-акселератор — анти-школа «Корпус».

«Корпус» против всех

Концепт анти-школы родился из моих личных вопросов к системе ИТ-образования. Вузовские знания без практики успевают устареть, пока студенты записывают конспекты в свои тетрадки. Я вижу это по тем соискателям, которые приходят к нам в Everypixel после универов.

В своей анти-школе мы сделали ставку на практические умения и самые трендовые направления — блокчейн, виртуальная реальность, робототехника и машинное обучение. Эти сферы, по прогнозам исследователей, в ближайшие пять лет подарят миру технологии, которые изменят всё. Значит, пора растить специалистов, которые смогут двигать эти локомотивы, находясь у нас в городе.

Видение того, каким должен быть эффективный образовательный процесс, было у меня в голове с самого начала. Работа над мотивацией, немедленная практическая применимость знаний, навыки работы в команде, умение постоянно обновлять полученные знания, равные возможности для всех в самом начале — вот те пять китов, без которых не может работать ни одна школа сегодня. Но, к сожалению, эти ценности в системе не приживаются.

Что ещё нас отличает от традиционных ИТ-школ? Например, в «Корпусе» нет учителей, но есть наставники, которые помогают расти не только профессионально, но и личностно. У нас даже парт нет — все занимаются сидя на мягких мешках. К преподавателям можно обращаться на ты. Если есть идея, её можно озвучить, не боясь критики и осуждения.

«Открыли бы магазин или пивную…»

С идеей этого проекта я жил долгое время. Реализовать её было непросто. Запуск анти-школы мы переносили несколько раз. Проблема в том, что сама концепция такого образовательного учреждения не укладывается в стандартную парадигму мышления, в которой сегодня живёт большинство людей. Если вы тоже собираетесь воплощать проект, которому нет аналогов, будьте готовы к тому, что придётся получать отказы и слышать упреки со всех сторон — от горожан, администрации, даже от подрядчиков.

Наши проблемы начались с того, что арендодатель не хотел с нами сотрудничать. Мы нашли отличное место в новом спальном районе. Нас устраивало всё — тихо, чисто, просторно, цена приемлемая, можно сделать нужную нам планировку. Но владелец сказал: «Школа? Да вы разоритесь через три месяца, и что я буду с вами делать? Открыли бы лучше магазин или пивную, ну, или фитнес-центр, в конце концов!»

В итоге это помещение оказалось никому кроме нас не нужным и простаивало целый год. Арендодатель сам к нам пришёл и предложил выгодные условия сотрудничества. Так мы обосновались на Академика Сахарова, 26. Нас легко найти, у нас вот эти четыре тега вместо входной группы.

Входная группа «Корпуса»

Нужно быть готовым сталкиваться с подобными ситуациями повсеместно. Мы уже привыкли к этому, а вы ловите лайфхаки:

  • когда общаетесь с директорами общеобразовательных учреждений и ректорами вузов, анти-школу называйте ИТ-школой, дабы избежать вражеского настроя;

  • хайп хорош, чтобы привлечь внимание, но в образовательной сфере нельзя строить репутацию на скандале, вы должны вызывать у людей доверие. Учитесь убеждать, спокойно и понятно доносить свои идеи и ценности;

  • за несколько месяцев до открытия начинайте пиар-кампанию, нужно чтобы ваше имя было на слуху, тогда вам будет открыто больше дверей; будьте терпеливы, умейте ждать.

«Наверное, секта»

Больше всего непонимания мы увидели от родительского сообщества. Людей смущало, что мы обучаем популярным дисциплинам и не берём за это деньги. «Бесплатный сыр — только в мышеловке. Наверное, секта», — таким было самое распространённое мнение о нас. Да и мы ведь помним, что люди не верят, в то, что что-то инновационное может появиться в городе суровости, заводов и смога.

Были случаи, когда курсантам просто запрещали приходить на занятия. Сами слышали, как школьник убеждает маму по телефону: «Мама, со мной всё в порядке. Я в "Корпусе", здесь всё нормально». Больше он на занятия не приходил.

Как изменить мнение консервативных родителей? Мы начали с личного общения. Провели собрание и экскурсию для всех желающих. Также наш тьютор постоянно общался с мамами и папами по телефону. Вопросов было много. Люди часто просто не понимали, что за дисциплины мы преподаём.

Приходилось вести просветительскую работу и рассказывать, например, что такое блокчейн и зачем он нужен. Многие интересовались, какая у нас программа, что станет результатом обучения. Самым главным опасением было то, что «Корпус» помешает учёбе в школе или в вузе.

Мы использовали для рекламы «Корпуса» площадки, на которых присутствует родительская аудитория. Например, давали интервью на крупнейших челябинских радиостанциях, давали рекламу в Facebook, связывались с экспертами и лидерами мнений, чтобы они рассказывали о нас своим подписчикам. Применяйте эти каналы коммуникации, чтобы вам начали доверять.

В итоге родители курсантов стали нашими союзниками, они могут посоветовать нас своим друзьям и подтвердить нашу компетентность. Мамам и папам одиннадцати выпускников мы отправили вот такие благодарственные письма за то, что они оказывают содействие проекту и помогают детям развиваться.

«Бусидо» для преподов

Мне всегда было довольно просто привлечь к проекту авторитетных специалистов. Эта идея интригует, заражает своей смелостью и подрывным характером, вызывает неподдельный интерес и желание принять участие в процессе.

Но важно понять, по пути ли нам с человеком. Любая беседа с потенциальным преподавателем, курсантом или даже инвестором начинается с понимания того, есть ли у нас совпадение ценностей. Если пересечение нулевое — разговор окончен.

Мы искали не педагогов, а экспертов, практиков. При этом они должны уметь передавать свои знания с учётом поколенческих особенностей курсантов и иметь опыт управления проектами.

На самом деле людей, которые обладают всеми этими компетенциями, не так уж много. У нас к преподавателям достаточно жёсткие требования. Это, конечно, не кодекс чести самурая, но наставничество требует определённой самодисциплины. Вот несколько правил, которые приняты в команде «Корпуса»:

  • Качественно готовиться к занятиям, использовать наглядные материалы — схемы, графики, карты, мемы, юмор. Это необходимо, чтобы информация лучше усваивалась. Молодое поколение не воспринимает длинные сухие тексты.
  • Самое главное — постоянно получать обратную связь. Если кто-то что-то не понял, останавливаться и объяснять снова.
  • Во время занятий нужно транслировать цели и ценности «Корпуса».
  • Важно быть требовательным. Курсанты должны чувствовать серьезность намерений и уверенную, спокойную силу преподавателя.
  • Все занятия должны быть ориентированы на практику.
  • Преподаватель должен быть доступен в соцсетях и мессенджерах 24 на 7. Если у кого-то возник вопрос во время выполнения домашки, он может его задать.

Наш главный конкурент — компьютерные игры

Когда в январе мы открыли набор, нам предстояло многое узнать о том, с кем предстоит иметь дело. Нынешние школьники и студенты — первое поколение, выросшее в постиндустриальную эпоху, они с детства освоили компьютеры и всевозможные устройства. Это прагматичные, сообразительные ребята, но им не хватает инициативы.

Самое сложное решение, которое предстояло принять будущим курсантам — сидеть дома и рубиться в компьютерные шутеры или выйти из зоны комфорта и научиться чему-то новому. К нам пришли самые волевые, но и им не хватает навыков субъектности, осознанности, умения действовать самостоятельно, без поддержки и одобрения со стороны. Парням еще предстоит научиться всему что связано с приставкой «само-» — саморазвитию, саморегуляции, самодисциплине.

Мы отметили, что курсантам не хватает коммуникативных навыков. Они умеют формулировать команды для машин, но по-человечески разговаривать им бывает сложно. Парни не умеют работать в коллективе, решать конфликты, приходить к компромиссу.

Все они — яркие индивидуалисты, эгоисты. Каждый из них хочет быть лидером, решая какую-либо задачу. Никто не ориентирован на достижение общего блага. Наша же цель — прийти к децентрализации, чтобы команды могли работать автономно, быть более устойчивыми.

Важно, чтобы группа была разнообразной. Поэтому для проведения набора мы советуем использовать большое количество каналов коммуникации. Конечно, вузы и школы — это хорошие места для рекрутинга, но не стоит ими ограничиваться. Отлично работает реклама в соцсетях, выступления на разного рода мероприятиях, молодежных тусовках. Но самые лояльные ребята — это те, кого привели в «Корпус» их друзья, поэтому лучший способ привлечь учеников — сарафанное радио и репосты в соцсетях.

Почему лучше отказаться от хантинга

Никто из выпускников «Корпуса» не попадёт в штат компании Everypixel. Каждый из них войдёт в команду разработчиков и будет развивать свой собственный стартап. Мы решили устроить такой эксперимент, потому что стало понятно: команды работают гораздо эффективнее, когда люди не тратят время и ресурсы, чтобы встроиться в бизнес-процессы и корпоративную культуру большой компании. Вместо этого они занимаются разработкой своей идеи. Да и бизнесу непросто, а часто и рискованно менять устои в угоду пока не доказавших эффективность идей.

Кроме того, я уверен, что команда важнее даже самой крутой идеи. Сплочению людей и воспитанию командных качеств мы уделяем ровно половину учебного времени. Сначала — интенсивы и кодинг, потом — физическая нагрузка — рэгбол, футбол, бокс, кунг-фу, борьба. Во время спортивных состязаний легко понять, кто есть кто. Один будет все время показывать себя лидером, другой хорошо прикроет с фланга. Ты всегда на уровне рефлексов почувствуешь, кто хитрит, кто инстинктивно защищает других, кто может тебя подставить, когда ему это выгодно.

В командных соревнованиях можно увидеть результативность каждого игрока. Но для этой цели у нас есть еще один инструмент — внутренняя система, которая помогает оценить вклад курсантов в развитие комьюнити. Каждое твое действие учитывается, даже активность в общем чатике в Telegram. И ты знаешь, что всегда получишь по заслугам. Если стартапы курсантов взлетят и дело дойдет до монетизации, каждый участник проекта получит долю, равную его интеллектуальному, эмоциональному, временному вкладу.

Первый набор в «Корпус»

Впереди у нас второй этап — время, когда курсанты смогут показать всё, чему научились. У каждой группы сейчас в разработке по крайней мере один проект. Музыкальное приложение на блокчейне, распознавание лиц на службе у рекламного таргетинга, дистанционная передача данных, дактилоскопические датчики… За лето ребятам предстоит из пока что сырых идей и кусков кода собрать рабочие продукты. Также выпускники будут передавать знания новичкам.

Мы с интересом и надеждой ждем, что из всего этого получится. Мы готовы к сложным задачам, с которыми нам еще не приходилось сталкиваться. Более того, мы сами ищем для себя этих вызовов. Если у вас есть безумные идеи для стартапов, опыт, которым вы хотели бы поделиться, или вас заинтересовала наша история, мы открыты для сотрудничества. И любую критику и советы мы тоже принимаем.

#образование

{ "author_name": "Dima Shiron", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435"], "comments": 19, "likes": 79, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40576", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]