Как мы искали сотрудников для Everypixel, но внезапно создали акселератор стартапов

Гендиректор Everypixel Дмитрий Широносов рассказывает, как удержать талантливых разработчиков в регионах (спойлер: без применения силы) и почему старая модель ИТ-образования больше не работает, а чтобы построить новую, придётся долго бороться с хейтерами и скептиками.

Компания Дмитрия занимается разработкой технологий, которые помогают авторам создавать визуальный контент и защищать своё творчество. Отделения Everypixel располагаются в Санкт-Петербурге и Вьетнаме, а главный офис и RnD-команда — в Челябинске.

Дмитрий Широносов, сооснователь и гендиректор Everypixel Group и основатель Анти-школы «Корпус»
Дмитрий Широносов, сооснователь и гендиректор Everypixel Group и основатель Анти-школы «Корпус»

Надо валить

Автор фото — AlexCry
Автор фото — AlexCry

«Если на Урале и появится Кремниевая долина, скорее всего, там будет располагаться производство кремния, отравляющее всё вокруг», — так рассуждают жители Челябинска.

Бытует мнение, что в городе у разработчиков есть только две возможности — пойти на завод или сотрудничать удалённо с зарубежными корпорациями. Родители талантливых выпускников уверены: толковым технарям лучше уезжать отсюда и развивать свои скиллы где-то ещё. Так и происходит. Результат — кадровый голод в Челябинске.

Чтобы рекрутировать молодёжь, интересующуюся инженерными науками, пока она ещё не «навострила лыжи», местные компании открывают корпоративные школы для начинающих программистов. Мы пошли в этом же направлении, но по другому пути. Мы тоже набираем юношей 16-23 лет, школьников и студентов. Но вместо привычных ИТ-курсов для будущих сотрудников у нас получился стартап-акселератор — анти-школа «Корпус».

«Корпус» против всех

Концепт анти-школы родился из моих личных вопросов к системе ИТ-образования. Вузовские знания без практики успевают устареть, пока студенты записывают конспекты в свои тетрадки. Я вижу это по тем соискателям, которые приходят к нам в Everypixel после универов.

В своей анти-школе мы сделали ставку на практические умения и самые трендовые направления — блокчейн, виртуальная реальность, робототехника и машинное обучение. Эти сферы, по прогнозам исследователей, в ближайшие пять лет подарят миру технологии, которые изменят всё. Значит, пора растить специалистов, которые смогут двигать эти локомотивы, находясь у нас в городе.

Видение того, каким должен быть эффективный образовательный процесс, было у меня в голове с самого начала. Работа над мотивацией, немедленная практическая применимость знаний, навыки работы в команде, умение постоянно обновлять полученные знания, равные возможности для всех в самом начале — вот те пять китов, без которых не может работать ни одна школа сегодня. Но, к сожалению, эти ценности в системе не приживаются.

Что ещё нас отличает от традиционных ИТ-школ? Например, в «Корпусе» нет учителей, но есть наставники, которые помогают расти не только профессионально, но и личностно. У нас даже парт нет — все занимаются сидя на мягких мешках. К преподавателям можно обращаться на ты. Если есть идея, её можно озвучить, не боясь критики и осуждения.

«Открыли бы магазин или пивную…»

С идеей этого проекта я жил долгое время. Реализовать её было непросто. Запуск анти-школы мы переносили несколько раз. Проблема в том, что сама концепция такого образовательного учреждения не укладывается в стандартную парадигму мышления, в которой сегодня живёт большинство людей. Если вы тоже собираетесь воплощать проект, которому нет аналогов, будьте готовы к тому, что придётся получать отказы и слышать упреки со всех сторон — от горожан, администрации, даже от подрядчиков.

Наши проблемы начались с того, что арендодатель не хотел с нами сотрудничать. Мы нашли отличное место в новом спальном районе. Нас устраивало всё — тихо, чисто, просторно, цена приемлемая, можно сделать нужную нам планировку. Но владелец сказал: «Школа? Да вы разоритесь через три месяца, и что я буду с вами делать? Открыли бы лучше магазин или пивную, ну, или фитнес-центр, в конце концов!»

В итоге это помещение оказалось никому кроме нас не нужным и простаивало целый год. Арендодатель сам к нам пришёл и предложил выгодные условия сотрудничества. Так мы обосновались на Академика Сахарова, 26. Нас легко найти, у нас вот эти четыре тега вместо входной группы.

Входная группа «Корпуса»

Нужно быть готовым сталкиваться с подобными ситуациями повсеместно. Мы уже привыкли к этому, а вы ловите лайфхаки:

  • когда общаетесь с директорами общеобразовательных учреждений и ректорами вузов, анти-школу называйте ИТ-школой, дабы избежать вражеского настроя;

  • хайп хорош, чтобы привлечь внимание, но в образовательной сфере нельзя строить репутацию на скандале, вы должны вызывать у людей доверие. Учитесь убеждать, спокойно и понятно доносить свои идеи и ценности;

  • за несколько месяцев до открытия начинайте пиар-кампанию, нужно чтобы ваше имя было на слуху, тогда вам будет открыто больше дверей; будьте терпеливы, умейте ждать.

«Наверное, секта»

Больше всего непонимания мы увидели от родительского сообщества. Людей смущало, что мы обучаем популярным дисциплинам и не берём за это деньги. «Бесплатный сыр — только в мышеловке. Наверное, секта», — таким было самое распространённое мнение о нас. Да и мы ведь помним, что люди не верят, в то, что что-то инновационное может появиться в городе суровости, заводов и смога.

Были случаи, когда курсантам просто запрещали приходить на занятия. Сами слышали, как школьник убеждает маму по телефону: «Мама, со мной всё в порядке. Я в "Корпусе", здесь всё нормально». Больше он на занятия не приходил.

Как изменить мнение консервативных родителей? Мы начали с личного общения. Провели собрание и экскурсию для всех желающих. Также наш тьютор постоянно общался с мамами и папами по телефону. Вопросов было много. Люди часто просто не понимали, что за дисциплины мы преподаём.

Приходилось вести просветительскую работу и рассказывать, например, что такое блокчейн и зачем он нужен. Многие интересовались, какая у нас программа, что станет результатом обучения. Самым главным опасением было то, что «Корпус» помешает учёбе в школе или в вузе.

Мы использовали для рекламы «Корпуса» площадки, на которых присутствует родительская аудитория. Например, давали интервью на крупнейших челябинских радиостанциях, давали рекламу в Facebook, связывались с экспертами и лидерами мнений, чтобы они рассказывали о нас своим подписчикам. Применяйте эти каналы коммуникации, чтобы вам начали доверять.

В итоге родители курсантов стали нашими союзниками, они могут посоветовать нас своим друзьям и подтвердить нашу компетентность. Мамам и папам одиннадцати выпускников мы отправили вот такие благодарственные письма за то, что они оказывают содействие проекту и помогают детям развиваться.

Как мы искали сотрудников для Everypixel, но внезапно создали акселератор стартапов

«Бусидо» для преподов

Мне всегда было довольно просто привлечь к проекту авторитетных специалистов. Эта идея интригует, заражает своей смелостью и подрывным характером, вызывает неподдельный интерес и желание принять участие в процессе.

Но важно понять, по пути ли нам с человеком. Любая беседа с потенциальным преподавателем, курсантом или даже инвестором начинается с понимания того, есть ли у нас совпадение ценностей. Если пересечение нулевое — разговор окончен.

Мы искали не педагогов, а экспертов, практиков. При этом они должны уметь передавать свои знания с учётом поколенческих особенностей курсантов и иметь опыт управления проектами.

На самом деле людей, которые обладают всеми этими компетенциями, не так уж много. У нас к преподавателям достаточно жёсткие требования. Это, конечно, не кодекс чести самурая, но наставничество требует определённой самодисциплины. Вот несколько правил, которые приняты в команде «Корпуса»:

  • Качественно готовиться к занятиям, использовать наглядные материалы — схемы, графики, карты, мемы, юмор. Это необходимо, чтобы информация лучше усваивалась. Молодое поколение не воспринимает длинные сухие тексты.
  • Самое главное — постоянно получать обратную связь. Если кто-то что-то не понял, останавливаться и объяснять снова.
  • Во время занятий нужно транслировать цели и ценности «Корпуса».
  • Важно быть требовательным. Курсанты должны чувствовать серьезность намерений и уверенную, спокойную силу преподавателя.
  • Все занятия должны быть ориентированы на практику.
  • Преподаватель должен быть доступен в соцсетях и мессенджерах 24 на 7. Если у кого-то возник вопрос во время выполнения домашки, он может его задать.

Наш главный конкурент — компьютерные игры

Когда в январе мы открыли набор, нам предстояло многое узнать о том, с кем предстоит иметь дело. Нынешние школьники и студенты — первое поколение, выросшее в постиндустриальную эпоху, они с детства освоили компьютеры и всевозможные устройства. Это прагматичные, сообразительные ребята, но им не хватает инициативы.

Самое сложное решение, которое предстояло принять будущим курсантам — сидеть дома и рубиться в компьютерные шутеры или выйти из зоны комфорта и научиться чему-то новому. К нам пришли самые волевые, но и им не хватает навыков субъектности, осознанности, умения действовать самостоятельно, без поддержки и одобрения со стороны. Парням еще предстоит научиться всему что связано с приставкой «само-» — саморазвитию, саморегуляции, самодисциплине.

Мы отметили, что курсантам не хватает коммуникативных навыков. Они умеют формулировать команды для машин, но по-человечески разговаривать им бывает сложно. Парни не умеют работать в коллективе, решать конфликты, приходить к компромиссу.

Все они — яркие индивидуалисты, эгоисты. Каждый из них хочет быть лидером, решая какую-либо задачу. Никто не ориентирован на достижение общего блага. Наша же цель — прийти к децентрализации, чтобы команды могли работать автономно, быть более устойчивыми.

Важно, чтобы группа была разнообразной. Поэтому для проведения набора мы советуем использовать большое количество каналов коммуникации. Конечно, вузы и школы — это хорошие места для рекрутинга, но не стоит ими ограничиваться. Отлично работает реклама в соцсетях, выступления на разного рода мероприятиях, молодежных тусовках. Но самые лояльные ребята — это те, кого привели в «Корпус» их друзья, поэтому лучший способ привлечь учеников — сарафанное радио и репосты в соцсетях.

Почему лучше отказаться от хантинга

Никто из выпускников «Корпуса» не попадёт в штат компании Everypixel. Каждый из них войдёт в команду разработчиков и будет развивать свой собственный стартап. Мы решили устроить такой эксперимент, потому что стало понятно: команды работают гораздо эффективнее, когда люди не тратят время и ресурсы, чтобы встроиться в бизнес-процессы и корпоративную культуру большой компании. Вместо этого они занимаются разработкой своей идеи. Да и бизнесу непросто, а часто и рискованно менять устои в угоду пока не доказавших эффективность идей.

Кроме того, я уверен, что команда важнее даже самой крутой идеи. Сплочению людей и воспитанию командных качеств мы уделяем ровно половину учебного времени. Сначала — интенсивы и кодинг, потом — физическая нагрузка — рэгбол, футбол, бокс, кунг-фу, борьба. Во время спортивных состязаний легко понять, кто есть кто. Один будет все время показывать себя лидером, другой хорошо прикроет с фланга. Ты всегда на уровне рефлексов почувствуешь, кто хитрит, кто инстинктивно защищает других, кто может тебя подставить, когда ему это выгодно.

В командных соревнованиях можно увидеть результативность каждого игрока. Но для этой цели у нас есть еще один инструмент — внутренняя система, которая помогает оценить вклад курсантов в развитие комьюнити. Каждое твое действие учитывается, даже активность в общем чатике в Telegram. И ты знаешь, что всегда получишь по заслугам. Если стартапы курсантов взлетят и дело дойдет до монетизации, каждый участник проекта получит долю, равную его интеллектуальному, эмоциональному, временному вкладу.

Первый набор в «Корпус»
Первый набор в «Корпус»

Впереди у нас второй этап — время, когда курсанты смогут показать всё, чему научились. У каждой группы сейчас в разработке по крайней мере один проект. Музыкальное приложение на блокчейне, распознавание лиц на службе у рекламного таргетинга, дистанционная передача данных, дактилоскопические датчики… За лето ребятам предстоит из пока что сырых идей и кусков кода собрать рабочие продукты. Также выпускники будут передавать знания новичкам.

Мы с интересом и надеждой ждем, что из всего этого получится. Мы готовы к сложным задачам, с которыми нам еще не приходилось сталкиваться. Более того, мы сами ищем для себя этих вызовов. Если у вас есть безумные идеи для стартапов, опыт, которым вы хотели бы поделиться, или вас заинтересовала наша история, мы открыты для сотрудничества. И любую критику и советы мы тоже принимаем.

6969
18 комментариев

Иногда хочется создавать школу-интернат из беспризорников, как в кино про кунг-фу школы, когда никто не пытается принимать решение за учеников со стороны. Родители и все, кто считает, что может решать за детей их судьбу только мешают им развиваться.
И в штат нужен грамотный психолог, который будет работать с ребятами и убирать их страхи. Именно страхи чаще всего мешают достигнуть высот. Удачи вам!!

5
Ответить

Плохой таргет - я успел свалить с Челябинска :D Не знал, что этот город связан как-то с айти, кроме как 1с

1
Ответить

Зря вы так :) Челябинск сейчас начинает потихоньку раскачиваться в сторону технологий и айти, конечно отставание от Москвы и Питера огромное, но все же есть прогресс :)

3
Ответить

1С как и Мелкомягкие - это корпорации, которые стригут ресурс и потом его в себя же вкладывают. Сравнение некорректное

Ответить

вроде все прочитал, но наверное быстро :)
А где деньги?
Платят "покупатели" выпускников?

Ответить

Знаете, у Талеба есть такая интересная концепция, которую он называет антихрупкой. Придумал ее как-то умный старик Фалес Милетский из Аристотелевой "Политики", выкупив опцион на маслобойни.

Смысл ее в том, что небольшие постоянные расходы компенсируются доходами от масштабируемого бизнеса в будущем. Вероятность прихода положительного черного лебедя растет со временем.

Парни в "Корпусе" ориентированы на создание продуктов для глобального рынка. Отсюда и выбор направлений обучения. Это проект, в котором важно не среднее значение, а дисперсия вокруг него на временной оси. Спасибо за вопрос.

6
Ответить

Я думаю, тут основная мотивация не в деньгах :)

Ответить