Промышленный дизайн: тренажёр для водителей

С 2018 года «Яндекс.Такси» будет проводить инструктаж для водителей с помощью обучающих тренажёров. Рассказываем, как мы их проектировали.

Промышленный дизайн: тренажёр для водителей

Задача

Когда новый водитель подключается к «Яндекс.Такси», мы приглашаем его на инструктаж. Водители тренируются принимать заказы, строить маршрут, проходить фотоконтроль. В конце тренинга они сдают тест на знание города и стандартов сервиса.

Водители тарифа «Бизнес» проходят тренинг
Водители тарифа «Бизнес» проходят тренинг

Обычно водители приходят на инструктаж в водительские центры «Яндекс.Такси». Они проходят тренинг с помощью приложения на планшете — это занимает двадцать минут.

Обучающее видео по «Таксометру» — приложению для водителей

«Яндекс.Такси» работает уже в четырёхстах городах по России, и организовать собственный водительский центр в каждом городе сложно. Поэтому мы договорились с партнёрами-таксопарками, что будем проводить инструктаж в их помещениях.

Если просто отдать партнёрам приложение для тренинга, им придётся установить планшеты и подставки под них, найти дополнительную мебель. Мы хотели облегчить партнёрам жизнь: разработать обучающий тренажёр — чтобы поставил и пользуйся.

Нужно было придумать удобную «оболочку», в которую мы поместим планшет с приложением. Мы выделили несколько критериев к этому продукту:

  • удобство для водителя — никто не захочет проходить курс на двадцать минут стоя или сидя скрючившись;
  • лёгкость сборки — чтобы можно было перевозить в другой город, собирать и разбирать за час;
  • универсальность — чтобы встраиваться в любой офис;
  • прочность, безопасность, антивандальность.

Всё это предстояло упаковать в образ бренда «Яндекс.Такси» — минималистичный, дружелюбный и визуально приятный.

Исследование

Создавать продукт с нуля сложно. Чувствуешь себя как в чистом поле: есть только расплывчатые критерии удобства и прочности. Поэтому сначала ищешь, какие продукты в мире решают похожую задачу, — это называется «сужать пятно неизвестности».

Мы искали фотографии тренажёров, обучающих планшетов и стендов на Pinterest, leManoosh и других сайтах для дизайнеров. Анализировали конструктивные особенности продуктов: есть ли крепление к полу, регулировка высоты и другие особенности.

Когда рассматриваешь рабочие продукты — думаешь, какие элементы в них помогли бы решить твою задачу, а какие нет. Из этих наблюдений постепенно складывается собственная идея.

Промышленный дизайн: тренажёр для водителей

Идея

Мы «думали руками»: рисовали эскизы и анализировали каждый. Спрашивали себя, удобно ли такую штуку перевозить и комфортно ли человеку с ней работать.

Промышленный дизайн: тренажёр для водителей

Остановились на офисной капсуле со съёмным блоком. Она создаёт ощущение личного пространства, её можно брендировать, она аккуратная и выглядит приятно — напоминает переговорку в офисе.

Промышленный дизайн: тренажёр для водителей

Партнёрам мы отдаём капсулу целиком: она встраивается в любой интерьер и не требует дополнительной мебели. Кроме офиса её можно поставить в торговом центре, на парковке или заправке — если партнёры захотят использовать её для рекламы.

Тренажёр встраивается в любую среду
Тренажёр встраивается в любую среду

В водительских центрах «Яндекс.Такси» съёмные блоки поместят на обычные офисные столы, где сейчас стоят планшеты на подставке. Места для инструктажа станут аккуратнее.

Съёмный блок на офисном столе
Съёмный блок на офисном столе

3D-модель

Мы перенесли рисунок тренажёра в 3D-эскиз и внутрь капсулы поместили модель человека. Это нужно, чтобы подобрать тренажёру правильные пропорции.

Человеку удобно, когда ноги и руки согнуты под определёнными углами — они называются углами эргономики. В 3D-модели видно, какие пропорции должны быть у капсулы, чтобы углы эргономики соблюдались.

Тестирование идеи

Идею важно как можно раньше проверить на жизнеспособность. Может оказаться, что в теории всё работает, а людям капсула покажется неудобной.

Мы собрали макет капсулы из пенокартона, поставили его в офисе «Яндекс.Такси» и попросили коллег садиться туда по очереди. Передвигали подножку, сиденье и съёмный модуль — выбирали такое их расположение, чтобы и самым низким, и самым высоким людям было удобно.

Если бы оказалось, что нет таких пропорций капсулы, при которых комфортно и низким и высоким людям, — пришлось бы искать другую гипотезу.

Тестируем капсулу из пенокартона в офисе
Тестируем капсулу из пенокартона в офисе

Мы убедились, что капсула удобна, подкорректировали её пропорции и заменили опору на сиденье — так людям разного роста лучше видно экран.

Разница между уровнями глаз у людей разного роста меньше
Разница между уровнями глаз у людей разного роста меньше

Цвет и фактура

Когда решены функциональные задачи и проверена гипотеза, можно продумывать цвет и фактуру в деталях.

Цвета подобрали в стиле нового визуального языка «Яндекс.Такси». Они поддерживают цветовое кодирование: это значит, что цвета управляют вниманием пользователя.

Жёлтый торец показывает, с какой стороны садиться в капсулу. Перед водителем нет отвлекающих ярких цветов, чтобы он сконцентрировал внимание на обучающем экране. Стены внутри светлые: на их фоне водитель фотографируется для регистрации в приложении.

Основной цвет капсулы выбирали из цветов «Яндекс.Такси». Чёрный цвет — тяжёлый, жёлтый — слишком кричащий. Поэтому выбрали белый, чтобы образ тренажёра был светлым и лёгким.

Капсула покрашена белой порошковой краской — её легко мыть. Для сиденья выбрали мягкий и немаркий винил.

Сиденья из винила
Сиденья из винила

Место для документов и телефона маркировано красным, чтобы водитель случайно не забыл свои вещи.

Место для телефона и документов в съёмном блоке
Место для телефона и документов в съёмном блоке

На полу нержавейка с эффектом шлифовки. Материал легко моется, а декоративный эффект скрывает мелкие царапины, которые появятся со временем.

Рельефная фактура нержавейки
Рельефная фактура нержавейки

У съёмного блока модульная структура: если какая-то деталь перестанет работать или испортится, её легко отсоединить и заменить. Списывать капсулу целиком из-за поломки детали не придётся.

Внешний вид капсулы светлый и лёгкий, несёт в себе образ бренда — понятный, дружелюбный, технологичный.

Промышленный дизайн: тренажёр для водителей

Разработка конструкции

После цвета и фактуры детально продумали сборку. Для этого разделили капсулу на периметры и разбили на детали.

Собрать и разобрать конструкцию могут два человека — специальная подготовка при этом не требуется. В разобранном виде капсула не занимает много места, перевозить её легко. Элементы крепления спрятаны, чтобы капсула выглядела аккуратно.

Тренажёр в разобранном виде
Тренажёр в разобранном виде

Прототип и производство

На производство нужно съездить лично: на то есть несколько причин.

Во-первых, некоторые производственники халтурят: делают хуже и грубее, чтобы не усложнять себе жизнь. Поэтому важно самим посмотреть на оборудование: как оно работает с пластиком, как можно обработать деталь.

Во-вторых, производство всегда склоняет к технологическому упрощению, хотя дизайнер уже вычеркнул всё лишнее из концепции продукта. Нужно следить, чтобы конструкцию не упростили излишне и не исказили контуры. Это называется дизайн-надзор.

Тестируем материалы на производстве
Тестируем материалы на производстве

На производстве мы решили изменить форму фронтальной панели съёмного блока. Нам не понравились её острые углы: если случайно заденешь, можно поцарапаться. Решили сделать контуры округлыми. Для этого нужно было обработать край — но так, чтобы производство не стало дороже. Сделали восемнадцать образцов, прежде чем форма стала безопасной и приятной.

Варианты углов съёмной панели
Варианты углов съёмной панели

Тестирование в реальных условиях

Мы поставили тренажёр в водительский центр и пригласили водителей его опробовать. Звали разных: высоких и низких, пожилых и молодых.

Водители тестируют тренажёр
Водители тестируют тренажёр

На этом этапе важно наблюдать. Не только спрашивать людей, удобно ли им, но и смотреть на их поведение. Иногда всплывают особенности пользовательских сценариев, которые сложно предвидеть заранее.

Одна девушка заметила, что посадка в капсуле очень похожа на автомобильную. На вопрос «Что бы вы хотели добавить в объект?» она ответила, что здорово было бы сделать двери, лобовое стекло, мягкий свет и подлокотники. Мы поблагодарили её за идеи, но настоящую обратную связь дало её поведение, а не слова. Девушка прошла инструктаж без проблем, сидеть ей было удобно — даже в юбке. Значит, всё в порядке.

Размер тренажёра опять пришлось подкорректировать: мы переместили съёмный модуль и подножку на пять сантиметров вверх.
Размер тренажёра опять пришлось подкорректировать: мы переместили съёмный модуль и подножку на пять сантиметров вверх.

Сейчас мы пришли к серийному виду тренажёра и готовимся запускать массовое производство. Очень скоро он появится у многих наших партнёров-таксопарков в разных городах, где работает «Яндекс.Такси».

Большое спасибо всей команде.

«Яндекс.Такси»: Сарги́с Арутюнян, Мария Бриш, Александр Вотинов, Сергей Зобнин, Дарья Золотухина, Александра Селезнева, Александр Ткаченко, Райхана Хамидуллина, Даниил Шулейко, Владимир Исаев, Светлана Юреня.

Источники изображений: Lemanoosh.com, Pinterest.com, p2c.co.kr, plastekcards.com, d-art-design.de, ru.sputnik.az, cntraveler.com, fortune.com, apresfurniture.co.uk, martela.com, frameryacoustics.com, saudia.com, buroproject.be.

2525
14 комментариев
14
Ответить

а потом он убил девочку

2
Ответить

Алиса! Почему тренажер для водителей без руля?

6
Ответить

Вот что я нашла:
Это тренажер для водителей беспилотников

17
Ответить

Какая-то странная одежда у водителей Такси Яндекс на фотке. Неправильная. Давайте откровенно, в такой шаурму на коленке не поешь.

2
Ответить

Молодцы, ребята. Возьмите с полки пирожок. Так полно отрабатывать свои бабки нужно уметь. Вы просто впереди планеты всей. Кучка зажравшихся дармоедов с манией величия. Вот как бы ещё от набившей оскомину рекламы Алисы отделаться. Может подскажете, гении?

1
Ответить

Сегодня на остановке Yandex-таксист заехал до середины трамвая с открытыми дверьми. Почему бы не у каждого такси на борту не писать большой номер чтобы можно было сразу сообщить о нарушениях?

1
Ответить