Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Здравствуйте, уважаемые читатели! Разрешите представиться — меня зовут Михаил Маркман. Я пермяк, предприниматель, инноватор-изобретатель, обладатель 19 патентов. В этой статье расскажу вам о деле всей своей жизни. Уже более 35 лет работаю в области развития технологий и реального производства систем кондиционирования и холодоснабжения.

Не просто систем кондиционирования, а систем, которые уже делают революцию на рынке и станут все более актуальными в новых условиях, о чем расскажу детально в своей статье.

Я основатель компании-производителя TESSO. Мы выпускаем уникальные запатентованные системы БЕЗфреонового кондиционирования. Это технологии будущего, уже реально поставленные на производство.

Да-да, я рискую делать такое официальное заявление – моя компания и наши технологии способны глобально, на всём мировом рынке успешно заменить продукцию таких мировых корпораций как Toshiba, Mitsubishi, Daikin, Hyundai. При этом наша продукция не использует вреднейший фреон, в разы проще и в 10 раз дешевле в обслуживании, способна дать постоянную 3-10-кратную экономию электроэнергии.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Сразу отвечу на вопрос. Если мы такие замечательные, почему мы уже не стоим на каждом предприятии по всему миру? В каждом торговом центре? На каждом складе? В каждом вагоне поезда? Уверен, что будем стоять. Но все не так просто. Подробнее расскажу в финале статьи, но если кратко, то уже много лет развитые страны распространяют информацию о вреде фреона как хладогента, постепенно запрещают его. Альтернатива? Очень дорогое охладительное оборудование на базе CO2, которое эти самые страны и производят. В итоге фреон с каждым годом все дороже и все дефицитнее. А еще на компании, которые используют при производстве фреоновые кондиционеры, накладываются различные ограничения, например, на экспорт их продукции. Таким образом, лидирующие капиталистические страны под красивым предлогом решения экологических проблем сдерживают рост развивающихся стран с быстрорастущей экономикой. В массе своей это страны, которые не могут себе позволить новые дорогостоящие системы на CO2.

Какое место здесь занимаем мы? Очень нехорошее — с точки зрения «фреонового лобби». Компании – мировые лидеры вроде Mitsubishi, Daikin, Toshiba и Hyundai не могут предложить покупателям даже близкие аналоги наших систем TESSO, ибо они (наши системы) защищены патентами. И, конечно, эти гиганты не заинтересованы в том, чтобы мы развивались. Ведь мы предлагаем более простые, более дешевые, более экономичные системы, которые эффективно охлаждают воздух и при этом позволяют существенно экономить. Вы даже не представляете, сколько раз за последнюю пару лет мою компанию пытались купить со всеми «потрохами»! Чтобы закрыть и убрать патенты на полку, конечно.

Есть еще одна сторона проблемы — бизнесы, которые привыкли к классическим фреоновым кондиционерам, и которые не хотят ничего нового. Это инертность потребителей, с которой ранее было сложно бороться. А теперь — другое дело. Фактически, TESSO сейчас — спаситель России в мировом кризисе хладагентов. В ближайшие несколько лет у российских предприятий остается два варианта: либо перейти на системы кондиционирования CO2 и терпеть убытки, либо выбрать технологии TESSO. Третьего пути нет, фреоновые системы уходят с рынка навсегда.

Системы охлаждения воздуха TESSO разрабатываются в Перми. Производятся в России из полностью российских материалов и комплектующих на уникальном российском конвейере (около 30 метров в длину и высотой с двухэтажный дом). Это особенно актуально сейчас, когда Россию «душат» санкциями. Многие выводят бизнесы из России, в том числе — топовые мировые корпорации, производящие климатическое оборудование. Из свежих «потерь» — Mitsubishi Electric (Япония). На очереди может быть кто угодно из «топов» — Daikin, Hyundai и так далее. Но… если одни двери закрываются, то другие открываются: у таких российских производств, как наше, появляется больше шансов.

А даже если бы не было санкций, то технологии TESSO все равно были бы актуальны. Дорогой и дефицитный хладогент фреон дорожает на 400% каждый год. С 2023 года он станет еще более дефицитным из-за квот на производство. Везде, включая Россию. Альтернатива — новейшие и жутко дорогие европейские системы кондиционирования на базе CO2, диоксида углерода. Системы TESSO не используют вредный для атмосферы фреон. Но и CO2 тоже не используют! Наши системы уникальны, так как работают на самом простом и доступном хладогенте — R 718 — ОБЫКНОВЕННОЙ ВОДЕ.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

TESSO — единственный производитель систем кондиционирования, который открыто противостоит «фреоновому лобби» таких мировых корпораций как Mitsubishi, Daikin, Toshiba и Ко. TESSO — единственная альтернатива новым европейским системам охлаждения на базе CO2, причем еще и в 18 раз (!) более выгодная

Истоки разработки, история TESSO

Подробнее о технологии расскажу ниже, а сейчас немного о том, как я вообще занялся системами кондиционирования воздуха. В 1986 году я окончил Пермский политехнический университет по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция». Устроился в техническое бюро, в течение трех лет вырос до должности руководителя. Планы были большие, так что в 1989 году я закончил пилотный выпуск школы бизнеса при Пермском Политехе. В 1993 году мне удалось ознакомиться с одной в ту пору секретной диссертацией профессора Сергея Анисимова (ныне проживает и преподает в Польше) на тему уникальной испарительной системы с применением воды для обеспечения комфортной среды. Почему секретной? Потому что эта диссертация касалась использования в танках. Ключевая идея была в том, чтобы заливать воду в ряд параллельных пластин (по сути впитывающих губок) из пористого ПВХ. После чего активно нагнетаемый и проходящий через установку-теплообменник горячий воздух охлаждался за счет испарения воды.

На основании этой идеи я разработал свой простейший бытовой прибор охлаждения для применения на открытых пространствах — например, для использования продавцами в палатках на рынках. Открыл кооператив и начал производить подобные штуковины. Всего было произведено и продано около 1 500 экземпляров портативных кондиционеров. У прибора было два основных минуса — громкий звук при использовании и, собственно, необходимость использовать на открытом пространстве, так как в помещении получался «эффект бани». В общем, было куда развиваться.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми
Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми
Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

В 1993 году в Одессе я познакомился с советским инженером Валерием Майсоценко, который работал в области систем косвенного испарения. Изучил его разработки, почерпнул интересные идеи. В итоге я заказал у Майсоценко опытный прибор за $10 000. При внимательном изучении выяснилось, что при всей революционности «на бумаге» идеи Майсоценко слабо применимы в коммерческих продуктах — слишком было дорого и неэффективно. Однако у технологии был важный плюс — возможность использования охладительного оборудования в помещении, а не на открытом пространстве.

Впоследствии Майсоценко назвал свою технологию «М-Цикл». Скажу прямо, дотошное изучение проекта позволило мне понять, что идеи были «подсмотрены» у американских изобретателей аж 1924 года. Тем не менее, когда Майсоценко переехал в США, ему удалось там запатентовать свой «М-Цикл». За океаном одесский ученый основал компанию Coolerado (ныне принадлежит австралийской корпорации Seeley International). Но его попытки продажи систем кондиционирования с водой, как единственным хладогентом, провалились. В итоге Coolerado пришлось перейти на выпуск гибридов с применением фреона. Впоследствии Майсоценко продал свои патенты австралийскому инвестиционному фонду. Бренд уже не развивается, продукты почти нигде не продаются. Разработки одесского инженера по сути канули в лету.

Но вернемся к моим изысканиям. В 1994-1995 годах я работал над более качественным вариантом испарителя и наладил его собственное, не контрактное производство. Конечно, можно сказать, что я просто «слизал» системы Майсоценко, но это не так. Итоговые продукты моего одесского коллеги значительно отстают от испарительных систем кондиционирования TESSO. Именно в вопросах инженерной проработки. Наше оборудование в 1,7 раза меньше по размеру при в 2 раза большей производительности по объему охлаждаемого воздуха. А еще наши кондиционеры модульные — как конструктор. Они позволяют собирать установки различной производительности словно из кубиков. Кроме того, наша система водораздачи позволяет снизить расход воды до 50% в сравнении с моделями Coolerado.

Ведь одно дело — придумать и проверить на практике базовую идею, научную теорию, и совсем другое — довести теорию до стадии промышленного производства, коммерциализировать. То есть производить, продавать, внедрять на местах, обслуживать серийный продукт. И именно над этим я работал последние 20 с лишним лет. В 1999 году я обратился в РЖД с проектом установки моих испарительных кондиционеров в модернизируемые вагоны. Мы подготовили 10 опытных вагонов, однако — как это бывает при работе с крупными госкомпаниями — проект положили «на полку» и забыли. Но не навсегда!

В начале 2000-х в РЖД было принято решение дорабатывать старые плацкартные вагоны с помощью наших систем охлаждения. Это позволяло сэкономить на модернизации вагонов в отличие от классического кондиционирования для СВ или купе. Всего было «отреставрировано» 70 вагонов с использованием продукции TESSO. Затем в период до 2017 года было введено в эксплуатацию ещё 350 плацкартных вагонов РЖД с системами TESSO, плюс к тому — 143 вагона для поездов «Аэроэкспресс». С 2018 года системы охлаждения TESSO эксплуатируются в Московском метрополитене, в частности на станции «Тверская» Замоскворецкой линии.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Мы поставляем нашу продукцию на различные промышленные предприятия. Особенно она популярна в цехах со сложными условиями работы. «Классические» фреоновые системы кондиционирования перестают эффективно работать при внешней температуре выше +37 °C, а TESSO способен оставаться эффективным и в +90 °C., например, Златоустовский металлургический завод поставил перед нами непростую задачу по охлаждению кабин клещевых кранов в цехе, где температура достигала +67 °С. До TESSO с этим не справился ни один производитель парокомпрессионных и адиабатических кондиционеров. Наше оборудование позволило охладить кабину машиниста с убийственных +67°С до приемлемых +26°С.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Сейчас на финальной стадии находятся переговоры об использовании промышленного кондиционирования TESSO в офисных, складских помещениях и ангарах авиакомпании «Аэрофлот». Уже подписано соглашение об установке нашего оборудования в строящийся мечети в Казахстане в городе Шымкент (юг страны, летние температуры доходят до +47°С). Это одна из крупнейших в Казахстане мечетей площадью 7 000 кв.м.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Мы активно интересуемся зарубежными рынками (о чем уже говорилось в статье о TESSO здесь на VC в далеком 2015 году), но в нынешней ситуации существенно более перспективным кажется упор на отечественный рынок.

Я продолжаю работать над усовершенствованием систем TESSO здесь у нас, на Урале, в Перми. Как уже отмечал, владею 19 патентами. В апреле 2022 году начнется серийное производство нового поколения охладительного оборудования TESSO. Скажу честно – не такое масштабное как хотелось бы (все-таки я не миллиардер-олигарх), но мы будем понемногу расти, наращивать производственные мощности и количество клиентов.

Вдобавок одно из направлений моей компании – это локализация производства охладительных систем TESSO. Причем как в разных уголках России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Потому что логистика столь крупногабаритного оборудования даже по нашей родине чувствительно сказывается на цене. Не говоря о, скажем, Индии, странах Африки. Поэтому мы уже ведем несколько проектов с потенциальными партнерами о налаживании местных производств. Ведь изготовление корпусов, прочей незамысловатой «обвязки» – дело достаточно простое, нехитрое. Под моим руководством, с моими чертежами и контролем на старте, само собой. Со стороны TESSO же остается только поставка «сердца» установок — моего уникального запатентованного теплообменника (подробно о нем я расскажу далее). Прямо сейчас производство в таком совместном формате организуется в Казахстане, идут переговоры о развёртывании производственной площадки в Индии.

Партнеры видят, что мы фактически предлагаем рынку революционную технологию, которая позволяет до 10 раз экономить на кондиционировании воздуха и совершенно не зависит от вредного, дорогого и все более дефицитного фреона. А также от его еще более дорогих аналогов. Вода как хладогент – это буквально сбывшаяся фантастика.

В статье по ссылке было немало сомневающихся в эффективности нашей технологии. Расскажу о том, как именно она работает.

Что такое революционная технология кондиционирования TESSO?

Охлаждающий прибор TESSO состоит из двух главных элементов. Первый — вентилятор, он задувает в установку горячий воздух. Второй – пластинчатый теплообменник, на создание которого у меня ушло почти 10 лет. В нем и происходит охлаждение воздушных потоков. Вот как он выглядит:

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

В основе систем TESSO лежит принцип регенеративного косвенно-испарительного охлаждения (РКИО). Мы не используем фреон или углекислый газ, охлаждение воздуха происходит в результате испарения обычной воды!

Одна сторона пластины теплообменника имеет пористую поверхность, другая ламинирована и не пропускает воду. Охлажденный воздух, который выходит из прибора (65-75% изначального потока), до этого проходит только через сухие каналы пластин, не взаимодействуя напрямую с водой. Охлаждение происходит вследствие соприкосновения с ламинированными, холодными сторонами-поверхностями пластин.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Снижение температуры самих пластин происходит за счет испарения воды в их капиллярно-пористом слое. То есть хладагентом является самая обычная вода. В свою очередь ее испарение – следствие прохождения охлажденного воздуха (25-35% от полного потока) по каналам, образованным повернутыми друг к другу капиллярно-пористыми поверхностями.

Похожий способ охлаждения используется в… человеческом организме. Ведь когда нам необходимо охлаждение — выделяется пот, который, испаряясь, охлаждает нас. Представьте ситуацию — вы вспотели от жары и на вас подул ветерок. Примерно такая же ситуация происходит при прохождении воздуха через пластины. Если бы теплообменник TESSO умел говорить, то мы бы постоянно слышали «О да, прохлада!».

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Итак, движущийся противотоком воздух (упомянутые выше 25-35% от полного потока), выпаривает воду из капиллярно-пористого слоя, увлажняется и повторно нагревается (через стенку пластины), после чего он отводится в атмосферу или на технические нужды. При этом основная часть (65-75% от полного потока) охлажденного воздуха направляется потребителю.

Вернемся к вопросу разработки теплообменника, которая – напомню – заняла у меня почти десять лет. Перед нами пачка склеенных пористых пластин. И это не то, что каждый может сделать на коленке. На создание пористого материала (крошка поливинилхлорида) у меня ушло несколько лет. Материал уникальный — он не замерзает, не растрескивается, не разваливается в диапазоне температур от -45 °C до +45 °C. Почему именно такие температуры? Как я упоминал, первым местом масштабного применения нашей разработки стали вагоны РЖД, а они ездят по необъятным просторам нашей родины в любых климатических условиях. Скажем какой-нибудь поезд Екатеринбург-Адлер: в Сочи уже +20, а на Урале ещё 20 – обычная ситуация.

Еще одна особенность теплообменника TESSO заключается в особом составе клея для соединения пластин. Чтобы вы понимали сложность задачи – разработка пластинчатого теплообменника заняла около 10 лет, при этом на протяжении почти 5 лет я искал формулу идеального клеевого соединения. Здесь основная сложность заключалась в соединения пластинок из пористого материала с отличной адгезией, то есть свойствами впитывания. Представьте себе – требовалось склеить листы, которые прекрасно впитывают воду. При этом сам клей не должен был проникать в поры пластины!

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

И нам это удалось! А вот если вспоминать вышеупомянутые системы Coolerado, то там ничего подобного нет даже близко. Соединение там происходит посредством системы отверстий, фителей и т.д., в общем относительно примитивными и громоздкими решениями. Итогом стало то, что американский аналог при аналогичных габаритах выдает почти в 2 раза меньше холодного воздуха, а значит и в 2 раза менее эффективен, чем TESSO.

Блоки теплообменника с пластинами мы производим в России – целиком из российских материалов. От стретч-пленки (подложка для выпекания пластин) до полимера ПВХ (собственно, сами пластины). Корпуса теплообменников мы делаем из исключительно российского черного металла. Причем я даже на буду углубляться в тему и называть поставщиков, потому что их предостаточно в России. Речь не идет о каких-то сверх уникальных компонентах, когда из-за проблем у одного-единственного поставщика у нас встанет все производство. Речь НЕ идет о материалах, которые тем или иным образом зависят от зарубежных компаний.

Замечу, что к полностью отечественной базе материалов мы пришли не сразу. Это был осознанный шаг пару лет назад на фоне очевидных для нас надвигавшихся санкционных «туч». Скажем, тот же полимер ПВХ изначально закупался нами в Словении. Затем мы перешли на работу с российскими производителями. И ничуть не проиграли в качестве!

Наконец, я более двух лет работал над организацией производственной линии, которая, повторюсь, около 30 метров в длину, а высотой с двухэтажный дом! Это позволяет говорить о системах охлаждения TESSO как чисто русском технологичном продукте. Назовите хоть один аналог!

Где применяются кондиционеры TESSO?

Речь сейчас в основном идет о больших площадях:

● коммерческая и жилая недвижимость – многоквартирные жилые комплексы и торговые центры;

● частные здания;

● тепличные комплексы;

● производственные площади;

● складские ангары;

● открытые площади, улицы, стадионы;

● животноводческие фермы, конюшни;

● военная техника;

● самолеты на стоянках;

● мобильные и палаточные городки;

● цеха и помещения компаний, работающих в области энергетики и нефтегазоперекачки.

Теоретически мы можем делать и компактные кондиционеры для дома, но это не особенно выгодно. Домашняя климатическая техника — специфический рынок, нужно выпускать кондиционеры миллионами штук и существенную часть выручки вкладывать в продвижение. Нам проще объяснить торговому центру или заводу, что они могут тратить на кондиционирование не 100 миллионов рублей, а 10 миллионов рублей, чем донести до частного потребителя, что он будет тратить за домашний кондиционер на 500 рублей меньше. Впрочем, сейчас, когда зарубежные бренды друг за другом уходят с российского рынка, я вижу больше перспектив.

Самое главное. Экономия на кондиционировании воздуха – около 10 раз

Технологии TESSO, без преувеличения, — самые выгодные в мире системы промышленного кондиционирования. Именно так. Самые выгодные во всем мире. Среди всех систем топовых мировых корпораций.

Почему? Просто мы обеспечиваем максимум охлаждения при минимуме затрат электроэнергии. В сравнении с типичной фреоновой системой TESSO обеспечивает множество преимуществ:

● Общие капитальные затраты (включая стоимость оборудования, монтаж, подведение электричества и подключение) в 2-5 раз ниже.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

● Снижение в 3-10 раз энергозатрат на охладительное оборудование. Традиционные промышленные системы кондиционирования на фреоне тратят 11 кВт на 100 м2. TESSO – всего 1,2 кВт.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Этот пункт тесно связан с низкими капитальными затратами. Дело в том, что «водяная» система TESSO, в отличие от фреоновой, не требует наличия компрессора, множественных вентиляторов для работы. Вот и получается – а) снижаются затраты на закупку оборудования б) его подключение в) эксплуатацию, в частности энергопотребление.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

● Уменьшение в 4-6 раз затрат на обслуживание. Системы TESSO просты — их может обслуживать на полставки любой слесарь-сантехник. А оборудование на фреоне требует дорогих узкоспециализированных специалистов по системам промышленного охлаждения.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

● По коэффициенту COP (отношение мощности охлаждения к потребляемой мощности), одному из главных критериев оценки эффективности систем охлаждения, оборудование TESSO почти в 4-8 раза превосходит фреоновые аналоги.

● Полное отсутствие влияния на влажность, тогда как фреоновая установка на 15-25% снижает влажность, т. е. «сушит» воздух. Это может создать дискомфорт для людей и навредить производству, так как многие продукты имеют требования к уровню влажности.

Это все общие цифры, для каждого конкретного бизнеса они будут отличаться, но выгода все равно будет. И будет значительной. Если желаете много глубоких расчетов и технико-экономических обоснований, с наглядной психометрической I-d диаграммой, то предлагаю как пример ознакомиться с одним из наших коммерческих предложений.

В итоге. В среднем общая стоимость владения системой кондиционирования TESSO в 10-летний период, включая покупку оборудования и затраты на эксплуатацию, — в 3-10 раз ниже в сравнении с традиционными установками на базе фреонового охладителя.

Не «Лего», а TESSO

TESSO – это кондиционеры-конструкторы, которые позволяют гибко наращивать мощности по мере роста потребностей. Они выпускаются в виде совместимых между собой стандартных блоков, которые можно объединять в единую систему. Такое решение позволяет оперативно решать проблему растущих потребностей в мощности кондиционирующего оборудования. Скажем, при расширении цеха, повышении температуры в помещении из-за новых производственных процессов и т.д. Аналоги потребуют либо полный демонтаж и замену текущего оборудования, либо параллельную установку дополнительных систем (что выходит почти втрое дороже в сравнении с TESSO). Модульная система позволяет регулировать системы охлаждения по производительности объема охлаждаемого воздуха от 6 000 до 50 000 м3/ч.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Мы специально спроектировали модули TESSO так, чтобы можно было легко вмонтировать их в штатное место установки обычного блока практически любой компании: Mitsubishi, Daikin, Toshiba, Hyundai и так далее. То есть, не требуется поиск новых мест установки, подведение коммуникаций, подключение электричества «с нуля» и так далее. При желании вы всегда сможете вернуться к фреоновому оборудованию.

TESSO — за экологию и против «фреонового лобби»

В системах кондиционирования TESSO используется самый экологичный хладогент – вода (в мировой таблице хладагентов это R 718). Использование только лишь воды сводит к абсолютному нулю «углеродный след» (совокупность всех выбросов в атмосферу парниковых газов). И автоматически помогает производствам стать максимально «зелеными», что сейчас важно на богатых и развитых рынках.

Также классические фреоновые кондиционеры – рассадник бактерии легионеллы, а она в свою очередь – бактериальной инфекции, легионеллёза. Типичное явление в сплит-системах, когда из кондиционера не слит полностью конденсат: если не включать оборудование в течение недели и более, есть риск того, что жидкость начнет «цвести». Легионеллёз — болезнь, которая сопровождается поражением легочной ткани с развитием тяжелой формы пневмонии. Смертность наступает в 20% случаев. Это вам даже не ковид!

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Что касается «фреонового лобби». Уже много лет под видом борьбы за экологию и снижение «углеродного следа» развитые страны постепенно запрещают традиционные фреоновые системы кондиционирования и директивно «подсаживают» мир на собственное крайне дорогостоящее более современное охладительное оборудование на базе CO2. В США и Европе компании получают огромные дотации для перехода на систему нового поколения, поэтому их кондиционеры остаются не слишком дорогими на внутренних и внешних рынках. В России другая ситуация: никаких дотаций, оборудование для CO2 дорогущее. Продолжать делать фреоновые модели тоже не панацея — год от года фреон становится все дороже (цена растет на 400% ежегодно) и дефицитнее. А еще есть Монреальский протокол — если компания использует оборудование на фреоне, она уже не сможет поставлять свою продукцию (будь это косметика или корма для собак) в другие страны.

Таким образом, ведущие капиталистические страны под благовидным предлогом улучшения экологии решают по сути задачу политико-технологического доминирования: притеснения и сдерживания роста развивающихся стран и государств с быстрорастущей экономикой. В массе своей это страны, которые не могут себе позволить новые дорогостоящие системы на CO2, и которым с каждым годом всё больше и больше «закручивают» гайки в использовании традиционных систем на базе обычного фреона.

Ещё раз повторю главную мысль. Мировые корпорации-лидеры рынка кондиционирования, компании типа Mitsubishi, Daikin, Toshiba, Hyundai и другие — не могут предложить покупателям даже близкие аналоги наших систем TESSO. В России технологии запатентованы, в США схожие наработки Майсоценко также защищены патентами. Представителям «фреонового лобби» не нужны столь революционные технологии, по сути ломающие всё мировое производство систем кондиционирования воздуха.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Скажу прямо: за последние два года ко мне поступило несколько весьма серьёзных предложений о полном выкупе моей компании со всеми патентами и производственной линией. Мы поиграли в частных детективов и попытались разобраться — кому же мы так понадобились. Пришли к выводу, что через подставных лиц представленные в России ведущие мировые производители пытаются скупить наши технологии и засунуть их «на полку». Туда же, куда в своё время слили перспективные разработки одессита Майсоценко, по сути остановив его дальнейшую работу, заткнув его интерес деньгами. Зачем? Всё просто. Чтобы до упора продавать фреоновые системы без конкуренции. А в дальнейшем, при переходе на модели на основе CO2, полностью исключить угрозу продажам со стороны запатентованных российских решений. Чтобы иметь экономическое превосходство в системах CO2 над активно развивающимися странами. Чтобы давить их бурный экономический рост ещё и такими методами – фреоновым лобби и требованием перехода на монополизированные развитыми странами системы с CO2.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Откровенно говоря, TESSO – единственный спаситель России в мировом кризисе хладагентов. В ближайшие годы у российских предприятий есть два выхода: либо перейти на безумно дорогие системы кондиционирования на CO2 и стать неконкурентоспособными даже в своей стране, либо выбрать охладительные решения TESSO. Третьего пути нет. Классические фреоновые системы доживают последнее десятилетие.

TESSO — спасет и от жары, и от санкций

Полный цикл разработки и производства TESSO – в России. Разработано в России, произведено в России из 100% российских материалов и комплектующих на уникальном российском конвейере.

Те, кто уже перешел на дорогущие системы кондиционирования на базе CO2, в условиях санкций скорее всего останутся без расходников и поддержки. Можно, конечно, вернуться на фреон (Монреальский протокол в свете нынешних событий уже не критичен), но… фреон в России не производят. А там, где производят (например, том же Китае), его всё меньше и меньше, он всё дороже и дороже. Да и производители фреонового оборудования в любой момент могут уйти из России, оставив клиентов без запчастей, сервиса и даже специализированного ПО для управления климатическими системами.

Поэтому поиск альтернатив – суровая неизбежность для тех, кто находится в России и нуждается в системах промышленного охлаждения. Я убежден в том, что в обозримом будущем российская система БЕЗфреонового кондиционирования TESSO станет БЕЗальтернативным решением.

Согласно стереотипу, переход на импортозамещение ведет к дополнительным затратам или ухудшению качества. TESSO – совершенно другая история. Прямо противоположная. Это импортозамещение, которое не просто будет полезным для производства и позволит не зависеть от санкций Запада, от поставок китайского фреона, от роста курсов валют. Но и позволит вам получать больше прибыли благодаря огромной экономии на кондиционировании помещений!

Ведь, как уже было сказано выше, покупка + установка + обслуживание за 10 лет систем кондиционирования TESSO в 3-10 раз меньше, чем у фреоновых установок (зависит от конкретного бизнеса и его масштабов).

Наша команда находится в России, в Перми. Уезжать из страны не собираемся. Клиенты могут не волноваться, что в один прекрасный момент они останутся один на один с прекратившей работу системой кондиционирования. В отличие от зарубежного оборудования, системы TESSO хороши еще и тем, что в силу высокой надежности и простоты «ухаживать» за ними сможет даже неквалифицированный работник. Потому что в нашей российской разработке отсутствуют проблемные места, критичные поломки. И даже брак теплообменников у нас никогда не превышал 1,5%, потому что за постройкой и работой сборочной линии я слежу сам.

Наконец, мы совершенно не зависим от иностранных комплектующих, так что гарантируем бесперебойное производство и поставки готовой продукции и запчастей.

«Если вы так круты, почему мы о вас не слышали? Почему ваше оборудования мало где стоит?»

Ещё раз вернусь к тому, с чего начал. Думаю, пока вы читали этот пост, уже несколько раз хотели задать этот вопрос, так что отвечаю. Да, наша продукция выпускается с 1999 года. Но с 1999 до 2017 мощности TESSO работали главным образом для РЖД и московского метро. Работы было много, не до пиара. Ну а затем в нашей «кухне» случилась долгая и неприятная история с инвестором и его командой «эффективных управленцев». Модные и амбициозные "столичные эффективные" менеджеры слегка переоценили свои возможности на фоне полного отсутствия опыта в разработке и производстве. «Нашептали» инвестору о том, что инженеры-изобретатели только мешают. Да и вообще можно обойтись без них во всех производственных вопросах. После чего гремучая смесь из необязательности и некомпетентности отпугнула потенциальных инвесторов, прежде всего – иностранных.

Показательная ситуация произошла с потенциальными клиентами из Индии. До питерских ребят я лично общался с индийцами, ездил на переговоры в эту далекую страну. Затем представители моего партнера-инвестора успешно «слили» клиента. Как позже выяснилось, с питерскими любителями смузи ни о чем не могли договориться — видимо, в силу упомянутой мной «компетентности». Но совсем недавно эти же индийские товарищи вновь обратились ко мне. Для начала поинтересовались, работаю ли я с прежними российскими ребятами. Выдохнули и от души порадовались отрицательному ответу. А теперь мы обсуждаем участие TESSO в строительстве нового грузового терминала в аэропорту Нью-Дели!

Итак, по состоянию на 2022 год мы свободны от «инвестиционного балласта» и приступаем к работе «на узнаваемость».

Для кого-то мы можем показаться молодой и ненадежной компанией, слышал уже такое на переговорах с потенциальными клиентами. Но тут важно понимать, что мы совсем не юнцы, 23 года на рынке! Несмотря на то, что время от времени менялись организационные формы, инвесторы, наше производство непрерывно работает в России. И я также занимаюсь совершенствованием наших систем.

Все клиенты всегда вовремя получали поддержку, сопровождение оборудования и т. д. Модули TESSO уже создают комфортный климат на почти на сотне объектов по всей стране. И ни разу за это время не поступало жалоб на то, что TESSO нарушает гарантийные обязательства. Добавлю ещё раз, что обслуживание наших систем простое, не требуются квалифицированные специалисты.

Для кого-то нынешняя ситуация — крест на развитии бизнеса, для нас — наоборот. Самое время для российской компании, с российскими разработками и продукцией, собранной в России, заявить о себе. Мы связались с маркетинговыми агентствами, выбираем рекламную стратегию. Готовы выпускать больше продукции, обслуживать новых клиентов, совершенствовать модели.

Без импортных комплектующих. Промышленная революция в системах кондиционирования от советского инженера из Перми

Если у вас есть какие-то вопросы по работе наших кондиционеров, пишите в комментариях, лично постараюсь ответить каждому. Спасибо за внимание, VC!

132132
137 комментариев

Статья 7 лет назад: https://vc.ru/offline/12733-tesso

Мне не хочется купаться в нюансах, но:
• Все вокруг враги, хотят нам зла.
• Менеджеры враги, предатели.
• 23 года мы не получили никакой известности, просто другие дела были.

Меня это настораживает, настораживает и настораживает. Ничего не утверждаю, но вот просто сказать «Я вам верю, ребята!» — язык не поворачивается.

69
Ответить

Не уверен, что понял, что вы хотели сказать. В том плане, что вы сформировали свое мнение явно не на основе поста и почему-то выдаете его за то, что это мы написали так)

5
Ответить

В идее водяного охлаждения нет ничего нового, автор по сути изобрел автомобильный радиатор. (К стати. Как там удалось прикрутить 16 патентов?)

Так же охлаждаются атомные электростанции. По трубам загоняется вода, которая снижает температуру в рабочей зоне и в виде пара ее выводят назад естественно охлаждая до температуры окружающей среды.

В принципе идея неплоха для промышленности, но в быту это головняк.
Плюс "новшество" автора предполагает испарять хладагент, что не есть гуд.

12
Ответить

Извинись, Дон )

Ответить

Комментарий недоступен

60
Ответить

Решил внимательно рассмотреть фотографию. Обнаружил самодельную, кривую вешалку из проволоки для сумки, которая висит на трубе отопления. Как минимум, это выглядит довольно комично, ну и выводы по внешнему виду кабинета начальника, можно сделать соответствующие.
Все начальники делают фото с работой за ПК, это глупо, но это уже привычный формат подобного рода фото. Здесь же положили бухгалтерский калькулятор(не инженерный). Ну и количество позолоченных гербов, не оставляет место для сомнения - автор статьи, настоящий патриот своего государства.
В общем и целом, испытывал испанский стыд во время прочтения, не должна компания такого уровня(на который они сами себя возносят) писать статью о себе в таком горделивом формате, это просто вызывает недоверие и отсутствие желания узнать больше о них.

45
Ответить

Думаю, это патентованная вешалка для сумки

31
Ответить