Перспективные ниши для бизнеса в текущих реалиях

Пандемия 2020 и 2021 годов, последовавший за ней кризис, а также санкции значительно изменили ситуацию на российском рынке бизнеса. Результатом уже стала инфляция, ухудшение обстановки в отдельных отраслях экономики, усложнение международных расчётов и транспортировки, рост цен на оборудование, расходные материалы и сырьё. Однако некоторые отрасли, напротив, получили стимул к активному развитию.

Согласно исследованию Startup Barometer, больше всего стартапов в прошлом году открылось в EdTech, FinTech, E-commerce и транспортной отрасли. Заметно больше появилось проектов в сферах робототехники, HRTech и здравоохранения. Сейчас, в новых реалиях, продолжается намеченный тренд на импортозамещение. Главное — продумать продукт, оценить внешнюю обстановку и составить четкий план выхода на рынок. Недаром говорят, что кризис – это время возможностей. Так какие же ниши бизнеса перспективны в текущих реалиях? Предлагаем разобраться вместе.

IT

Пожалуй, самый очевидный вариант — бизнес в сфере IT-технологий. Во-первых, в связи с блокирующими санкциями, а также уходом и/или приостановлением работы зарубежных компаний возникла потребность в разработке отечественного софта. Во-вторых, с марта 2022 года государство оказывает следующие меры поддержки разработчикам:

  • выделение грантов на разработку отечественных приложений, сайтов, устройств для замены зарубежных технологий;
  • льготное кредитование со ставкой не выше 3% годовых;
  • освобождение от налога на прибыль до конца 2024 года;
  • освобождение от налоговых проверок на длительный период времени;
  • отсрочка от армии сотрудникам, задействованным в IT сфере;
  • упрощённая процедура трудоустройства иностранных граждан.

На смену зарубежным могут прийти отечественные мессенджеры, платформы для автоматизации процессов оцифровки данных, сервисы проведения онлайн-переговоров, а также виртуальные площадки для организации совместной работы пользователей и решения корпоративных задач.

По мнению Замира Шухова, основателя и партнера фонда Vibranium.VC, уход или приостановка деятельности многих иностранных технологических компаний открыли для стартапов новые возможности, как минимум, чтобы заменить ушедших, а в идеале – вывести из тени свой продукт более высокого качества. Например, в сфере IT высокая потребность в таких направлениях, как телекоммуникации и сети, FinTech-решения, автоматизация бизнес-процессов, решения для эффективного менеджмента. Сельское хозяйство и животноводство также остро нуждаются в эффективных биотехнологических решениях в части кормов для животных. Новых технологий требует и тяжелая промышленность, так как импортное производственное оборудование в нынешних реалиях крайне тяжело обслуживать. Таким образом, перед российскими стартапами стоит задача закончить R&D и скорее масштабировать замещающие решения на внутреннем рынке.

Бытовая химия и средства личной гигиены

Крупные игроки рынка, такие как Unilever, Procter&Gamble, Colgate-Palmolive, ощутимо сократили ассортимент товаров. Немецкий концерн Henkel и шведская компания Essity вовсе заявили об уходе с российского рынка. Также полностью приостановила поставки в Россию американская компания Johnson & Johnson. Все это вкупе с зарубежными санкциями привело к повышенному спросу среди населения. Тем не менее некоторые рынки бытовых товаров в России практически не заняты отечественными производителями. В связи с этим занятие вакантных мест — достаточно актуальный вопрос не только для конечного потребителя, но и для экономики в целом. Грамотное управление производством и инвестиции в продвижение позволят российскому бизнесу занять хорошую долю рынка взамен ушедшим брендам. Внимание стоит обратить на цепочку поставок, на ее слабые звенья и проработать альтернативы. Это необходимо для анализа рисков и мониторинга новых возможностей для бизнеса. Дремать не следует, так как отрасль не будет пустовать никогда, ведь это товары первой необходимости. Нишу легко могут занять азиатские бизнесмены, например Китай или Южная Корея.

Внутренний туризм

Больше всего в последние годы пострадали туристические операторы и авиакомпании. Тем не менее туристический рынок остаётся перспективным для ведения бизнеса. В связи с санкциями выдачу виз во многие страны отменили. Общее падение доходов также вводит ограничения на зарубежные путешествия среднестатистического россиянина. Так появляется полноценная категория потребителей, заинтересованных в путешествиях по России. Внутренний туризм в нашей стране пока не получил должного развития, а значит, это неплохая возможность занять нишу, актуальность которой не снизится в ближайшие десятилетия. Перспективными направлениями можно считать не только классические туры, но также и гастрономические туры, эко-туры, семейные туры, авторские туры, например по Карелии, Алтаю и Сибири, или даже по Камчатке и Сахалину.

Мода

Ещё один перспективный рынок освободился после ухода большинства иностранных компаний — производителей одежды и обуви. Одними из самых значимых событий стала остановка работы магазинов таких ритейлеров, как: Mango, H&M, Nike и Zara. Заказ одежды в зарубежных интернет-магазинах (Asos или Fartech) также стал недоступен.Таким образом в России появилась незанятая ниша, которую могут закрыть отечественные производители. Спрос на недорогую и стильную одежду практически не падает, несмотря на общее снижение доходов населения.

Даже если некоторые товары останутся на российском рынке, их цены увеличатся. А значит, грядет миграция потребителей к новым продуктам, что зачастую наблюдается во время экономического кризиса. Нашим предпринимателям это может быть выгодно: люди начнут искать и пробовать что-то новое. Уделите время тем нишам, которые заняты преимущественно импортным товаром.

Также стоит обратить внимание на внешние рынки, например, Китай. На этом сделал упор Президент Владимир Путин в рамках заседания наблюдательного совета президентской платформы «Россия — страна возможностей». А в свете того, что в ближайшее время будет принята новая редакции закона «О цифровых финансовых активах» и майнинг будет легализован, он может стать вполне большим бизнесом.

Мировая экономика стремительно перестраивается и адаптируется к новым реалиям. Санкции 2022 года — это не трагедия, а возможность занять новую перспективную нишу, не имея конкурентов в виде крупных зарубежных игроков.

1111
10 комментариев

еще детские игрушки. это то, что будет актуально всегда и будет постоянный спрос

3

а кого тут замещать-то?

1

перспективного сейчас ничего нет, надо пробовать всё подряд, что стрельнет то и хорошо

1

Отличная статья!
Пилим с друзьями бонусную программу для производителей живой рыбы в бассейнах с УЗВ.
Россия, вперёд !

1

а надо пилить корма для УЗВ, их сейчас днём с огнём