Будет немного больно: как проходит вторая волна 54-ФЗ

По информации налоговой службы, 600 тысяч налогоплательщиков уже поставили на учет 1,8 млн ККТ нового поколения. Рекорд был установлен 30 июня, когда было зарегистрировано 47 500 онлайн-касс. Это был дедлайн — с 1 июля 2018 года их обязаны применять организации и ИП в сфере торговли и общепита, а также те, кто работает через вендинговые автоматы.

Вместе с нашим партнером Orange Data рассказываем, как проходит реформа и с чем сталкивается бизнес при подключении новых ККТ.

«Фермы» с онлайн-кассами в Orange Data
«Фермы» с онлайн-кассами в Orange Data

Онлайн-кассы изменили порядок взаимодействия бизнеса с налоговой. Реформа призвана сделать расчеты более прозрачными. Новая техника, снабженная фискальным накопителем и подключенная к интернету, в реальном времени передает данные об операциях в ФНС.

Покупатели обязательно получают чеки, причем не только бумажные, но и электронные — на email или в sms. О том, как все устроено, мы подробно рассказывали здесь, а ФНС сделала отдельный сайт со схемами и мультиками.

Этапы 54-ФЗ

Реформа проходит в несколько этапов, в течение которых участники рынка обязаны внедрить у себя ККТ нового образца. Для разных налогоплательщиков, в зависимости от отрасли, способа ведения бизнеса и наличия штата, установлены свои дедлайны.

Часть бизнеса, в том числе интернет-магазины, перешла на онлайн-ККТ еще год назад. Ряд организаций и предпринимателей получили временную отсрочку.

Вторая волна подключения онлайн-касс охватывает до 1 млн компаний — почти 18% сегмента МСБ по данным НАФИ. С 1 июля 2018 года новая жизнь наступила для следующих категорий:

  • предприятия на ЕНВД, которые работают в сфере торговли и общественного питания;
  • ИП на ЕНВД или патентной системе, имеющие наемных работников, в сфере торговли и общепита;
  • организации и ИП с работниками, использующие вендинговые автоматы.

До 1 июля 2019 года могут повременить представители сегмента услуг населению, МСБ на «вмененке» или патенте, работающие без сотрудников в сфере общепита, торговли или вендинга.

Санкции и бонусы

Чтобы стимулировать бизнес к своевременному подключению онлайн-касс, ФНС придумала кнут и пряник. Тех, кто игнорирует закон, ждут штрафы: не менее 10 тыс. рублей для ИП, не менее 30 тыс. — для организаций, а дальнейшие нарушения грозят даже приостановкой деятельности.

А вот индивидуальные предприниматели, которые вовремя зарегистрировали ККТ или еще сделают это в рамках третьего этапа, могут получить налоговый вычет до 18 тыс. рублей за каждый кассовый аппарат. Из чего следует, что с переходом на онлайн-кассу не следует затягивать.

Неужели так сложно?

Год назад новые правила игры бросали бизнес в крайности — кое-кто даже отключал оплату на сайте. В феврале Magram Market Research выяснили, что сложности с переходом на онлайн-кассы возникли у четверти представителей «первой волны». Наибольшие затруднения вызвали установка ККТ, поиск и приобретение оборудования и процесс подключения.

Мы попросили партнеров, сервис по аренде онлайн-касс Orange Data, рассказать, какие подводные камни сейчас встречает e-commerce при подключении онлайн-касс. Коллеги рассказали 7 самых распространенных сложностей:

1) Работа с электронной подписью и сайтом ФНС

У предпринимателей часто нет опыта применения Электронной Цифровой Подписи и онлайн-работы с ФНС. Вопросы вызывает работа с программой КриптоПро и цепочками сертификатов при установке ЭЦП на компьютер, проверка готовности подписи и даже поиск необходимого раздела в личном кабинете ФНС.

Как показывает опыт, 90% вопросов способны снять удобные, интуитивно понятные инструкции по настройке ЭЦП и работе в ЛК налоговой. Также помогают онлайн-консультации со специалистами через личный кабинет, почту, телефон, в онлайн-чат на сайте или социальных сетях.

2) Регистрация ККТ в налоговой

Несмотря на возможность регистрации онлайн, некоторые компании предпочитают взаимодействовать с ФНС по старинке — подавать бумажное заявление. В период «первой волны» процедура вызывала вопросы и недопонимание не только у налогоплательщиков, но и у некоторых сотрудников налоговой.

Онлайн-кассы, а тем более расположенные удаленно и не печатающие чек, были в новинку для всех, особенно в регионах. По просьбе клиентов менеджеры Orange Data общались с сотрудниками ФНС — например, однажды объяснили, как заполнять поле «место применения ККТ» при использовании онлайн-кассы для расчетов в интернете. Вместо привычного адреса и наименования магазина указывается адрес сайта пользователя.

3) Уход ответственных сотрудников

На удивление часто возникают ситуации, когда сотрудники, занимавшиеся подключением к сервису, уходят из компании и недостаточно внятно передают свои задачи коллегам. Например, в одной небольшой организации после такого увольнения никто не знал, как работает касса и работает ли вообще.

Будьте внимательны при передаче дел увольняющихся сотрудников. Но в любом случае, все данные обычно есть в личном кабинете — история операций, чеки, статистика. Также проблему решает персональный менеджер со стороны сервиса аренды касс — помогает разобраться в настройках, обучить новых сотрудников и продолжить успешную работу.

4) Проблемы с формированием чеков

Иногда бизнесу не подходит автоматизированное оформление чеков. Если операций немного, существуют технические трудности, товары или услуги специфичны, документы можно формировать вручную. Такая функция есть в Личном кабинете Orange Data.

Интересен кейс компании в сфере грузоперевозок, у которой возникли проблемы с подключением оплаты через мобильное приложение, а начать работу очень хотелось. На тот момент расчетов было немного и старт с «ручными» чеками произошел гораздо раньше, чем доработка приложения с автоматизацией. Клиент не потерял прибыль и выполнил требования закона.

Другой пример — компания, продающая дорогостоящее музыкальное оборудование. Магазин целенаправленно формирует чеки через ЛК, поскольку оплата совершается только после консультации менеджера. На сайте стоит ограничение на переход к форме оплаты, чтобы избежать спорных ситуаций, ведь товар нестандартный, хрупкий и дорогой.

5) Реорганизация компании

Иногда индивидуальные предприниматели переводят свою деятельность на новый этап — открывают ООО. Процесс реорганизации юридического лица и перерегистрация кассового аппарата — несложная процедура и бояться ее не стоит. Пользователю предстоит снять с учета используемую кассу и зарегистрировать новую пару — ККТ плюс ФН.

6) Попытки мошенничества

Случаются и попытки обмана пользователей ККТ. Естественно, предприниматели теряются и обращаются к сервису по аренде онлайн-кассы.

Так, страховая компания получила претензию о непредоставлении услуг. Однако приложенный чек выглядел подозрительно. «Выяснили, что он не настоящий — собран из нескольких фискальных документов от разных компаний, не проверялся ни на сайте ФНС, ни в ОФД, — рассказывают в Orange Data. — Мы помогли нашему пользователю, пребывающему в небольшом шоке от происходящего, разрешить ситуацию и дать ответ на необоснованное требование».

Второй случай более глобальный — это был не один, а целых 16 чеков, предъявленных клиенту, занимающемуся пассажирскими перевозками. Проверка на фальсификацию доказала, что требования «покупателя» неправомерны. Возможность сравнить свои данные с ФНС — плюс использования онлайн-касс. Это помогает продавцу бороться с мошенничеством и улучшать user experience.

7) Непонимание процессов

Иногда представители бизнеса не до конца осознают, какую роль играет онлайн-касса и как происходят расчеты с ее применением. Например, один ИП считал, что при использовании кассы не нужно подключать интернет-эквайринг и подавать налоговую отчетность. Другая клиентка пыталась добиться подключения кассы день-в-день, не имея регистрации на сайте ФНС.

В целом, практика показывает, что в любой ситуации можно найти решение — но, возможно, придется понервничать, потратить время на изучение инструкций и бюрократические проволочки. Поделитесь болью в комментариях, что было самым сложным для вас?

1616
35 комментариев

Самое лучшее, что может сделать государство для развития малого бизнеса, это просто забыть про него, на пару лет. Дать вырасти. Иначе, это просто очередная дойка на новые геополитические игрушки

6

Очень точное и верное высказывание

1

А потом придёт время Жатвы?

1

Было: Клиент > Эквайринг > Я
Стало: Клиент > Эквайринг > Касса > ОФД > Налоговая > Я

И вроде как не дорого, есть (теоретически) плюсы, но количество точек в системе повышает вероятность отказа всей системы, что мы не так давно видели на примере неработающих пол дня касс у половины России.

6

В первом случае все-таки налоговая тоже была, просто процесс был не автоматизирован. Но в чем-то вы правы — пока идет отладка всей системы, будут пока и такие сбои. Вы в итоге подключили кассы? Обошлось без сложностей?)

2

Ещё нужно добавить банк который обрабатывает платежи за % или фикс и если счёт в другом банке то ещё и его и тоже берущий ₽ за работу

1