Почему реальная инфляция в России выше, чем заявленная? И почему чисто математически иначе быть не может

Почему реальная инфляция в России выше, чем заявленная? И почему чисто математически иначе быть не может

В этой статье попытаюсь математически объяснить, почему официальная инфляция в России за последние почти 10 лет стабильно находится ниже "ощущаемой" инфляции.

Заранее оговорюсь, что данный феномен свойственен не только России. Это относится в первую очередь к экономикам, которые или не растут, или показывают "отрицательный рост"(с) реальных располагаемых доходов населения.

Формула расчета

Начнем с базы: как считается инфляция за какой-то период? Год, месяц, неделю... Вы, возможно, слышали про 2 концептуальных способа расчета:

  • Через индекс потребительских цен
  • Через дефлятор ВВП

Если про второй вы не слышали, то это нестрашно: он используется редко и в основном исследователями или для расчета "реального ВВП". Для нас он не так принципиален, так с точки зрения конечного пользователя в нем есть существенные недостатки: он не учитывает изменение стоимости импорта, которая в России (да и в любой другой стране с открытыми рынками) составляет существенную часть потребительской корзины. В большинстве стран смотрят именно на потребительскую корзину. Именно на ее основе и считается индекс потребительских цен.

Что такое тогда инфляция, если дать не словесное, а формульное определение? Как именно измеряется рост цен в потребительской корзине? Используется так называемый "индекс Ласпейреса":

Если предположить, что мы считаем инфляцию год к году, то мы фиксируем определенный набор товаров и цены на него, например, на 01.05.2021 и сравниваем цены на этот набор 01.05.2022.
Если предположить, что мы считаем инфляцию год к году, то мы фиксируем определенный набор товаров и цены на него, например, на 01.05.2021 и сравниваем цены на этот набор 01.05.2022.

Индекс Ласпейреса используется именно для того, чтобы не потерять товары, которые сильно подорожали и уже не входят в потребительскую корзину на 01.05.2022.

Однако, это все работает только на словах...

Как реально измеряется ИПЦ

Если мы зайдем на сайт Росстата, посвященного инфляции, то увидим примерно то, что я описал выше. Напрямую про индекс там не пишется, но говорятся "Набор неизменен в течение года. Это обязательное условие методологии для сравнимости цен общей корзины".

А теперь перейдем к слабому месту этой методики. Потребительская корзина состоит не из Айфона, Киндер сюрприза и кроссовки Jordan 7. Она состоит из "Смартфон, шт", "Конфеты шоколадные натуральные и с добавками, кг" и "Кроссовые туфли для взрослых, пара". Чтобы раскрыть, почему это важно, приведу пример с того же Росстата.

Почему реальная инфляция в России выше, чем заявленная? И почему чисто математически иначе быть не может

Как именно происходит сбор данных по категории? Цитирую: "Под эту позицию специалист в городе N в одном или нескольких магазинах отберет для наблюдения несколько видов (так называемых ценовых котировок)". Ценовая котировка - это цена упаковки сырка, которая берется с полки. Выбираются самые популярные позиции с последующим взвешиванием на оценочную долю в расходах. Важный момент! Фиксация базиса (переменная Q из формулы выше) идет не по каждому наименованию (например, iPhone), а по категории ("Смартфон"). Дальнейшее взвешивание на оценочную долю в затратах - это очень и очень приблизительная величина, так как категорий вообще всех товаров в России, как вы сами понимаете, миллионы. Такие данные просто невозможно агрегировать вручную через специалистов, которые обходят магазины.

Вернемся к сыру. Представьте условную Пятерочнку в среднем российском городе (если взвесить города по расходам населения, то средним будет город на 300-500 тыс. человек). В начале 2021 г. стоимость кг сыра в среднем по России составляла 600р. Случился некий макроэкономический триггер, который привет к росту цен на импорт. Он смотрит на прилавок и видит, что тот сыр Дорблю, который он хотел взять на ужин отметить 5-ку ребенка по математике за контрольную, уже стоит как-то много... "Да ладно, ребенку этот сыр не так нравился, ничего страшного, возьму что-то подешевле". Аналогичным образом подумает еще существенная часть населения. В итоге этот сыр просто пропадет с прилавка или его кол-ве существенно уменьшится, так как Пятерочка не для красоты его туда кладет. И вот когда через какое-то время придет сотрудник от Росстата, он просто не обнаружит сильно подорожавших сыров. Он увидит, что сейчас стали чаще брать сыры классом ниже. И выведет, что новая средняя цена корзины "сыров сычужных" равна 700 р.

Как это выглядит формульно (для простоты разобьем все сыры на 2 группы по качеству и цене):

0,7 и 0,3 - это веса бюджетного сыра и более дорого сыра до изменений на рынке, а 0,8 и 0,2 - после. Аналогично с ценами в 550 и 720 рублей до изменений и после: 650 и 920 рублей.
0,7 и 0,3 - это веса бюджетного сыра и более дорого сыра до изменений на рынке, а 0,8 и 0,2 - после. Аналогично с ценами в 550 и 720 рублей до изменений и после: 650 и 920 рублей.

Некоторые могли сейчас заметить самое интересное. Итоговый рост цен с 600 р. до 700 р. - это рост на 17%. При этом бюджетный сыр вырос на 18% (650/550), а дорогой сыр - аж на 25%. То есть абсолютно все товары подорожали сильнее, чем показал итоговый индекс.

Это связано с тем, что по своей природе расчет цен внутри "бакета" не имеет какого-то четкого базиса, да и сами оценки проводить сложно. Вот попробуйте сейчас оценить, насколько выросла цена на BMW 3 серии? Сначала вам ее нужно купить из салона новую с поставкой в мае 2022. Вероятнее всего, вы ее даже не найдете. Потому она просто исчезнет из анализа категории "Легковой автомобиль иностранной марки новый". Но станет больше Солярисов и РИО. От этого и возникает эффект, когда все авто подорожали сильно, а итоговая категория подорожала не так существенно. Как вы могли убедиться из формулы выше, этот эффект связан с изменением весов (иначе говоря "популярности") марок у покупателей.

А что было бы в растущей экономике?

Если реальный доход населения растет, то есть семья переходит с бюджетного сыра на премиальный, то эффект будет обратный. Цены могут не расти вообще, но на полках будет больше премиального сыра и меньше бюджетного. Стоимость корзины будет расти и неизменном потреблении в килограммах. Официальная инфляция также будет показывать рост из-за изменения состава корзины. То есть реальная инфляция будет ниже официальной.

Вывод

Как вы могли заметить, я даже не упоминал про такую причину, как ухудшение качества товаров. Когда, например, базовая комплектация авто для российского рынка сколько-то лет назад включала один набор опций, а сейчас их стало меньше. Или про снижение качества ряда продуктов.

Целью было показать, как при стагнирующей экономике итоговая официальная инфляция чисто математически будет меньше реального роста цен. И это не та вещь, которую можно как-то легко исправить.

Автор: директор по методологии в одном крупном банке. Ни на какой телеграм канал подписываться не прошу.

10
2 комментария