Какое будущее у IT-компаний в России. Перспективы и модели развития

Какое будущее у IT-компаний в России. Перспективы и модели развития

В основе большинства современных компаний лежат цифровые продукты. И сейчас они не просто занимаются обслуживанием бизнеса: как программы для бухгалтерии или учета товаров, а представляют собой основу бизнеса как таковую. В связи со столь плотной связкой бизнес-процессов и современных технологий эксперты и бизнес-аналитики занимаются изучением данного аспекта вплотную.

В статье мы рассмотрим основные базовые направления, а также проведем анализ того, как это согласуется с текущей ситуацией и развитием индустрии в целом.

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ В БИЗНЕСЕ

Первоначально отметим, что любая деятельность компании всегда опирается на инструменты. В зависимости от исторического периода, они (инструменты) претерпевали существенные изменения в процессе технических революций. Именно инструменты являются центром бизнес-изменений, а в дальнейшем подтягивают на себя и экономические модели, социальное устройство жизни. После изменения инструментов, которыми пользуется бизнес, неизбежно изменяется и бизнес-модель. Старые отмирают, уступая место новым, более прогрессивным.

Современные информационные технологии становятся прорывом в бизнесе, в качестве предоставляемых услуг и производимых товаров, сервисе, который оказывается конечному потребителю.

Стоит понимать, что даже традиционная экономика, например, добыча полезных ископаемых, без компьютерных технологий практически невозможна. Так, даже разведка месторождений происходит с помощью компьютерного анализа снимков ландшафта и рельефа. Казалось бы, традиционная деятельность, но и она уже так плотно и неизбежно связана с анализом big data.

И эти пересечения происходят совершенно во всех сферах: транспорте, металлургии, быту и, конечно, всех телекоммуникационных компаний.

Обратим внимание, что ранее технологии привлекались в качестве дополнительного инструмента, который помогал улучшить работы. В этом случае, сама бизнес-модель оставалась неизменной. Сейчас же цифровые продукты стали основой построения бизнеса. Когда современный предприниматель запускает компанию, он не может относится к IT, только как к служебной функцией. Теперь бизнес строится опираясь на IT-технологии, продукты и их возможности. И это касается не только IT-предпринимателей, но и совершенно всех сфер. Ярким примером будут службы такси, доставки еды, онлайн-сервисы и плотно вошедшие в жизнь большинства людей маркет-платформы.

Еще с десяток лет назад большинство компаний начиналось как стартап. Пытливые умы стремились именно к такой организации и с горящими глазам предлагали инвесторам своим идеи.

ЧТО ЖДЕТ СТАРТАПЫ И ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

Многие еще недавно не понимали, что современные венчурные компании не генерируют прибыль из своей деятельности как таковой. Заработком инвесторов является не прибыль от деятельности компании, а последующая перепродажа компании целиком или части акций. И сейчас в России стартапы и венчурные компании уходят. И реальный вес будут иметь те компании, у которых сама их деятельность приносит доход.

Прежде чем мы поговорим о типах взаимодействия и тех путях, которые нам кажутся наиболее привлекательными, рассмотрим основные типы компаний и формы взаимодействия с ними со стороны it-компаний и it-специалистов.

Условно все компании можно разделить на три, достаточно классические категории.

ВИДЫ КОМПАНИЙ

Small

Он же малый бизнес. Кафе, небольшие бизнесы. Такие компании, как правило, используют типовые решения, CRM, редакторы сайтов, облачные хранилища и облачную бухгалтерию. Те самые сервисы, которые не требуют больших вложений. Для таких компаний разработка уникального продукта является совершенно неподъемной. В компаниях смолл-сегмента преимущественно используется подписки на сервисы. Что на самом деле удобно для всех. Для них уникальный цифровой продукт не является важным и экономически выгодным.

Medium

Компании обладающие серьезными материальными и человеческими ресурсами, которые ведут достаточно крупную деятельность, но их отличительной чертой является то, что во главе компании стоит владелец компании или менеджер, который сильно вовлечен в саму деятельность и имеет очень тесную связь с владельцами компаний.

В таких компаниях, решения относительно использования цифровых продуктов принимаются менеджером/руководителем и он может оценить весь процесс внедрения и оценить как внедрение цифровых продуктов изменяет весь бизнес. В иерархии управления крайне маленькое количество уровней.

Enterprise

Компании, отличительной чертой которых является удержание стабильности компании в большей степени, чем поиск решений для увеличения эффективности работы. В таких компаниях начинают работать политические инструменты принятия внутренних решений, а не поиск решения выстроенный вокруг практических целей ведения бизнеса.

Тут решения, с точки зрения целесообразности бизнеса, не могут быть приняты, потому что масштаб деятельности компании такой, что сложно предсказать, как именно конкретные решения скажутся на деятельности всей компании.

У работы с такими компаниями, есть свои особенности, о которых мы не можем промолчать. Большое количество проектов, попадая в компанию, просто утопают в них, не получая дальнейшего развития. Из-за этого огромное количество проектов списывается, однако это не отражается на всей компании.

Профессионалам, увлеченными проектами, стоит обратить внимание и работать с компаниями, где владельцы компаний готовы брать на себя риск, вовлекаться в проект и только тогда, можно получить полномочия для того, чтобы сделать интересный продукт. В противном случае, решения будут диктоваться не целесообразностью проекта, а интересами людей, которые играют политические игры внутри крупной компании.

Для многих специалистов наибольший интерес представляют интерес медиум и хай-медиум компании. Именно в этих компаниях менеджеры и владельцы по прежнему вовлечены в процессы и работу.

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ В РОССИИ?

Венчурный рынок в России не был действительно сильным и хорошим. Не смотря на то, что у нас были и есть компании которые запустились и эффективно развиваются на IT-рынке.

К таким компаниям можно отнести финтех, все компании относящиеся к фудтеху, все то, что имеет относительно небольшой бюджет необходимый для запуска подобных проектов .

Однако, на данный момент, существует новая среда для создания цифровых продуктов в России в ближайшее время.

Эта среда будет характеризоваться следующими основными признаками:

  • появятся совершенно другие инструменты для коммуникации. То, с помощью чего мы сможем рассказывать друг другу о бизнесе и услугах. Будут новые площадки и сервисы, которые смогут воспринять информацию, которую может дать компания;
  • изменение источников финансирования;
  • трансформируется источник инициации новых проектов. Произойдет переориентация на внутренних заказчиков;
  • произойдет замена старых сервисов, к которым привыкли люди на совершенно новые.

КАКИМ ОБРАЗОМ СТОИТ СТРОИТЬ БИЗНЕС СЕЙЧАС?

Разговаривать на понятном языке, быть готовым работать в соответствии с новыми бизнес-целями, находить конкретное решение для конечного пользователя. Стоит обратить внимание на медиум и хай-медиум компании, которые будут базироваться на современных цифровых продуктах.

Именно в таких компаниях есть большая точка роста для специалистов.

*Этот текст мы создавали вдохновившись видео Вадима Митякина. Нашего эксперта и партнера, а также автора книги "Метод Параноика".

11
реклама
разместить
1 комментарий

Уже сколько говорят о перспективности ит сферы. Сейчас почти каждой компании требуются грамотные специалисты и они обращаются к айтишникам. Да, не самая простая специальность, но одна из немногих, которая без хлеба точно не оставит)

2