Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль

Менеджер по продукту vc.ru о том, почему серийные автомобили не подходят для краткосрочной аренды в мегаполисе.

Каршерингу нужен свой Black cab

В начале 20-го века в Лондоне создали стандарт для автомобилей, которые могут перевозить пассажиров в городе. Он регламентировал основные параметры такси.

Например, высоту потолка для комфортной поездки пассажиров в шляпах, радиус разворота — чтобы без проблем совершать манёвры на узких улицах Лондона. Стандарт описывает и другие критерии — клиренс, возраст машин, расположение багажа.

Правила местами устарели, но тем не менее лондонское такси часто называют одним из самых удобных в мире, потому что оно спроектировано именно для перевозки пассажиров в большом городе.

Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль

Автопарк современных каршеринговых сервисов состоит из обычных серийных автомобилей, спроектированных для других целей. Автопроизводители создавали их так, чтобы найти компромисс между использованием машины в городе и дальних поездках, между вместительным багажником и простором для пассажиров на задних креслах, между экономичностью и мощностью.

Они делают машины для покупателей: одного или двух членов семьи, которые будут управлять автомобилем по очереди и следить за его состоянием. В них много отделений для хранения вещей, различные индикаторы состояния двигателя, запасное колесо и багажник с набором инструментов для ремонта.

Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль

Однако такие автомобили не решают задачи каршеринговых сервисов. Они не рассчитаны на меняющихся каждый час водителей, интеграцию с онлайн-сервисами, интенсивное использование в городе, легкое и быстрое обслуживание.

Наоборот, использование разнообразных серийных автомобилей в каршеринге добавляет дополнительные сложности. Чем больше выбор автомобилей у каршерингового сервиса, тем больше приходится пассажирам тратить время, чтобы привыкнуть к ним — к разным интерфейсам, посадке, обзору, габаритам. Непредсказуемым может быть и поведение автомобиля на дороге: реакция на газ, тормоз, поворот руля.

Всё это добавляет страхи для новых водителей и мешает каршерингу стать по-настоящему массовым способом передвижения — таким же понятным, простым и доступным как велосипед: забронировал автомобиль, сел и поехал.

Единый стандарт на размер, форму и характеристики каршерингового автомобиля помог бы снизить входной порог для водителей и оптимизировать затраты каршеринговых сервисов на их обслуживание.

Он не должен быть адаптацией серийного седана и кроссовера. Каршеринговый автомобиль должен быть спроектирован специально для короткой аренды в городе.

Я попытался представить, каким бы мог получиться автомобиль, спроектированный специально для нужд каршеринга.

Просторный и компактный

Идеальный каршеринговый автомобиль просторный внутри и компактный снаружи. У него небольшой багажник для двух сумок — на тот случай, когда нужно доехать до аэропорта. Это позволит заметно увеличить пространство в салоне и уменьшить длину автомобиля — чтобы упростить парковку в тесном городе.

Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль

У него нет отделения для запасного колеса. В случае прокола пользователь просто оставит машину на ближайшей парковке, а колесо заменит сервисная служба.

У машины широкие двери для удобной посадки, стильный дизайн и качественная сборка.

Облако и электронная регулировка сидений

Поездка в современном каршеринговом автомобиле начинается с поиска механического рычага регулировки кресла. Затем начинаются физические упражнения по подъёму или опусканию спинки в поисках оптимального положения, регулировка руля, настройка зеркал, проверка органов управления, поиск ответа на вопрос: «А как в этом Renault сделать музыку тише?». И так при каждой поездке.

Идеальный каршеринговый автомобиль оснащён электронной регулировкой кресел, зеркал и руля. Сервис сможет сохранять в облаке настройки водителя и отправлять их в автомобиль при бронировании.

Пока пользователь идёт к машине кресло, руль и зеркала подстраиваются под него, а кондиционер прогревает или охлаждает машину до указанной температуры. Как только пользователь садится в машину, включается песня, которую он прослушивал во время последней поездки.

К моменту открытия двери автомобиль полностью готов к поездке.

Приборная панель без приборов

Индикаторы на панели приборов обычного автомобиля нужны для того, чтобы его владелец знал о состоянии машины. В каршеринговом автомобиле водитель не является владельцем или постоянным водителем — как, например, в такси.

Нет смысла показывать пользователю сообщения о приближающемся техобслуживании, уровне омывающей жидкости или неисправности выхлопной системы. Всё, что ему нужно знать, — скорость и маршрут к точке назначения.

В идеальном каршеринговом автомобиле нет приборной панели. Вместо неё используется планшет — как в Tesla Model 3. Основная часть экрана отведена навигатору, в углу показывается скорость. Через планшет можно выбрать музыку, посмотреть стоимость поездки, настроить температуру салона.

Из других органов управления — рычаги переключения сигналов поворота и регулировка дворников. Так как автомобиль используется в городе, ему (вероятно) не нужен переключатель дальнего и ближнего света — лишь возможность «мигнуть» фарами.

Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль

Все уведомления о состоянии автомобиля должны отправляться напрямую в каршеринговый сервис. Компания сможет отслеживать состояние своего автопарка, планировать обслуживание и удалённо снимать с линии машины с критическими проблемами.

Автомеханики смогут приезжать к автомобилям сразу с запчастями. Машину отвозить в сервис не нужно, если нет критичных поломок.

Салон без ящиков и ковриков

В среднестатистических каршеринговых автомобилях Москвы есть несколько обязательных атрибутов: резиновые коврики, которые не подходят по размеру, а потому не могут быть закреплены на защёлки, ящики и отсеки, в которых постоянно забывают свои сигареты другие водители (почему не телефоны и кошельки?), пыли и накапливающейся грязи в трудноступных местах салона.

В идеальном каршеринговом автомобиле нет ящиков и отделений для хранения в дверях и у пассажирских кресел — так уменьшается вероятность того, что пользователь что-то забудет после поездки. Отказ от лишних отсеков позволит увеличить пространство и упростить обслуживание автомобиля.

Каким должен быть идеальный каршеринговый автомобиль

В идеальной каршеринговой машине есть лишь подстаканники, небольшое отделение для телефона и других мелочей, расположенные между передними креслами. Здесь же в специальном прозрачном отсеке находятся страховка, ПТС и топливная карта. Одного взгляда на него достаточно, чтобы понять, на месте документы или нет.

У идеального каршерингового автомобиля нет ковриков. У него резиновый пол, который можно легко помыть напором воды на любой автомойке. Кресла из искусственной кожи, за которыми легко ухаживать, и черный потолок, который сложно испачкать.

Защита от недобросовестных водителей и безопасность

Как и любой массовый сервис, каршеринг сталкивается с недобросовестными пользователями. Московские власти предложили устанавливать камеры в салон машин. Однако есть более гуманные способы решения проблемы.

Для тех, кто курит в арендованных автомобилях, нужно установить датчики задымления.

Для тех, кто заправляет ремень безопасности за спинку водительского кресла — аналогичные датчики и автоматические штрафы за вождение без ремня безопасности.

Для тех, кто любит агрессивное вождение — ограничить максимальную скорость — 80 км в час.

5555
214 комментария

“В идеальном каршеринговом автомобиле нет ящиков и отделений для хранения в дверях и у пассажирских кресел”

Каршеринг «Победа»

39
Ответить

После прочтения осталось ощущение, что автор написал полную чепуху, только очень умными словами.

7
Ответить

Это все #зае?ись, но разработка одной модели автомобиля, тем более настолько непохожего на другие, это миллиарды долларов. + надо соответсвовать стандартам каждой страны приутствия - еще сотни миллионов.
Кто это должен делать? И имеет ли это смысл?

26
Ответить

В принципе есть компромиссный и уже существующий вариант. В Японии популярен формат K-Car - компактная, чисто городская машинка, довольно объемная для своих габаритов. Как база для каршаринга - самое оно.

Остальное можно докрутить - как продвинутую информационную систему, так и вандалостойкое оформление салона.

7
Ответить

Я вот вообще не удивлюсь если со временем правительством будет поручено вазу разработать автомобиль для отечественного каршеринга. Причем ещё и финансирование на это выделят, такое, что зашатаешся.

3
Ответить

Ну явно не миллиарды. Скорее всего достаточно просто салон переделать. Думаю , завод может заморочиться

3
Ответить