Как создать прибыльный интернет-магазин

После 24 февраля иностранные сервисы стали объявлять об уходе из России. Так, регистратор доменов Namecheap и SEO-платформа для анализа конкурентов и поисковой выдачи Serpstat уже прекратили обслуживать российских пользователей. С учетом новых реалий подготовил руководство по созданию интернет-магазина на российской it-инфраструктуре с целью обезопасить себя от внезапного отключения какого-либо сервиса.

Как создать прибыльный интернет-магазин

Этап 1: Складская система и CRM

  • «1С. Управление торговлей» подойдет для крупных проектов, т.к. основное преимущество в данном случае — гибкость и масштабируемость функционала под конкретную компанию;
  • Онлайн-сервис «МойСклад» — имеет весь необходимый функционал для автоматизации складского учета и организации продаж, но функционал ограничен рамками платформы;
  • RetailCRM — CRM-система с возможностью управления товарами, т.к. акцент сделан на автоматизации и коммуникации с покупателями. Подойдет для небольших магазинов, которым нужно только загрузить и отгрузить товары, т.к. работа с поставщиками, инвентаризация и другой функционал отсутствует.

Если вы уже используете какую-то систему в офлайн бизнесе и выходите в онлайн, то менять ее, конечно, смысла нет.

Как создать прибыльный интернет-магазин

Этап 2: Выбираем каналы дистрибуции товаров

Маркетплейсы

Сейчас происходит «бум» маркетплейсов. Отовсюду слышно: «Запусти магазин на Wildberries и стань миллиардером». В действительности не все так шикарно. Во-первых, российский рынок eCommerce развивается по западному сценарию, а пока он молодой, маркетплейсы растут как грибы. Во-вторых, маркетплейсы работали на капитализацию, но после 24 февраля, вероятно, вектор скорректируется и они начнут удешевлять бизнес, работая на кэш, вместе с этим условия будут ужесточаться.

Главный плюс маркетплейса — на нем легко начать продавать. Он предоставляет площадку и трафик. От вас нужно только загрузить товар на сайт и привезти на склад. Нужно понимать, что он изначально создавался как площадка для производителей с целью упросить продажи конечному потребителю и отсечь лишние звенья в цепочке продаж.

Вы можете использовать только маркетплейсы если:

  1. Вы производитель и у вас уникальный товар, который никто не копирует;
  2. На ваш товар уже есть устойчивый спрос;
  3. Вы успешно перепродаете «товары из Китая» с маржой 100%-500%. Для товаров «продал и забыл» маркетплейсы – самое место;
  4. Вы не собираетесь строить бренд, вникать в маркетинг и развивать нужные компетенции;
  5. Вы тестируете спрос на определенный товар, сбывая небольшие партии, перед тем как начать продавать его массово.

Минусы использования только маркетплейсов:

  1. Это не ваш бизнес, это бизнес маркетплейса. Вы как продавец ничего не знаете о покупателях. Все данные и аналитика на стороне маркетплейса, следовательно, он рулит ситуацией.
  2. Т.к. у маркетплейса есть вся аналитика, он может начать копировать лучшие товары и продавать их под своим брендом. Такое уже происходило с Amazon.
  3. Маркетплейс начнет диктовать вам условия, влезая в управление бизнесом. Например, вас попросят снизить цену в рамках акции, а если вы не согласитесь – понизят в выдаче и срежут продажи.

Несмотря на все минусы, маркетплейс подходит для работы в качестве одного из источников дистрибуции.

Контекстная реклама

Подходит для продукции, у которой спрос уже сформирован. Основное преимущество — «теплота» трафика, т.к. пользователь вводит уже интересующий его запрос. Реклама на поиске и в сетях — один из лучших каналов продаж для интернет-магазина. После запрета рекламы в Google Яндекс остается главным поставщиком контекстной рекламы.

Поисковая оптимизация

Этот тип трафика также подходит для сформированного спроса и дает лучшую отдачу инвестиций (ROMI) в долгосрочном сценарии. SEO-специалист работает над сайтом с целью вывести его в ТОП поисковых систем Яндекс, Google, Mail.ru, Bing и пр. ASO-специалист делает примерно то же самое, выводя мобильное приложение в ТОП поиска в Google Play, AppStore, а теперь еще и AppGallery, RuMarket, NashStore и RuStore. Сайт обычно создают при запуске интернет-магазина, а через некоторое время разрабатывают и мобильное приложение.

Соцсети

В соцсетях сидит большая часть нашей целевой аудитории. В запрещенной в России социальной сети есть множество раскрученных магазинов, которые до недавних событий могли выступать единственным каналом продаж. В нынешнем варианте придется работать с ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, и ждать возможного оживления TikTok. Нюанс: это «холодная» аудитория, которую нужно постепенно прогревать, рассказывая о вашей компании и продукте. Из плюсов:

  1. Можно начинать рекламу с ограниченным бюджетом;
  2. Рекламу можно запускать прямо на группу в соцсети, сайт не обязателен;
  3. Удобно работать с небольшим ассортиментом товаров.

Для раскрутки магазина в соцсетях сначала нужно оптимизировать его с помощью SMM, а затем подключать таргет и рекламу у блогеров.

Доски объявлений (Avito, Юла)

Пользователи досок объявлений обычно ищут дешевые вещи, бывшие в употреблении. Можно подключить этот канал продаж, но если у вас не барахолка, то конверсия с него будет минимальная.

Прочие каналы трафика

Подключаются когда интернет-магазин уже начал стабильно продавать. К ним относятся такие каналы, как CPA-сети, E-mail маркетинг, тематические сети сайтов и групп в соцсетях, тизерные сети и т.д.

На мой взгляд, оптимальным вариантом будет создание интернет-магазина на собственном сайте и продвижение его через контекстную рекламу, поисковую оптимизацию и соцсети. При желании подключаем остальные каналы.

Этап 3: Создание интернет-магазина

Выделим 3 основных варианта, на чем можно разработать интернет-магазин.

  1. Конструктор сайтов. inSales — самый оптимальный из всех. Основной минус, как у большинства конструкторов — ограниченный функционал. Подойдет для полностью типовых проектов. Например, если вам нужно рассчитывать доставку в зависимости от категории товара или поставщика, или подобный свой функционал, то конструктор сайтов не подойдет. Однако, если вам нужен просто сайт с типовыми возможностями, то на конструкторе можно запустить сайт быстро и недорого.
  2. Собственная разработка на фреймворке Laravel, Yii, Symfony и др. Это идеально — чистота кода, только нужный функционал, отсутствие лишних нагрузок и многие другие преимущества. Я бы предпочел именно этот путь в создании интернет-магазина. Но сталкиваясь с суровой реальностью, понимаешь, что данный путь подходит только для крупных проектов, т.к. вам нужны несколько разработчиков и постоянный тимлид. Потребуется code review, контроль версий, ведение документации и пр. Поиск разработчиков с прямыми руками – это отдельный квест. В противном случае, меняющиеся разработчики накопят большой технический долг и совершат «жесткий программно-половой акт» с проектом, в результате чего придется многое переделывать. Собственная разработка — это самое дорогое и долгое решение.
  3. CMS — готовый «движок», на базе которого можно сделать собственный сайт. Идеальной CMS нет, но по опыту в eCommerce могу выделить «1С-Битрикс» — для интернет-магазина это оптимальный вариант по соотношению цена/качество. Здесь уже реализована интеграция с 1С и другими внешними системами, также есть маркетплейс с нужными модулями. Это сильно сокращает стоимость и время разработки сайта. Возможности масштабирования довольно широкие, например, мы делали интернет-магазины с несколькими сотнями тысяч товаров. Возможности кастомизации, т.е. внедрения дополнительного функционала, достаточные, хотя не такие большие, как в случае с собственной разработкой. Это некая «золотая середина» между конструктором сайтов и собственной разработкой. Многие разработчики выскажут отрицательное отношение к этой системе, но я рассуждаю с точки зрения бизнеса и денег — это выгодно и оптимально.

Как создать прибыльный интернет-магазин

Этап 4: Аналитика

Пришло время считать деньги. Аналитика — это то, что сделает ваш интернет-магазин прибыльным.

Как создать прибыльный интернет-магазин
Как создать прибыльный интернет-магазин
Как создать прибыльный интернет-магазин

В зависимости от размера интернет-магазина и предполагаемой рентабельности выбираем один из вариантов:

  1. Использовать готовый сервис сквозной аналитики. Их довольно много, подбираем по цене и необходимым возможностям. Возьму как пример Roistat: большое количество интеграций и удобные дашборды закрывают большинство потребностей. Некоторых может огорчить стоимость использования.
  2. Microsoft Power BI — будет полезен для крупных проектов, т.к. функционал широкий. Платформу нужно будет устанавливать на компьютер, это не облачное решение. Ввиду того, что Microsoft покинула российский рынок, скачать программу можно не с официального сайта.
  3. Яндекс Метрика и DataLens. Подойдет для небольших и средних проектов. Можно связать данные в одну систему, используя наборы готовых коннекторов, например от Albato. Yandex DataLens отлично сведет и визуализирует существующие данные.

Спасибо, что дочитали до конца! Я привел основные этапы, которые нужно пройти для создания прибыльного интернет-магазина. Задавайте ваши вопросы в комментариях. Подписывайтесь в Telegram и пишите ВКонтакте.

88
3 комментария

«1С. Управление торговлей» Вот благодаря таким статьям это монструозное говно и продолжает себе комфортно жить.

2
Ответить

1С много лет встраивалась в инфраструктуру бизнеса и среды его функционирования в России, поэтому большинство работают именно с ней. Полноценных аналогов нет. Конечно, софт далек от идеала и имеет свои недостатки.

Ответить

Владимир, спасибо, что рассказали читателям о нашей системе :)
Добавим, что RetailCRM подойдёт и для маленького, и для крупного бизнеса. Она может работать в паре с ERP. Например, есть готовые интеграции с Мой Склад и 1C. Благодаря этому в CRM в автоматическом режиме отображаются актуальные остатки по складу, синхронизируются статусы отгрузки и так далее.

Есть также готовые интеграции и с CMS. Но недавно у нас появился свой конструктор сайтов, который связан с RetailCRM без всякой интеграции и прочих заморочек. Внутри системы можно создать полноценный интернет-магазин с каталогом, карточкой товара и корзиной. Навыки программиста и дизайнера для этого не нужны. Всё это позволяет бесшовно управлять продажами на сайте и товарными остатками в паре с CRM-системой.

Как запустить интернет-магазин в RetailCRM, мы написали в статье, в нашем блоге. А ещё поделились отзывом клиента, который уже опробовал наш конструктор. Если интересно, заходите почитать :)

Ответить