Новое в законодательстве об электронной подписи в 2022 году

Новое в законодательстве об электронной подписи в 2022 году

Применение электронной подписи в России – сфера, строго регулируемая законодательными актами. Основополагающим документом является в данном случае федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011. Жизнь не стоит на месте, и время от времени в закон вносятся изменения. И, разумеется, будет полезным, пользуясь для бизнеса или личных целей квалифицированной электронной подписью (КЭП) или простой электронной подписью (ПЭП), время от времени анализировать текущие изменения, произошедшие в законе 63-ФЗ «Об электронной подписи». В этом материале мы расскажем, какие новые правила работы с ЭП вошли в нашу жизнь в 2022 году, и что нас ожидает в 2023.

Ключевые изменения в Законе 63-ФЗ «Об электронной подписи»

27 декабря 2019 года были внесены поправки в закон 63-ФЗ «Об электронной подписи». Было принято большое количество изменений, однако, тогда же было решено, что вводиться они будут постепенно, вплоть до начала 2023 года. Коротко о датах и основных изменениях:

  • С 1 июля 2021 года УЦ ФНС России начала выдавать электронные подписи индивидуальным предпринимателям, руководителям коммерческих организаций и нотариусам;
  • После 1 июля 2021 года удостоверяющие центры, которых ранее на рынке работало более 500, должны были получить аккредитацию в соответствии с новыми требованиями 63-ФЗ «Об электронной подписи». В противном случае они лишались права продолжать выдачу сертификатов. Минцифры подтвердило, что ЭП, выпущенные удостоверяющим центром, аккредитованным по новым правилам, проработают до конца своего срока действия, т.е. 12 месяцев с даты выпуска.
  • С 1 января 2022 года квалифицированные сертификаты для руководителей организаций, ИП и нотариусов стал выдавать УЦ ФНС, а также его Доверенные лица (сегодня это ПАО «Сбербанк России» и Банк ВТБ (ПАО) и АО «Аналитический центр» (УЦ «Основание»).
  • С 1 января 2022 года останутся действительными сертификаты ЭП, выпущенные в 2021 году УЦ ФНС, а также ее Доверенными лицами.
  • С 1 января 2022 года сертификаты, выпущенные неаккредитованными по новым требованиям УЦ, стали недействительными.

Очевидно, что сейчас мы находимся на переходном этапе, когда действуют и новые, и частично старые нормы.

Где можно получить квалифицированный сертификат (или электронную подпись) в 2022 году

С 1 января 2022 года новую электронную подпись вы можете получить:

  • в УЦ ФНС и его Доверенных лиц - для ИП, руководителей юрлиц и нотариусов;
  • в Банке России - для кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечисленные в части 1 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»;
  • в Федеральном казначействе – для должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организаций;
  • в Коммерческом аккредитованном удостоверяющем центре (АУЦ), аккредитованном по новым правилам – для физических лиц, а таккже лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности.

Получение квалифицированного сертификата на USB-носитель, и работа с ним сотрудников организаций в 2022 году

Разберем 2 актуальных на сегодня кейса:

Кейс No1. Актуален на переходный период до конца 2022 года

Шаг 1

Сотрудник получает бумажную доверенность от работодателя, предоставляет ее в аккредитованный удостоверяющий центр (АУЦ) и получает сертификат юридического лица, где указаны ФИО получателя, его ИНН и реквизиты работодателя.

Шаг 2

Чтобы начать работу с новой ЭП сотруднику необходимо предоставить системе и/или контрагентам, с которыми он работает, скан-копию доверенности от работодателя.

Кейс 2. Новый вариант получения и работы с квалифицированным сертификатом (или по-простому с электронной подписью), который станет обязательным с 1 января 2023 года.

Шаг 1

Сотрудник получает в любом удобном АУЦ сертификат ЭП физического лица. Такая КЭП ФЛ (квалифицированная электронная подпись физического лица) будет являться его личной, но может быть использована и для задач в рамках организации.

Шаг 2

Чтобы начать работы с новой ЭП от имени организации сотруднику необходимо получить у руководителя заверенную КЭП машиночитаемую доверенность (МЧД).

Шаг 3

В процессе работы сотруднику необходимо предоставить системе или контрагенту заверенную МЧД для подтверждения полномочий.

Шаг 4 (и в этом некая сложность)

Сотруднику необходимо удостовериться, что его программа и программа контрагента умеют работать с МЧД.

На сегодняшний день формат МЧД утвержден и опубликован на сайте Минцифры. Схема работы описана на порталах Минцифры и ФНС. Однако, пока верстался номер, стало известно о планируемом переносе сроков в части обязательного предоставления МЧД с 1 января 2023 года на 31 августа 2023 года. При этом, в принципе, работать с МЧД уже можно. Оформить доверенность можно с помощью сервиса провайдеров электронного документооборота или на сайте реестра машиночитаемых доверенностей, а также создать ее самостоятельно в соответствии с требованиями Минцифры.

Что делать, если я самозанятый?

Порядок получения ЭП для самозанятых аналогичен порядку получения и работы с ЭП для физических лиц. Вам необходимо обратиться в любой удобный для вас АУЦ и принести все необходимые для этого документы. Как получить ЭП мы рассказывали в этом материале (ссылка).

Что делать, если сотрудник увольняется?

Есть несколько вариантов порядка действий при работе с ЭП при увольнении сотрудников. Это зависит, в первую очередь от того, по какой схеме сотрудник изначально получал КЭП.

Вариант 1

Если доверенность передавалась контрагентам на бумаге, сообщить им о прекращении действия доверенности в соответствии со ст. 188 ГК РФ.

Вариант 2

Если доверенность предоставлялась в электронном виде, воспользоваться функционалом отмены МЧД в вашей программе.

Вариант 3

Если сотрудник использует сертификат ЭП сотрудника ЮЛ, нужно обратиться в АУЦ с заявлением на отзыв сертификата.

Порядок работы с “облачной” (дистанционной) подписью в 2022 году

Упомянутые в начале поста изменения в 63-ФЗ коснулись также процедуры использования облачной электронной подписи. Предписано, что закрытую часть ключа КЭП можно будет хранить только в аккредитованном удостоверяющем центре либо ДУЦ (доверенное лицо УЦ ФНС России), который по поручению владельца сертификата сможет автоматизированно создавать электронную подпись. При этом УЦ обязан информировать владельца квалифицированного сертификата об операциях с хранимым ключом ЭП. Однако на текущий момент на практике использование “облачной” электронной подписи остается все еще на бумаге и на практике никак не реализовано, поскольку до сих пор не утверждены требования к средствам “облачной” электронной подписи.

Автоматическое подписание ЭП в 2022 году

С 1 января 2022 года организации (только юрлица) на основании специально изданного внутреннего документа, указывающего ответственного за использование обезличенной ЭП, смогут использовать обезличенные сертификаты для любого автоматического подписания документов в государственных и коммерческих информационных системах. По сути, это электронный аналог печати. Необходимо помнить, что тот факт, что в обезличенном сертификате ЭП не указано имя владельца, накладывает на ее использование целый ряд ограничений. К примеру, с такой ЭП нельзя участвовать в госзакупках, регистрировать онлайн-кассу, работать вне информационных систем.

Метки доверенного времени

В 2022 году введено понятие и установлен механизм использования метки доверенного времени — достоверной информации в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью, которая призвана придать документу юридическую силу и минимизировать неправомерные действия, связанные с использованием ЭП.

Метка доверенного времени создается доверенной третьей стороной, удостоверяющим центром или оператором информационной системы. Для получения метки времени необходимо использовать ПО, поддерживающее протокол службы штампов времени.

22
1 комментарий