Классно дунул: как ветер перемен снёс зарубежные сервисы и софт с российского рынка

Многие иностранные ИТ-компании на фоне последних внешнеполитических событий спешно собрали чемоданы, помахали ручкой российскому бизнесу и покинули страну. Сейчас мы вынуждены искать замену тому, что было нам так дорого (и речь тут не про Netflix, Spotify и других).

Наша редакция поговорила с представителями российских компаний об особенностях перехода на отечественное ПО. Какие сюрпризы ждут компании на ниве импортозамещения софта?

«Мы выбрали Телемост в качестве альтернативы Zoom»

Раньше мы использовали для онлайн-встреч с видео и демонстрацией экрана сервис Zoom. Но после февраля 2022 года возникли сложности с его оплатой. Теперь банковская карта, которая была привязана к кабинету ранее, не подходит, и Zoom не хочет списывать с неё деньги.

Вторая причина отказа, назовем её так, идеологическая. Мы давно думали о переходе на российское ПО. Благо, альтернатив сейчас достаточно много. Можно сказать, что политика Zoom дала нам стимул ускорить принятие решения в пользу отечественных программных продуктов.

Мы пользуемся корпоративной «Яндекс.Почтой» и «Яндекс.Диском». За годы функционирования они зарекомендовали себя как удобные и простые инструменты для бизнеса. По этой причине мы решили выбрать именно сервис «Яндекса», то есть «Яндекс.Телемост», в качестве альтернативы Zoom.

Для внутренних коммуникаций мы уже давно используем «Битрикс24». Но эта площадка неудобна для общения с кем-то вне компании. Так что мы выбрали «Яндекс.Телемост» — к нему есть доступ практически у всех, так как продуктами «Яндекса» пользуются многие.

У «Телемоста» изредка возникают технические баги. Например, при групповой конференции на 10-15 человек несколько участников могут слышать только друг друга, а иногда не получается включить демонстрацию экрана. Такое случается нечасто. Возможно, ошибки связаны с увеличением количества пользователей сервиса.

В «Телемосте» нам немного не хватает административных инструментов. Например, в «Яндекс.Телемост» нет зала ожидания как в Zoom, голосований, сохранения записей на сервере и другого. Надеюсь, что с ростом количества пользователей сервис будет набирать полезный функционал. Но в целом, «Телемост» нас устраивает, и пока мы не планируем искать другие инструменты.

Алексей Бояршинов, Основатель и директор компании «Корада Консалтинг»

Советуем. Для тех, кто, как и Алексей, активно пользуется инструментами Яндекса, существует виртуальный офис «Яндекс 360 для бизнеса». Да, мы знаем, что ни один бизнесмен не хранит все яйца в одной корзине, но тут речь идет об удобстве. Ваши коллежки получат доступ сразу к нескольким сервисам: корпоративная почта на домене компании, облачный диск, календарь, мессенджер, обмен документами, сервис email-рассылок и видеосвязь, чтобы опоздавшие на совещание не смогли свалить все на блокировку серверов Google.

«Сотрудники до сих пор с грустью вспоминают привычный Yaware»

Наша компания занимается оказанием текстовых и редакторских услуг. В штате на постоянной основе работает 17 человек, как правило из дома, на удаленке. Ребята получают задания по электронной почте, уточнения и обсуждения проводим при онлайн-созвонах, а также в чатах Telegram.

Так как работа у сотрудников сдельная (оплата за отработанное время), то в самом начале нашей деятельности мы приняли решение пользоваться Yaware Timetracker. Это программа, которая позволяет отслеживать количество фактически отработанного времени. Было удобно всем: мне, как руководителю, предоставлялся наглядный таймшит, а для команды это было неким стимулом работать плодотворней – до недавнего времени, пока Yaware не остановили свою деятельность для российских пользователей. Так мы пришли к отечественному аналогу CrocoTime.

Спустя три месяца использования уже можно подводить промежуточные итоги, о них и расскажу. Первое, что мы сделали – установили CrocoTime «standalone», что на мой взгляд является плюсом, так как данные хранятся внутри компании. Yaware работал в облачной версии и порой это вызывало некие технические заминки.

CrocoTime работает в режиме многозадачности и сам распределяет время на пользу/отвлечения. В Yaware же эти функции приходилось делать вручную – если нужно ответить на личные сообщения, то сначала сам ставишь программу на паузу. Если задач несколько, то нужно поставить на паузу одну задачу и запустить другую, а это очень отвлекает. В итоге, если забыл нажать кнопку – полезное время подсчитано некорректно.

У CrocoTime в отличии от Yaware нет функции, которая позволяет делать скриншоты монитора и фото с веб-камеры. Но меня это не расстроило, так физически не всегда удобно просматривать несколько десятков фотографий работы сотрудников ежедневно. Функции фотографии рабочего дня (наглядные графики и схемы отработанного времени) вполне достаточно.

CrocoTime vs Yaware: выводы Программы, несомненно, разные, отличаются по функционалу и интерфейсу, но цель у них одна – мониторинг рабочего времени, с которой они вполне справляются. Я довольна сменой программы и быстро адаптировалась, а вот некоторые мои сотрудники до сих пор с грустью вспоминают привычный Yaware. Это как с маркой авто – кто-то любит седан, а кому-то подходит только кроссовер. Лично я считаю, что смена ПО с зарубежного на отечественное кардинально не изменила рабочего процесса.

Ксения Егорова, Основатель и руководитель компании «Легкий текст»

Понимаем. Коллеги, не надо быть Шуриком Агапитовым из Xsolla, чтобы понять степень важности контроля собственных сотрудников. Конечно, вы вряд ли сможете узнать, не нанял ли вместо себя тимлид самого умного 11-классника из Гусь-Хрустального. Но отследить нарушения им рабочего графика, а также определить эффективность процессов боссы любой компании просто обязаны. Кстати, у продукта доступна облачная и локальная версии.

«Сервис для email-рассылки показался нам довольно простым»

Раньше для отправки email-рассылок наша компания использовала сервис Mailchimp, а после его блокировки перешла на отечественный аналог UniSender. Этот сервис нам показался довольно простым в использовании: его очень легко настроить под себя.

Удобно, что UniSender интегрируется с «‎Яндекс.Метрика»‎ – это нам помогает в привычном формате отслеживать эффективность наших рассылок. Мы сразу приобрели платный тариф на год, потому что бесплатная версия сервиса позволяет делать рассылку на совсем небольшую аудиторию – всего 100 контактов.

Ещё четыре месяца назад мы активно продвигались с помощью таргета в социальных сетях, которые сейчас оказались заблокированы. В настоящее время мы запускаем первые рекламные кампании «ВКонтакте» и на «Яндекс.Дзен». Пока работать в новых рекламных кабинетах немного непривычно, правила размещения объявлений постоянно меняются. Но даже с учётом всех трудностей мы уже видим первые результаты.

Роман Горбачёв, Директор и основатель брендингового агентства «Логомашина»

Предупреждаем. Коллеги, для рассылок действительно можно использовать сервис UniSender (sms и email). У ребят есть разные тарифы на любой кошелек. Редакция предупреждает, что рассылки нужны исключительно нормальным и адекватным сервисам, не используйте их, если вы из тех, кто пытается закликбейтить или тупо рассылает всем подряд нерелевантное сообщение. А если вы скамер, на рассылку которого жалуются подписчики на VC, то для вас в подземелье приготовлен отдельный котелок.

«Больше креативов в «ВК», чтобы добиться аналогичной конверсии»

Мы начали работу с конца января, когда можно было использовать все инструменты и платформы для продвижения. Но очень скоро пришлось перестроиться, сделав акцент на продвижении сообщества бренда «ВКонтакте». Рекламный кабинет «ВК» довольно понятен даже для новичков, а если возникают вопросы, команда поддержки подробно все разъясняет. Также к плюсам этой площадки отнесу удобную оплату, без НДС.

Но минусы тоже есть: запускать объявления на широкую аудиторию «ВКонтакте» мы не стали. В Facebook* отлично работал искусственный интеллект, который находил нужную аудиторию сам. В «ВК» пришлось детальнее сегментировать аудиторию и делать креативы для каждого сегмента, чтобы добиться аналогичной конверсии. Так как продукция Galan – это уходовая косметика для женщин, мы создали креативы для разных возрастов (с очень небольшим диапазоном) и с разными посылами.

* запрещённая в России соцсеть

Мария Литвинова, Маркетолог бренда натуральной косметики Galan

Бизнес-секретничаем. Еще в феврале мы беседовали в неформальной обстановке с топовыми маркетологами, которые говорили о возможной блокировке знаменитых сервисов. Да, наша реальность состоит из Дзена и VK, а некоторые соцсети становятся лишь историей партизанского маркетинга, но для продвижения товаров сойдет и «Бизнес ВКонтакте». Сервис позволяет не только настраивать рекламу сообщества, товаров или услуг, но и вести продажи непосредственно на площадке. В общем, аналогов пока все равно нет.

Говорят, сколько ветку не тряси - хоть одно яблочко да упадет. Мы осознаем, что аудитория VC.ru может обвинить нас в продакт-плейсменте, но не считаем это таковым. Мы не хотим участи Джордано Бруно и пожара в комментариях, но скажем одно - теперь мы сами себе Netflix, Spotify, Mailchimp, Zoom и, возможно, Pornhub.

Давайте обсудим в комментариях, каких сервисов нам не хватает сейчас, а что абсолютно точно вытеснило зарубежные аналоги. По каким приложениям будем скучать, а какие безнадежно удалим из своей жизни?

2424
75 комментариев

Комментарий недоступен

21
Ответить

А что им прикажете делать? Сворачивать работу?

1
Ответить

Их не останавливает писать/говорить, что они переходят по идеологическим причинам. Сейчас все такую телегу задвигать будут.

Ответить

Угу, ежей доедаем

Ответить

Раньше мы использовали для онлайн-встреч с видео и демонстрацией экрана сервис ZoomРаньше вы использовали скайп. А зум (массово) появился только пару лет назад и большинство начало юзать его тупо из-за хайпа. Собственно скайп никуда не делся.

8
Ответить

Как вам Skype?

Ответить

юзать его тупо из-за хайпа

Из-за удобства. Скайп еще то дермище и отказаться от него просто кайф

2
Ответить