«Европлан»: заберём - и точка. Часть 2: Паша «отжимает», ведущий менеджер Алексей помогает

В этой статье вы узнаете: о реальном негативном опыте нашей и других компаний по сотрудничеству с лизинговой компанией «Европлан»; лизинг по закону, это аренда или выкуп?; зачем и почему «Европлан» с 2022 года начал забирать предметы лизинга (спойлер: ранее такого не было), в цифрах; обзор судебной практики, в которой «Европлан» выступает ответчиком по аналогичным делам; о том, как сотрудники «Европлана» организуют работу так, чтобы забрать предмет и лишить клиента и уже оплаченных платежей, и права выкупа.

В первой части: «ловкость рук» и никакого предмета у вас нет» мы рассказали, как у нашей компании незаконно забрали предмет лизинга – автомобиль.

Краткий пересказ нашей истории:

1. В мае 2021 года взяли в лизинг в «Европлане» автомобиль;

2. В апреле — мае 2022 у нас возникли задержки оплаты;

3. Сотрудники «Европлана» предложили «поставить на стоянку на 15 дней и погасить задолженность, после чего обещали вернуть автомобиль»;

4. 17 мая 2022 года поставили авто на стоянку, 25 мая полностью оплатили задолженность и внесли следующий платёж;

5. Авто не вернули и лишили нас права получить сальдо взаиморасчетов, т. е. не вернули ранее оплаченные платежи (хотя обязаны).

К нам обратились такие же компании, которые пострадали от незаконных действий «Европлана», мы изучили судебную практику и разобрались в цифрах, для чего нужно «Европлану» незаконно и путём введения в заблуждение забирать предмет лизинга даже у тех, кто оплачивает лизинг. Расскажем в цифрах и фактах.

1. Зачем «Европлану» забирать предмет лизинга?

Напомним, что «Европлан» по договору лизинга имеет право изъять предмет лизинга в любой момент (без строгих формальных причин) по своему усмотрению (правила лизинга: https://europlan. ru/storagedfile/show/static/pravila-lizinga-trasportnyh-sredstv-080818).

Но есть разница, как забрать! Два варианта: первый – расторжение по инициативе Лизингодателя (односторонний отказ, расторжение) и второй – когда сам Лизингополучатель вернёт предмет лизинга и ещё откажется от любых выплат!

Не верите, что второй вариант может быть? Может!

Именно, для этого такие, как «Паша и Алексей» работают в «Европлане». О них чуть позже, пока о цифрах – зачем «Европлану» это нужно.

«Европлан», как и другие лизинговые компании, осуществляют деятельность по финансовой аренде (лизингу) и основной закон для них – это 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Но это закон «рамочный», в нём описано, что такое лизинг и всё, по большому счёту, в нём не конкретизирована ответственность сторон.

Что такое лизинг: лизингодатель – приобрёл и передал предмет лизинга лизингополучателю для того, чтобы лизингополучатель его выкупил, а не для того, чтобы дать попользоваться на время и потом забрать назад.

Внимание, это очень важно! Лизинг – это не аренда с правом выкупа, это финансовая деятельность лизингодателя в виде закупки и передачи лизингополучателю предмета лизинга, дальнейшему получению платежей и, тем самым, получению прибыли от этой финансовой деятельности!

Да, так гласит закон и так есть на самом деле, и так мы все, клиенты, понимаем лизинг: я взял в лизинг, чтобы выкупить, платя частями…

Но по нашему опыту, анализу аналогичных кейсов и в итоге оценочному суждению, «Европлан» явно так не «думает», а считает, что лизинг – это возможность и получить платежи за предмет лизинга (как можно больше от стоимости предмета), и потом изъять его, продать и получить ещё стоимость самого предмета лизинга! Бинго: получил, например, «двойную» стоимость предмета лизинга (например, автомобиля)…

Но на пути к такому варианту есть одно препятствие и называется оно «Постановление пленума ВАС от 14 марта 2014 г. N 17 «Об отдельных вопросах связанных с договором выкупного лизинга», (далее — Постановление ВАС), которое установило два важных момента:

— Пункт 3.1. Расторжение договора выкупного лизинга, в том числе по причине допущенной лизингополучателем просрочки уплаты лизинговых платежей, не должно влечь за собой получение лизингодателем таких благ, которые поставили бы его в лучшее имущественное положение, чем то, в котором он находился бы при выполнении лизингополучателем договора в соответствии с его условиями.

Переводя на понятный язык: при расторжении договора Лизингодатель имеет право получить только ту сумму, которую он подписал в договоре лизинга и не больше. Даже если часть оплачена лизингополучателем, потом он, например, не смог оплачивать, предмет лизинга изъяли и продали другим – всё равно лизингодатель должен получить только ту сумму, которую планировал.

А если получилось больше?

- То: «расторжение договора выкупного лизинга порождает необходимость соотнести взаимные предоставления сторон по договору, совершённые до момента его расторжения (сальдо встречных обязательств), и определить завершающую обязанность одной стороны в отношении другой согласно следующим правилам» и далее в п. 3.2. и 3.3. разъяснено, что имеется ввиду, а именно:

сразу на понятном языке: если после расторжения договора лизингополучатель не выкупил предмет лизинга, то лизингодатель обязан посчитать сумму уже внесённых платежей и стоимость возвращённого предмета лизинга и если она больше, чем предусмотрено договором лизинга, то эту разницу вернуть лизингополучателю. Верно и обратное: если меньше, то лизингополучатель обязан доплатить. Но это не наш случай.

Теперь на цифрах и предметах:

- Мы взяли весной 2021 года в лизинг в «Европлане» авто стоимостью «в салоне» 1,7 млн. руб.

- Всего по договору лизинга мы обязаны выплатить около 2,4 млн. руб. (1,7 стоимость авто +%)

- До июня 2022 года мы оплатили «Европлану» более 1,0 млн. руб.

- Если договор расторгается по инициативе лизингодателя, то по договору «Европлан» обязан выплатить разницу: 2,4 – (1,0 + стоимость на момент возврата) =?

Вот здесь и начинается самое интересное!

Остаточная стоимость авто какая? С учётом того, что должна приниматься рыночная стоимость на момент возврата, то грубо минус 20 — 30%. Это около 1,4 — 1,2 млн. руб. По закону она утверждается по независимой оценке, возьмем по максимуму – 1,4 млн. руб. Тогда: 2,4 – (1,0 + 1,4) = 0 – никакой «выгоды» нет, и если сложилась такая ситуация, что лизингополучатель не может оплачивать, то возврат авто и его продажа – это крайняя мера, лизингодатель в этом не заинтересован!

Но что у нас произошло в феврале – марте 2022 года?

Правильно! Резкое повышение цен на автомобили, как на первичном рынке, так и на вторичном. И на текущий момент «отобранный» у нас предмет лизинга (Ниссан Кашкай 21 года с пробегом до 20 000 км) стоит примерно: от 2,3 млн. руб. и до 3 млн. руб. Кстати, сам «Европлан» их и продаёт у себя в салоне в Москве, у них есть салон по продаже б/у – там же «забирают» автомобиль, там же и продают:

Автосалон Европлана в Москве и размещенные там цены на бу автомобили
Автосалон Европлана в Москве и размещенные там цены на бу автомобили
«Европлан»: заберём - и точка. Часть 2: Паша «отжимает», ведущий менеджер Алексей помогает

Итого, если бы "Европлан" расторг договор по инициативе лизингодателя, то он обязан был бы выплатить нам разницу: 2,4 – (1,0 + 2,5) = 1,1 млн. руб. – это и есть сальдо встречных обязательств, указанное в Постановлении ВАС.

Теперь ещё раз, внимание! Если лизингодатель расторг договор по своей инициативе, то при текущем уровне цен, он однозначно вынужден будет оплатить существенную разницу! Если в прошлом году, из-за стабильного уровня цен - расторг и не выплатил ничего, то сейчас из-за существенного роста цены лизингодатель при продаже б/у автомобиля получает от продажи бу автомобиля 2,5 млн. руб. и более (т. е. больше, чем предусмотрено договором лизинга, который был заключён в 2021 году) + уже получил ранее внесённые платежи от лизингополучателя, от нас, в размере 1,0 млн.руб.!

И, очевидно, что деятельность по «честному» лизингу становится "смешной" в плане доходности по сравнению с лизингом «от Европлана в 2022 году», а именно: дать в лизинг, принять как можно больше платежей, изъять и продать без возврата сальдо встречных обязательств, т.к. в этом случае:

«Европлан» может получить полторы или даже две цены (нам известны случаи, когда «Европлан» изымал таким же способом уже на последнем платеже!) при такой схеме работы.

2. Судебная практика «Европлана» и факты

Когда мы пришли к таким грустным выводам, то отнеслись к этому самокритично и подумали: а возможно, нам «показалось»? Может, действительно, мы такие «плохие», задержали один месяц оплаты на срок более, чем предусмотрено договором, и так и «должно быть»? Может, остальные лизингополучатели не допускают такого?

И мы решили проанализировать судебную практику за 2022 год и за предыдущие годы. Ведь если подобные действия, а именно изъятие предмета лизинга без выплаты сальдо взаиморасчетов, были и раньше, и кто-то возмущённый подавал иски в суд и суды рассмотрели данные иски, признавая это законным, то может, так и должно быть? А мы тут «права качаем попусту»…

Два дня по открытым источникам — сайту арбитражного суда РФ, анализировали дела с участием «Европлана» за 2022 год и за предыдущий 2021 год и увидели следующую ситуацию:

За 2021 год и ранее есть множество исков, но «Европлан» истец – т. е. истребует что-то. Чаще всего – задолженность по лизингу, реже истребует возврат предмета лизинга, судятся со страховыми, поставщиками автомобилей (например, «Европлан» оплатил автомобиль, но продавец так его и не поставил – такое тоже было) и прочими случаями…

Но! Единичные случаи или вообще нет исков, когда «Европлан» ответчик, и лизингополучатель оспаривает изъятие, расторжение договора, требует возврат предмета лизинга и/или существенную денежную сумму как неосновательное обогащение (как раз тот случай, когда «Европлан» не выплатил сальдо взаиморасчётов).

Смотрим 2022 год и вуаля! Только за пару месяцев (май–июнь) 19 исков! И все с «нашей» тематикой:

Реестр исков к Европлан за май-июнь 2022 года
Реестр исков к Европлан за май-июнь 2022 года

Комментарии излишни. Очевидно, что данные действия носят системный характер, и не мы «одни такие»…

3. Как «Европлан» «отжимает» автомобили, чтобы лизингополучатель не мог востребовать сальдо взаимных расчётов

В продолжение первой части нашей истории. Мы, так и не дождавшись ответа на четыре официальных письма и досудебную претензию, решили лично посетить «Европлан» и 17 июня 2022 приехали к ним «в гости» — они, впрочем, приглашали, вот мы и приехали.

На 17 июня прошло уже 16 дней с даты, как закончился срок «15-дневной стоянки», которая началась 17 мая. Т. е. всего прошел месяц с того момента, как поставили наше авто на стоянку.

Напомню, что поставили на стоянку авто 17 мая, а 25 мая мы полностью оплатили задолженность и внесли следующий текущий лизинговый платёж. И вот до 17 июня нам авто не вернули. Предлагали подписать дополнительно договор поручительства – мы и на это согласились:

«Европлан»: заберём - и точка. Часть 2: Паша «отжимает», ведущий менеджер Алексей помогает

Но как и ранее ответа не получили — только опять и опять предложение «приехать. поговорить в офисе».

Вот мы и приехали к ним, чтобы забрать авто и подписать все документы.

Мы нашли своё авто на стоянке, но подписать документы и вернуть авто не получилось, а получилось вызвать полицию и написать заявление.

«Европлан»: заберём - и точка. Часть 2: Паша «отжимает», ведущий менеджер Алексей помогает

Но об этом будет в третьей части…

Вернёмся, к тому, как работники «Европлана» сделали так, чтобы и забрать машину, и подписать документ по которому мы отказываемся от выплат.

Действующие лица:

- Сойнов Павел Сергеевич, его должность звучит так «эксперт по мониторингу (Группа менеджеров управления по работе с портфельными активами — 2)». Данный специалист требовал поставить автомобиль на их стоянку с целью предоставления нам 15 дополнительных дней, в течение которых мы погасим все задолженности. После этого обещает вернуть машину назад. Это подтверждено перепиской и у нас сохранилось. Поскольку у Павла был характерный для коллекторов стиль общения и работы, мы назвали его «Паша – коллектор»;

- Мы беспокоимся, действительно ли все пойдёт так, и обращаемся к нашему клиентскому менеджеру – Алексею. Он работал с нами с момента заключения договора и вызывал оооооочень приятные чувства и впечатления. Алексей Валерьевич Маслов, ведущий менеджер по работе с клиентами компании «Европлан». Алексей сразу нас «повёл вперед»: на все наши вопросы он заверил, что компания «Европлан» ценит клиентов и готова пойти навстречу, что им неинтересно изымать предмет лизинга и его продавать, поэтому они настроены на то, чтобы восстановить отношения, и всю работу в этой ситуации будут вести по условиям договора без каких-либо подвохов, скрытых условий и неожиданностей, которые не будут согласованы с нами и после постановки автомобиля на стоянку и оплате задолженности, они сразу его вернут;

- В момент, когда мы передаем «Паше – коллектору» машину на стоянку, нам дают подписать «акт приёма-передачи», по которому визуально читается, что лизингополучатель передал машину лизингодателю на стоянку, но как выяснилось позже — главное написано ниже и мелким текстом… Всё это происходит на улице, вечером, «Паша-коллектор» и ещё один незнакомый человек ходят вокруг машины, торопят, уверяют, что всё «как договорились, не надо беспокоиться, как оплатите — машину заберёте»;

- Напомню, 17 мая поставили на стоянку – 25 мая оплатили всю задолженность. Под предлогом проведения финанализа (имеют право по договору лизинга) начинают тянуть время, сообщают, что после финанализа отдадут машину. Ждём, звоним, пишем, ждём…

- Даём юристу прочитать тот самый акт о передаче от 17 мая, и он сообщает, что в отдельных пунктах написано, что данный акт приёма-передачи является и договором расторжения по инициативе лизингополучателя, то есть нас, и что мы отказываемся от всяких дальнейших претензий по возмещению сальдо взаимных расчётов, если лизингодатель продаст это авто. Становится грустно…

- Когда поняли, о чём документ, сразу 25 мая, пишем в личном кабинете «Европлана«, всем менеджерам »Европлана» кто высветился в Вотсапе, что не признаём данный акт как подписанный, аннулируем подпись и требуем привести документы в соответствие и вернуть автомобиль. В ответ – тишина…

- Ведущий менеджер Алексей «ведёт» нас вперед и неоднократно доверительно сообщает, что «проведём финанализ» и вернём автомобиль, не беспокойтесь! Поскольку Алексей действительно вызывает доверие, то ждём…;

- В начале июня истекает 15-дневный срок постановки на временную стоянку, уже должны вернуть автомобиль! Звоним, пишем, требуем – в ответ опять успокоение Алексея: «потребовалось дополнительное время и т. п.»…

И ведь не соврал Алексей! В 99% случаев они наверное и возвращают...
И ведь не соврал Алексей! В 99% случаев они наверное и возвращают...

- За период с 3 по 17 июня отправили им 3 официальных письма по электронной почте с дублированием через личный кабинет в самом «Европлане» и одну претензию почтой РФ, и по ватсапу всем кто имеет в название «Европлан» – НИ НА ОДНО письмо ответа не поступило даже по телефону);

«Европлан»: заберём - и точка. Часть 2: Паша «отжимает», ведущий менеджер Алексей помогает
«Европлан»: заберём - и точка. Часть 2: Паша «отжимает», ведущий менеджер Алексей помогает

- Финал: 17 июня после нашего визита к ним в автосалон, в 18-00 часов присылают по электронной почте письмо, в котором заявляют, что ранее подписанный акт от 17.05.2022 они считают действительным и Предмет лизинга был возвращён Лизингодателю добровольно на основании подписанного между сторонами Акта приёма-передачи имущества от 17.05.2022 года. и из п. 4 данного Акта следует, что он одновременно является соглашением о расторжении Договора лизинга по инициативе Лизингополучателя, что по данному акту мы были обязаны за 15 дней выкупить остаточную стоимость и этого не произошло. Таким образом, мы теряем и автомобиль, и все ранее внесённые платежи, и сальдо взаимных расчетов.

Продолжение следует…

Для нас во всей этой истории важным является не утрата автомобиля (а точнее – теперь необходимость многочисленных судов и исков с нашей стороны, чтобы восстановить ущерб), а обман, который был произведён со стороны работников «Европлана». Мы искренне и по-деловому открыто вели с ними переговоры по погашению нашей задолженности, она была до смешного небольшая, мы её погасили за неделю!

Со тороны «Европлана» работники: Алексей Маслов, Павел Сойнов, Виталий Исаев и еще многие другие (имена будут позже) преднамеренно и целенаправленно провернули эту схему. И, как видно, это у них система, возможно, вызванная установками и задачами руководства сверху?

Выгодная ситуация: цены на б/у автомобили выросли так, что стали выше новых в прошлом году, а договора прошлого года вот они – изымай, лишай возможности на сальдо взаимных расчётов и вот, пожалуйста – «Европлан» получает «двойную» цену за автомобиль.

«Рынок, конечно, порешает» …

Но мы очень активно поможем этому, чтобы компания "Европлан" получила "обратную связь" от рынка в виде клиентов, которые больше не попадутся на такой обман, а те кто уже попал вместе восстановили свои права и компенсировали ущерб !

Приглашаем других «пострадавших» от действий «Европлана» связаться с нами по почте info@m1f. ru, для совместных действий. Даже если у вас уже забрали машину по такой схеме – пишите, в данном случае количество приведет к качеству!

55
10 комментариев

В реестре исков под 10 номером указана компания Грин Хаус. Так вот у меня знакомый оттуда, из Краснодара. Помимо этого арбитражного дела они сейчас уголовку шьют краснодарскому коллеге московского «Паши-коллектора». Ну и сотрудничков набрал себе Европлан))) не тяните, заряжайте коллективный иск на мошенничество да и всё! Виновные должны быть наказаны. А вам удачи!

2
Ответить

Да, мы уже знакомы с данной компанией - сотрудничаем.
Схема действительно "криминальная" по сути, надо доказывать и привлекать. Мы уже начали)

1
Ответить

О чем речь коллеги? Говорите А, но не говорите Б.. такая же наверное ситуация и у вас, а именно неоднкратеые не платежи о которых вы умалчиваете в своей статье.. а вообще надо сто раз подумать прежде чем брать что то под %..

Из решения суда по Грин Хаус:

Таким образом, поскольку совершенный ПАО «ЛК «ЕВРОПЛАН» односторонний отказ от исполнения договора соответствует условиям договора лизинга и положениям действующего законодательства, суд полагает, что отсутствуют основания для признания одностороннего отказа от договора финансовой аренды (лизинга) № 2435804-ФЛ/НВР-20 от 21.08.2020 недействительным. В совокупности изложенных обстоятельств, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Ответить

Европлан то еще гнильё. Прочитала столько отзывов «положительных» о них в интернете, что не понимаю, как такое жульё еще не за решёткой сидит..

1
Ответить

Как оказалось да - крайне негативная деловая этика, которая граничит с преступлением.
Будем разбираться, освещать, подключать другие компании, кто пострадал от действий Европлана и вместе выдвигать заявления и иски.
Наша цель показать систему которую выстроил Европлан, т.о. мы сможем доказать, что такие случаи это не частность, а преднамеренная практика.

2
Ответить

На уровне ВС практика устоялась. Достаточно обратиться в суд за взысканием сальдо. Это будет лучшим решением проблемы, нежели рассуждать об уголовке.

Ответить

Сегодня по такой же схеме нам написал Павел Сойнов , чтобы мы вернули автомобиль. Прочитала статью , сижу и думаю как быть. Может кто то поможет?

Ответить