Рассчитать бюджет на разработку электронного курса

Руководитель отдела корпоративного обучения компании iSpring Светлана Ильина — о том, на чём можно сэкономить и как не выйти за рамки бюджета.

Рассчитать бюджет на разработку электронного курса

Мировой рынок онлайн-образования (elearning) превысил оценку в $275 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $325 млрд — и это консервативный прогноз. Дистанционно сотрудников обучают практически все крупнейшие компании мира. Среди них Honeywell, Johnson&Johnson, Sony, Adidas.

Основной формат учебных материалов в elearning — это электронные курсы. Одни компании создают их сами, другие заказывают у сторонних разработчиков. В последнем случае у новичков часто возникает вопрос — какую сумму на курс заложить в бюджет? Когда мы только запускали дистанционное обучение в компании, такой же вопрос встал у нас.

Электронный курс может стоит 50 тысяч рублей или несколько миллионов. Чем сложнее проект, тем дороже разработка.

Прежде всего, при расчёте потратьте время на понимание задачи. Точный бюджет электронного курса нельзя рассчитать с ходу. Для этого на старте недостаточно информации.

Что важно учесть в самом начале

  • Кто аудитория курса? Это влияет на проработку материала и акценты. Писать для новичков или опытных? Что эти люди уже знают? Что для них будет новым?
  • Почему им должно быть интересно пройти курс? Какие проблемы у них есть, как они сейчас их решают?
  • В чем цель курса и его полезное действие? Чему люди должны научиться? Как это поможет им работать лучше? Как это влияет на бизнес компании в целом?
  • Как мы поймём, что эти цели выполнены? Что и как мы будем измерять? К примеру, мы обучили новичков в sales-отделе технике продаж. Как мы поймём, что менеджеры стали продавать больше именно после этого курса?

Ответы помогут определить, нужны ли в курсе интерактив и практические задания, геймификация, видеоролики, озвучка — всё, что требует времени и денег. Прояснив задачу, легче определиться с необходимыми ресурсами и типом курса.

Электронные курсы обычно делят на три типа

  1. Информационные курсы. Это классические слайдовые курсы, основная цель которых — проинформировать сотрудников. Такой тип материала подойдёт, если рассказать о новом продукте компании или обновлённом регламенте. Интерактивные игры и диалоговые тренажёры здесь не нужны. Важны лишь текст и оформление.
  2. Мотивационные курсы. Основная цель — побудить сотрудников изменить подход к работе или отношение к чему-либо. Например, персонал не соблюдает правила пожарной безопасности на рабочем месте, а должен. В таком курсе теория органично переплетена с практикой. Нужно использовать игры, тесты, диалоги.
  3. Тренинговый курс. Основная цель — обучить новому навыку. В таком курсе минимум теории, больше кейсов и практики: тесты, интерактивные игры по теме. Большой плюс, если курс будет пронизан историей с чёткой сюжетной линией. Это усилит интерес к обучению.

После выбора типа курса становится ясен масштаб работы. Теперь можно приступить к расчётам. Если проектом займётся внутренний разработчик компании, стоимость курса считаем по формуле

Считайте бюджет онлайн-курса по этой формуле
Считайте бюджет онлайн-курса по этой формуле

Однако если проект сложный или горит дедлайн, приходится обращаться за помощью к подрядчикам. Ниже я расскажу, что заложить в бюджет при заказе курса у частных разработчиков и сориентирую по ценам на их услуги. В качестве «навигатора» буду использовать данные tagline.ru — одного из ведущих рейтинговых агентств digital-рынка, где указаны рыночные гонорары специалистов в сфере дизайна, программирования и управления проектами.

Стоимость онлайн-курса складывается из четырёх блоков: сценарий, дизайн, вёрстка и тестирование. Давайте подробно разберём каждый.

Сценарий — от 30 тысяч рублей

Тщательная проработка сценария нужна в мотивационных и тренинговых курсах — через историю проще раскрыть сложную тему и пробудить интерес к обучению.

Сценарий лишний, если ваша задача — быстро донести информацию, например, рассказать менеджерам по продажам о новом продукте, который компания выпускает на рынок. Например, в курсе про наушники Marshall разработчикам компании Kcell нужно было лишь собрать информацию о функциональных особенностях каждой модели. Персонаж и резкие сюжетные повороты здесь не нужны.

В elearning сценарий, как правило, пишет методолог — специалист по разработке учебных программ. Помимо сюжета он закладывает в основу принципы обучения и педагогического дизайна. Ведь история в электронном курсе должна не только захватывать, но и просвещать.

Примером может стать курс «Готовим омлет» — учебный материал одной московской сети кафе. Здесь учтены все элементы сценария: сюжет, конфликт, главный герой, действующие лица.

Час работы профессионального методолога стоит в среднем 1490 рублей. Простой сценарий с главным героем и линейным сюжетом пишут за два дня. То есть за работу придётся отдать 25-30 тысяч рублей. Чем сложнее задача, тем больше чек.

Обязательно заложите сверху несколько дополнительных часов на редактуру и правки текста. После вычитки сценария появляются идеи, что улучшить или добавить.

Как сэкономить на сценарии

Напишите сценарий самостоятельно или хотя бы соберите нужный материал по теме курса. Чем меньше методолог потратит времени на исследование, интервью с предметными экспертами и сценарий, тем больше вы сэкономите.

Пригодится всё, что сразу можно взять в работу без дополнительной редактуры: к примеру, презентации, статьи и видеоролики. Сложные регламенты и руководства тоже помогут, но их придётся перерабатывать. Поэтому вам вряд ли сделают скидку.

Дизайн — от 30 тысяч рублей

Час работы дизайнера-фрилансера стоит в среднем 1770 рублей. Простое оформление слайда под брендбук компании — текст, картинки и инфографика — займёт около пяти часов.

Отрисовка каждого персонажа и локации потребует от трёх до пяти дней и обойдётся в 10-15 тысяч рублей, а то и больше. Всё зависит от стиля иллюстраций. Потому дорогостоящий дизайн, как правило, заказывают для имиджевых материалов, призванных сформировать нужное мнение о компании, к примеру, для вводного курса.

Вводный курс издательства «Альпина»

Как сэкономить на дизайне

В интернете много шаблонов, которые можно взять в работу. Так, например, крутые дизайнеры бесплатно делятся работами на Dribbble и Behance.

Если вы работаете в редакторах iSpring Suite и Articulate Storyline, здесь есть встроенная библиотека контента, для которой профессиональные дизайнеры создали более тысячи тем, персонажей, картинок, фотографий, иконок, кнопок. Курс можно собрать из готовых блоков, как конструктор, — остаётся лишь добавить текст на слайды. К примеру, в коллекции iSpring Suite 50 тысяч заготовок.

Вёрстка — от 10 тысяч рублей

В большинстве случаев дизайнеры сами оформляют слайды курса, а не просто отправляют заказчику коллекцию отрисованных картинок. На этом этапе верстальщику остаётся настроить навигацию, добавить кнопки переходов, интерактивное меню и практические задания — тесты, обучающие игры, диалоговые тренажёры.

Час программиста-верстальщика стоит в среднем 1920 рублей. Простой курс по продуктовой линейке компании с тестом на 20-25 вопросов в конце можно собрать за пять часов.

Если нужна сложная бизнес-симуляция, имитирующая работу с компьютерной программой:

...диалоговые тренажёры, которые помогут сотрудникам отработать скрипт:

...или интерактивная игра с разными уровнями сложности, персонажами и наградами, то на это понадобится гораздо больше времени.

Курс учит кадровых администраторов «М.Видео» заполнять трудовые книжки

К примеру, работа над проектом «М.Видео», по словам авторов, заняла три месяца.

Как сэкономить на вёрстке курса

Закажите у фрилансеров разработку универсального шаблона и делайте следующие курсы на его основе. Это поможет существенно сэкономить и выдержать все учебные материалы в едином стиле.

Тестирование — от 20 тысяч рублей

Тестирование или пилотный запуск онлайн-курса — это генеральная репетиция перед большим стартом. Вместо того чтобы сразу начинать обучение, вы тестируете курс на маленькой группе сотрудников, которая даст обратную связь, отыщет ошибки и поможет улучшить курс. Для этого обычно «тестировщики» после обучения заполняют анкету, которая состоит из пяти критериев.

  1. Рекомендации по улучшению курса. Удобен ли курс для изучения, понятна ли вся информация? Что нужно дополнить? Есть ли ошибки и опечатки?
  2. Как курс пригодится в работе. Чем вы научились после прохождения курса? Какие материалы курса помогут вам в работе и как именно?
  3. Иллюстрации и фотографии. Помогают ли иллюстрации и фотографии быстрее понять предмет?
  4. Структура. Насколько последовательно и логично подаётся информация? Есть ли ошибки и неточности?
  5. Практические задания. Работает ли обратная связь в тренажёрах, насколько реалистичны задания, есть ли очень сложные вопросы.

Деньги вы закладываете не на само тестирование, а на исправление багов, которые могут возникнуть. Это страховка, которая может и не понадобиться, но очень важно, чтобы она была.

Дополнительные расходы

Это статьи расходов, которые могут возникнуть, если вы решите добавить в электронный курс больше интерактива.

Дикторская озвучка — от 600 рублей за минуту

Озвучка делает курс более живым и естественным, помогает быстрее вникнуть в суть и не упустить ничего важного. С её помощью можно «разгрузить» слайды, переведя часть текста в аудиоформат. Услуги профессионального диктора стоят от 600 до 2000 рублей за минуту готового текста. Сэкономить можно, если начитать текст самому и обработать в аудиоредакторе.

Видеосъёмка — от 3500 рублей

Видео сделает обучение максимально наглядным. С его помощью легче объяснить сложные процессы, например, ремонт автомобиля или принцип работы в компьютерной программе.

В Москве профессиональный оператор в среднем берёт за час работы от 1800 рублей. В конце вы получаете исходники — отснятый видеоматериал в формате Full HD или 4K. Видео нужно смонтировать, наложить анимированные эффекты. В Москве услуги монтажёра стартуют от 1500 рублей за час.

Моушн-дизайн — от 18 тысяч рублей

Моушн-дизайн (Motion Design) — создание анимационной графики и спецэффектов для видео. Анимационная графика использует сразу три канала информации: изображение, текст и звук. Потому зритель лучше усваивает данные.

С помощью моушн-графики можно легко и доступно разъяснять сложные идеи

Чаще всего моушн-графику используют в дорогих продуктовых и вводных курсах. Одна минута готовой анимации стоит 18 тысяч рублей и выше.

В дополнительные расходы также можно добавить фотосъёмку или перевод текста на иностранный язык. Главное, чтобы все опции помогли достигнуть учебной цели. Иначе зачем тратить деньги? Планируйте бюджет после того, как тщательно изучите задачи будущего курса. Только это помогает избежать лишних трат.

3838
12 комментариев

Не ведитесь на эти цены. Пишут, что стоимость съемки от 3500р. Стоимость анимации от 18000тр. Минимальная стоимость оператор на съемку 6000-7000 рублей. Нормальный оператор даже не встанет за такие деньги. Смена 8000-12000р. Монтаж, примерно так же, плюс сопутствующие расходы.

Сценарий пишется за два дня? Напишите мне пожалуйста! Ну хотя бы за 5. Нормальный сценарий пишется от 2х недель!!

1
Ответить

А вы про какой сценарий говорите? Мне сделали сценарий к электронному курсу за три дня. Но сам курс получился за 9 минут. Так что автор в рынке. Он же пишет про минимум. А понятие "нормальный" у всех разное. Кому-то и сценарий "Начала" бестолковым покажется.

1
Ответить

Это курс по созданию курсов, я его прочитал, могу ли я уже делать курсы?

1
Ответить

Если у курса нет проверочных заданий, то это не курс. )

2
Ответить

"Час работы дизайнера-фрилансера стоит в среднем 1770 рублей" - держите в курсе...

Ответить

это еще бюджетно, стоит учитывать, что это коммерческий час - с этой суммы и налоги, и амортизация и куча всего еще.

Ответить

Хороший материал. Спасибо, что все разложили по полочкам!

Ответить